- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока Дружба (модуль Основы светской этики)
Разработка урока Дружба (модуль Основы светской этики)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузьмина Е.В. |
Дата | 31.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
2012г.
Тема: «Дружба» Цель: сформировать у учащихся представление о дружбе как о важнейшей нравственной ценности. Задачи:
- формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;
- рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас;
- расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе;
- воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Подготовка к восприятию нового материала.
Создание проблемной ситуации. Учитель зачитывает рассказ Валентины Александровны Осеевой «Три товарища» (Слайд 2) Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. - Почему ты не ешь? - спросил его Коля. - Завтрак потерял... - Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко еще! - А ты где его потерял? - спросил Миша. - Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся. - Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: - Бери, ешь! Учитель. Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (о дружбе)
III. Сообщение темы урока.
- Молодцы! Тема нашего урока «Дружба». (Слайд 3)
IV. Работа над новым материалом.
Беседа по содержанию. - Какое настроение вы испытали, слушая произведение? - В каких эпизодах при чтении вы испытали тревогу и почему? - А когда настроение стало солнечным, светлым? - Назовите героев рассказа. - Кто из героев вам понравился? Почему? - Кто не понравился? Почему?
Работа над понятием «дружба».
а) Беседа
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
- Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)
б) Работа с толковым словарем
- Дайте определение понятию дружба.
- Обратимся к толковому словарю Ожегова. Найдите в словаре слово «дружба» и узнайте его значение. (Слайд 4)
(Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью) в) Рассуждения о друге. - А у вас есть друг? - А почему вы не дружите с другим человеком? - Значит, вы дружите с теми людьми, которые вам близки по характеру, по интересам, с которыми вы себя чувствуете комфортно. Вот одна из черт дружбы - избирательность.(Слайд5) (читаем в учебнике с. 32) - А какую пользу вы имеете от своего друга? - Другая черта дружбы - бескорыстность. (Слайд5) (читаем в учебнике с. 33)
- Скажите, будет ли вам интересно с человеком, который не разделяет ваши взгляды?
-Третья черта - взаимная симпатия и общность интересов. (Слайд5)
(читаем в учебнике с. 33)
г) Работа с притчей.
Я прочитаю вам притчу, а вы подумайте, какую пословицу можно привести в подтверждение, которая достаточно часто употребляется в речи. (Слайд 6)
«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа узнала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».
- О какой пословице шла речь в притче? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей).
- От чего может погибнуть дружба? (Ребята отвечают на поставленный вопрос). д) Знакомство с легендой. А сейчас я хочу вам зачитать легенду о возникновении пословицы "Не имей сто рублей, а имей сто друзей". (Слайд 7)
Легенда. К стенам старого города подходят два путника. Встречает их мудрец, который прожил долгую жизнь. Он говорит им: - Спасибо, что пришли в мой старый город и в благодарность за это я хочу вам сделать подарок. У меня есть 100 рублей и 100 друзей. Кто что выбирает? Один путник сразу выбрал деньги, а другому достались друзья. На прощание мудрец-старик пожелал им счастья и встречу через три года. - Вот и посмотрю я, кто из вас как стал жить? Прошло три года и у того, у кого были деньги, они давно разошлись, одежда стала старой, превратилась в лохмотья, еды не было, и он кочевал из стороны в сторону, ища покой. А у того, у кого были друзья по - настоящему разбогател. Друзья помогли ему построить дом, весной вспахать поле, осенью собрать богатый урожай. Урожай был настолько богат, что он мог и семью прокормить, и с друзьями поделиться и кое-что продать. Счастлив не тот, у кого много денег, а тот, у кого есть друзья, которые могут во всём помочь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Какие ещё пословицы и поговорки о дружбе вы знаете? (Ответы детей).
е) Групповая деятельность.
1 группа.
Вспомните слова с корнем друж- (дружить, дружок, дружелюбие,…) Продолжите предложения: «Дружба - это…..» «Друг - это тот….» 2 группа. «Найдите вторую половинку» Друга ищи, … (лучше богатства) Старый друг -… (а все -за одного) Один за всех,… (лучше новых двух) Доброе братство -… (а найдешь, береги) 3 группа. - Запишите, какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить? -Проверка работы в группах. (Слайд 8,9,10)
-
Физминутка. (Слайд 11)
ё) Проблемная ситуация
- Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему? (читает ученик)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
- Каким не должен быть настоящий друг?
- Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
-
Иногда бывает и так. Во время перемены вы затеваете игру, но, постепенно
входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто переходит в драку.
Поэт Б.Заходер рассказал об этом в стихотворении «Мы - друзья».
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый,
Я - худой.
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе…
Отстаём!
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был.
Помнишь, Петя?
Что - то, Вова,
Позабыл.
И я забыл!
Ну не важно! Дрались честно.
Как положено друзьям!
Я как стукну!
Я как тресну!
А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеётся:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя.
- Правильно ли вели себя ребята?
К чему могла бы привести такая ссора?
Можно ли назвать их друзьями? Добрыми людьми?
Как бы вы поступили на месте мальчиков?
Правильно, ребята, если бы люди не помнили старые обиды и старались делать добро друг
другу, то не было бы печали, горя, а слезы бы лились от радости и счастья.
- Обобщение и рефлексия.
Давайте составим с вами правила дружбы, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. (Слайд 12)
1) Помогать другу.
2) Защищать друга.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать друга.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Каких друзей нам хотелось бы иметь?
- А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)
- Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
Наш урок хочется закончить вот этим стихотворением
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба - это ценный дар!
-
Домашнее задание (по выбору) (Слайд 13)
а) Напиши про своего друга. Почему ты дружишь с этим человеком?
б) Найдите и разучите песенку о дружбе.
в) Написать четверостишие на тему «Дружба».
Используемая литература:
- festival.1september.ru/articles/609592/
- vsevteme.ru/network/1544/2012/09/23/chto-pochitat-uchitelyu/metodicheskaya-razrabotka-uroka-druzhba-kursa-orkise-modul-osnovy-svetskoy-etiki
- festival.1september.ru/articles/595570/