Поделитесь с коллегами:
Мареева Н.И.
Реализация комплексной программы «Уральская инженерная школа»
в начальных классах через участие в соревнованиях и конкурсах технического творчества
По мнению президента, возродить интерес школьников к техническим специальностям - важная задача в проблеме подготовки инженерных кадров. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев подчеркнул, что «Уральская инженерная школа», по мнению специалистов, должна начинаться с начальных классов школы. Также здесь предполагается проводить различного рода технические состязания среди школьников. Все это, считает губернатор, поднимет интерес подрастающего поколения к инженерным специальностям. [4]. В основу программы "Уральская инженерная школа" легла идея построения системы непрерывного технического образования: от общего, среднего профессионального и высшего до дополнительного. Сейчас упор делается на довузовскую подготовку, на этом этапе надо готовить мотивированных и готовых к обучению ребят [3]. Решение задач программы "Уральская инженерная школа" и обеспечение планируемого результата ее реализации обеспечивается за счет выполнения мероприятий программы, одним из которых является участие младших школьников в конкурсах технического творчества [3]. В рамках дополнительного образования ежегодно участвуем с младшими школьниками в городских конкурсах робототехники «Фантазируем. Придумываем. Изобретаем», проводимых «Центром дополнительного образования детей «Городской компьютерный центр» [5]. Также следует отметить участие младших школьников в городской выставке декоративно - прикладного и технического творчества «ТехноСпортоГрад», организованной МБОУ ДОД «Центром внешкольной работы» [6]. Целью таких конкурсов является создание условий для развития интереса у учащихся города Каменска-Уральского в области научно-технического творчества и робототехники, благоприятных условий для творческой самореализации, социальной адаптации учащихся средствами технического и декоративно-прикладного творчества, а также мотивации педагогов на организацию интеллектуально-творческой и практической деятельности детей. Участвуя в данных конкурсах, учитель решает очень важные воспитательные задачи, созвучные с задачами комплексной программы «Уральская инженерная школа»:
- популяризация научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди детей;
- развитие у детей навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой;
- стимулирование интереса детей к сфере инноваций и высоких технологий;
- выявление детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и создание условий для их дальнейшего развития.
Таким образом, решение поставленных задач обеспечивается за счет реализации следующих мероприятий: - Участие младших школьников в конкурсах технического творчества, о которых мы говорили ранее.
Мои ученики являются не только активными участниками технических конкурсов, но и становятся победителями в разных номинациях: - «Подарок солдату» - работы, изготовленные с использованием бумаги, картона, бросового материала (начально-техническое моделирование); - «Помощники XXI века» - модели, которые могут найти применение на службе Отечества и облегчить труд человека (робототехника, электротехника и т.п.); - «На страже Родины» - проекты из ЛЕГО (лего-конструирование) [5]. Работа начинается с планирования: какого робота хотелось бы создать, его предназначение, то есть какую пользу он нам принесёт в будущем. Ведь конкурсы робототехники проходят под девизом «Планируем и строим будущее!» Умелое руководство учителя, богатая фантазия детей даёт высокие результаты. «Сегодня робот - это не игрушка, а надёжный помощник. Так, например, мне бы хотелось, чтобы на улицах нашего города было чисто. Однако у нас очень мало дворников и им в помощь можно создать робота «Чистюлю», - говорит мой ученик Хомутов Алексей. «Мой робот Вася - автомеханик. Умеет ремонтировать машины, готовить их к покраске, красить машины. Везде, где работать тяжело, опасно, даже просто невозможно, робот говорит «Я помогу тебе, человек!» Такого робота из спичечных коробков представила на городскую выставку Пыхтеева Лея. Следующий робот - мечта каждой женщины. «Робот Максик - незаменимый помощник в уборке на кухне и влажной уборке дома. Он сделан из кухонных принадлежностей, стакана для хранения ложек и вилок, детских игрушек и мебельных ножек. Авторами идеи были мои ученицы двойняшки Овчинниковы Арина и Аделина. «Робот Валли (Walle) предназначен для того, чтобы копать землю, убирать мусор и разбивать твёрдую почву. Он великолепно выполняет свою работу.Робот Валли (Walle) с дистанционным управлением. Фонари в глазах светятся. Чтобы их включить, достаточно повернуть два болтика на голове. Перемещается он на колёсах. Если что - то ломается, то включаются красные огни, расположенные на спине Валли». Эти роботы - победители городских технических конкурсов. Следующее направление в работе педагога: - Конструирование и моделирование на уроках технологии.
Конструкторская деятельность и начально-техническое моделирование младших школьников начинается задолго до участия в различных конкурсах, а именно с уроков технологии, начиная с первого класса. Особое значение имеют уроки технологии, которые расширяют кругозор детей, воспитывают интерес к техническому творчеству, технике. Конструирование и моделирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Учащиеся знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации [1]. Чтобы осуществить намеченные планы, необходимо повысить эффективность трудового обучения и воспитания как на уроках, так и в рамках дополнительного образования. И ещё одно направление в работе: - Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебную и внеурочную деятельность, что предполагает участие родителей совместно с детьми в различных технических конкурсах [2]. И действительно, без участия родителей, некоторых роботов не создать. Например, в разработке робота, призера этого года, принимали участие несколько человек, а именно дедушка, дядя Юра и Костя. Отсюда и название - ДЮК. Таким образом, основным условием, обеспечивающим успех участия детей в конкурсах по направлениям технического творчества в системе дополнительного образования как одного из важнейших компонентов мероприятий комплексной программы «Уральская инженерная школа», разработанной по поручению Губернатора Свердловской области Е.В.Куйвашева и одобренной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, является пропаганда технического творчества, начиная с начальной школы и создание благоприятных условий для творческой самореализации, социальной адаптации учащихся средствами технического творчества, развитие творческих способностей учащихся: фантазии, технической изобретательности, свободы творчества, выявление и поощрение талантливых детей.
Список литературы и иных источников
- Государственные образовательные стандарты. - URL: standart.edu.ru/
- Дик Н.Ф. Весёлые классные часы и родительские собрания в 3 - 4 классах. Учебное пособие. - Ростов - на - Дону, 2005.
- Комплексная программа «Уральская инженерная школа». - URL: docs.cntd.ru/document/
- Образование Урала. - URL: uraledu.ru/node/
- Положение о городском конкурсе моделей роботов
«Фантазируем. Придумываем. Изобретаем». - URL: gkc-ku.ru/ - Положение о городском конкурсе декоративно - прикладного и технического творчества «ТехноСпортоГрад». - URL: kucvr.ru/
Сведения об авторе: Мареева Наталья Ивановна, г. Каменск - Уральский, Средняя школа № 35, учитель начальных классов, высшая категория, магистр. E - mail: [email protected]