• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования в формировании личностных результатов у младших школьников

Статья Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования в формировании личностных результатов у младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования детей в формировании личностных результатов образования.
В современном образовании на смену формально- знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения, главная задача школы состоит не в том, чтобы передать обучающемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать в социуме, предметной области, способствовать воспитанию и развитию личности ученика. По замыслу разработчиков Стандарта, поскольку были определены новые результаты образования в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, совершенно логично, что были предложены новые ресурсы. И вот одним из таких ресурсов является внеурочная деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет внеурочную деятельностькак какважнейшую сферу школьной жизни и составную часть образовательного процесса школы.Под внеурочную деятельность подразумевают все те виды деятельности школьника, кроме учебной на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Стандарту, внеурочная деятельность рассматривается в двух планах. Во-первых, как сфера индивидуализации обучения, где каждый школьник может выбрать индивидуальную образовательную траекторию, а во-вторых, как сфера воспитания, формирования российской идентичности у школьника. Внеурочная деятельность, по сути, тесно связана с урочной деятельностью и является ее логическим продолжением. Поскольку не всегда на уроках, возможно, действительно сформировать новые качества и отследить, как эти качества личности формируются и развиваются. Поэтому термин «внеурочная деятельность» очень удачен, потому, что он объединяет и то, что происходит на уроке, и то, что происходит в других формах, уже привычных для нас: кружках, секциях, экскурсиях, любительских объединениях, фестивалях, школьных праздниках и вечерах.Благодаря организации внеурочной деятельности жизнь после уроков становится единым и системным процессом, направленным на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Внеурочная деятельность в МОУ СОШ №54 организована в соответствии со Стандартом по направлениям развития личности:

  • духовно-нравственное;
  • спортивно-оздоровительное;
  • социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  • общекультурное;
  • проектная деятельность реализуется через все направления.
  • Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
  • Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
  • Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить самооценку, активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
  • Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.
  • Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Направления внеурочной деятельности ФГОС явились содержательным ориентиром и основанием для разработки соответствующих рабочих программ, а также выбора модели организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность в МОУ СОШ №54 в 1-2 классах организована по 11 программам дополнительного образования по направлениям ФГОС в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам,олимпиады,интеллектуальные марафоны; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, выход в театр и кино; прогулки, экскурсии к памятникам культуры и истории; спортивные соревнования, дни здоровья; практикумы по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое. За основу была взята оптимизационная модель организации внеурочной деятельности, которая предусматривает участие в ней педагогических работников учреждения: педагога-психолога, педагогов дополнительного образования, педагогов начальной школы, а также использовались возможности муниципального образовательного пространства. При планировании внеурочной деятельности учитывалась конкретная образовательная ситуация в школе: наличие школьного музея, посвященного истории создания и боевого пути 38-7-Гвардейской мотострелковой Сталинградско- Корсуньской краснознаменной бригады, наличие кадетских классов с элементами казачества, реализуемые программы патриотического воспитания «Юный кадет», «Кадет», программы духовно-нравственного воспитания «Истоки», «Родничок», образовательная программа «Разговор о правильном питании», детские творческие объединения«Гусельки», «Жаворонушки», «Казачата-волгарята», запросы родителей как основных заказчиков образовательных услуг, а также интересы школьников.Наряду с этим, в июне 2012 года в МОУ СОШ № 54 открыта региональная площадка по патриотическому воспитанию школьников по теме: «Военно-патриотическое воспитание кадетов в условиях реализации этнокультурного (казачьего) компонента содержания образования».В целях расширения дополнительных образовательных услуг школа активно взаимодействует с учреждениями дополнительного образования: МОУ ДОД ЦДТТ, Центром дополнительного образования для детей "Истоки", детской библиотекой №10 ВМУК "ЦСДБ", СК "Максима", СК "Торнадо" -тхэквондо". С этими учреждениями подписаны договора о сотрудничестве. Наличие серьезной и целенаправленной работы по патриотическому и духовно -нравственному воспитанию подрастающего поколения и послужило основой для разработки программы внеурочной деятельности, направленной на воспитательный результат. В рамках системыпо патриотическому и духовно- нравственному воспитанию обучающихся в образовательном учреждении разработана программа «Юный кадет» для 1- 4 классов, целью которой является -развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей у кадета. Программа включает в себя: - духовно-нравственное воспитание; - военно-историческую подготовку; - подготовку по основам безопасности и жизнедеятельности; -связь с центром дополнительного образования «Пост №1»; - социальное проектирование. На занятиях по программеюные кадеты получают как образовательную, так и воспитательную подготовку. Программа предусматривают комплекс воспитательных мероприятий: встречи с ветеранами, тематические вечера, посещение музеев, огоньки, экскурсии по местам боевой славы, участие в социальных проектах, направленных на формирование гражданской идентичности, личностного отношения к социально-значимым идеям и ценностям, связанных с любовью к Родине, Реализация казачьего компонента в кадетских классах предполагается через программы дополнительного образования «Истоки» и «Задорный каблучок», целью которых являетсяне только формирование музыкального слуха, певческого голоса, специальных умений, но и, прежде всего, освоение детьми духовных и культурных ценностей, приобщение к истинной человечности и многообразию окружающего мира, познание традиционной этнографической обрядовой культуры казаков. В кадетских классах реализуется программа «Родничок». Целью программы является знакомство с православными ценностями, отраженными в традициях, святынях православной культуры, житиях святых, героях - патриотах Отечества, все то, что можно назвать «лоном национального опыта, духа и уклада». На занятиях кадеты знакомятся с традициями и культурой нашей страны, осваивают нравственные нормы поведения, учатся различать добро и зло, любить свою Родину. Особенно интересной является творческая деятельность по подготовке к праздникам и знаменательным датам. Традиционными стали праздники, посвященные Рождеству и Пасхе. В рамках программы организуются экскурсии по городу, выставки поделок и рисунков. В будущем планируются встречи со священниками в рамках «Часов духовного общения». Занятия ведет педагог дополнительного образования из Центра дополнительного образования для детей "Истоки". Одной из приоритетных форм по духовно - нравственному воспитанию являются благотворительные акции, в которых участвуют не только кадеты: «Дети- детям», «Согреем детские сердца» - выступления с концертами в детских садах, детских центрах по патриотическому воспитанию «Патриот», «Планета», ГКСУ СО « Красноармейский социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних»; «Обелиск» - возложение цветов к мемориальной доске по улице Новосибирской; «Ветеран живет рядом» - поздравления с праздниками 19 ноября,2 февраля, 23 февраля, 9 мая, встречи с Алхутовым Петром Васильевичем, Мелиховым Константином Александровичем, Фоменко Василием Кузьмичем- непосредственными участниками пленения немецкого фельдмаршала Паулюса; «Письмо пожилому человеку» - участие в благотворительном проекте «Союз поколений», встречи детей с бабушками и дедушками из Реабилитационного Центра,Дома Престарелых в Советском районе. Система по патриотическому воспитанию подразумевает участие обучающихся начальной школы в научно-практической конференции на базе Советского ЦДТТ по теме «Традиции патриотизма в творчестве детей и молодежи в системе дополнительного образования»,в конкурсах «Родничок», «Пасхальная радость», в исследовательских работах и проектах различной направленности. Спортивно - оздоровительное направление представлено программой внеурочной деятельности «Будем беречь здоровье». Данная программа представляет собой цикл бесед, направленных на развитие у младших школьников представлений о здоровом образе жизни, рациональном питании как составной части здорового образа жизни и способствует формированию полезных привычек.Главное в данной программе - это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность помочь ученикам разбудить в себе лучшие качества, в том числе и заботу о своем здоровье. В рамках социального направления реализуются программы «Здравствуй, школа!», «Лесенка роста», «Познаю себя и других», разработанные специалистами социально-педагогической службы- школьным психологом и социальным педагогом. Система занятий по программам способствуют развитию таких личностных качеств у младших школьников, как самооценка, которая необходима как базовый компонент учения, внутренней позиции школьника, одного из проявлений идентичности, принятие роли ученика, положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. В формировании социальной идентичности младшего школьника (роли сына, дочери, внука, брата и сестры) большое влияние оказывает семья. Проведение семейных праздников «Папа, мама, я - читающая семья», «Спортивная семья», праздников к 23 февраля и 8 марта, концерты ко Дню матери способствуют этому.Кроме того, на этих занятиях ребята развивают способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности. Программы общеинтеллектуальной и общекультурной направленности:«Зеленые тропы», «Моя малая родина»,«Мы - исследователи»,«Волшебный карандаш», театральной студии «Юный актер», «Занимательная информатика» для 1-2 классов способствуют расширению информационной картины мира, способствуют развитию умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или параллели. Программы внеурочной деятельности способствуют формированию универсальных учебных действий, которыми могут овладеть обучающиеся: Личностные: принимает и выполняет правила школьной жизни; соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение с помощью учителя и по образцу; проявляет познавательный интерес к учебному и трудовому процессу; ориентируется в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; знает о факторах, наносящих вред здоровью. Регулятивные: принимает учебную задачу под руководством учителя; учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками; принимает элементарный план действий при работе в группе; определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя; составляет элементарный план действий при работе в группе; переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; вносит коррективы в конкретное действие после его завершения на основе оценки учителя, одноклассников с опорой на образец; оценивает свою работу по совместно выбранным критериям в соответствии с образцом; организовывает рабочее место; эмоционально рефлексирует свои действия; готовит необходимые инструменты для занятия; удерживает организованное поведение во время занятия. Познавательные: отличает новое от уже известного под руководством учителя; устанавливает очевидные причинно - следственные связи под руководством учителя; владеет элементарными навыками чтения информации; сравнивает и группирует предметы и их образы, классифицирует по заданным признакам, выделяет признаки, обобщает под руководством учителя; выполняет работу практического действия под руководством учителя; использует знаково-символические средства, в том числе владеет действием моделирования; умеет выделять существенные признаки; способен к логическим действиям и операциям, включая приёмы решения простейших задач; устанавливает последовательность основных событий в тексте; действует по аналогии; проводит сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: вступает в диалог; умеет слушать и понимать речь других; соблюдает нормы речевого этикета; оказывает взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает правила работы в паре; готов договариваться и приходить к общему мнению (под руководством учителя); умеет задавать простые вопросы по содержанию и отвечать на них; понимает, что у других людей есть своя точка зрения; умеет выражать свои мысли полно в устной форме (в пределах 2- 4 предложений).

Ожидаемые результаты реализации программ внеурочной деятельности можно распределить по трем уровням: 1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностного отношения школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, своей семьи. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации. Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная система внеурочной деятельности и дополнительного образования в МОУ СШ №54 является одним из условий успешной реализации требований Стандарта, направлена на укрепление эмоциональной сферы ребенка, сохранение здоровья детей и формирование личностных результатов.



© 2010-2022