• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Урок по русскому языку для 2 класса «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь на конце и в середине слова»

Урок по русскому языку для 2 класса «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь на конце и в середине слова»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку для 2 класса «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь на конце и в середине слова».Урок по русскому языку для 2 класса «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь на конце и в середине слова».Урок по русскому языку для 2 класса «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь на конце и в середине слова».Урок по русскому языку для 2 класса «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь на конце и в середине слова».Урок по русскому языку для 2 класса «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь на конце и в середине слова».Урок по русскому языку для 2 класса «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь на конце и в середине слова».Урок по русскому языку для 2 класса «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь на конце и в середине слова».Урок по русскому языку для 2 класса «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь на конце и в середине слова».Урок по русскому языку для 2 класса «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь на конце и в середине слова».КОНСПЕКТ

пробного урока русского языка


Учебник «Русский язык». Автор(ы) Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

Класс 2 . Стр. 133.

Образовательная система (модель) «Школа 2100».


ТЕМА: «Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь на конце и в середине слова».

Составила студентка 341 группы

Быкова Фаина Николаевна МОУ СОШ № 12, класс 2 «а», каб. № 24. ___________


Цель урока: формировать умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью буквы ь и букв: е, ё, ю, я и писать слова с мягким знаком в середине и конце слова.

Задачи урока.

  1. Личностные:

  • Формировать устойчивое желание учиться.


  1. Предметные:

  • Расширять словарный запас учащихся через значение словарных слов.
  • Актуализировать знания детей о звуках речи.
  • Развивать умения писать и переносить слова с буквой ь в середине слова.
  • Продолжить обучение моделированию.
  • Развивать орфографическую зоркость через умения писать слова с непроверяемыми орфограммами.
  • Развивать память, внимание, мышление.

  • Воспитывать интерес к русскому языку через познание нового.


  1. Метапредметные (УУД):

  • Формировать умение работать в парах (коммуникативное УУД)

  • Формировать умение самоконтроля (регулятивное УУД)

  • Развивать обобщенные способы мышления через моделирование (познавательное УУД)

  • ( вид УУД: регулятивное, познавательное, коммуникативное)

Тип урока: урок открытия новых знаний, урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы над ошибками (нужное подчеркнуть)

Тип знания. (Для урока открытия новых знаний)

Оборудование.

  • У учителя: картинки, карточки со словами, учебник, презентация.


  • У учащихся: ручка, карандаш, ластик, тетрадь, учебник.

Оформление доски




с.126, упр.189.

Минутка чистописания (ошибки)

Алфавит, Отечество, учитель, воробей, человек.

2, 3, 6, 8, 10.


Библиографический список:

Например:

  1. М. А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» 2 класс - «Баласс» 2002, с.87.
  2. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. «Русский язык» 2 класс - М, «Баласс» 1997, 2003, с. 117.
  3. С. И. Ожегов. Толковый словарь.









ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

  1. Организация начала урока

Цель. Создать условия для вхождения обучающихся в учебную деятельность

Задачи:

1. Настроить обучающихся на урок. - Ребята, я бы хотела, чтобы на уроке вы следовали следующему четверостишию: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постараюсь всё понять - Буду грамотно писать.
- О каком уроке можно сказать, что он пошел ребятам впрок?

-Поднимите руку, кто хочет, чтобы сегодняшний урок был для него полезным?

-Поэтому ребята, мы с вами сегодня будем очень внимательными и активными на уроке.


Дети приветствуют учителя.

- Об уроке, который прошел с пользой, в ходе которого ребята узнали что - то новое для себя.

Дети подняли руки.

  1. Минутка чистописания

Задачи:
  1. Совершенствовать скоропись через безотрывное письмо.
  2. Добиться одинаковой высоты и ширины элементов букв.
  3. Добиться одинакового наклона букв.

2.Минутка чистописания

- Ребята, наш урок русского языка мы начнем с минутки чистописания.

- Сегодня на минутке чистописания мы с вами будем совершенствовать свое письмо, свой подчерк. Откройте, пожалуйста, свои тетради по чистописанию на странице 39 и найдите урок №93.

-Рассмотрите задание для минутки чистописания.

- Письмо, каких буквы сегодня будем улучшать?

- Назовите основные ошибки в письме этих букв? (появляются карточки)

- О чем нужно помнить при написании этих букв?

- Какие качества письма будем совершенствовать при написании этих слов?

- А у кого еще не все буквы одинаковой высоты и ширины?

- Поднимите руку и скажите, над, чем кому еще надо поработать?

-Кто знает, как решить эту задачу?



- С минутки чистописания.


- Ж, Ш, И.

- Разный наклон элементов.

- Разная ширина элементов.

- Что наклон и ширина каждого элемента должны быть одинаковыми.

- Ширину, высоту и наклон.

- Чтобы проверить, насколько у вас одинаковая ширина элементов, вы можете сверху карандашом провести дужки. Если дужки одинаковой ширины, то ширина элементов одинаковая, в противном случае неправильная.

- Чтобы добиться правильного наклона, можно использовать прием «включение бокового зрения».

- Ответы детей.

  1. Словарно - орфографическая работа

Задачи:

  1. Совершенствовать умения писать слова с непроверяемыми орфограммами.
  2. Способствовать развитию речи учащихся, обогащению словаря через составление предложений.
  3. Формировать умение работать в парах.
  4. Формировать умение самоконтроля.
  5. Расширять словарный запас учащихся через значение словарных слов.

- Теперь открываем рабочие тетради, записываем число, классная работа.

- Ребята, а сейчас мы проведем словарно - орфографическую работу, которая называется «толковый» словарь.

- А что мы узнаем в толковых словарях?

- Я, сейчас не называя словарного слова, буду читать вам значение слова. А вы должны угадать, что это слово и записать его в тетрадь.

Начинаем писать с красной строки, с заглавной буквы, в строчку через запятую. В словах ставим ударение и подчеркиваем орфограмму.

- Кто не понял, как выполнять задание?

- Слушайте значение первого слова:

  1. Порядок букв, принятый в азбуке.
  2. Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
  3. Лицо, которое обучает чему-нибудь.
  4. Маленькая птичка с серо-чёрным оперением.
  5. Живое существо, обладающее даром мышления и речи.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки простой карандаш и сверьте написанное с доской. (на доске открываю слова)

- Поднимите, руку у кого не было ошибок? (поставьте на полях 5)

- У кого 1 ошибка? (поставьте 4)

- В каких словах вы допустили ошибки?

- Поделитесь с товарищами приемами запоминания слов.

- Ребята, вы можете еще раз дома прописать те слова, в которых вы допустили ошибки.

- Дети слушают задание.

- Значение слов.


- Алфавит(дети называют, потом записывают).

- Отечество.

- Учитель.

- Воробей.

- Человек.

- Дети проверяют тетрадь соседа.



  1. Актуализация знаний по теме. Формулировка темы и задач.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания и замотивировать их на изучение нового материала.

Задачи:

  1. Актуализировать знания детей о звуках

4.Актуализация знаний, необходимых для изучения нового знания.


- Закончите предложения: а) Звуки речи делятся на … б) Гласные звуки бывают … в) Согласные звуки делятся на …. и …, а также … и … г) Твёрдые и мягкие звуки бывают … и … д) Непарные мягкие звуки - это … е) Не обозначают звуков буквы … (на слайде)


- Гласные и согласные. - Ударные и безударные.

- Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие.

- Парные и непарные. - [ч], [щ], [й]. - ь и ъ.


  1. Изучение нового материала.

Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы.

Задачи:

  1. Познакомить детей со способами обозначения мягкости согласных звуков на письме.
  2. Познакомить с написанием ь знака в разных частях слова.
  3. Развивать умения писать и переносить слова с буквой ь в середине слова.

- На доске слова:

лейка

плюс

мясо

зяблик

синие

- Какой звук обозначает подчеркнутая буква эль?

- Откуда мы знаем, что букву эль надо читать мягко?

- Во втором слове назовите звук, который обозначает подчеркнутая буква?

- Откуда мы знаем, что букву эль надо читать мягко?

- А в третьем слове, какой звук обозначает буква эм?

- Какой звук обозначает буква зэ в слове зяблик?

- Найдите в столбике слово, где буква е не обозначает мягкость согласного звука.

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Ребята, давайте сделаем вывод, с помощью каких букв обозначается мягкость согласных звуков на письме?

- Прочитайте слова второго столбика:

руль

соль

конь

день

- Есть ли в слове мягкий согласный звук?

- Где он находиться?

- Назовите его.

- Откуда вы узнали, что эту букву нужно читать мягко?

- Где мягкий знак выходит на работу?

- Вот это место в слове орфограмма.

- Как будем узнавать это орфограмму?

- Назовите мягкие согласные звуки в остальных словах.

- Почему в остальных словах тоже надо писать мягкий знак?

- Есть ли в данных словах еще мягкие согласные звуки?

- Назовите их.

- Какая буква дала команду согласному звуку читайся мягко?

- Давайте подчеркнем ее двумя чертами, а букву которую обозначает мягкий согласный звук 1 чертой.

- Прочитайте слова 3-го столбика:

банька

пальто

редька

- Есть ли в словах мягкие согласные звуки?

- Где они стоят?

- Перед какими согласными звуками?

- Как обозначить его мягкость?

- Когда же в середине слова надо писать мягкий знак для обозначения мягкости?

- Звук [л'].

- Т.к. буква И дает команду букве ЭЛЬ читайся мягко. (и на доску)

- Звук [л'].

- Буква Ю дает команду букве ЭЛЬ читайся мягко. (и на доску)

- [м']

- [з']

- Слово синие.

- [йэ]

- С помощью букв е, ё, ю, я, и.


- Есть.

- На конце слова.

- [л'].

- Т.к. после нее стоит мягкий знак.

- В конце слова.

- Если на конце слова слышим мягкий согласный звук, значит надо писать ь знак.

- [л'], [н'].

- Т. к. на конце слов слышим мягкие согласные звуки, надо писать ь знак.

- Есть.

- [д']

- Буква е.


- Есть.

- Перед согл.

- Мягкими.

- С помощью мягкого знака.

- После мягкого согласного звука.

  1. Воспроизведение нового знания.

Задачи:

  1. Помочь детям осмыслить правило.
  2. Продолжить обучение моделированию.
Работа над правилом. - Прочитайте правило в рамке. - Сколько частей в правиле? - Назовите ключевые слова в 1-й части. - Какое важное слово пропущено во 2-ом правиле? - Чит. правило. - После любой согласной буквы пишется мягкий знак? - А после какой?
- Как обозначается мягкость согласных звуков на письме? - Могут ли гласные е, ё, ю, и, я обозначать мягкость согласных в начале слова, после согласных, после гласных? Приведите примеры.

- Где пишется ь, если он обозначает мягкость согласного?

- С какой орфограммой ознакомились?

- Я составила схему по данному правилу:

е ь ь

ё

ю

я

и

- Зеленым кружочком я обозначила мягкий согласный звук, а красным гласный.

- Почему я от гласных поставила стрелочку к красному кружочку?

- Почему от гласных стрелочка к зеленому кружочку?

- Что обозначает 2 схема.

- А третья?

- 3 части. - Мягкость согласных, буквы и, е, ю, я, ь.

- Нет.

- После буквы, которая обозначает мягкий согласный звук.

- С помощью букв и, е, ю, я, ь.

- В начале не могут, т. к. обозначают 2 звука. (юла)

- После согласных служат для обозначения мягкости (Лена).

- После гласных обозначают 2 звука (синие)

На конце и середине слова после мягких согласных звуков.

- Правописанием ь знака.


- Я поставила, какие буквы могут обозначать мягкость согласного.

- То, что мягкий знак может находиться на конце слов и служить для обозначения мягкого согласного звука.

- Мягкий знак пишется после мягкого согласного звука.

  1. Упражнения в применении нового знания.

Задачи:

  1. Развивать умение применять полученные знания на практике.

Физминутка

Раз - подняться, потянуться

Два - нагнуться, разогнуться

Три - в ладоши 3 хлопка

Головою 3 кивка

На 4 ноги шире

5- руками помахать

6- за парты тихо сесть.

- Что учились?

- Чему дальше будем учиться?

Откройте страницу 125 и прочитайте задание к упр. 187.

- Прочитайте слова.

- Что у них общего?

- Почему в конце слов пишется ь?

- Давайте с комментированием будем записывать слова в тетрадь.

Слово боль - на конце слышу мягкий согласный звук л' , поэтому на конце слова пишу ь знак. Мягкий знак подчеркиваю 1 чертой, букву, которую обозначает мягкость согласного звука 2-мя чертами.

(дети с объяснением записывают еще 2 слова: автомобиль, король)

Списывание с грамматическим заданием.

На слайде слова:

Люстра, пальто, морковь, песня, вишня, крепость.

- Выпишите сначала те слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными буквами, а потом те, в которых мягкость согласных обозначена буквой ь.

Проверка работы. На слайде появляются две группы:


  1. Люстра, песня, вишня, крепость.

  2. Пальто, морковь, крепость.

- Какое слово выписали дважды? Почему?

- Подчеркните в данных словах мягкий знак 1 чертой, а букву, обозначающую мягкий согласный звук 2-мя чертами.

- Где находиться мягкий знак в словах?

-Давайте поучимся писать мягкий знак в середине слова.

- Следующее упражнение, которое мы выполним упр. 188. (списывание с грамматическим заданием).

- Прочитайте задание.

- Что общего у слов?

- Где в слове находиться ь?

- Какой звук обозначает буква, после которой написан ь?

- Вот так, ребята, надо переносить слова.

- Сделайте вывод, как нужно переносить слова с ь?

- Давайте вспомним, как нужно переносить слова с мягким знаком в середине слова.

- Спишите эти, слова, разделяя их для переноса горизонтальной чертой, и подчеркните мягкий знак одной чертой.


- Слышать мягкий согласный звук.

- Попробуем написать такие слова.

- Наличие мягкого знака.

- Потому что на конце слов мы слышим мягкий согласный звук.




Крепость, т.к. в нем есть и мягкий знак и буква обозначающая мягкость согласного звука е.

- В середине слова и в конце.


- После мягких согласных звуков

- Мягкий согласный звук.

- Редь- ка, боль-ной, поль-за.

- Нужно помнить, что буква ь от предшествующей буквы не отделяется:


  1. Итог урока. Домашнее задание.

Цель. Подвести итог учебной деятельности

Задачи:

  1. Подвести итоги по уроку.
  2. Сделать выводы по теме.
  3. Объяснить д.з.

- А теперь ребята, давайте подведем итог нашего урока.

- Какую тему мы сегодня изучили?

- Давайте вспомним, на какие вопросы мы ответили сегодня на уроке.

Запишите в дневники домашнее задание: с. 126, упр. 189. Дневники закрыли и послушайте, как надо выполнять задание: вам нужно разделить слова на группы и записать их по группам, разделяя на слоги. Выписать отдельно еще раз лишнее слово и объяснить, почему вы так решили.

- Кому задание не понятно поднимите руки?

- Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Буква ь в начале и середине слова.

- Как обозначается мягкость согласных звуков? (с помощью мягкого знака и буква е, ё, ю, я, и)

- Где пишется ь знак? (в конце и середине слова)

- Для чего он служит? ( для обозначения мягкости предшествующего согласного звука)


  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Задачи:

  1. Определить насколько дети поняли тему с помощью приема незаконченных предложений.

- Посмотрите на доску, и скажите, кто из вас сегодня чему научился, кто что узнал, и что повторил.

Дети отвечают.


© 2010-2022