- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад на тему: технология формирования типа правильной читательской деятельности в начальной школе
Доклад на тему: технология формирования типа правильной читательской деятельности в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юдина Е.Н. |
Дата | 03.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок в Образовательной системе «Школа 2100» предполагает использование определенных образовательных технологий.
Под технологией мы понимаем системную совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.
-технология проблемно-диалогического обучения, которая используется на этапе открытия новых знаний(предполагает ее применение прежде всего на уроках русского языка, математики, истории, окружающего мира) позволяет ученикам добывать знания, а не получать их в готовом виде
-технология оценивания образовательных достижений учащихся
Что оценивать, кто оценивает, когда оценивать, где фиксировать результаты, по каким критериям оценивать
-проектная технология
-информационные и коммуникационные технологии (ИКТ
-общепредметная технология- формирование типа правильной читательской деятельности
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
(Бунеева, Чиндилова)
В образовательной системе 2100 реализуется эта технология.
К сожалению, на уроках в начальной школе, мы часто встречаемся с объяснительным чтением, когда работа с текстом сводится к бесконечной беседе, к пережевыванию. Отсюда скука на уроке, нелюбовь к чтению .Даже ели ребенок и любит читать, его развитие как читателя происходит не благодаря урокам чтения, а вопреки им.
Литературное чтение предполагает:
1) обязательная опора на литературоведение(круг понятий из области теории литературы дети на практическом уровне усваивают через рабочие тетради)
2)введение х.п. в литературно-исторический контекст ( в 1-3 класах это обсуждение имени автора до чтения, беседа о его личности и рассказ учителя о писателе после чтения; в 4 классе- самостоятельная работа с дополнительной информацией)
3) установление связей с жизненным опытом ребенка
4) анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом
Что такое анализ текста?
Главная задача учителя-помочь ребенку увидеть в тексте автора, вычитать его отношение к героям. Авторы обращают особенное внимание не на привычные приемы анализа, а на комментированное чтение и диалог с автором через текст-это наиболее короткий и доступный путь к автору, но недостаточно освоенный современной школой
Первый этап технологии- работа с текстом до чтения- завершается постановкой цели:
«Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения»
Уже к концу 1 класса ребенок овладевает элементами самостоятельного диалога с автором.
Второй этап- работа с текстом во время чтения: после того как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания( медленного чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором
Диалог с автором- это естественная беседа с автором через текст
Как учить детей вести диалог с автором?авторы советуют учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:
- необходимо учить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.
Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке…
( в скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?)
И вот в этой трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Куда же он попал?
(прямой вопрос автора, в том числе к читателю)
-включать творческое воображение уч-ся: по слову. Детали, чем может закончится этот эпизод, что случится дальше
-научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения (ответы на которые содержатся в тексте, но не в явной, а в скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Почему именно так?)
-помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения
При переходе от совместного чтения обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте ( в конце предложений) сигналы
В- вопрос(найди, задай). О- ответь на вопрос, П- проверь точность своих предположений именно в этом месте, З-зеркало. Включи воображение, не торопись читать. Загляни в волшебное зеркало.
Авторы учебников по литературному чтению ввели подобные сигналы в ряд текстов учебников для 1, 2, 3 классов.
Авторы промаркировали тексты в учебниках с помощью специального значка «Веди диалог с автором» показали. Какие тексты пригодны для использования этого приема анализа.
Что такое комментированное чтение?
К.ч. преимущественно используется во время перечитывания текста.
Далеко не каждый текст требует подробного комментария; очень трудно описать процесс комментированного чтения, и поэтому авторы обозначили с помощью вопросов те места, которые требуют комментария. Образцы комментированного чтения предложены учащимся и учителю в тетради по литературному чтению.
Обращается особое внимание на то, как правильно прервать ребенка во время чтения, рекомендуются следующие способы:
-рефрен, повтор слова или словосочетания вслед за ребенком, за которым следует комментарий
-включение воображения детей Представьте себе.., Увидели? Представили?
-избегать таких слов Стоп! Достаточно! Хватит! Остановись здесь!
Задаем вопрос, который максимально свернут, сжат Догадались почему? Почему именно?
Авторы технологии рассказывают, какими могут быть ответы учащихся на уроках чтения и литературы?
Ответы могут быть разными: краткими и развернутыми. В ходе комментированного чтения они должны быть краткими и односложными.
А вот в ходе беседы полнота ответов определяется характером вопросов.
Неполными предложениями дети отвечают, как правило, на актуальные вопросы учителя (Куда? С кем? Когда?)
В методике есть такой прием, как использование повествовательного эквивалента. Нацеливающий ученика на полный, развернутый ответ.
Повеств. Эквивалент-это глагол в повелительном наклонении, дающий установку на объем оввета: расскажите, объясните, обоснуйте, сравните, найдите…
Сравните, например, вопросы: Очем беседовали ребята? И Расскажите, о чем беседовали ребята.
Третий этап технологи- работа с текстом после чтения
-повторно обращаемся к заглавию и иллюстрации
-беседа об авторе (дети рассказывают то, что узнали из прочитанного текста), рассказ учителя об авторе, например, какой-то яркий эпизод
-выполнение творческих заданий. Здесь предполагается самостоятельность ребенка при его выполнении ( самостоятельно составьте план, индивидуально, в группах, в парах.
методика предлагает учителю богатый выбор заданий: рассказ о герое, событии, выборочный и краткий пересказ, постановка контрольных вопросов к тексту, контрольные вопросы учителя, чтение по ролям, инсценирование, творческий пересказ от лица героев, детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, музыкантам- подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка -подготовить устное словесное рисование.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности
1этап технологии - работа с текстом до чтения
-дети самостоятельно читают ключевые слова и словосочетания, которые выделены учителем и записаны на доске
- чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. Дети высказывают свои предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения
.
2 этап технологии - работа с текстом во время чтения
Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведет «диалог с автором», включая в него детей; использует прием комментированного чтения.
3 этап технологии - работа с текстом после чтения
-обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.
-возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания
-творческие задания