Урок по окружающему миру на тему Тундра 4класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

муниципального образования город Нягань

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

____________________________________________________________________________________________________________________





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

«Тундра»

4 класс







Автор: Мирзаянова А.Ф.

учитель начальных классов





г.Нягань

2016

Технологическая карта урока Тема урока: «Тундра» Место и роль урока, занятия в изучаемой теме: 4 класс, 1 четверть, окружающий мир, программа «Школа России», автор программы и учебника Плешаков А.А., урок открытия новых знаний.

Образовательные ресурсы: учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. 1 часть. Стр.84; рабочая тетрадь: Окружающий мир. 4класс. 1часть. Стр.92.

  • Карта урока

  • Карточки с заданиями, тест, загадки

  • Фонограмма «Климатические условия зоны тундры»

  • Презентация урока


Цель урока: формирование у учащихся представление о природной зоне тундры. Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить с географическим положением зоны тундры, климатом, животным и растительным миром, ролью человека в зоне тундры;

  • продолжать развивать умение работать с картой, учебником.

Развивающие:

  • продолжить работу по формированию навыков анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей на примере взаимосвязей в природе;

  • умение работать с источниками информации.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное, чуткое отношение к природе

Формы, методы, технологии обучения: практическая работа, групповая и индивидуальная работа, дидактическая игра, игровая технология, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникационная технология, проблемно-диалогическая технология. Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • Знать географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.

  • Уметь работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.

Личностные:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Методы и приёмы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий:

П - познавательные

К - коммуникативные

Р - регулятивные

Л - личностные

1.Мотивация

(самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.

- Сегодняшний урок окружающего мира будет насыщенным, и, надеюсь, интересным. Поэтому прошу вас быть максимально собранными, наблюдательными и внимательными

Мотивация учащихся к учебной деятельности, проверка готовности к уроку

Проблемно-диалогическая технология.

Фронтальная

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

К - коммуникативные

Включение в учебный процесс

Л - личностные определять и высказывать самые простые общие для всех правила поведения на уроке. Подготовка рабочего места.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: подготовить и мотивировать учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия.

-Выполните тест на листках, проверьте друг у друга, оцените работу.

слайд 2-7

Тест «Зона арктических пустынь» в приложении



Какая же тема урока?...

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать!

Слайд 8-9 Активизировать мыслительные операции, внимание, память, стимулировать к активной работе.




















Формирование интереса к новой теме


Демонстрация кроссворда на слайде

ИКТ



Групповая работа,

дидактическая игра




индивидуальная и парная работа



Беседа

Наглядно-демонстрационный метод

Учащиеся выполняют тест «Зона арктических пустынь» на листках, затем выполняют взаимопроверку и выставляют т отметки в лист самооценки.

Ответы:

1.на островах Северного Ледовитого океана.

2.полярная ночь

3.водоросли-рачки-рыбы-тюлени-белые медведи

4. лишайники, мхи, полярные маки

5. запрещена охота на редких животных

Ответы детей

Отвечают на вопросы кроссворда

Ключевое слово: тундра

Вопросы и ответы к кроссворду:

1.Короткое название ледяной зоны. (Арктика)

2. Птица с необычным красным клювом (тупик)

3. Название острова, на котором

расположен заповедник

(Врангеля)

4. Арктика - царство снега и … (льда)

5. Растения, живущие в толще воды (водоросли)

6. Вид рыбы, обитающий в северных морях (сайка)

К - коммуникативные

сотрудничать с одноклассниками при выполнении теста; осуществлять взаимопроверку. Р - регулятивные Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.













Познавательные:

- сопоставлять информацию, представленную в виде кроссворда, обобщать её и использовать при выполнении заданий. -осуществлять поиск информации.

Коммуникативные:

-учитывать мнение одноклассников, обосновывать своё решение

3.Постановка учебной задачи и построение проекта выхода из затруднения.

Цель: Организовать выявление места (где?) и причины (почему ? ) затруднения.

Сформулируйте тему урока?

- Какова цель урока?

- План ваших действий?

Слайд 10-11

-Для этого мы отправляемся в экспедицию.


Карта урока в приложении

Организовать работу по активизации мыслительных операций в процессе построения плана урока. Помочь сформулировать цель и план изучения темы

Проблемно-диалогическая технология

Фронтальная, групповая, беседа.

Тема урока- «Тундра»

Цель урока: познакомиться с природной зоной тундры

План работы:

1. Географическое положение зоны тундры.

2. Климатические условия зоны тундры

3. Растительный мир.

4. Животный мир.

5. Влияние деятельности человека на зону тундры.

Учащимся

выдается карта, которую они заполняют по ходу урока.

Регулятивные:

-самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

Коммуникативные:

аспределять обязанности при работе в группе;

-учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение.

Познавательные:

находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; понимать информацию , представленную в виде текста, плана, карта.

4.Физкультминутка

Цель: снятие умственного напряжения, мышечная релаксация.

Представьте себе, что вы - растения.

Жарко, солнце так и жжет землю.

Подул ветер - все сильнее и сильнее, и началась пыльная буря.

Вдруг все стихло.

Показывает упражнения, сопровождая их инструктажем.

Здоровьесберегающая технология

фронтальная

Выполняют упражнения, согласно инструкции и показу.

Дети показывают, как они быстро растут.

Дети-растения показывают, как им плохо.

Дети изображают бурю.

Все садятся на свои места.

5.Реализация построенного проекта.

Цель: выделить существенную информацию.

1. Географическое положение зоны тундры.

- Ответьте на вопросы, используя интерактивную и контурные карты.

Карточка с заданием в приложении

Слайд 12


Проверка

Слайд 12

2. Климатические условия зоны тундры.

- Прослушайте запись, и запишите данные в карту урока.

- Дайте характеристику климатическим условиям зоны тундры в разное время года.

Слайд 13


3. Растительный мир зоны тундры.

- Пользуясь учебником (стр.85), назовите названия растений, произрастающих в тундре.

Слайд 14-15

- Почему растения низкорослые?

-Как растения приспособились?

Слайд 16


4. Животный мир зоны тундры.

- А сейчас перенесёмся в тундру и услышим разговор её обитателей.

Угадай о ком идёт речь.

Загадки о животных в приложении

Слайд 17

- Как животные приспособились к условиям зоны тундры?

Слайд 18

5.Исчезающие виды.

- Пользуясь учебником (стр.92), определите животных и растений, занесенных в Красную книгу?

Слайд 19


5. Влияние деятельности человека на зону тундры.

- Из предложенного ряда рисунков, охарактеризуйте основные экологические проблемы зоны тундры

Слайд 20

-Выполните задание в тетради на стр.44 №5

Создает ситуацию познавательных моментов для формулирования целей и учебных задач. Определяет объем работы



Нацеливает детей на то, что они должны узнать и высказать свое мнение



Создаёт проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений.

Организует дискуссию.



Создаёт познавательную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и решению учебных задач

Учитель читает текст

Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение

Побуждает у учащихся познавательный интерес.



Использует прием наглядности, создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся.

Практическая работа, групповая и парная работа



Индивидуальная работа

групповая и индивидуальная работа



Дидактическая игра, ИКТ



Проблемно-диалогическая технология



Наглядно-демонстрационный, ИКТ

Проблемно-диалогическая технология, беседа

Наглядно-демонстрационный, ИКТ



Наглядно-демонстрационный, ИКТ

Практическая работа

Наглядно-демонстрационный метод, ИКТ



Самопроверка и самооценка

Фронтальная, беседа



фронтальная



Фронтальная, индивидуальная



Фронтальная



фронтальная

парная работа, фронтальная



Фронтальная,

индивидуальная

Отвечают на вопросы, работают с контурной картой

1.Где

расположена зона тундры?

2. Каким цветом обозначена? Закрасьте зону тундры на контурной карте России.

3. Чем отличается от арктической пустыни?

Работают с контурной картой

Дети слушают запись и заполняют карту урока

Ответы:

Средняя температура летом не выше +10*

Средняя температура зимой -30* -50*

Зима длится 7-8 месяцев, суровая, сильные ветры, полярное сияние

Лето короткое и холодное, почва не прогревается до 50 см

Учащиеся отвечают

Ответы:

1. Морошка. 2.Брусника. 3. Карликовая берёза

4. Ягель

Записывают в карту урока

Дети отвечают.

Растения низкорослые, многие из них стелются по земле.

У поверхности земли теплее, ветер слабее, так они приспособились к жизни в тундре. Зимой снег полностью укрывает и защищает их от морозов.

Делают записи.

Дают ответы:

Северный олень, полярная сова, белая куропатка, лемминг, песец.

Ответы заносят в карту

Дети находят информацию в учебнике на стр.88-89. Заполняют карту.

Ответы:

1.Белый журавль(стерх)

2. Малый или тундровый лебедь

3.Краснозобая казарка

4.Кречет

Дети находят информацию в учебнике на стр.90-91.

Дети записывают еще 2 экологические проблемы в зоне тундры

Коммуникативные:

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку

Личностные:

-умение оценивать трудность предлагаемого задания;

Регулятивные:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы

Личностные:

-умение оценивать трудность предлагаемого задания;

-проявлять устойчивый интерес к изучению природы,

Регулятивные:

-самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

-находить необходимую информацию в учебнике- использовать готовые модели (карта, аудиозапись) для объяснения природных явлений.

Познавательные:

-устанавливать причинно-следственные связи.

-осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные:

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий; осуществлять взаимопроверку.

Познавательные:

-устанавливать причинно-следственные связи.

-осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные:

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий; осуществлять взаимопроверку.

Регулятивные:

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Познавательные:

-находить необходимую информацию в учебнике-

Коммуникативные:

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку.

Личностные:

-умение оценивать трудность предлагаемого задания;

-устойчивый интерес к изучению природы, человека.

- основы экологической культуры;

-осознанное положительное отношение к культурным ценностям

6. Формирование первичных умений на основе самоконтроля.

Цель: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

-Составьте схему цепи питания.

Работа в рабочих тетрадях стр. 44. №4

Организует самостоятельную работу

Практическая работа

Работа в парах

Учащиеся самостоятельно выполняют задание 4, составляют схему цепи питания, характерной для тундры.

Регулятивные:

-самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Коммуникативные:

-учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение. 7.Рефлексия учебной деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.

Как оцените свою деятельность на уроке?

Расскажите, чему научились на уроке?

-Составьте японский стих «Синквейн» со словом Тундра

Слайд 21

Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.

Развитие универсальных учебных навыков

индивидуальная

В устной форме оценивают свои действия на уроке по схеме:

Я знал

Я узнал

Я смог

Ответы детей.

1.Тундра

2. Холодная, безлесная

3. Замерзает, дует

4. К природе тундры люди должны относиться очень бережно

5. Болото

Личностные:

-положительное отношение и интерес к изучению природы,

-способность к самооценке;

-знание основных правил поведения в природе

Регулятивные:

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:

-учитывать мнение партнёра, уметь устно оформлять свои мысли


8. Итог урока Цель: подвести итог урока, определить уровень и объем усвоения материала урока.



Домашнее задание

- Какую тему изучили?

-Какую цель ставили?

- Как достигали поставленной цели?



Подготовить и представить одноклассникам презентацию о растении или животном зоны тундры, используя тетрадь стр. 46, №8, справочную литературу.

Организует подведение итога урока

Развитие универсальных учебных навыков

фронтальная

-Природная зона Тундра

познакомиться с природной зоной тундры.

Отвечают на вопросы

Личностные:

-положительное отношение и интерес к изучению природы,

-способность к самооценке;

-знание основных правил поведения в природе

Регулятивные:

- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Тест «Зона арктических пустынь»

Выберите правильный вариант ответа, записывайте в таблицу в столбец «Мой ответ»

  1. Природная зона Арктических пустынь расположена:

а) на островах Тихого океана

б) на островах Северного Ледовитого океана

  1. Как называется зима в Арктике?

а) полярный круг

б) полярная ночь

в) полярный день

  1. Найди верную цепь питания:

а)водоросли-рыбы-тюлени-моржи

б) водоросли-тюлени-моржи

в) водоросли-рачки-рыбы-тюлени-белые медведи

  1. В ледяной зоне растут:

а) кедры, берёзы, черёмуха

б) лишайники, мхи, полярные маки

  1. В Арктике обитают:

а) волки, белые медведи, рыси

б) моржи, тюлени, белые медведи

  1. Какие меры приняты по защите природы Арктики?

а) запрещена охота на редких животных

б) запрещено движение по Северному морскому пути

в) запрещена рыбная ловля

Заполни дальше таблицу. В столбец «Правильный ответ» выпиши те ответы, которые будут на слайдах. Сравни эти 2 столбца и заполни третий: если твой ответ правильный ставь знак «+», если неправильный - знак «-».

Номер задания

Мой ответ

Правильный ответ

Верно или неверно

1

2

3

4

5

6


Посчитай число верных ответов и раскрась соответствующий знак.

Верных ответов

Оценка

6

Урок по окружающему миру на тему Тундра 4класс

4-5

Урок по окружающему миру на тему Тундра 4класс

3 и меньше

Урок по окружающему миру на тему Тундра 4класс


Карта урока

Климатические условия

Средняя температура летом

Средняя температура зимой

Зима в тундре

Лето в тундре

Растительный мир

Какие растения живут в тундре?

Как растения приспособились к условиям в тундре?

Животный мир

Какие животные живут в тундре?

Как животные приспособились к условиям обитания?






1. Географическое положение зоны тундры.

Вопросы

1.Где расположена зона тундры?

2. Каким цветом обозначена? Закрасьте зону тундры на контурной карте России.

3. Чем отличается от арктической пустыни?

1. Географическое положение зоны тундры.

Вопросы

1.Где расположена зона тундры?

2. Каким цветом обозначена? Закрасьте зону тундры на контурной карте России.

3. Чем отличается от арктической пустыни?

1. Географическое положение зоны тундры.

Вопросы

1.Где расположена зона тундры?

2. Каким цветом обозначена? Закрасьте зону тундры на контурной карте России.

3. Чем отличается от арктической пустыни?

1. Географическое положение зоны тундры.

Вопросы

1.Где расположена зона тундры?

2. Каким цветом обозначена? Закрасьте зону тундры на контурной карте России.

3. Чем отличается от арктической пустыни?

1. Географическое положение зоны тундры.

Вопросы

1.Где расположена зона тундры?

2. Каким цветом обозначена? Закрасьте зону тундры на контурной карте России.

3. Чем отличается от арктической пустыни?

1. Географическое положение зоны тундры.

Вопросы

1.Где расположена зона тундры?

2. Каким цветом обозначена? Закрасьте зону тундры на контурной карте России.

3. Чем отличается от арктической пустыни?






Загадки о животных тундры

1.Этот зверёк похож на лисицу, только у него небольшие круглые ушки, короткий нос, да и сам он поменьше. Зимой зверек одет в ярко-белую шубку, а летом он серовато-бурый, облезлый и худой. (Песец)

2. Это птица обычно днем спит, а ночью охотится. А в тундре дни и ночи длинные - по полгода. Попробуй, проспи такой день! И при ярком летнем свете, и в кромешной тьме зимней ночи она прекрасно видит свою жертву. А слух у нее такой острый, что она слышит даже шорох лемминга в норке, когда он ест мороженый ягель. (Полярная сова)

3. Этот грызун немного похож на хомячка, но в отличие от него - с копытцами, которые зимой превращаются в когти передних лапок. Ими зверек раскапывает снег, делая в нем множество ходов. Ищет замершие грибы, ягоды, мох, листочки ивы - у него все идет в пищу. (Лемминг) 4. У этих животных рога есть не только у самцов, но и самок. Эти рога - настоящее оружие: есть чем дать отпор волкам. В еде неприхотливый: зимой есть ягель - северный лишайник, - раскалывая снег широким, изогнутым, как совок, копытом. Летом его пища - листья и веточки деревьев, кустарников, ягоды, грибы, яйца птиц, гнездящихся на земле, и даже лемминги, если попадутся под шершавые оленьи губы (северный олень). 5. Зимой эта птица носит оперение под цвет снега. Даже лапы у нее покрыты перьями - словно в белых пуховых валеночках, - и не мерзнут, и в снег не проваливаются. Она спит в снегу. Зарывается так, что только голова торчит. К лету птицы из белоснежек превращаются в пеструшек - меняют зимнее оперение на летнее, полегче и потемнее (белая куропатка)

Урок по окружающему миру на тему Тундра 4класс


© 2010-2022