Рабочая программа по технологии

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ«Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №9»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю:

на заседании зам.дир. по УВР директор МБОУ МБОУ «Новониколаевская СОШ№9»

МО_________________ __________/Н.О.Кохонькова/ ________________________/С.А. Иванова/

Протокол № ____ от «___»______2015 г. Приказ№________ от «___»___________2015 г.







Рабочая программа

Технология 3 класс

Учитель начальных классов

Заблоцкая Лилия Николаевна







.

2015 -2016. уч .- год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по технологии разработана на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы по технологии авторы: Роговцева, Н.И, Анащенкова С.В, издательство Москва «Просвещение» 2011г и календарно-учебного графика на 2015-2016 учебный год. Цели изучения технологии в начальной школе:

  • овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
  • освоение продуктивной проектной деятельности.
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса: -стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребность познавать культурные традиции своего региона, России и других государств; - формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; - формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей деятельности; - формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; - развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других; - формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности; - развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; - формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; - гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта; - развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций; - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий; - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления; - формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку; - обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта; - формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин; - обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты; - формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места; - формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера; - формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.); - формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата; - формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

Изменений по сравнению с авторской программой нет.

Учебно -методический комплект:

  • учебник технология 3 класс, авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В.
  • Рабочая тетрадь 3 класс. Технология. Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В, Шипилова Н.В.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа ориентирована на обучающихся 3 класса, базовый уровень.
Общая характеристика предмета

Теоретической основой данной программы являются: - системно-деятельностный подход - обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.); - теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности - понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Особенность программы заключается в том, что она обеспечиваем изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и средство для её организации - технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта. Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся: · знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты; · овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) - разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.; · знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира; · знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы; · учатся экономно расходовать материалы; · осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность); · учатся преимущественно конструкторской деятельности; · знакомятся с природой и использованием её богатств человеком. В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации так же тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». При изучении предмета «Технология» предусмотрена интеграция с образовательными областями «Филология» (русский язык и литературное чтение) и «Окружающий мир». Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы. Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребёнком мира во всём его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умения находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, нести ответственность за результат и т. д. Всё это воспитывает трудолюбие и закладывает прочные основы способности к самовыражению, формирует социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчества. Продуктивная проектная деятельность создаёт основу для развитии личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для их духовно-нравственного развития. В программе «Технология» предусмотрены материалы о гармоничной среде обитания человека, что позволяет сформировать у детей устойчивые представления о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности. Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметом: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения. При усвоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении курса «Окружающий мир». Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются и готовых изделиях. Курс «Технология» предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсом Деятельность человека - созидателя материальных ценностей и творца окружающего мира - в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы, что способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир». Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане

В год - 68ч, в неделю-2 ч


Ценностные ориентиры содержания курса

Математика-моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими телами, фигурами, именованными числами. Изобразительное искусство - использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна. Окружающий мир - рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно- художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций. Родной язык - развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). Литературное чтение - работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Содержание Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта. При выполнении практических работ учащиеся:

  • знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
  • овладевают инвариантными составляющими (способами работы) технологических операций разметки, раскроя, сборки, отделки;
  • знакомятся с законами природы, на которые опирается человек при работе;

  • знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
  • осваивают проектную деятельность (определяют цели и задачи, распределяют участников для решения поставленных задач, составляют план, выбирают средства и способы деятельности, оценивают результаты, корректируют деятельность);
  • используют в работе преимущественно конструкторскую деятельность;

  • знакомятся с природой и использованием ее богатств человеком;

  • учатся экономно расходовать материалы.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста, когда именно благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество. Урок технологии обладает уникальными возможностями духовно-нравственного развития личности: освоение проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет школьникам получить устойчивые и систематические представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром; воспитанию духовности способствует также активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера; ознакомление с народными ремёслами, изучение народных культурных традиций тоже имеет огромный нравственный смысл. Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения. При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, созидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир». В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда. Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика». В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы. Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Виды и формы организации учебного процесса. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности. Итоговый контроль Изготовление изделия

СТРУКТУРА КУРСА И КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

п/п

Раздел


Общее кол-во часов по разделу

1.

Давай познакомимся

1

2.

Человек и земля

21

3.

Человек и вода

4

4.

Человек и воздух

3

5.

Человек и информация

5

Итого

34 ч.


Перечень оборудования по темам № Тема Кол..ч Перечень оборудования % обеспеченности 1 Человек и земля 21 Ножницы, клей, картон, цветная бумага, пластилин 100 Таблицы: «Хохломская роспись», «Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Домашние животные» , «Жилище человека» 100 Циркуль 100 Коллекция : «Ткани»
Ткань, нитки, пряжа, игольницы, иголки, Крючки. Бисер 100

100 %

100 % 2 Человек и вода 4 Коллекция природных материалов 100 % Ножницы, клей, картон, цветная бумага 100% Металлический конструктор Пластмассовый конструктор 100% 100 % 3 Человек и воздух 3 Ножницы, клей, картон, цветная бумага 100%
4 Человек и информация 5 Ножницы, клей, картон, цветная бумага, линейка 100% Компьютер 100% Интернет 100%

Программа направлена на формирование универсальных учебных действий

Личностные результаты1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8.Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 2. Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. 3. Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности; 4. Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационный задач. 5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач


Планируемые результаты обучения Личностные

  • овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности;
  • оценивание жизненных ситуаций (поступков, явлений, событий) с точки зрения собственных ощущений, соотношение их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивание (поступков) в предложенных ситуациях, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • принятие других мнений и высказываний, уважительное отношение к ним;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Предметные

  • простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
  • моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
  • решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение необходимой информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
  • приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы);

- знания о различных профессиях и умение ориентироваться в мире профессий. Метапредметные Регулятивные УУД:

  • определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
  • учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
  • определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
  • наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  • сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
  • учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
  • находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
  • с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
  • самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
  • уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
  • уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Календарно - тематическое планирование

№п\п

Тема

Кол-во

часов по

разделу

Дата

Кор-ка

даты

  1. Давай познакомимся 1ч

Цель: формирование представления о изучении технологии в начальной школе.

Задачи: * Познакомить учащихся с учебником, видами работы на уроках технологии.

* Способствовать развитию творчество у детей.

* Воспитывать интерес к предмету «Технология».

Универсальные учебные действия: 1.Личностные результаты: Создание условий для формирования следующих умений:

  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
2. Метапредметные результаты: 2.1.Регулятивные -
  • определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
  • учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
2.2. Познавательные -
  • наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  • сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
2.3. Коммуникативные:
  • уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
  • уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
3.Предметные:
  • знакомство с учебником и рабочей тетрадью обсуждение и определение назначения каждого пособия;
  • знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для изготовления изделия;
  • изучение условных обозначений, критерий оценок изделия по различным основаниям.

Характеристика деятельности учащегося: Отвечать на вопросы по материалу, изученному материалу в предыдущих классах. Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Использовать при изготовлении изделий навигационную систему учебника (систему условных знаков) и критерии оценки изготовления изделия. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий.

Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности при изготовлении изделия.

Создавать и использовать карту маршрута путешествия.

1.

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником.


7.09


2.Человек и земля 21

Цель: познание технологических, эстетических свойств, способов обработки изделий.

Задачи: * Приобретать начальные технологические знания о разных материалах, используемых для изготовления изделий. * Овладевать начальными трудовыми умениями по обработке любых материалов. * Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Универсальные учебные действия: 1. Личностные результаты: Создание условий для формирования следующих умений:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе
  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
  • уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
  • понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
  • формировать чувства прекрасного на основе знакомства с народными промыслами, с отечественной художественной культурой

2.Метапредметные результаты: 2.1Регулятивные:
  • определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
  • учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов

2.2Познавательные:
  • наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  • сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
  • учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
  • находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике - словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
  • с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
  • самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
2.3Коммуникативные УУД:
  • уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
  • уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
3.Предметные:
  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора профессии;
  • Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно - преобразующей деятельности человека;
  • Подбор информации о земледелии, его значении в жизни человека;
  • Сравнение приёмов работы с солёным тестом и пластилином;
  • Использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков. Игрушечных моделей, художественно- декоративных изделий.
  • Соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером лля воспроизведения и поиска необходимой информации.
  • Анализировать устройство изделия: выделять детали , их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей.
  • Понимание особенностей проектной деятельности, осуществление под руководством учителя элементарной проектной деятельности в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт.

Характеристика деятельности учащегося:
Находить и отбирать информацию, для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать навыками черчения и масштабирования М 1:2 и М 2:1, выполнять разметку при помощи шаблона. Составлять рассказ о профессиях. Понимать значимость профессиональной деятельности. Осмысливать значение профессий. Сопоставлять назначение городских построек с их архитектурными особенностями. Составлять рассказ о значении природы для города и об особенностях художественного оформления парков. Различать разные виды одежды по назначению. Составлять рассказ об особенностях школьной формы и спортивной одежды. Осваивать алгоритм выполнения стебельчатых и петельных швов. Применять правила безопасности при работе с иглой. Находить и отбирать информацию о процессе производства тканей.(прядение, ткачество. отделка).Осваивать технологию ручного ткачества. Осваивать технологию вязания воздушных петель крючком, создавать композицию на основе воздушных петель. Объяснять значение понятия «карнавал». Сравнивать и различать виды бисера. Осваивать способы работы с бисером. Объяснять значение слов «меню», «порция» используя текст учебника и собственный опыт. Определять массу продуктов при помощи весов и мерок. Осваивать правила сервировки стола к завтраку. Выделять основные этапы и называтьмеры безопасности при приготовлении пищи. Анализировать рецепт. Составлять рассказ о видах магазинов, особенностях их работы и о профессиях. Находить информацию об автомобилях в разных источниках. Составлять рассказ о б устройстве автомобиля, истории его создания. Осваивать технологию конструирования объёмных фигур. Анализировать линии чертежа, конструкции изделия.. Размечать изделие по шаблону, составлять композицию. Организовывать рабочее место. Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции. Воспроизводить реальный образ предмета (гриба) при выполнении композиции. Составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала, собственного опыта и наблюдений. Организовывать рабочее место для работы с солёным тестом. Выполнять изделие и оформлять его при помощи красок. Сравнивать приёмы работы с солёным тестом и пластилином Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилина, глины, солёного теста). Сравнивать свойства пластичных материалов. Анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы. Составлять план изготовления по иллюстрации в учебнике. Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности. Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность Осваивать технологию изготовления изделия «папье-маше». Осмысливать на практическом уровне понятия «имитация». Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия. Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов Использовать приёмы работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону, оформлять изделие, использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента. Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея. Анализировать, контролировать, корректировать и оценивать выполнение работы по планам, предложенным в учебнике. Составлять отчёт о своей работе по рубрике «Вопросы юного технолога». Осваивать способы и приёмы работы с новыми материалами (пшено, фасоль, семена и т.д.), выполнять аппликацию в технике мозаика. Понимать значимость профессиональной деятельности людей, связанной со строительством. Осваивать проектную деятельность с помощью учителя: анализировать изделие, планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы, осуществлять коррекцию и оценивать качество изготовления изделия, презентовать композицию по специальной схеме.

2

Архитектура. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия.


14.09


3

Городские постройки. Объёмная модель телебашни из проволоки.


21.09


4

Парк. Композиция из природного материала.



28.09


5

Проект «Детская площадка». Изделия: «Качалка», «Песочница».


5.10


6

Проект «Детская площадка». Изделия: «Игровой комплекс», «Качели»


12.10.


7

Ателье мод. Одежда. Техника выполнения швов: стебельчатый шов, петельный , крестообразный


19.10


8

Пряжа и ткани. Практическая работа «Коллекция тканей».Аппликация из ткани.


26.10


9

Изготовление тканей. Изделие «Гобелен».


9.11


10

Вязание. Воздушные петли.


16.11


11

Одежда для карнавала. Изделие «Кавалер», «Дама».


23.11


12

Бисероплетение. Практическая работа :»Кроссворд «Ателье мод». Изготовление изделия «Браслетик «Цветочки».


30.11


13

Кафе. Практическая работа «Тест «Кухонные принадлежности»». Изделие «Весы».


7.12


14

Фруктовый завтрак. Практическая работа «Таблица «Стоимость завтрака»». Изделие «Фруктовый завтрак, «Солнышко в тарелке»»


14.12


15

Колпачок - цыплёночек. Изготовление колпачка для яиц.


21.12.


16

Бутерброды. Приготовление холодных закусок.


28.12


17

Салфетница. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола.


11.01


18

Магазин подарков. Изделие из солёного теста «Брелок для ключей».


18.01


19

Золотая соломка. Аппликация из соломы.


25.01


20

Упаковка подарков. Изготовление коробки для подарков.


1.02


21

Автомастерская. Изготовление фургона для мороженого.


8.02


22

Грузовик. Практическая работа « Человек и земля». Работа с металлическим конструктором. Изделие «Грузовик», «Автомобиль».


15.02


3.Человек и вода 4

Цель: знакомство со свойствами воды.

Задачи: * Познакомить со - средствами передвижения человека по воде; значением воды для жизни человека;

* Развивать внимание, память, творчество.

* Воспитывать любовь к труду.

Универсальные учебные действия: 1.Личностные результаты: Создание условий для формирования следующих умений:

  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
2. Метапредметные результаты : 2.1.Регулятивные -
  • определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
  • учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
2.2. Познавательные -
  • наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

----сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

2.3. Коммуникативные:
  • уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
  • уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
  • вступать в беседу и обсуждать на уроке и в жизни различные ситуации;
  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
3.Предметные:
  • Соблюдение безопасных приёмов труда при пользовании персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации.
  • Понимание особенностей проектной деятельности, осуществление под руководством учителя элементарной проектной деятельности в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт.
  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора профессии;

Характеристика деятельности учащегося: Искать и отбирать информацию о роли воды в жизни человека по материалам учебника, из собственного опыта и других источников. Составлять рассказ о мостах и объяснять их назначение. Объяснять значение волы для жизни на земле. Осуществлять поиск информации о водном транспорте и видах водного транспорта. Подбирать цвета ниток (по контрасту) для выполнения орнамента, применять правила работы иглой, ножницами. Составлять план изготовления изделий по слайдам, контролировать и корректировать свою работу. Самостоятельно заполнять графы «Инструменты» и «Материалы» в технологической карте. Оценивать качество изготовления изделия по заданным критериям. Составлять рассказ об океанариуме и его обитателях. Различать виды мягких игрушек. Распределяться на группы, ставить цель, на основе слайдового плана учебника самостоятельно обсуждать план изготовления изделия, используя «Вопросы юного технолога». Анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению. Организовывать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты для аппликации. Составлять рассказ о фонтанах, их видах и конструктивных особенностях, используя материал учебника. Презентовать готовое изделие.

Выделять технологические операции: подготовку материалов ,определять основные этапы изготовления изделия. Осуществлять самоконтроль и корректировку своей деятельности по слайдовому плану и после промежуточного оценивания.

По заданным критериям оценивать работы одноклассников.


23

Мосты. Изготовление модели висячего моста.


20.02


24

Водный транспорт. Работа с пластмассовым конструктором. Изделие : «Яхта, баржа».


29.02


25

Океанариум. Проект «Океанариум». Изготовление изделия «Осьминог и рыбки».


14.03


26

Фонтаны. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов.


21.03


4.Человек и воздух 3ч.

Цель: знакомство со свойством воздуха.

Задачи:

* Познакомить со свойством воздуха и его значением для человека.

* Развивать любознательность.

* Воспитывать трудолюбие.

Универсальные учебные действия: 1.Личностные результаты: Создание условий для формирования следующих умений:

  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе
2. Метапредметные результаты: 2.1.Регулятивные -
  • определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
2.2. Познавательные -
  • наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  • сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
  • Строить сообщения в устной и письменной форме;
2.3. Коммуникативные:
  • уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
  • уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
  • вступать в беседу и обсуждать на уроке и в жизни различные ситуации;
  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
3.Предметные:
  • Соблюдение безопасных приёмов труда при пользовании персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации.
  • Понимание особенностей проектной деятельности, осуществление под руководством учителя элементарной проектной деятельности в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт.
  • Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора профессии;

Характеристика деятельности учащегося: Объяснять значение понятия «бионика», используя текст учебника. Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность лётчика, штурмана, авиаконструктора. Осваивать и принимать технологию изготовления изделия из папье - маше, создавать изделия в этой технологии. Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание. Осваивать приём складывания изделий техникой оригами.

Самостоятельно планировать свою работу.

Составлять план изготовления изделия с опорой на слайдовый план учебника, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям. Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве.

Искать и обобщать информацию о воздухе, ветре, проводить эксперимент по определению скорости и направления ветра.

Осмыслять важность использования ветра человеком. Анализировать образец изделия, определять материалы и инструменты, необходимые для его изготовления. Составлять план работы по изготовлению изделия с помощью учителя, соотносить план работы с технологической картой. Осваивать способ соединения деталей при помощи скрепки. Самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия.

Делать выводы о значении использования силы ветра человеком (с помощью учителя)

27

Зоопарк. Практическая работа «Тест «Условные обозначения техники оригами». Изготовление изделия «Птицы»


4.04


28

Вертолётная площадка. Конструирование модели вертолёта.


11.04


29

Воздушный шар. Практическая работа: «Человек и воздух». Техника «папье - маше », изделие, клоун.


18.04


5.Человек и информация 5ч.

Цель: знакомство с понятием информация.

Задачи:

* Дать объяснение слова информация.

* Познакомить с устройством компьютера.

* Развивать любознательность, творчество.

* Воспитывать чувства коллективизма, умение работать в паре, группе.

Универсальные учебные действия: 1.Личностные результаты: Создание условий для формирования следующих умений:

  • объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе
2. Метапредметные результаты : 2.1.Регулятивные -
  • определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
2.2. Познавательные -
  • наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
  • Строить сообщения в устной и письменной форме;
2.3. Коммуникативные :
  • уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
  • коллективно анализировать изделия;
  • вступать в беседу и обсуждать на уроке и в жизни различные ситуации;
  • учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
3.Предметные:
  • Соблюдение безопасных приёмов труда при пользовании персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации.
  • Использование простейших приёмов работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
  • Создавать небольшие тексты, иллюстрации,
  • Характеристика деятельности учащегося:
Осуществлять поиск информации о истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о первопечатнике Иване Фёдорове. Делать выводы о значении книг для сохранения и передачи информации, культурно-исторического наследия (с помощью учителя). Отбирать информацию и кратко её излагать. Анализировать и сравнивать различные виды почтовых отправлений, представлять процесс доставки почты Осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах. Создавать пальчиковые куклы. Рассказывать о правилах поведения в театре. Осваивать и использовать правила разметки деталей по линейке. Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов. Самостоятельно составлять план изготовления изделия по текстовому и слайдовому планом. Проверять и корректировать план работы при составлении технологической карты. Выделять с опорой на план и технологическую карту этапы работы для самостоятельного выполнения. Создавать книжку-ширму и использовать её как папку своих достижений. Отбирать для её наполнения собственные работы по заданным критериям (качеству, оригинальности и др.) Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о ком- пьютере и способах поиска её в Интернете. Осваивать правила безопасного использования компьютера, правила набора текста (предложений). Исследовать возможности Интернета для поиска информации. Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову, ключевой фразе). Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Использовать свои знания для поиска в Интернете Материалов для презентации своих изделий.

30

Переплётная мастерская. Изделие «Переплётные работы».


25.04


31

Почта. Заполнение почтового бланка.


16.05


32

Кукольный театр. Изготовление пальчиковых кукол.


23.05


33

Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль».


25.05


34

Афиша. Создание афиши и программки на компьютере.


26.05


Материально - техническое оснащение

Технические средства обучения

  • Ноутбук.

  • Проектор.

  • Интерактивная доска.

  • Звуковые колонки

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ,

  • Учебно-методические комплекты по технологии для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради).

  • Стандарт начального образования по технологии.

  • Примерная программа начального образования по технологии.

  • Классная доска

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ

  • Библиотечка «Первое сентября», серия «Начальный школа»/ 2000-2009 г.г.

  • Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа»./ Издательский дом «Первое сентября» под редакцией А. Соловейчик / 2000-2009 г. г.

  • .М Левина «365 весёлых уроков труда» Айрис Пресс1999г

  • И Панкеев «Поделки из природного материала» Москва «Олма - Пресс» 2001г.

Т Давыдова. Весёлые уроки. «Игрушки из леса», «Лепим из пластилина», «Аппликация», «Забавные игрушки» Москва. «Стрекоза-Пресс», 2004г



© 2010-2022