- Преподавателю
- Начальные классы
- Занятие для дисциплины развитие речи для старших дошкольников по теме Антонимы
Занятие для дисциплины развитие речи для старших дошкольников по теме Антонимы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Греханина Н.Н. |
Дата | 17.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект занятия для дисциплины
«Развитие речи»
с использованием здоровьесберегающих технологий в студии развития «Почемучки».
Тема: «Антонимы». Изучение нового материала по данной теме проводится в системе занятий на основе КТП.
Область применения: студия развития «Почемучки».
Возраст: 6-7 лет.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма организации деятельности: групповая
Цель: познакомить детей с понятием «антонимы».
Задачи
Образовательные:
- учить подбирать слова противоположные по смыслу;
- формировать умение заканчивать предложения с заданными словами.
Развивающие:
-
развивать фонематический слух, память, внимание;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
-
воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции;
-
воспитывать умение работать в коллективе;
-
воспитывать трудолюбие.
Методические приёмы:
-
наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
- словесные (вопрос-ответ, объяснение педагога);
-
игровые (интеллектуальные);
-
практические (упражнения);
-
поощрение (сюрпризный момент).
Здоровьесберегающие технологии: зарядка для рук, физкультминутка, игра, аутотренинг.
Средства обучения
1. Оборудование: ноутбук,
- музыкальные инструменты: треугольник, колокольчики, металлофоны.
2. Наглядный материал:
Иллюстрации: набор картинок из игры: «Антонимы».
Аудиозапись: музыка для зарядки.
Ход занятия
1. Организационный этап. Проверка готовности к занятию.
Цель - Сегодня мы продолжим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают игры, веселые задания. - И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А в конце будет сюрприз.
- Лучше говорит тот, кто внимательно слушает кого? (Людей, владеющих культурной речью.)
2. Повторение пройденного материала. - Прежде, чем отправиться в путешествие сделаем разминку. са-са-са за-за-за су-су-су зу-зу-зу ре-ре-ре - стоит домик на горе ри-ри-ри - на ветке снегири
- Повторяем за мной! Ел Егорка землянику, а Данила ел клубнику. У барана беда, не растёт борода. Баран от природы совсем безбородый.
- Скажите, с какими словами мы познакомились на прошлом занятии? (Синонимы) -Подберите синонимы к слову храбрый - смелый - отважный - мужественный - бесстрашный.
- Какие слова называются синонимами?
3. Новый материал. Знакомство с анонимами.
- Мы продолжаем путешествие в страну новых слов.
Игра «Да или нет»
- Я буду говорить, что вы любите и что не любите, а вы отвечаете «Да» или «Нет».
- Мороженое
- Пирожное
- Горчицу
- Шоколад
- Лук
- Чипсы
- Клубнику
- Сладкие конфеты
- Если вы соглашались, говорили ….(Да)
- Если вы не соглашались, говорили ….(Нет) - В русском языке есть не только синонимы - слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называются антонимы. Да - нет,
горячо - холодно,
много - мало,
большой - маленький. - Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов. - Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
(Дятел; пара слов «враг - друг»).
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг!
Мы плечами чик-чик!
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели,
Два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз - два, раз - два,
Заниматься нам пора.
- Сейчас я буду называть слова, а вы подберите к ним антонимы: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.
- Подскажите мне нужное слово.
Куст низкий, а дерево …
Вагон большой, а тележка …
Ночь была холодная, а день …
Молоко жидкое, а сметана …
Малина сладкая, а лимон … Зарядка для рук. Поочерёдно сжимать и разжимать пальцы рук на счёт «раз - два». На «раз»: пальцы правой руки выпрямлены, пальцы левой руки сжаты. На «два»: пальцы левой руки выпрямлены, пальцы правой руки сжаты. Выполнять упражнение сначала медленно, затем ускорить темп. - Мы фонарики зажжём, А потом гулять пойдём! Вот фонарики сияют, Нам дорогу освещают!
- Сейчас каждому из вас я дам картинку. Найдите на ней слова антонимы. (Дети отвечают поочерёдно.)
Аутотренинг «Водопад» - Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните.
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам. Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи. - Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно, и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…(пауза 15 секунд) Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
4. Подведение итогов.
- Наше путешествие в страну новых слов закончилось.
- С какими словами вы сегодня познакомились?
- Назовите слова - антонимы. - А теперь сюрприз. Он находится справа в коробке. (В коробке конфеты.)
Список используемой литературы: 1. Уроки для будущих первоклассников. О.С. Жукова. - М.: Астрель; СПб. Сова, 2008. (Клуб весёлых дошколят); 2. Развитие речи. Подготовка к школе./Р.М. Хамидулина. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. (Серия «Дошкольное образование»).
4