Конспект урока по окружающему миру на темуОрганы чувств (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру на темуОрганы чувств(3 класс)Тема: «Органы чувств»

Цели урока: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; развивать внимание, логическое мышление, познавательные интересы; воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к своим органам чувств, прививать навыки соблюдения правил личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Ход урока

І. Организационный момент

Запрещается лениться!
Не болтать и не крутиться!
Лишь учиться и трудиться!
В жизни это пригодится!

ІІ. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания А) Беседа. - На прошлом уроке мы с вами начали говорить о человеке и его организме. Докажите, что человек - часть живой природы. - Чем человек отличается от животных? - Какие внутренние органы человека вы знаете? - Что такое система органов? Б) Групповая работа. - Предлагаю вам групповую работу. Каждая из 3 групп получает задание, где написаны названия органов человека. Вам нужно выбрать: 1 группе - органы пищеварения; 2 группе - органы дыхания; 3 группе - органы кровеносной системы; 4 группе - органы нервной системы.

И ответить на вопрос: какую работу выполняет данная система?

- Помните правила работы в группе. Для представления выберите спикера.

(Приложение 1)

ІІІ. Мотивация

(Музыка. Звуки леса.)

- Закройте глаза. Представьте себе, что мы тихо вошли в лес. Услышали, как поют птицы. Остановились. Присмотрелись и увидели на опушке леса землянику. Подошли, но по пути прикоснулись к стволу дерева. Сорвали ягодки земляники. Как они пахнут! Положили ягодку в ротик и съели.

- А теперь откройте глаза. Какими были ягода, ствол дерева, пение птиц? (Ягода красная, сладкая, ароматная, сочная. Ствол дерева коричневый, шершавый. Пение птиц красивое.)

- Что нам помогло узнать это? (Глаза, язык, нос ….. )

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

IV. Постановка темы и цели урока

- Тема нашего урока: «Органы чувств». Мы сегодня узнаем, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире.

- А чтобы всё это узнать, я предлагаю вам стать исследователями. Кто такие исследователи? ( Это те люди, которые изучают, проводят эксперименты по ещё неизвестной теме.)

- Исследовать мы сегодня будем себя, свой организм.

V. Изучение нового материала

1. Изучение органа зрения - глаза

А) Разгадывание кроссворда (на доске)

- А начнём мы с кроссворда.

Б) Отгадывание загадки:

Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза) Кроссворд

(слайд)

- Правильно, глаза - это орган зрения. Зрение - это

Способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

расположение.

В) Эксперимент №1 - Закройте, пожалуйста, глаза. Как вы думаете, смогли бы мы правильно воспринимать окружающий мир без органов зрения? (Нет). - Откройте глазки. 70 % всей информации об окружающем мире мы получаем с помощью глаз. Рассмотрите глаза друг друга. Каким бывает цвет глаз (карие, голубые, синие, серые, зелёные)?

(слайд) Г) Рассматривание строения глаза.

Глаза - это окно в окружающий нас мир. Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко покрыто твердой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если ее пробить, то с глазом может пройти то же, что и с разбитым яйцом. В центре глаза есть черная точка, это - зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка - это радужка. От нее зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далекие и близкие предметы. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевернутыми. Правильным изображение делает головной мозг. Глаз имеет сложное строение. Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно.

У глаза есть свои стражи. Они оберегают от пыли, грязи, ветра. Догадались, о каких стражниках идет речь? Брови, веки, ресницы. На каждом веке у нас по 80 ресниц, каждая ресница живет 100 дней. Погладим брови. Они отводят пот, стекающий со лба. Человек моргает 3 раза в минуту. Зачем? При моргании у человека глаз смачивается слезной жидкостью, это предохраняет от высыхания и очищает от пыли.

Д) Беседа.

- Что нужно делать, чтобы сберечь зрение?

(Ответы детей.)

(слайд)

- Правильно, ребята.

Читать книгу и писать на расстоянии 35 см.

Если попала соринка, то нельзя тереть руками.

- Делать зарядку для глаз.

- Телевизор смотреть 1-1.5 часа.

- Компьютер до 40минут в день с перерывом 10-15 минут (3 раза в неделю, через день)

Правила:

1) Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

2) Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30 - 35 см от глаз. Для этого надо поставить руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянуться до века.

3) При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закрывает тетрадь.

4) Не читай лёжа.

5) Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6) Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 - 30 минут давай глазам отдохнуть: смотри в окно, пока не сосчитаешь до 20.

7) Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор. Компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часов. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2 - 3 метра

8) Не три глаза руками - так можно занести соринку или опасные бактерии. Пользуйся чистым носовым платком.

Не стесняйся носить очки.

2. Физкультминутка для глаз «Маятник»

3. Изучение органа слуха - уха

а) Отгадывание загадки:

У зверушки на макушке,
А у нас - ниже глаз. (Уши) Кроссворд

б) Рассказ учителя.

- Уши - орган слуха (слайд)

С помощью уха мы слышим. Слух - это способность воспринимать звуковые волны.

в) Эксперимент №2 Внимание!

Звучит музыка.

  • Что вы слышали? Что вам помогло услышать музыку? (Уши.)
Что вы еще можете услышать с помощью органа слуха? (Шум ветра, шелест листьев, журчание ручья...) г) Рассматривание строения уха.

(слайд) (Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка, среднее ухо, внутреннее ухо.)

  • Сколько у человека ушей? Вы думаете, что у человека только два уха? Нет, на самом деле их не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри головы.

д) Выступление ученика

- Наши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружняя часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

е) Работа по учебнику Чтобы сохранить хороший слух, уши надо беречь. Как их беречь? Об этом мы узнаем на страницах учебника.

Какие правила надо выполнять, чтобы сохранить хороший слух? (Ответы детей)

(слайд)

- Правильно. Вы внимательно прочитали текст учебника.

- Сильный шум портит слух.

- Не ковыряй в ушах острыми предметами;

- Почувствовал боль в ухе, обратись к врачу;

- Регулярно мой уши;

- Всегда ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами;

- Регулярно чисти уши туго скрученной ваткой.

- Наши уши должны слышать спокойные звуки, когда мы громко кричим, хохочем, слушаем громкую музыку, мы вредим нашим ушам.

Давайте послушаем спокойную музыку, полезную для наших ушей.

4. Расслабляющая физминутка "Цветотерапия"

5. Изучение органа обоняния - носа

а) Отгадывание загадки:

Между двух светил
В середине я один. (Нос) Кроссворд

б) Эксперимент №3

Определите предмет по запаху. (Учащийся с завязанными глазами определяет запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе, конфета).

- Какой орган помогает нам различать запахи? (Нос - орган обоняния)

Хорошо мы чувствуем запахи весной и летом. Нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.

в) Работа с учебником с.127 (Нос - орган обоняния)

- Как сохранить обоняние? - читает ученик

(слайд)

- Надо закаляться, беречь организм от простуды.

- Не лазить в нос посторонними предметами.

- Не курить, так как обоняние у курящих ухудшается.

6. Изучение органа вкуса - языка

а) Отгадывание загадки:

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык) Кроссворд

Язык - орган вкуса (слайд)

б) Рассказ учителя

На языке расположены окончания нервов, благодаря им человек различает вкус пищи.

Докажем это.

в) Эксперимент №4

Одному ученику дается попробовать лимон, соль, конфета закрытыми глазами. Он угадывает.

-Это нервные нити сообщили мозгу, что у человека во рту. Все сладкое и соленое ощущаем кончиком языка. Кислое - его боками, а горькое - корнем.

г) Фронтальная работа (вставить пропущенные слова)

- Как беречь органы вкуса? (слайд)

  1. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем ее вкуса. Пища должна быть не очень горячей.

  2. При употреблении слишком холодной пищи мы тоже не чувствуем ее вкуса. Поэтому пища не должна быть слишком холодной.

  3. Не пробуй незнакомые тебе продукты на вкус без разрешения взрослых.

  4. Сильно притупляют вкус простудные заболевания, курение.

7. Изучение органа осязания - кожи

а) Отгадывание загадки. И еще одна загадка:

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое…
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша… (кожа)

Кожа - орган осязания - (слайд)

б) Эксперимент № 5

Учитель просит закрыть глаза и на ощупь определить предметы: мягкая игрушка, кубик, ключи)

- Правильно ли дети определили предметы?

- Какой орган чувств помог определить предметы? (Кожа - орган осязания)

в) О значении кожи приготовил рассказ… (слушаем подготовленного ученика).

Кожа - очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача - защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела.

г) Рекомендации - правила ухода за кожей (слайд)

- Старайся не ранить кожу;

- Не допускать ожогов;

- Не допускать обмораживания;

VI. Рефлексия

а) Беседа

- О каких органах мы говорили?

Говорят: не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг. Как это понять? (Всеми органами руководит головной мозг.)

б) Самостоятельная работа (Карточка)

Дописать

1. У человека есть органы …

2. Глаза - это орган …

3. Уши - это орган …

4. Нос - это орган …

5. Кожа - это орган …

6. Органы чувств нужно …

7. Всеми органами чувств руководит ….

Проверка - на слайде слова, которые вставили. Оценили сами себя.

VII. Итог

Посмотрите на мандарин. Какой орган включается? (Орган зрения) Потрогайтеего на ощупь. (Орган осязания).

Почистим мандарин. (Орган обоняния).

Съедим (Орган вкуса).

Какой орган помог всё услышать? (Орган слуха).

VIII. Домашнее задание

Карточка 1

Органы пищеварения: легкие, сердце, желудок, трахея, головной мозг, печень, кровеносные сосуды, кишечник, бронхи.

Какую работу выполняет данная система?_____________________________

_________________________________________________________________

Карточка 2

Органы дыхания: легкие, сердце, желудок, трахея, головной мозг, печень, кровеносные сосуды, бронхи, кишечник.

Какую работу выполняет данная система?_____________________________

_________________________________________________________________

Карточка 3

Органы кровеносной системы: легкие, сердце, желудок, артерии, головной мозг, печень, вены, бронхи, кишечник.

Какую работу выполняет данная система?_____________________________

_________________________________________________________________

Карточка

Органы нервной системы: нервы, сердце, желудок, артерии, головной мозг, печень, спинной мозг, бронхи, кишечник.

Какую работу выполняет данная система?_____________________________

_________________________________________________________________

Дописать:

1. У человека есть органы ______________________________________ .

2. Глаз - это орган ____________________________________________ .

3. Ухо - это орган_____________________________________________ .

4. Нос - это орган _____________________________________________ .

5. Кожа - это орган ____________________________________________ .

6. Органы чувств нужно ________________________________________ .

7. Всеми органами чувств руководит _____________________________ .

Дописать:

1. У человека есть органы ______________________________________ .

2. Глаз - это орган ____________________________________________ .

3. Ухо - это орган_____________________________________________ .

4. Нос - это орган _____________________________________________ .

5. Кожа - это орган ____________________________________________ .

6. Органы чувств нужно ________________________________________ .

7. Всеми органами чувств руководит _____________________________ .

Дописать:

1. У человека есть органы ______________________________________ .

2. Глаз - это орган ____________________________________________ .

3. Ухо - это орган_____________________________________________ .

4. Нос - это орган _____________________________________________ .

5. Кожа - это орган ____________________________________________ .

6. Органы чувств нужно ________________________________________ .

7. Всеми органами чувств руководит _____________________________ .



© 2010-2022