Технологическая карта по русскому языку. Тема. Антонимы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе

Учитель: Степаненко А.Г учитель начальных классов МОУ СШ №24 кировский район г. Волгоград

Тема: Антонимы

УМК «Перспектива», авторы: Л.Ф. Климанова, Т.В Бабушкина

Цели для ученика

  • Знать определение антонимов

  • Находить антонимы в тексте

  • Уметь правильно употреблять антонимы в речи


Цели для учителя: Знакомство с новым лексическим понятием-антонимы

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с определением антонимов. Создать условия для успешного освоения темы.

  • Научить правильно употреблять антонимы в речи.

Развивающие:

  • Развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;

  • Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • Развивать умение работать в парах, в группах;

  • Развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

Воспитательные :

  • Создавать у обучающихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • Воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу;

  • Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову.

  • Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: Формирование у детей мотивации к обучению и познанию. Метапредметные: Познавательные:Учить извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица, иллюстрация). Учить перерабатывать и преобразовывать информацию из другой формы в другую: наблюдать и делать выводы.

Учить пользоваться словарем.

Коммуникативные:

Стимулировать желание обучающихся высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в паре и группе, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: Учить определять тему и задачи деятельности на уроке с помощью учителя; Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; Учить планировать учебную деятельность на уроке;

Учить в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Предметные:

Формирование у учащихся умения определять антонимы, правильно списывать текст, выделять орфограммы, проверять написанное, объяснять роль антонимов в речи.


Тип урока

Открытие нового знания

Оборудование:

Проектор, музыкальная запись «От улыбки станет всем светлей», презентация, Толковый словарь, словарь «Антонимов»

Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

  1. Мотивирование

(1-2 мин)

-Прозвенел для нас звонок, начинается…

(Включить песню «От улыбки встанет всем светлей!» )

-Почему я решила начать урок с этой прекрасной песни?

-*Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

- Какой фразеологизм подойдёт для урока?

Слайд: засучив рукава, за тридевять земель, не покладая рук, до седьмого пота, сложа руки, бить баклуши, ловить мух

урок (русского языка)

Ребята усаживаются и настраиваются на предстоящий урок.

Подарить всем хорошее настроение!

Узнать что-то новое, что пригодится в жизни.


На уроке мы будем работать не покладая рук и засучив рукава. Изучать тему до седьмого пота



Личностные:

(Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника)

  1. Актуализация знаний

5-7мин

Выявление места и причины затруднения

Сообщение темы, цели и задач урока

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.

Предлагаю начать наш урок с игры. Помашите мне рукой девочки, а теперь мальчики. Улыбнитесь те, у кого хорошее настроение, а теперь те, у кого плохое. Помашите мне те, кто помнит, что такое синонимы, а теперь те, кто забыл про них. Что такое синонимы?

А теперь закройте глаза (появляется слайд) и откройте глаза

На слайде появляются слова: мальчики-девочки, плохое-хорошее, забыл-помнит, закройте-откройте

-Запишите парами слова. Сравните их по значению и звучанию. Попробуйте продолжить составлять пары по этому правилу.

-Как называются такие слова?

-Почему возникли затруднения? Мы изучали такие слова?

Слайд-помощник - это слова, противоположные по смыслу

( два греческих слова - anti (что значит «против») и onyma (означает «имя»)

Выдвигают гипотезы. Как проверить наши предоположения?

- Открываем учебник стр.33

-Какая же будет тема урока?

- Давайте вместе поставим задачи на урок. Как вы думаете, что нам сегодня предстоит узнать? Чему мы должны научиться?

Корзина идей

- Наметим план действий (слайд):

1.Что такое антонимы?

2.На какие вопросы отвечают?

3. Роль в речи.

-Что нам поможет решить поставленные задачи? Как мы это будем делать?

- Итак, приступим к выполнению задач.

Дети записывают в тетрадях число с комментированием орфограмм.

Дают определение

Противоположные по значению и разные по звучанию

Варианты детей

В 1 классе изучали слова с противоположным значением, но не знаем, как они называются.

Посмотреть в учебнике

Антонимы.

1.Понять, что такое «антонимы».

Или расширять знания об антонимах.

2. Научиться выделять антонимы в тексте.

3. Научиться правильно употреблять антонимы в речи.

Свой опыт, учебник, учитель. Наблюдение, выполнение упражнение, сравнение


Познавательные:

- выполнять анализ и синтез

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Построение проекта выхода из затруднения.

10мин

Отработка обощенного способа действия



2мин

- Помогите мне рассказать сказку. Жили-были два брата. Младший брат никогда не соглашался со старшим, всегда говорил все наоборот. Скажет старший брат: «Тепло на улице!» - а младший - «Холодно!» Старший скажет: «Веселый мультфильм!» - а младший - ... (Дети заканчивают предложение.) Старший говорит: «Глубокая речка», а младший - ... Но однажды младший брат не захотел спорить со старшим, потому что старший сказал: «Умный у меня братец!»

-Что должен был сказать младший брат?

Вы догадались, о каких словах шла речь в сказке? Почему вы так решили?

-Для чего мы изучаем антонимы?

Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения по рядам, запишите в тетрадь:
1. Слон большой, а мышка ....

2.Зимой погода холодная, а летом ….

3.Отдыхать легко, а работать…

-Кто считает, что он правильно справился с заданием, покажите мне жестом (палец вверх). Проверка по слайду.

Работа с учебником: стр.33упр.47.Прочитайте задание.

Ясный- пасмурный, ненастный

-Что вы можете сказать про слова пасмурный, ненастный? А про слова Ясный-пасмурный?

Проверка (на слайде)

Физкультминутка. "Игра наоборот или «карлики-великаны»

Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз

Вперед - назад

Вниз - вверх

Назад - вперед

Присел - подпрыгнул

Подпрыгнул - присел

-Какие слова использовали в физминутке?






Вывод: АНТОНИМЫ-слова с противоположным значением

Чтобы сравнивать предметы

1. Слон большой, а мышка маленькая.

2.Зимой погода холодная, а летом тёплая.

3. Отдыхать легко, а работать…

Ясный-пасмурный-это синонимы, а ясный-пасмурный-антонимы.

Были зори ясные,

Были дни ненастные…


Антонимы

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, профилактика утомления

Изучение нового

5мин


Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

10мин

Игра «Подбери пару». Задача: Подобрать антонимы к словам. Раздаются карточки детям, они ищут каждый свою пару(антоним) и прикрепляют свои примеры к доске (слова-признаки, слова-предметы, слова-действия).

Ответьте на вопросы:

- На какой вопрос отвечают в паре?

Остальные в это время работают в паре. Карточка с заданием: Найдите к каждому слову из левого столбика слова с противоположным значением (антоним) из правого.

Проверка. Что можно сказать о вопросах в паре слов, какие они? Какой вывод можем сделать?

Проверка

- На какой вопрос отвечают в паре?

-Как вы думаете: смелый-трус

Близкий-далеко-это антонимы?

-Измените одно из слов в паре так, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос.

-Ко всем ли словам можно подобрать антонимы?

У меня на доске тучки, но тучки не простые; на них записаны слова. Из каждой тучки выпала капелька. Ваша задача - узнать, из какой тучки она выпала.
- Какая капелька осталась без тучки? Почему?

Много-мало, ясно - пасмурно, счастье- горе, Коля

-К какому выводу мы с вами пришли?

- Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с антонимами? (Работа в группах)

1 ряд Найдите антонимы, которые встречаются на уроках математики.

2 ряд. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках окружающего мира.

3 ряд. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках физической культуры

Пример учителя: музыка (запись «Если добрый ты…» )

Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот - плохо.

-Какие антонимы встретились ? Докажите, что вы нашли правильно? Если кто-то ошибся, задаю вопрос: что помешало тебе правильно найти антонимы, что ты еще не усвоил хорошо? Над чем предстоит поработать?

Дополнит. Задание (если будет время)

Лебедь, Щука и Рак.

Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Найдите антонимы в загадках.

В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.

Опора на схему


1.Шум-тишина

Здоровье-болезнь

2 Длинный-короткий

Холодный-тёплый

3 Строить-ломать

Поджигать-тушить

Неряшливый-аккуратный

Ложь-правда

Сухой-мокрый

Убежал-прибежал

Весело-грустно

Вывод: Отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи.

Нет, т.к. отвечают на разные вопросы.

Смелый-трусливый, близко-далеко

Высказываются мнения детей.

Ученики выходят к доске по одному и капельку приклеивают рядом с тучкой

Коля, т.к. он один.

Вывод: Не все слова имеют антоним.

На уроках математики, окружающего мира, на литературе, на уроках физической культуры 1р. Один отрезок начертить вверху, а другой-внизу, отступит вправо одну клетку, а влево 5 (ориентирование в пространстве)

2 р.Пасмурно-ясно на улице, тёплая погода-холодная…

3 р.Подняли руки вверх, опустили вниз(при выполнении упр)

.

Плохо-хорошо

Ответы детей

(Утюг)


Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;


Сам.работа с самопроверкой по эталону.

10мин

Выясним, весь ли материал усвоен, над чем нужно ещё поработать. Возьмите карточку с тестом, выполните задания.

Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.(слайд)

- Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)

- С помощью каких слов передается это настроение?

Замените выделенные слова антонимами.

(у каждого ученика карточка) Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.

- Изменилось ли настроение? Почему? (использовали антонимы - слова противоположные по смыслу)

Как приятно гулять по городу в такую погоду!

Как приятно выходить на берег в такую погоду!


Проверка Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно заменили антонимы, поставьте на полях - ! Если вы сомневаетесь в правильности, поставьте на полях - ? После проверки. У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок: !! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно. !?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе антонимов. ?! - Сомневался в правильности, но выполнил всё верно. ?? - Сомневался в правильности и на самом деле нашёл антонимы неверно. - Всегда ли вам было просто подбирать антонимы? Те, кто ошибся, на что мы не обратили внимание? Как вы думаете, что помешало вам справиться с заданием?

- Что же делать в случае затруднения?

Показ словаря «Антонимов»

Сегодня солнечный день. Стоит ясная погода. По небу плывут лёгкие белые облака. Под ногами сухая земля.




Спросить у

взрослых, посмотреть в словаре «Антонимов»


Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение слушать и вступать в диалог;

Включение в систему знаний и повторение

2мин

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай!

-Кто при ответе допускал ошибки? Что же надо сделать, чтобы впредь не допускать ошибок?


(«низко»).

(«близко»).

(«пол»).

(«нашёл»)

(«храбрец»).

(«конец»)

Мнения детей.


3мин


Рефлексия

3мин

Дом.задание дифференцированное:

1. Долго я был плохим учеником, а сестра моя - прилежной ученицей. Тетради у меня были грязные, небрежные, а у сестры- чистые, аккуратные. Грустный я плелся домой после уроков, а сестра бежала весёлая. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник и радовалась успехам Тани.

Надоело мне все это. Что, я хуже других? Теперь я стал….

Выписать из текста антонимы и синонимы.

2.стр.35 упр.50

3. Найди в текстах любимых произведений 5 предложений с антонимов, запиши их в тетрадь

Слайд. Итог урока. Совсем скоро наш урок закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале урока (Оправдались ли ваши ожидания?) - Где можно применить новые знания?

- Вы сегодня замечательно работали. Давайте подведем итог, каждый из вас оценит себя сам.

- Ставьте +, если утверждение для вас верно:

1. Я работал на уроке: слушал учителя, поднимал руку, отвечал.

2. На уроке я сотрудничал с одноклассниками.

3. Я могу дать определение понятию «антонимы».

4. Я научился выделять, определять антонимы в тексте.

5. Я смогу рассказать о том, зачем необходимы антонимы в речи.


Выбор детей

Регулятивные:

- оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Способность принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения.

Технологическая карта по русскому языку. Тема.Антонимы

© 2010-2022