- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта по русскому языку. Тема. Антонимы
Технологическая карта по русскому языку. Тема. Антонимы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Степаненко А.Г. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе Учитель: Степаненко А.Г учитель начальных классов МОУ СШ №24 кировский район г. Волгоград Тема: Антонимы УМК «Перспектива», авторы: Л.Ф. Климанова, Т.В Бабушкина | ||||
Цели для ученика
| Цели для учителя: Знакомство с новым лексическим понятием-антонимы Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные :
| |||
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Личностные: Формирование у детей мотивации к обучению и познанию. Метапредметные: Познавательные:Учить извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица, иллюстрация). Учить перерабатывать и преобразовывать информацию из другой формы в другую: наблюдать и делать выводы. Учить пользоваться словарем. Коммуникативные: Стимулировать желание обучающихся высказывать и обосновывать свою точку зрения. Уметь сотрудничать с одноклассниками при работе в паре и группе, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: Учить определять тему и задачи деятельности на уроке с помощью учителя; Учить обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; Учить планировать учебную деятельность на уроке; Учить в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Предметные: Формирование у учащихся умения определять антонимы, правильно списывать текст, выделять орфограммы, проверять написанное, объяснять роль антонимов в речи.
| |||
Тип урока | Открытие нового знания | |||
Оборудование: | Проектор, музыкальная запись «От улыбки станет всем светлей», презентация, Толковый словарь, словарь «Антонимов» | |||
Этапы урока | Деятельность учителя
| Деятельность учащихся | Результаты: формируемые УУД | |
(1-2 мин) | -Прозвенел для нас звонок, начинается… (Включить песню «От улыбки встанет всем светлей!» ) -Почему я решила начать урок с этой прекрасной песни? -*Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? - Какой фразеологизм подойдёт для урока? Слайд: засучив рукава, за тридевять земель, не покладая рук, до седьмого пота, сложа руки, бить баклуши, ловить мух | урок (русского языка) Ребята усаживаются и настраиваются на предстоящий урок. Подарить всем хорошее настроение! Узнать что-то новое, что пригодится в жизни.
На уроке мы будем работать не покладая рук и засучив рукава. Изучать тему до седьмого пота
| Личностные: (Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника) | |
5-7мин Выявление места и причины затруднения Сообщение темы, цели и задач урока | Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа. Предлагаю начать наш урок с игры. Помашите мне рукой девочки, а теперь мальчики. Улыбнитесь те, у кого хорошее настроение, а теперь те, у кого плохое. Помашите мне те, кто помнит, что такое синонимы, а теперь те, кто забыл про них. Что такое синонимы? А теперь закройте глаза (появляется слайд) и откройте глаза На слайде появляются слова: мальчики-девочки, плохое-хорошее, забыл-помнит, закройте-откройте -Запишите парами слова. Сравните их по значению и звучанию. Попробуйте продолжить составлять пары по этому правилу. -Как называются такие слова? -Почему возникли затруднения? Мы изучали такие слова? Слайд-помощник - это слова, противоположные по смыслу ( два греческих слова - anti (что значит «против») и onyma (означает «имя») Выдвигают гипотезы. Как проверить наши предоположения? - Открываем учебник стр.33 -Какая же будет тема урока? - Давайте вместе поставим задачи на урок. Как вы думаете, что нам сегодня предстоит узнать? Чему мы должны научиться? Корзина идей - Наметим план действий (слайд): 1.Что такое антонимы? 2.На какие вопросы отвечают? 3. Роль в речи. -Что нам поможет решить поставленные задачи? Как мы это будем делать? - Итак, приступим к выполнению задач. | Дети записывают в тетрадях число с комментированием орфограмм. Дают определение Противоположные по значению и разные по звучанию Варианты детей В 1 классе изучали слова с противоположным значением, но не знаем, как они называются. Посмотреть в учебнике Антонимы. 1.Понять, что такое «антонимы». Или расширять знания об антонимах. 2. Научиться выделять антонимы в тексте. 3. Научиться правильно употреблять антонимы в речи. Свой опыт, учебник, учитель. Наблюдение, выполнение упражнение, сравнение
| Познавательные: - выполнять анализ и синтез - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | |
Построение проекта выхода из затруднения. 10мин Отработка обощенного способа действия
2мин | - Помогите мне рассказать сказку. Жили-были два брата. Младший брат никогда не соглашался со старшим, всегда говорил все наоборот. Скажет старший брат: «Тепло на улице!» - а младший - «Холодно!» Старший скажет: «Веселый мультфильм!» - а младший - ... (Дети заканчивают предложение.) Старший говорит: «Глубокая речка», а младший - ... Но однажды младший брат не захотел спорить со старшим, потому что старший сказал: «Умный у меня братец!» -Что должен был сказать младший брат? Вы догадались, о каких словах шла речь в сказке? Почему вы так решили? -Для чего мы изучаем антонимы? Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения по рядам, запишите в тетрадь: 2.Зимой погода холодная, а летом …. 3.Отдыхать легко, а работать… -Кто считает, что он правильно справился с заданием, покажите мне жестом (палец вверх). Проверка по слайду. Работа с учебником: стр.33упр.47.Прочитайте задание. Ясный- пасмурный, ненастный -Что вы можете сказать про слова пасмурный, ненастный? А про слова Ясный-пасмурный? Проверка (на слайде) Физкультминутка. "Игра наоборот или «карлики-великаны» Учитель поднимает руки вверх - дети опускают вниз Вперед - назад Вниз - вверх Назад - вперед Присел - подпрыгнул Подпрыгнул - присел -Какие слова использовали в физминутке? |
Чтобы сравнивать предметы 1. Слон большой, а мышка маленькая. 2.Зимой погода холодная, а летом тёплая. 3. Отдыхать легко, а работать… Ясный-пасмурный-это синонимы, а ясный-пасмурный-антонимы. Были зори ясные, Были дни ненастные…
Антонимы | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, профилактика утомления | |
Изучение нового 5мин
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 10мин | Игра «Подбери пару». Задача: Подобрать антонимы к словам. Раздаются карточки детям, они ищут каждый свою пару(антоним) и прикрепляют свои примеры к доске (слова-признаки, слова-предметы, слова-действия). Ответьте на вопросы: - На какой вопрос отвечают в паре? Остальные в это время работают в паре. Карточка с заданием: Найдите к каждому слову из левого столбика слова с противоположным значением (антоним) из правого. Проверка. Что можно сказать о вопросах в паре слов, какие они? Какой вывод можем сделать? Проверка - На какой вопрос отвечают в паре? -Как вы думаете: смелый-трус Близкий-далеко-это антонимы? -Измените одно из слов в паре так, чтобы они отвечали на один и тот же вопрос. -Ко всем ли словам можно подобрать антонимы? У меня на доске тучки, но тучки не простые; на них записаны слова. Из каждой тучки выпала капелька. Ваша задача - узнать, из какой тучки она выпала. Много-мало, ясно - пасмурно, счастье- горе, Коля -К какому выводу мы с вами пришли? - Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с антонимами? (Работа в группах) 1 ряд Найдите антонимы, которые встречаются на уроках математики. 2 ряд. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках окружающего мира. 3 ряд. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках физической культуры Пример учителя: музыка (запись «Если добрый ты…» ) Дождик босиком по земле прошел, -Какие антонимы встретились ? Докажите, что вы нашли правильно? Если кто-то ошибся, задаю вопрос: что помешало тебе правильно найти антонимы, что ты еще не усвоил хорошо? Над чем предстоит поработать? Дополнит. Задание (если будет время) Лебедь, Щука и Рак. Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам; Найдите антонимы в загадках. В полотняной стране А за ним такая гладь, Опора на схему
| 1.Шум-тишина Здоровье-болезнь 2 Длинный-короткий Холодный-тёплый 3 Строить-ломать Поджигать-тушить Неряшливый-аккуратный Ложь-правда Сухой-мокрый Убежал-прибежал Весело-грустно Вывод: Отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи. Нет, т.к. отвечают на разные вопросы. Смелый-трусливый, близко-далеко Высказываются мнения детей. Ученики выходят к доске по одному и капельку приклеивают рядом с тучкой Коля, т.к. он один. Вывод: Не все слова имеют антоним. На уроках математики, окружающего мира, на литературе, на уроках физической культуры 1р. Один отрезок начертить вверху, а другой-внизу, отступит вправо одну клетку, а влево 5 (ориентирование в пространстве) 2 р.Пасмурно-ясно на улице, тёплая погода-холодная… 3 р.Подняли руки вверх, опустили вниз(при выполнении упр) . Плохо-хорошо Ответы детей (Утюг)
| Коммуникативные: Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
| |
Сам.работа с самопроверкой по эталону. 10мин | Выясним, весь ли материал усвоен, над чем нужно ещё поработать. Возьмите карточку с тестом, выполните задания. Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.(слайд) - Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое) - С помощью каких слов передается это настроение? Замените выделенные слова антонимами. (у каждого ученика карточка) Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля. - Изменилось ли настроение? Почему? (использовали антонимы - слова противоположные по смыслу) Как приятно гулять по городу в такую погоду! Как приятно выходить на берег в такую погоду!
- Что же делать в случае затруднения? Показ словаря «Антонимов» | Сегодня солнечный день. Стоит ясная погода. По небу плывут лёгкие белые облака. Под ногами сухая земля.
Спросить у взрослых, посмотреть в словаре «Антонимов»
| Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: - постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог; | |
Включение в систему знаний и повторение 2мин | И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», А ты ответишь Скажу я слово «далеко», А ты ответишь Скажу я слово «потолок», А ты ответишь Скажу я слово «потерял», И скажешь ты Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай! -Кто при ответе допускал ошибки? Что же надо сделать, чтобы впредь не допускать ошибок? |
(«близко»). («пол»). («нашёл») («храбрец»). («конец») Мнения детей. |
| |
3мин
Рефлексия 3мин | Дом.задание дифференцированное: 1. Долго я был плохим учеником, а сестра моя - прилежной ученицей. Тетради у меня были грязные, небрежные, а у сестры- чистые, аккуратные. Грустный я плелся домой после уроков, а сестра бежала весёлая. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник и радовалась успехам Тани. Надоело мне все это. Что, я хуже других? Теперь я стал…. Выписать из текста антонимы и синонимы. 2.стр.35 упр.50 3. Найди в текстах любимых произведений 5 предложений с антонимов, запиши их в тетрадь Слайд. Итог урока. Совсем скоро наш урок закончится. Давайте проверим, нашли мы ответы на вопросы, которые поставили в начале урока (Оправдались ли ваши ожидания?) - Где можно применить новые знания? - Вы сегодня замечательно работали. Давайте подведем итог, каждый из вас оценит себя сам. - Ставьте +, если утверждение для вас верно: 1. Я работал на уроке: слушал учителя, поднимал руку, отвечал. 2. На уроке я сотрудничал с одноклассниками. 3. Я могу дать определение понятию «антонимы». 4. Я научился выделять, определять антонимы в тексте. 5. Я смогу рассказать о том, зачем необходимы антонимы в речи.
| Выбор детей | Регулятивные: - оценка - осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. Начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Способность принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения. |