Рабочие программы для 2 класса по программе Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Администрация Углегорского Муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

г. Углегорска Сахалинской области



Рассмотрено на ШМО

учителей начальных классов

протокол №1 от

________________________

Утверждено

приказом от



________________






РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку



начальное общее образование - 1 ступень

срок реализации программы - 1 год (2класс) Составлена на основе ОС « Школа 2100 »,

авторы программы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В.Пронина

М. : Баласс, 2011











Рабочую учебную программу составила:

Громова И.Е.




г.Углегорск

2012г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 2 класса общеобразовательной школы составлена на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011.; авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О.В.Прониной,. Она соответсвует федеральному компоненту государственного стандарта II поколения начального общего образования и разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания. Курс русского языка в начальной школе - часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. Цель обучения определяется как развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык». В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3)формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке. В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, - разделы «Предложение» и «Текст». Во 2 классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов. Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идет формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков - навыка осознанного чтения. Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырех точек зрения: звукового состава и обозначения звуков буквами; морфемного состава и словообразования; лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления; грамматического значения. В 1 и 2 классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звукобуквенный анализ слов (с составлением схемы слова). Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования. Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений: - видеть орфограммы в словах и между словами; - правильно писать слова с изученными орфограммами; - графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»); - находить и исправлять орфографические ошибки. Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после ш, ж, ч, щ; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. видеть в словах орфограммы. Изучаются следующие орфограммы:

  • Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь.
  • Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
  • Буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ.
  • Разделительные ь и ъ.
  • Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов).
  • Проверяемые согласные на конце слова.
  • Пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе. Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь - залог успешного общения в письменной форме. Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы - это его морфемный состав. Во 2 классе дается определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определенными суффиксами имен существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др. «Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. Во 2 классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб - дубок, кот - котенок, стол - столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок - глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.). Третий аспект рассмотрения слова - лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова. Четвертый аспект рассмотрения слова - морфологический. Морфология - самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности. В 1 классе в курсе обучения грамоте и во 2 классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы 1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто?, что?», могут называть один предмет и много предметов; усваивают определения частей речи. Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их - без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трех группах слов в русском языке - самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях и об их функциях в речи. В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами. Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы. Основные направления работы по развитию речи: 1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов. 2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов. 3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста. 4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией. Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, выявляет значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, грамматические, речевые и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Отличие данной программы от других действующих в традиционной системе обучения и развивающих системах заключается в том, что: 1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка. 2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей. 3. Введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм. 4. Сведения о частях слова вводятся раньше - с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами, которое вызывает у детей живой интерес. 5. Состав слова и лексика - «сквозные темы» всего курса. 6. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации - основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации. 7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения. 8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
В учебнике Образовательной системы «Школа 2100» используется принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задания повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), необязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум. Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди, соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни(будь милосерден, поступай так. как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения - понимание важности общения, как значимой составляющей жизни обществ, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины - это осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценности. Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечеств - осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним. В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звуко-буквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Виды речевой деятельности Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам. Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала. Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка ( Знакомство с гигиеническими требованиями при письме. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.) Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).


Методы, формы обучения, виды деятельности На уроках русского языка используются образовательные технологии, формы работы: Проблемно - диалогическая технология; технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов); технология продуктивного чтения; групповая работа Комплексные задания: проектные задания на предметном материале жизненные(компетентностные) задачи Основная форма обучения - урочная: интегрированный урок; урок введения новых знаний; урок повторения; урок обобщения; урок рефлексии; урок контроля; кроме того используются нетрадиционные уроки: урок- сказка, урок- игра, урок - викторина, урок - театрализация, урок -импровизация, урок -путешествие. Методы обучения: словесные, наглядные. При проверке знаний по русскому языку используются следующие виды контроля: диктант (словарный, картинно - словарный, индивидуальный зрительно - слуховой, цифровой, объяснительный, контрольный, выборочный, с грамматическим заданием, с комментированием); списывание с грамматическим заданием; тест (индивидуальный и тематический); контрольная работа.

Таблица тематического распределения количества часов

2класс

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов


1

слово

6

II

предложение

12

III

текст

12

IV

слова, которые отвечают на вопросы кто? Что?

7

V

слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

11

VI

слова, которые отвечают на вопросы Что делает? Что делал? Что сделал?

5

VII

связь слов в предложении

8

VIII

слова, к которым нельзя задать вопрос

9

IX

части слова. корень

3

X

части слова. суффикс

4

XI

части слова. приставка

5

XII

алфавит. написание большой буквы в словах (13 часов)

13

XIII

повторение

18


ИТОГО:

170


Тематическое планирование составлено на основе программы по «Русскому языку» (для четырёхлетней начальной школы) (Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О.В.Прониной).


Содержание программы

2 класс 170 часов (5 часов в неделю)


Слово (5 ч) (введение- 2ч.). Чем мы будем заниматься на уроках русского языка. Звуки, части слова, слова, предложения, текст.
Предложение. (12ч) Признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации, оформлять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях. Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чем говорится в предложении? Что говорится? Умение устанавливать связи между словами в предложениях с помощью вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.
Текст. (12 ч) Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; по заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте). Формирование типа правильной читательской деятельности - умение самостоятельно осмысливать текст до чтения (с помощью заглавия, иллюстрации, ключевых слов), во время чтения (в ходе постановки вопросов к тексту и ответов на них, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов на вопросы к тексту в целом). Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить ее с заглавием; самостоятельно выбирать заглавие к тексту из ряда данных.
Слово (продолжение). (127 ч) 1. Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?, какой?, какая?, какое?, какие?, что делает?, что делал?, что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении. Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие чувства, но не называющие их - без введения понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами (орфограмма-пробел); умение видеть и графически обозначать эту орфограмму. 2. Наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова (без введения специальной терминологии). Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением. 3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение). Наблюдение над лексическим значением однокоренных слов, над единообразием написания корня в однокоренных словах. Умение подбирать однокоренные слова. Суффикс (определение). Суффиксы -ок-, -ик-, -ушк-, -юшк-, -онок-, -ёнок-, -ат-, -ят-, -тель-, -ищ-, их значения. Умение видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с данными суффиксами (на материале существительных мужского рода с нулевым окончанием). Приставка (определение). Образование слов с приставками (на материале глаголов движения типа летел, полетел, улетел, прилетел и т.п.), наблюдение над ролью приставки в слове. Разграничение приставок и предлогов с, на, за, до, по, про, от и т.п. 4. Алфавит. Знание букв в алфавитном порядке, умение правильно называть буквы. Практическая значимость знания алфавита. 5. Орфография. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над несоответствием произношения и написания слов. Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные на конце слова, звук [й'] после согласных перед гласными; место после мягкого согласного, после звуков и букв ж, ш, ч, щ. Орфограмма. Знакомство с орфограммами: - Буквы и, у, а после шипящих ж, ш, ч, щ. - Обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я. - Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах. - Ъ и ь разделительные. - Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова (на материале двусложных слов). - Проверяемые согласные на конце слова. Развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму и условия выбора (шил; дуб - дубы; росА - рОсы; ручной; Олег; пень; объявление).
Повторение. (14 ч)
Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведется в нескольких направлениях: 1. обогащение словарного запаса детей - количественное (в ходе образования новых слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов); 2. развитие грамматического строя речи (анализ и построение предложений, словосочетаний); 3. развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой); 4. обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствование навыка письма в одну линейку.

Предполагаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Во втором классе личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умении: осознавать роль языка в жизни и речи людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Средством достижения этих результатов служат тексты учебника. Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в совместной работе класса и учителя; подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений: воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами; понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст; делить текст на части, озаглавливать части; подробно и выборочно пересказывать текст; правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; делить слова на части для переноса; производить звукобуквенный анализ слова и соотносить количество букв и звуков в двусложных словах; правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивать с образцом; писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, де произношение и написание совпадают; видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы; писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов; ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных; составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его. Учитель создает условия для того, чтобы ученики сделали первый шаг к осознанию себя носителями языка, почувствовали интерес к его изучению и осознали смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятным.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса К концу обучения во 2 классе учащиеся должны знать: - признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие; - пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости; - обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; - названия, порядок букв русского алфавита; - правила переноса слов; - названия частей слова (кроме окончания); - признаки предложения и текста; - изученные орфограммы. Ученики должны уметь: - правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги; - делить слова на части для переноса; - производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах; - правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом; - писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают; - видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы; - писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые согласные на конце слов; сочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами; - находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила; находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, - образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов; - ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему; - предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных; - составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью учителя.

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по русскому языку

(программный минимум)

(2 класс)

Линии развития

средствами предмета

«Русский язык»

· правильно списывать слова, предложения, тексты;

проверять написанное;

составлять предложения на заданную тему;

· составлять небольшой текст (4-5 предложений) на

заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя

· выполнять звукобуквенный анализ доступных слов;

видеть несоответствия произношения и написания в слове;

· находить корень в группе однокоренных слов;

· подбирать однокоренные слова;

· находить суффиксы и приставки в доступных словах;

· ставить вопросы к словам

в предложении ( кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? )

· делить слова на части для переноса;

· видеть в словах опасные места, изученные орфограммы;

· писать большую букву в словах (изученные случаи);

· писать безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов;

· писать изученные слова с непроверяемой безударной гласной в корне;

· писать проверяемые согласные буквы на конце слова;

употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова

;не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.;

· писать ъ и ь разделительные;

· графически объяснять выбор написаний;

· находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила


Место предмета в базисном учебном плане В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с 1 по 4 классы. Общее число часов - 675. Из них выделяется резерв времени (10 %), который разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению. В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается во 2 классе 5 часов в неделю (170 ч. в год). Количество часов в год -170 Количество часов в неделю - 5 Количество часов в I четверти - 45 Количество часов во II четверти - 35 Количество часов в III четверти - 50 Количество часов в IV четверти -40




Тематическое планирование

по русскому языку «Школа 2100»

2 класс



п/п

Наименование разделов и тем

Общее кол- во часов

Кол- во часов по теме

Дата проведения

план

факт

1

слово

6



1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»


1



2

Что мы знаем о слове? Лексическое значение слова.


1



3

Что мы знаем о слове? Лексическое значение слова. Состав слова.


1



4

Как устроен наш язык?


1



5

«Опасные места»

в словах русского языка


1



6

«Опасные места»

в словах русского языка. Обобщение по разделу «Слово»


1



II

предложение

12




7

Чем отличается предложение от группы слов. Признаки предложения


1



8

Схематическое изображение слова, предложения. Составление предложений по схемам


1



9

Признаки предложения. Оформление предложений на письме


1



10

Развитие умения правильно списывать и оформлять предложение на письме


1



11

Развитие умения правильно списывать предложения

и соотносить их со схемами


1



12

Конструирование предложений


1



13

Знаки препинания в конце предложений


1



14

Административная входная контрольная работа


1



15

Работа над ошибками. Знаки препинания в конце предложения. Чтение предложений с различной интонацией


1



16

Что мы знаем о предложении? Обобщение.


1



17

Проверка знаний

и умений. Проверочная работа № 1 по теме «Предложение»


1



18

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)


1



III

текст

12




19

Признаки текста


1



20

Роль заглавия в тексте


1



21

Связь заглавия

с главной мыслью текста


1



22

Заглавие текста. Основные признаки текста


1



23

Восстановление деформированного текста. Л. Н. Толстой «Чиж».


1



24

Работа над ошибками. Озаглавливание текстов


1



25

Конструирование текстов


1



26

Конструирование текстов, закрепление.


1



27

Конструирование текстов, предложений


1



28

Признаки текста, его отличие от набора предложений


1



29

Проверка знаний

и умений по теме «Предложение. Текст». Проверочная работа № 2


1



30

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)


1



IV

слова, которые отвечают на вопросы кто? Что?

7




31

Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?


1



32

Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы


1



33

Объединение слов в тематические группы


1



34

Восстановление текста с пропущенными словами по Г. Скребицкому и В. Чаплиной «Елка в лесу»


1



35

Работа над ошибками. Конструирование сочетаний слов и предложений со словами, отвечающими на вопросы кто? что?


1



36

Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам


1



37

Развитие умения задавать вопросы кто? что? к словам


1



V

слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

11




38

Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы


1



39

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки


1



40

Развитие умения подбирать к словам-предметам слова-признаки


1



41

Связь слов-названий и слов-признаков


1



42

Развитие умения находить в предложении слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие?


1



43

Упражнения в подборе слов-признаков


1



44

Упражнения в подборе слов-признаков


1



45

Обучающее изложение текста по вопросам «Снеговик»


1



46

Работа над ошибками. Закрепление и повторение изученного по теме «Слова-названия и слова-признаки»


1



47

Проверочная работа по теме « Слова-названия и слова-признаки»


1



48

«Пишу правильно»

(работа над ошибками)


1



VI

слова, которые отвечают на вопросы Что делает? Что делал? Что сделал?

5




49

Наблюдение над словами, обозначающими действие предмета. Развитие умения ставить вопросы к этим словам


1



50

Развитие умения ставить вопрос к словам, обозначающим действия предмета


1



51

Развитие умения задавать вопросы к словам, находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы кто? что делает?


1



52

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения

1



53

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу предложения

1



VII

связь слов в предложении

8




54

Как связаны слова в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении

1



55

В предложении от слова к слову можно задать вопрос

1



56

Обучающее изложение текста по вопросам на тему «Синичка»

1



57

Работа над ошибками. Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении

1



58

Конструирование предложений из слов с опорой на вопросы


1



59

Конструирование предложений с опорой на вопросы


1



60

Проверочная работа № 4 по теме «Связь слов в предложении»


1



61

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)


1



VIII

слова, к которым нельзя задать вопрос

9




62

Слова, которые выражают различные чувства, и их роль

в речи


1



63

Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые выражают чувства


1



64

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами


1



65

Составление рассказа по серии картинок и по вопросам на тему «Друзья птиц» (обучающее сочинение)


1



66

Работа над ошибками. Упражнения в раздельном написании предлогов с другими словами


1



67

Роль предлогов в предложении


1



68

Упражнения в правильном употреблении предлогов, в раздельном написании предлогов


1



69

Проверочная работа № 5 по теме «Слова, к которым нельзя задать вопрос»


1



70

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)


1



IX

части слова. корень

3




71

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слов


1



72

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов


1



73

Упражнения в распознавании однокоренных слов


1



X

части слова. суффикс

4




74

Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса


1



75

Развитие умения находить в словах суффиксы


1



76

Обучающее изложение по обобщенным вопросам по теме «Лиса»


1



77

Работа над ошибками. Разбор слов по составу. Проверочное списывание


1



XI

части слова. приставка

5




78

Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки


1



79

Развитие умения образовывать слова с помощью приставки и находить приставки в словах


1



80

Значение приставок. Слитное написание приставок. Развитие умения различать приставки и предлоги


1



81

Проверочная работа № 6 по теме «Части слова»


1



82

«Пишу правильно»

(работа над ошибками)


1



XII

алфавит. написание большой буквы в словах (13 часов)

13




83

Закрепление знаний порядка букв русского алфавита


1



84

Развитие умения писать большую букву в фамилиях и именах людей


1



85

Развитие умения писать большую букву в отчествах людей


1



86

Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев


1



87

Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень


1



88

Большая буква в названиях рек и морей


1



89

Большая буква в географических названиях. Запись этих слов в алфавитном порядке


1



90

Почему одно и то же слово написано и с большой и с маленькой буквы


1



91

Развитие речи. Сочинение по рисунку.


1



92

Работа над ошибками. Упражнения в правописании имен собственных


1



93

Проверочный диктант № 1 по теме «Написание большой буквы».


1



94

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)


1



95

Упражнения в правописании имен собственных


1



XIII

правописание буквосочетаний жи-ши, ща-ща, чу, щу

14




96

Написание букв и, у, а после шипящих
(повторение)


1



97

Что такое орфограмма. Орфографическое правило


1



98

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм


1



99

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями жи-ши. Графическое обозначение орфограмм


1



100

Наблюдение за написанием буквосочетаний ча-ща


1



101

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений


1



102

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями ча-ща. Развитие орфографических умений


1



103

Наблюдение за написанием буквосочетаний чу-щу


1



104

Упражнение в написании слов с буквосочетаниями чу-щу


1



105

Упражнение в написании буквосочетаний чу-щу. Развитие орфографических умений


1



106


Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих


1



107

Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих? Закрепление.


1



108

Диктант № 2 по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».


1



109

«Пишу правильно»

(работа над ошибками)


1



XIV

правописание букв ь и ъ

15




110

Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Развитие умения определять способы обозначения мягкости согласных на письме


1



111

Буква Ь на конце и в середине слова. Упражнение в переносе слов с Ь в середине


1



112

Развитие умения писать Ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова


1



113

Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква Ь


1



114

Правописание слов

с буквосочетаниями чк, чн, щн


1



115

Упражнение в написании слов с Ь, с буквосочетаниями чк, чн, щн


1



116

Звук [й] и его обозначение на письме


1



117

Разделительный Ь. Правописание слов

с разделительным Ь


1



118

Развитие умения писать слова с разделительным Ь


1



119

Правописание слов

с разделительным Ь и с Ь для обозначения мягкости соглас-ных звуков на письме


1



120

Упражнения в написании слов с Ь


1



121


Развитие умения писать слова с разделительным Ъ


1



122

Развитие умения писать слова с разделительным Ъ, закрепление.


1



123

Диктант № 3 по теме «Правописание букв Ь и Ъ».


1



124

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)


1



XV

безударные гласные в корне

14




125

Развитие умений делить слова на слоги, определять количество слогов и ставить ударение


1



126

Наблюдение над написанием и произношением слов с безударными гласными в корне


1



127

Наблюдение над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах


1



128

Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов


1



129

Упражнение в подборе однокоренных проверочных слов. Графическое обозначение орфограммы


1



130

Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова


1



131

Проверочная работа № 7 по теме «Безударные гласные в корне»


1



132

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)


1



133

Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне


1



134

Проверочный диктант по теме «Безударные гласные

в корне»


1



135

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)


1



136

Свободный диктант.


1



137

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)


1



138

Обобщение по разделу «Безударные гласные в корне» (в форме игры «Счастливый случай»)


1



XVI

правописание звонких и глухих согласных на конце слова

14




139

Наблюдение за явлением оглушения звонких согласных на конце слова


1



140

Знакомство с орфограммой «Звонкие и глухие согласные на конце слова». Графическое обозначение орфограмм

1



141


Развитие умений писать слова с изученной орфограммой

1



142

Упражнение в подборе проверочных слов

1



143

Упражнение в написании парной согласной на конце слова

1



144

Упражнение в написании парной согласной на конце слова, закрепление.

1



145

Свободный диктант.

1



146

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)

1



147

Упражнение в написании слов с парной согласной на конце

1



148

Изложение на основе зрительного восприятия текста.


1



149

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)


1



150

Обобщение по разделу «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова»


1



151

Проверочный диктант № 5 по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».


1



152

«Пишу правильно»

(работа над ошибками)


1



XIII

повторение

18




153

Повторение по теме «Текст»


1



154

Повторение по теме «Предложение»


1



155


Контрольное списывание.


1



156

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)


1



157

Повторение по теме «Состав слова. Однокоренные слова»


1



158

Свободный диктант


1



159

«Пишу правильно»

(работа над ошибками)


1



160

Закрепление изученных орфограмм


1



161

Повторение изученных орфограмм





162

Обучающее изложение.


1



163

Работа над ошибками


1



164

Итоговая контрольная работа.


1



165

«Пишу правильно»
(работа над ошибками)


1



166

Административная контрольная работа. (40 минут)


1



167

«Пишу правильно»

(работа над ошибками)


1



168

Безударные гласные в корне слова.


1



169

Безударные гласные в корне слова, закрепление.


1



170

Заключительный урок


1



Литература 1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Руский язык». Учебник, 2 класс. 2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.А. Фролова «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2 класс. 3. Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 2 класса. 4. Е.В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) для 2 класса. 5. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1-4 классов. 6. М.А. Яковлева «Тетрадь по чистописанию» для 2 класса. 7.Диск «Тематическое планирование. Начальная школа.» Программа «Школа 2100». Издательство «Учитель»2010г. 8. Программа «Школа 2100» сборник программ. Начальная школа / под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2011;

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, интерактивная доска).


© 2010-2022