- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа предшкольной подготовки «Скоро в школу»
Программа предшкольной подготовки «Скоро в школу»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Усатова М.В. |
Дата | 26.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа предшкольной подготовки
«Скоро в школу»,
разработанная для организации занятий с дошкольниками 6-7 лет
в МКОУ Краснозерская СОШ №2
Пояснительная записка
Ребёнок, переступивший порог школы, попадает в новый мир удивительно интересный и сложный. Как сделать так, чтобы этот мир школьной жизни не стал для маленького человека навязчивым и страшным, чтобы адаптационный период прошёл безболезненно и гладко. Решая эту проблему, коллектив школы принял решение ежегодно проводить предшкольную подготовку будущих первоклассников, в форме деятельности «Школы будущего первоклассника» (далее ШБП).
Основополагающими идеями деятельности данной школы являются:
- направленность на формирование психологической готовности детей к школе
- сотрудничество и сотворчество всех субъектов образовательного процесса по достижению её цели
Работа ШБП планируется в стенах школы. Предполагается знакомство детей и родителей с учителем, с классом, в котором будет учиться ребёнок. Это позволит снизить уровень тревожности будущих школьников перед незнакомой обстановкой, перед новыми условиями различной деятельности, общения. Каждому ребёнку предоставляется возможность попробовать себя в новой роли - роли «школьника», проявить себя в учении, в общении с ровесниками и с преподавателями. Все мероприятия и занятия акцентируются не на обучении будущих первоклассников, а на развитие их активности, самостоятельности, творческих способностей, познавательного интереса, умения общаться со сверстниками и со старшими.
Родители будущих первоклассников являются субъектами образовательного процесса и имеют возможность тесно сотрудничать с психологом школы, с учителем - логопедом, с преподавателями. Такое построение работы с родителями даёт им возможность видеть процесс изнутри. Они не только ответят на свои вопросы, получат необходимые консультации, но и будут иметь возможность в оставшийся период времени грамотно скорректировать дошкольную подготовку своих детей, акцентировать внимание на особо проблемные моменты. И дети, и их родители за время обучения в ШБП почувствуют и осознают, что в школе им очень рады, их ждут, а главное, с ними готовы сотрудничать.
Цель программы:
Создание предпосылок успешной социально-психологической адаптации первоклассников к школе.
Цель реализуется через решение конкретных задач:
-
Первичное знакомство со школой: знакомство со зданием и его историей, с традициями школы.
-
Знакомство с первым учителем, с классом, создание психологической атмосферы спокойствия будущих первоклассников.
-
Введение детей в роль «школьника», реализация возможности пробы сил в новой роли, первичное знакомство с правилами школьной жизни.
-
Развитие интереса, позитивного настроя на обучение в школе через построение системы занятий.
-
Построение системы работы с родителями будущих первоклассников.
-
Анализ психологической готовности каждого ребёнка к обучению в школе, с последующей консультацией родителей.
Спланированная система занятий будущих первоклассников
реализуется в апреле - мае: 1 раз в неделю (суббота) - 9 дней, 27 занятий с педагогами.
Задействованы: учителя начальной школы, психолог, учитель музыки, учитель физкультуры, учитель- логопед
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
-
Развитие речи и обучение грамоте - 7 часов
-
«Математический калейдоскоп»- 7 часов
-
Блок творчества - 7 часов
- «Художественное творчество»- 5 часов
- «Весёлые нотки» - 2 часа
-
«Спортивный час» - 2 часа
-
Введение в школьную жизнь - 4 часа
Ожидаемые результаты:
-
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
-
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
-
формирование его готовности к систематическому обучению
Тематическое планирование занятий
Развитие речи и обучение грамоте - 7 часов
Каждое занятие предполагает упражнения по развитию устной речи, закрепление и совершенствование коммуникативных качеств каждого ребёнка. Пропедевтическим аспектом является введение понятий «Устная речь» «Предложение» «Слово».
Часть занятия занимают «Уроки школьной тетради». Упражнения по штриховке, раскрашиванию, составлению узоров и бордюров, знакомство с разлиновкой тетради помогут совершенствовать развитие мелкой мускулатуры пальцев руки, что важно для будущих первоклассников. Основным видом деятельности на занятиях является игровая деятельность.
№
Тема
Кол - во часов
Дата
Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых, коротких линий. Считалки
1
5.04
Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками
1
19.04
Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв
1
26.04
Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былины сказки о мифологических персонажах.
1
3.05
Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»
1
17.05
Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование
1
24.05
Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»
1
31.05
«Математический калейдоскоп» - 7 часов
Занятия включают в себя устный счёт, работу с дидактическим материалом, практическую работу или сюжетно - ролевую игру, творческую часть. Чередование различных видов упражнений не вызывает утомляемости и помогает достичь максимального эффекта занятия. Основным видом деятельности на занятиях предполагается игровая деятельность.
Творческая часть рассчитана на возможность выражения индивидуальности каждого ребёнка при выполнении заданий, направленных на совершенствование умений ориентироваться в тетради в клетку, выполнять штриховку и раскрашивание.
№
Тема
Кол - во часов
Дата Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;
В и
1
Представления об элементарных геометрических фигурах
1
Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
1
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.
1
Сравнение количества предметов
на наглядной основе
1
Прямой и обратный счет в пределах 10.
1
Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один - много.
1
-
Блок творчества - 7 часов
Данные занятия способствуют возможности развития и самовыражения детей в творческой деятельности. Атмосфера творчества предполагает раскрепощение детей в незнакомой обстановке, сближает их, развивает коммуникативные возможности.
Данный блок предполагает занятия по рисованию, лепке, создание аппликации и музыкальные занятия в кабинете музыки.
« Художественное творчество»- 5 часов
№ занятия
Тема
Кол-во часов
Дата
Работа с пластилином.
Лепка на тему «Летние цветы»
1
«Мы рисуем лето»
1
«На манеже цирка»
Аппликация «Весёлый клоун»
1
Конструирование «Домик у дороги»
1
Рисование «Дерево»
1
- «Весёлые нотки» - 2 часа
№ занятия
Тема
Кол-во часов
Дата
1
«Экспедиция за песнями»Слушание и разучивание песен о лете.
1
2
«Музыкальный калейдоскоп»Слушание и разучивание песен В. Шаинского
1
-
«Спортивный час» - 2 часа
Занятия проводятся в спортивном зале школы или на спортивной площадке, на территории школы. Для детей обязательно наличие спортивной одежды и обуви. Все развивающие и адаптирующие упражнения строятся в игровой форме, интересно и доступно для каждого ребёнка.
№ занятия
Тема
Кол-во часов
Дата
1
«Ловкие и меткие» (Подвижные игры «Заяц без логова», «Запрещённое движение»)
1
2
«Весёлый стадион» (Эстафеты с эстафетной палочкой)
1
Введение в школьную жизнь - 4 часа
Занятия проводятся для того, чтобы в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребенку войти в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и самим собой. В основе занятий лежат дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и др., однако усилия детей при этом направляются на освоение отношений, на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
№ занятия
Тема
Кол-во часов
Дата
Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом
1
Знакомство первоклассников друг с другом и правилами поведения в школе.
1
Для чего ходят в школу
1
Учимся работать дружно
1