Занятие для дисциплины развитие речи для старших дошкольников по теме Антонимы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия для дисциплины

«Развитие речи»

с использованием здоровьесберегающих технологий в студии развития «Почемучки».


Тема: «Антонимы». Изучение нового материала по данной теме проводится в системе занятий на основе КТП.


Область применения: студия развития «Почемучки».

Возраст: 6-7 лет.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма организации деятельности: групповая


Цель: познакомить детей с понятием «антонимы».
Задачи

Образовательные:

  • учить подбирать слова противоположные по смыслу;
  • формировать умение заканчивать предложения с заданными словами.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, память, внимание;

  • развивать связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции;

  • воспитывать умение работать в коллективе;

  • воспитывать трудолюбие.


Методические приёмы:
  • наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);

  • словесные (вопрос-ответ, объяснение педагога);
  • игровые (интеллектуальные);

  • практические (упражнения);

  • поощрение (сюрпризный момент).


Здоровьесберегающие технологии: зарядка для рук, физкультминутка, игра, аутотренинг.

Средства обучения
1. Оборудование: ноутбук,
- музыкальные инструменты: треугольник, колокольчики, металлофоны.
2. Наглядный материал:
Иллюстрации: набор картинок из игры: «Антонимы».

Аудиозапись: музыка для зарядки.

Ход занятия

1. Организационный этап. Проверка готовности к занятию.

Цель - Сегодня мы продолжим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают игры, веселые задания. - И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А в конце будет сюрприз.


- Лучше говорит тот, кто внимательно слушает кого? (Людей, владеющих культурной речью.)
2. Повторение пройденного материала. - Прежде, чем отправиться в путешествие сделаем разминку. са-са-са за-за-за су-су-су зу-зу-зу ре-ре-ре - стоит домик на горе ри-ри-ри - на ветке снегири
- Повторяем за мной! Ел Егорка землянику, а Данила ел клубнику. У барана беда, не растёт борода. Баран от природы совсем безбородый.
- Скажите, с какими словами мы познакомились на прошлом занятии? (Синонимы) -Подберите синонимы к слову храбрый - смелый - отважный - мужественный - бесстрашный.

- Какие слова называются синонимами?

3. Новый материал. Знакомство с анонимами.

- Мы продолжаем путешествие в страну новых слов.

Игра «Да или нет»

- Я буду говорить, что вы любите и что не любите, а вы отвечаете «Да» или «Нет».

- Мороженое

- Пирожное

- Горчицу

- Шоколад

- Лук

- Чипсы

- Клубнику

- Сладкие конфеты

- Если вы соглашались, говорили ….(Да)

- Если вы не соглашались, говорили ….(Нет) - В русском языке есть не только синонимы - слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называются антонимы. Да - нет,

горячо - холодно,
много - мало,
большой - маленький. - Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов. - Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.

Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел; пара слов «враг - друг»).

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг!

Мы плечами чик-чик!

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели,

Два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз - два, раз - два,

Заниматься нам пора.


- Сейчас я буду называть слова, а вы подберите к ним антонимы: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.

- Подскажите мне нужное слово.

Куст низкий, а дерево …
Вагон большой, а тележка …
Ночь была холодная, а день …
Молоко жидкое, а сметана …
Малина сладкая, а лимон … Зарядка для рук. Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз - два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. - Мы фонарики зажжём, А потом гулять пойдём! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают!
- Сейчас каждому из вас я дам картинку. Найдите на ней слова антонимы. (Дети отвечают поочерёдно.)
Аутотренинг «Водопад» - Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните.
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам. Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. - Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно, и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…(пауза 15 секунд) Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.

4. Подведение итогов.

- Наше путешествие в страну новых слов закончилось.

- С какими словами вы сегодня познакомились?

- Назовите слова - антонимы. - А теперь сюрприз. Он находится справа в коробке. (В коробке конфеты.)


Список используемой литературы: 1. Уроки для будущих первоклассников. О.С. Жукова. - М.: Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят); 2. Развитие речи. Подготовка к школе./Р.М. Хамидулина. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Дошкольное образование»).

4


© 2010-2022