- Преподавателю
- Начальные классы
- Изумрудный город Программа летнего пришкольного лагеря
Изумрудный город Программа летнего пришкольного лагеря
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мартынова А.А. |
Дата | 03.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Березовское муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №29
Утверждаю:
директор БМБОУ ООШ№29
___________Л.Е.Рожкова
ПРОГРАММА
ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
«Путешествие в Изумрудный город»
Пояснительная записка В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Пришкольные лагеря - одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста. Лето - это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим. Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. Обязательным условием является вовлечение детей, имеющих отклонения в физическом развитии, детей из многодетных и малообеспеченных семей. . Летний отдых - это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Все направления работы летнего школьного лагеря -физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое и трудовое - имеют познавательный характер. Программа «Путешествие в Изумрудный город», реализуемая в лагере дневного пребывания насыщена разными спортивно-познавательными развивающими мероприятиями и играми, которые способствуют активному отдыху воспитанников, а главное формируют духовно-нравственную творческую личность. Особенностью данной программы является модельный подход, когда основой смены становится моделируемый образ жизни участников, взятый из художественного произведения под задачу формирования ценностей -престижа здорового образа жизни, доброжелательных отношений, самоорганизации, творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций. Сюжет смены -путешествие по стране волшебника Изумрудного города с целью обнаружения и сбора сокровищ - жизненных ценностей ( дружба, смелость, доброта, разум, здоровье, знания, умения, жизненные силы). Второй особенностью смены является структура дня - выстраивание ежедневных мероприятий, логически связанных друг с другом, требующих подчас предварительной подготовки и направленных на достижение определенных интеллектуальных, психологических, физических и нравственных результатов. В рамках программы успешно реализуются проекты «Родники души», «Старопышминский мегатурист», «Умная школа» День начинается с введения в тему этого дня, с создания соответствующего настроения разными средствами - специально подобранными играми, беседами с набором продуманных вопросов, приводящих к определенным самостоятельным выводам, индивидуальными или групповыми творческими заданиями с последующими комментариями, заранее подготовленным театрализованным действом и т.д. В течение выстраивается цепочка мероприятий, раскрывающих содержание темы ,способствующих размышлениям участников смены о смыслах этого содержания, обмену мнениями в творческой форме. Заканчивается день отрядным «якорьком», выводами, подведением итогов, фиксированием результатов, проектными предложениями на следующий день. Участники садятся в круг и делятся впечатлениями о дне. Воспитатель или вожатый задает тему якорька и наводящие вопросы о впечатлениях детей. При подведении итогов дня детям вручаются «успешки» -специально изготовленные картонные знаки обнаружения успеха в чем-то в течение дня. Вручает «успешки» воспитатель или вожатый, объясняя за что, за какой именно успех участник получает успешку. Кроме того ведется книга успеха, в которой фиксируются все успехи лагерной смены. Важное значение имеет оформление лагеря. Это и календарь знаменательных дат, красочный план работы на смену, карта путешествия по Волшебной стране,»путевка дня», экран настроения и др. Мир смены становится опытной игровой площадкой, в которой создается желаемый образ жизни. Его ценности, культура легко переносятся в социальную реальность детей после смены, становясь инструментом преобразования их собственной и окружающей жизни, благодаря знаниям законов общественного устройства, полученному игровому опыту и навыкам самоорганизации. Цель: создание оптимальных условий для формирования успешного стиля жизни у детей. Это стиль творчества и здоровья, более высокого уровня отношений и самоорганизации, любви к себе, к жизни и окружающему миру. Задачи:
- раскрыть творческий и жизненный потенциал детей, познакомить со способами их развития;
- способствовать обнаружению и принятию жизненных ценностей, законов и правил достойной успешной жизни;
- овладение практическими навыками укрепления здоровья и повышения эффективности общения.
- Учить быть самостоятельными, организованными , знать способы преодоления трудностей в различных обстоятельствах.
- 1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
- 2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера смены является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
- 3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития интеллектуальных творческих способностей.
- 4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- - отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- - создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- - взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- - активное участие детей во всех видах деятельности.
- 5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность - это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
- постановка реальных целей и планирование результата программы;
- заинтересованность педагогов в реализации программы;
- благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах, удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
- творческое сотрудничество педагогов и детей;
- желание участвовать в работе лагеря на следующий год.
- Необходимо ценить каждую секунду. Все дела и сборы начинать в срок. Никогда не заставлять себя ждать - не отнимать тем самым у товарища драгоценные минуты.
- Этот закон учит уважать человеческое слово, человеческую мысль. Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить что-то важное людям. Каждому поднявшему руку - слово.
- Этот закон гласит: будь хозяином своей территории. Относитесь к территории как к дому: бережно, заинтересованно, по-хозяйски.
- Доброе отношение к людям это - постоянная готовность сделать что-то для радости другого человека, готовность поступиться личным в интересах коллектива
- Живи для улыбки товарищей и сам улыбайся в ответ.
6.Символика и атрибутика:
Символы и атрибуты: название отрядов, девиз, эмблема, отрядный уголок.
Путешествие по Волшебной стране
Календарь дней
Утро
День
Подведение итогов
День 1-й
Волшебная страна
1.Встреча детей.
Беседа воспитателя с детьми.
2. Зарядка
3.Завтрак
4. Выбор имени отряда
1.Постройка жилища отряда в Волшебной стране.
2.Игра на знакомство «Расскажи мне о себе»
3. Игра «Корабль успеха»
Подведение итогов дня. Якорек «В Волшебной стране я познакомился…»
День 2-й
Эта удивительная страна
1.Встреча детей.
Валеологические игры
«Ветер дует на того…», «Атомы, молекулы»
2.Зарядка.
3. Подготовка к открытию лагеря.
1. Подготовка к игре «Гости».
2. Игра «Гости»
3.Спортландия.
Увлекательное спортивное путешествие.
Якорек.
«Самым замечательным сегодня было…»
День 3-й:
Дорога из желтого кирпича
1. Утренний настрой в отрядах.
2. Зарядка
3.Подготовка к открытию лагеря.
1. Открытие лагеря. Праздничная программа
«Изумрудный город» 2. Старт игры «Дорога из желтого кирпича»
Якорек.
«Что для меня сегодня было сюрпризом»
День 4-й
Мудрость Страшилы
1. Утренний настрой. Уроки Академии:
- урок настроения
- урок поддержки друг друга.
2.Зарядка.
1. Интеллектуальные гонки
2.Игра «Следопыт»
3.Игра -веселая пора. Игры на свежем воздухе.
Якорек.
«Что этот день подарил мне?»
Вручение успешек.
День 5-й:
Спасение Железного дровосека
Утренний настрой в отрядах.
Беседа о Железном Дровосеке, о способах его спасения.
2. Вредные сестрички- вредные привычки.
1. Игровая программа «Мой друг надежный-знак дорожный»
2. Спорт, спорт, спорт. Спортивные приключения.
3. Запуск игры «Тайный друг»
Якорек.
«Что больше всего понравилось мне в этом дне?»
Вручение успешек.
День 6-й
Элли в гостях у людоеда
Утренний настрой.
Разбор ситуации «Элли в гостях у людоеда»
2.Зарядка
3. Валеологические игры
1. Мастерская «Сюрприз» Изготовление подарков тайному другу.
2. Праздник цветных карандашей. Проектная деятельность.
Якорек.
«Как можно поддержать друга?»
Вручение успешек.
День 7-й:
Правила и законы Волшебной страны
Утренний настрой.
Беседа об основных законах, защищающих права детей
Конвенция о правах ребенка.
2.Зарядка.
Игровая программа
«Я-гражданин Волшебной страны»
2. Выставка рисунков, плакатов
«Права детей и дети о правах».
Якорек.
«Что нового я узнал? Что из этого пригодится мне в жизни?»
Вручение успешек.
День 8-й:
Смелость Льва
1. Утро. Игра «Расскажи мне историю, где ты проявил смелость»
Смелость слова, смелость поступка, мысли.
1. Командная игра «Форт Баярд».
2. Игровая программа «Диалоги о животных»
Якорек.
«Где и в чем мне удалось проявить смелость?»
Вручение успешек.
День 9-й
Великий и ужасный
1. Утренний настрой. «Волшебство перевоплощений»
Беседа об актерском таланте Гудвина.
1. Сказочное представление.
2.Конкурс актерского мастерства.
Якорек.
«В какой роли я сегодня побывал?
Чему я сегодня научился?
День 10-й
Последнее волшебство Бастинды
Утренний настрой.
История победы Элли над волшебством Бастинды. Сила дружбы -главное Волшебство жизни.
1. Игра-путешествие «Вперед за приключениями».
Испытания в поисках клада.
2. Дерево загадок.
Интеллектуальная игровая программа.
Якорек.
«Какое правило
Стало для тебя неписаным?»
Почему надо соблюдать правила?
Вручение успешек.
День 11-й
Победа
Утренний настрой.
Победа над злом в сказке как в жизни-
Это всегда победа над собой:своим страхом, над привычками, которые нужно заменить.Постояно жить в «в победе над собой»-значит двигаться к успеху.
1. Олимпийские игры. Спортивный праздник, на котором каждый может зарегистрировать свой личный рекорд.
Викторина «Смекалка, эрудиция и смех - неотъемлемый успех!»,
Якорек.
«В чем сегодня моя Победа ?»
Трудно ли она мне досталась?
Вручение успешек.
День 12-й
Как вернуть к жизни Страшилу и Дровосека
Утренний настрой.
Жизненная сила и жизненный потенциал. Здоровый образ жизни. Значение здоровья для достижения успеха.
1. Игра-путешествие «Жемчужины здоровья»
2. Лекарственные растения. Мастер-класс.
Якорек.
Что для меня значит жизненная сила? Как я намерен ее наращивать?
День 13-й
Изумрудная россыпь
Утренний настрой.
Презентация фанклубов.
Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
1. Подготовка и презентация фанклубов (пластика слова, танцепластика, язык жестов, пантомима и др).Выступления фанатов.
Якорек.
«Что я нового узнал для себя?»
Где я это могу применить в жизни?
День 14-й
Возвращение в Изумрудный город
Утренний настрой.
Беседа о пройденном вместе пути и о необходимости пройти последние мили до Изумрудного города.
1. Путешествие по станциям «Дорогу осилит идущий»
2.Товарищеский матч по пионерболу.
3.Театрализованное представление.
Якорек.
«Что бы я сказал Гудвину при встрече?»
Выдача успешек.
День 15-й
Путешествие в Розовую страну
Утренний настрой.
Каждый отряд выбирает отрывок
из сказки и готовит инсценировку.
Детей встречает Волшебница Розовой страны.
Игра -путешествие "Все цвета радуги"
Команды должны преодолеть семь препятствий, собрав семь цветов радуги. И тогда, как только все цвета будут соединены в волшебную радугу.
Якорек.
«Есть ли в настоящей жизни
Волшебство?»
В каждом человеке есть все, чтобы самому себе помочь.
День 16-й
Маковое поле
Утренний настрой.
Беседа «Умей сказать «нет» вредным привычкам
Зарядка.
1. "Страна пауков" (веревочный тренинг)
Преодоление непростых верёвочных лабиринтов трассы.
2.Операция « Тропинка
Якорек. Что такое быть самостоятельным?
Какие во мне есть качества, которые позволяют мне быть самостоятельным?
День 17-й
Исполнение желаний
Утренний настрой.
Беседа в командах о желаниях и стремлениях.
Как исполнить желание?
Как поставить цель и двигаться к ней?
Игра «Ключик исполнения желаний
1. Олимпиада "Быстрее! Выше! Сильнее!"
Здесь каждый может показать себя самым быстрым, сильным, ловким, метким - попробовать установить свой первый личный спортивный рекорд.
Якорек.
Вывод и разъяснение правил «Четыре сам». Сам придумал, сам спланировал, сам реализовал.
Что из этого получилось?
День 18-й
Звездный дождь
Утренний настрой и час самоорганизации.
Кроссворд «Герои любимой сказки»
Зарядка.
1.Подготовка к закрытию лагеря.
2.КТД «Игра в киностудии»
Интеллектуально-творческий конкурс.
Якорек.
«В чем моя «звездность»в жизни
Продолжить фразу «Я похож на звездочку, потому что…»
День 19-й
В стране летучих обезьян
Утренний настрой Беседа о пути Гудвина и о жизненном пути человека. Путь может быть прямой, а может быть извилистым.
Важно принимать те действия, которые приближают к цели.
День 20-й
Мудрейшего Великий Гудвин решил проверить, насколько ребята сообразительны находчивы. Путь волшебника
В гостях у Гудвина
.
Утренний настрой Беседа о пути Гудвина и о жизненном пути человека. Путь может быть прямой, а может быть извилистым.
Важно принимать те действия, которые приближают к цели. Большое путешествие
По подсказкам, полученным во время пути, команда, преодолевая различные препятствия и решая непростые задачи, добирается, наконец, до Изумрудного Города. Препятствия, сплоченности. В конце пути каждая команда попадает на большую поляну, веселые игры у костра.
Якорек.
Анализ прожитого дня. Исполнение задумок, желаний в план следующего дня.
День 21-й
Закрытие лагеря
1.Утренний настрой.
Подготовка в отрядах к закрытию лагеря.
Музыкальная зарядка.
1. Праздник
«Театральный фейерверк!»
Закрытие лагеря.Прощальный костер.Торжественная линейка.
Якорек.
Чему я научился во время путешествия в Изумрудный город?
Вручение
«Волшебных палочек»
Используемая литература
1.Кипарис -2. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях школе./Авторы-составители: Ю.Н.Григоренко, У.Ю.Кострецова.-М.: Педагогическое общество России,2004.
2. Летний лагерь на базе школы/Авт.сост.Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко,Е.И.Гончарова.-М.:ВАКО,2007.
3.Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я. 2005.Ярославль:Академия развития
4.Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря, Настольная книга воспитателя и вожатого. Ростов-н/Д: Феникс,2004.
5. Савинова С.В.,Савинов В.А. Ах,лето! Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях. Волгоград:Учитель,2003.
13