• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Опыт работы по теме «Роль учителя в формировании нравственных ценностей младших школьников через взаимодействие с семьёй»

Опыт работы по теме «Роль учителя в формировании нравственных ценностей младших школьников через взаимодействие с семьёй»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль учителя в формировании нравственных ценностей младших школьников через взаимодействие с семьёй

Тумко Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

МКОУ СОШ с УИОП № 2

г. Вятские Поляны

Кировской области


Переход общеобразовательного учреждения на ФГОС нового поколения предполагает организацию целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника. Оно представляет собой уклад школьной жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. При этом образовательное учреждение должно создавать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Образовательный процесс в начальной школе должен быть направлен на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и семье.

А. С. Макаренко говорил: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги». Согласно новым ФГОС воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, именно так нравственные ценности становятся внутренними убеждениями школьников, а впоследствии целостным жизненным поведением. Но это реально в том случае, когда взаимодействие всех участников воспитательного процесса носит характер подлинного диалога. Всегда ли это достижимо? В последнее время российское общество переживает последствия ценностного кризиса. Такие факторы как низкий уровень жизни, отсутствие в обществе чётких социально-нравственных ориентиров, разрушение традиционных ценностей, безусловно, повлияли на характер взаимодействия родителей со школой.

О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных социологических опросов 7,8 % педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Во многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребенка, но, тем не менее, когда становится невмоготу, родители приходят к учителю, но иногда бывает уже поздно.

Социально-экономическая нестабильность общества привела к появлению в школе семей малоимущих - 10 %, неполных - 22 % и семей, где родители имеют статус безработных.

Главные вопросы, стоящие перед родителями:

- как прожить;

- во что одеть и обуть детей;

- как их выучить и вылечить.

Все это увеличивает напряжение в семье. Конфликты между мужем и женой напрямую сказываются на детях: их воспитании, развитии, организации досуга, развлечений. Материальные неурядицы вызывают изменения в системе нравственных ценностей, этических норм.

К сожалению, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития младшего школьника, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Из всего сказанного следует сделать вывод: родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.

В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит педагогам. Учителя всегда думают о том, какие создать условия, чтобы родители желали сотрудничать со школой, с удовольствием посещали ее, чтобы их визиты приносили пользу для педагогов и детей. В связи с этим перед учителем стоит важная и ответственная задача - сделать родителей соучастниками всего учебно-воспитательного процесса.

Взаимодействие с семьями учащихся я осуществляю по 3 направлениям:

1) Просвещение по вопросам психологии и педагогики.

Родителям надо помогать становиться хорошими воспитателями, их никто этому специально не учил, поэтому моя задача - мотивировать родителей на получение этих знаний. Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознавать необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание мам и пап. На самом первом родительском собрании я всегда задаю вопрос: «Хотите ли вы, чтобы ваши дети были успешными в обучении, доброжелательными в общении со сверстниками и окружающими людьми?» Далее организуется работа в группах, где родители в течение небольшого времени заполняют схему, которая наглядно показывает, что они вкладывают в понятие «успешность ученика». Когда группы выступят, я показываю видеоролик «Опыт с блохами» (youtube.com/watch?v=bGigcZw5ko4). Далее, мы обсуждаем увиденное и подводим итог: развитие личности ребёнка напрямую зависит от уровня развития людей, которые с ним проживают и принимают непосредственное участие в его воспитании.

Психолого-педагогические знания могут даваться через различные формы общения с родителями. Особое внимание уделяю родительским собраниям и встречам с родительским комитетом. На собраниях мы обсуждаем проблемы жизни классного и родительского коллективов, намечаем пути их решения. Тематика собраний разнообразная: «Острые углы семейного круга», «Дети и деньги», «Влияние СМИ и Интернета на развитие ребёнка», «Успешный ученик. Кто это?», «Семейное чтение - один из важных факторов развития личности ребёнка» и другие. Безусловным подспорьем в работе является правильно сформированный родительский комитет. При умелом взаимодействии команда родителей успешно работает и решает общие задачи. Поэтому я стараюсь на последнем майском собрании поощрить всех родителей, принимавших активное участие в жизни класса (им вручаются благодарности по номинациям «Палочка-выручалочка», «Очумелые ручки», «Будь готов! Всегда готов!», «Служба немедленного реагирования» «Самая активная мама», «Самый активный папа», «Мама, папа, я - активная семья», «Суперпомощник».)

По опыту работы могу сказать, что данные классические формы имеют определённый положительный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества.

Кроме традиционных форм общения с родителями, я часто использую и нетрадиционные формы взаимодействия:

  • Индивидуальные творческие дела (Например, оформление летописи класса в течение четырёх лет обучения при совместном участии детей, родителей и классного руководителя).

  • Классный час «Семейные традиции» (Все семьи делятся на 3 группы: первая готовит выступления о традициях своей семьи, вторая - о совместных увлечениях родителей и детей, третья готовит любимые семейные блюда и угощает всех в конце занятия).

  • «Герб моей семьи» (Для создания герба дети и их родители изучают истоки своих семей. Когда работа выполнена, идёт презентация гербов).

  • День рождения класса (Мероприятие готовится всем коллективом ежегодно в октябре и заканчивается праздничным фейерверком из бенгальских огней).

  • Мастерская «Семейные увлечения» (проводится после классного часа о семейных традициях. Несколько семей проводят мастер-класс по своему хобби. Например: игрушки из модулей, лепка из солёного теста, плетение простых фенечек, изготовление гравюры, и т. д.)

  • Семейное сочинение «Что делает нас счастливыми?» (В написании сочинения принимает участие вся семья. Готовые работы вывешиваются в конце года на стенд, и все желающие могут их прочитать.)

  • Классный час «Образ защитника Отечества» (дети вместе с родителями оформляют стенд о защитниках, которые есть в их семьях: о прадедах-ветеранах, о дедах и отцах. На мероприятие всегда приглашаем пап и дедушек.)

2) Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству происходит через организацию познавательной деятельности (посещение открытых уроков родителями, подготовка выступлений членов родительского комитета перед родителями и детьми, знакомство с традициями школы, ее достижениями в обучении и воспитании, требованиями предъявляемыми к ученикам). Таким образом, у родителей и учащихся формируется культура принадлежности к образовательно-воспитательному пространству школы).

3) Диагностическая работа.

Нельзя добиться высоких результатов воспитательной работы без информации о семье. Для того чтобы выявить воспитательные возможности семей, я использую различные методы психолого-педагогической диагностики:

  • Беседу

  • Наблюдение

  • Анкетирование

  • Деловые игры

  • Анализ материалов детского творчества и творчества родителей

  • Тестирование

Взаимодействие школы и семьи - целенаправленная деятельность, в результате которой создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем эффективнее решаются проблемы воспитания. В творческой атмосфере общения педагога и родителей учеников многие проблемы перестают быть неразрешимыми. А главное, родители и дети видят, что атмосфера общей деятельности - это и есть лучший семейный праздник. Чем больше таких событий произойдет в их жизни, тем счастливее они будут.

Опыт моей работы показывает, что организация совместных дел класса объединяет всех участников образовательного процесса и положительно отражается на их эмоциональном, психологическом, интеллектуальном уровнях. Мои выпускники быстро проходят адаптацию в среднем звене, легко идут на контакт с новыми людьми, спокойно реагируют на спорные ситуации и стараются эффективно их решать, протягивают руку помощи нуждающимся. Кроме этого большинство из них принимает активное участие в конкурсах и олимпиадах разного уровня, продолжает развивать свои способности через посещение учреждений дополнительного образования. Родители школьников отмечают, что в семьях общение становится спокойным, ровным, а дети - более ответственными, инициативными, доброжелательными.

Таким образом, без помощи семьи школа не сможет обеспечить высоких результатов воспитания, поэтому сотрудничество семьи и школы в формировании нравственных ценностей младшего школьника необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества.


© 2010-2022