Инновации в области воспитания и дополнительного образования Тема: «Игровые технологии в процессе обучения и воспитания»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Направления (номинация): Инновации в области воспитания и дополнительного образования

Тема: «Игровые технологии в процессе обучения и воспитания»

« Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным».

Б. Паскаль.

Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной работе.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Может ли современный урок в начальной школе быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие и познавательные силы ученика? Может ли он, не только давать знания, расширяя кругозор учащихся, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Я считаю, что может и должен! И достичь этого можно активизацией познавательно - игровой деятельностью на уроках.

Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Только шум, безразличие и постоянные "одёргивания" учителя.

Удивление, окрылённость, азарт, любопытство в глазах детей, когда ручонки так и тянуться вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный, сообразительный, - вот что хотелось бы увидеть на своих уроках.

Спросите детей - любят ли они сказки и игры?

Несомненно, все ответят - да.

Все мы родом из детства, но часто детей не понимаем, требуем от них взрослого поведения, т. е. удобного в данный момент для нас.

Как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учиться. Я считаю, что важным условием активизации познавательной деятельности младшего школьника, развитие их самостоятельности и мышления, является дидактическая игра.

Дидактические игры и занятия дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чём особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мёртвый груз.

Ребёнок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учёба не захватывает их.

Занимательность может быть задана неожиданной для детей постановкой или формулировкой вопроса, создание проблемной ситуации, необычайной формой ведения урока. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни. Нужно только найти его и подать их детям.

Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать...

Увлекшись, дети не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас понятий, представлений, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Дидактические игры хорошо уживаются и с серьёзным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

Цель моей работы - показать, как средствами дидактической игры помочь развить у учеников познавательный интерес, что на уроках математики нескучно, соединить замечательный мир детства с прекрасным миром науки.

Игра - творчество, игра - труд. Именно в играх начинается непринуждённое общение ребёнка с классным руководителем, возникает взаимопонимание между учителем и учеником. У детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, работать вдумчиво, самостоятельно, в них развивается внимание, память, стремление к знаниям. Удовлетворяя свою естественную неустанную потребность в деятельности, ребёнок, играя, «приобретает» в воображении то, что недоступно ему в реальной жизни. Увлекшись, он не замечает, что учится - познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычных ситуациях, переносит и углубляет приобретенный ранее опыт, пополняет запас представлений, понятий, развивает фантазию.

Как известно, игра - один из самых эффективных средств возбуждения у учащихся интереса, положительных эмоций, развития фантазии, мышления, формирования понятий, выработки интеллектуально-практических умений и навыков, воспитание самостоятельности, настойчивости, расширение кругозора и т.д.

В игровой деятельности наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности каждого школьника. Игровые ситуации позволяют учителю легко привлечь внимание учащихся и в течение достаточно длительного времени поддерживать их интерес к важным и сложным предметам, свойствам и явлениям, на которых в обычных условиях сосредоточить внимание детей не всегда удаётся. Например, однообразное решение примеров утомляет их, вызывает безразличие к учёбе. А уже решение этих самых примеров во время игры «Кто быстрее?», становится для детей увлекательным, интересным.

Дидактические игры на уроках математики можно использовать для ознакомления детей с новым материалом, его закрепления, повторения ранее изученного, для полного и глубокого осмысления и усвоения полученных знаний. Игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, подбирать задания, посильные для каждого ученика, максимально развивать детские способности, они способствуют решению поставленной задачи.

Учащиеся наблюдают, сравнивают, классифицируют предметы по определенным признакам, абстрагируются от несущественных признаков, делают обобщения, они учатся выражать мнение в связной и понятной форме, используя математическую терминологию.

Создавая игровую ситуацию, согласно содержанию учебного материала, учитель чётко планирует деятельность учащихся, направляет её на достижение поставленной цели. Подобрав занятие согласно программе, он придаёт ему игровую форму, определяет соответствующие действия. Собственно игровой замысел, побуждает учащихся к участию в игре, и составляет её основу.

Важно заранее подготовить дидактический материал для игры, продумать последовательность игровых действий, организацию своих воспитанников, продолжительность игры, её контроль и суммирование. Математические игры для 1 класса рекомендуются на каждом уроке, когда ученики еще не привыкли к длительной, напряжённой, чисто учебной деятельности и быстро утомляются. Во время игры они отдыхают, поскольку проходит умственное напряжение.

Игры, предлагаемые в начале урока, должны возбуждать мысль ученика, помочь ему сосредоточиться и выделить самое важное, нацелить на самостоятельную деятельность. Иногда на игре строится весь урок.

Однако замечу, что отдельные игры слишком возбуждают эмоции детей, надолго отвлекают их внимание от основной учебной цели занятия. Ведь младшие школьники ещё не умеют управлять своими эмоциями, произвольно переводя внимание, сосредоточиваться в нужный момент. Поэтому игры, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение, желательно практиковать только в конце занятия.

Чтобы игровая деятельность на уроке была эффективной и давала желаемые последствия, обязательно следует управлять ею, соблюдая следующие требования:

1. Проводить игру только тогда, когда каждый ученик обеспечен необходимым дидактическим материалом, чётко осознал цель и последовательность действий.

2. Результат игры должен быть понятным каждому ребенку, непременно оцениваться, а ход её контролироваться учителем.

3. Недопустимо унижать достоинство ребёнка, когда она обнаруживает неумение (обидные сравнения, насмешки и т.п.).

4. Четко объяснять содержание игры, ее правила, избегая многословия.

5. Если игра сложная, нужно проводить ее поэтапно, чтобы учащиеся поняли и усвоили сначала отдельные действия, а поэтому игру в целом и различные её варианты.

Весь игровой материал необходимо чётко систематизировать и сгруппировать таким образом, чтобы им было удобно пользоваться. Например, мелкие предметы (цифры, знаки, монеты, кружочки, квадратики и т.д.) следует хранить в коробках с надписями или изображениями этих предметов. В конвертах - плоские геометрические фигуры, рисунки различных предметов и т.п. Их тоже нужно подписать или сверху наклеить соответствующее изображение. Целесообразно рассадить учеников (сделать это незаметно, чтобы они даже не догадались, что учитель к слабым относится с недоверием) так, чтобы за каждой партой сидели сильный ученик и слабее. А уровень знаний и умственного развития детей в рядах парт должно быть примерно одинаковым. Тогда шансы выиграть будут иметь ученики каждого ряда.

Математическая игра на уроке должна быть хорошо организована и целеустремлена. Прежде ученикам надо осознать правила - единые по форме для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по необходимости, не повторяться: не мешать другим; честно признавать свои ошибки и т.д. В этом заключается организационная роль правил игры. Кроме того, они являются средством управления игрой: указывается способ действий и их последовательность, формируются требования к поведению, регулируются взаимоотношения детей в игре.

Учитель всё время контролирует деятельность класса, направляет игру, поощряет вопросами или репликами, незаметно поддерживая слабых детей, ободряя их, предотвращая возникновение конфликтов и тому подобное. Не следует увлекаться лишь дидактической целью игры, недооценивая её воспитательного значения, потому что это приводит к тому, что ученики начинают хитрить, добиваясь успехов нечестным путем, не соблюдая правил игры, пренебрегая интересами коллектива. В зависимости от обстоятельств учитель должен найти время и указать ученику на такие проступки, объяснив, к чему это может привести (ухищрения, недобросовестное выполнение своих обязанностей). Однако не стоит прибегать к длительному морализаторству.

В игре обязательно участвуют все ученики класса. Поэтому задачи следует подбирать короткие и посыльные, избегая однообразия, предотвращая образование очереди игроков (чтобы включиться в игру), поскольку это снижает интерес, утомляет детей.

Общие правила игры для учащихся в такой оживлённой форме:

1. Внимательно слушай и запоминай необходимые действия, их последовательность.

2. Помни: успех зависит от четкого осознания конечной цели. Не спеши выполнять задачи, недослушав до конца учителя. Поспешность так же вредна, как и излишнее промедление.

3. Внимательно слушай ответы товарищей, чтобы в случае необходимости что-то исправить или несколько дополнить.

4. Соблюдай свою очередь, не мешай товарищам, не делай ничего лишнего, будь дисциплинированным.

5. Честно признавай свои ошибки, если товарищи доказали, что ты неправ. Ошибиться может каждый.

6. Не хитри, не ищи нечестного пути для победы. Этим ты подводишь товарищей и теряешь свой авторитет.

Последний пункт учитель должен особо подчеркнуть и предостеречь, что даже в таком случае, когда все выполнено как следует, но хоть один ученик схитрил, то команда занимает последнее место. За правильностью, честностью в игре следит не только учитель, но и ученики.

Игровые ситуации на уроке математике может создать и сам учитель. Вот несколько примеров.

При выработке у первоклассников навыков счета целесообразно предложить задачу в такой игровой форме.

1. Учитель расставляет на наборном полотне карточки с изображениями различных предметов и предлагает посчитать отдельно животных, а затем овощи, фрукты и т.д..

2. Учитель хлопает в ладоши, ученики также хлопают приблизительно столько же раз и считают аплодисменты.

3. Учитель стучит указкой по столу несколько раз, а ученики, сосчитав стуки, молча поднимают карточку с соответствующей цифрой.

4. На доске записано число или прикреплена цифра из раздаточного материала. Задача: показать (поднять в руке) столько же палочек.

5. Счёт детей в классе. Учитель показывает на первого ученика, тот встаёт, а все хором говорят «один», затем показывает на школьника, сидящего рядом, тот быстро встаёт (а первый садится), все хором говорят «два» и т.д.

Так же считают учеников, сидящих друг за другом в каждом ряду парт. Затем учитель предлагает не просто вставать, но и передавать свою карточку с цифрой (порядковый номер) следующему ученику, который поднимается после него, приобщает свою карточку и т.д.

По мнению многих современных исследователей, ( С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк, С.А. Шмаков, С.Л. Новосёлова, Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова, Г.Л.Лэндрет и др.) игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Я считаю, что игры на уроках начальной школы просто необходимы. Ведь только она умеет делать трудное - легким, доступным, а скучное - интересным и веселым. Игру на уроке можно использовать и при объяснении нового материала, и при закреплении, при отработке навыков чтения, для развития речи обучающихся.

Итак, игра - явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в ней реализуется потребность воздействия на мир. Известный педагог В.А.Сухомлинский подчёркивал, что « игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах учащихся на уроках математики? Можно ли наблюдать неподдельную радость в глазах их, в выражении лиц, когда у них вдруг зародится догадка, забьётся живая мысль, и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя?

Я убедилась на своём опыте, МОЖНО! И, на мой взгляд, необходимо. Благодаря такому общему подъёму дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и увлечённости. Удивление и острый интерес учащихся, радость на лицах от возникшей догадки можно наблюдать на уроках, включая в них игры, различные нестандартные задания.

Дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

В ходе проделанной работы, можно сделать вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Азаров ЮЛ. Игра и труд. - М., 1973. Азаров ЮЛ. Искусство воспитывать. - М., 1979.

Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М., 1987.

Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991. г

Гуружапов ВА. Вопросы экспертизы образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. № 2.

Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.

Зимняя А. Н. Педагогическая психология - М., 2000.

Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. - М., 1994.

Ильина ТА. Педагогика. - М., 1984.

Кларин М.В. Педагогическая технология. - М., 1989.

Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 1992.

Минкин Е. М. От игры к знаниям. - М., 1983.

Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М, 1990.

Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983.

Педагогическое творчество в школе (из опыта учителей России) / Под ред. В.Ф. Кривошеева - М., изд-во НИИ школ МО РСФСР, 1992. - 114 с.

Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. - М.: Народное образование, 1996.

Столяренко В.А. Педагогаческая психология - Мн. ,2000.

Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. - М., 1985. - 163 с.

Яновская. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М., 1974.




Абрамова Татьяна Александровна

2013 - 2014 уч. год


Инновации в области воспитания и дополнительного образования Тема: «Игровые технологии в процессе обучения и воспитания»


© 2010-2022