Программа предшкольной подготовки «Скоро в школу»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа предшкольной подготовки

«Скоро в школу»,

разработанная для организации занятий с дошкольниками 6-7 лет

в МКОУ Краснозерская СОШ №2

Пояснительная записка

Ребёнок, переступивший порог школы, попадает в новый мир удивительно интересный и сложный. Как сделать так, чтобы этот мир школьной жизни не стал для маленького человека навязчивым и страшным, чтобы адаптационный период прошёл безболезненно и гладко. Решая эту проблему, коллектив школы принял решение ежегодно проводить предшкольную подготовку будущих первоклассников, в форме деятельности «Школы будущего первоклассника» (далее ШБП).

Основополагающими идеями деятельности данной школы являются:

- направленность на формирование психологической готовности детей к школе

- сотрудничество и сотворчество всех субъектов образовательного процесса по достижению её цели

Работа ШБП планируется в стенах школы. Предполагается знакомство детей и родителей с учителем, с классом, в котором будет учиться ребёнок. Это позволит снизить уровень тревожности будущих школьников перед незнакомой обстановкой, перед новыми условиями различной деятельности, общения. Каждому ребёнку предоставляется возможность попробовать себя в новой роли - роли «школьника», проявить себя в учении, в общении с ровесниками и с преподавателями. Все мероприятия и занятия акцентируются не на обучении будущих первоклассников, а на развитие их активности, самостоятельности, творческих способностей, познавательного интереса, умения общаться со сверстниками и со старшими.

Родители будущих первоклассников являются субъектами образовательного процесса и имеют возможность тесно сотрудничать с психологом школы, с учителем - логопедом, с преподавателями. Такое построение работы с родителями даёт им возможность видеть процесс изнутри. Они не только ответят на свои вопросы, получат необходимые консультации, но и будут иметь возможность в оставшийся период времени грамотно скорректировать дошкольную подготовку своих детей, акцентировать внимание на особо проблемные моменты. И дети, и их родители за время обучения в ШБП почувствуют и осознают, что в школе им очень рады, их ждут, а главное, с ними готовы сотрудничать.

Цель программы:

Создание предпосылок успешной социально-психологической адаптации первоклассников к школе.

Цель реализуется через решение конкретных задач:

  1. Первичное знакомство со школой: знакомство со зданием и его историей, с традициями школы.

  2. Знакомство с первым учителем, с классом, создание психологической атмосферы спокойствия будущих первоклассников.

  3. Введение детей в роль «школьника», реализация возможности пробы сил в новой роли, первичное знакомство с правилами школьной жизни.

  4. Развитие интереса, позитивного настроя на обучение в школе через построение системы занятий.

  5. Построение системы работы с родителями будущих первоклассников.

  6. Анализ психологической готовности каждого ребёнка к обучению в школе, с последующей консультацией родителей.

Спланированная система занятий будущих первоклассников

реализуется в апреле - мае: 1 раз в неделю (суббота) - 9 дней, 27 занятий с педагогами.

Задействованы: учителя начальной школы, психолог, учитель музыки, учитель физкультуры, учитель- логопед

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:

  • Развитие речи и обучение грамоте - 7 часов

  • «Математический калейдоскоп»- 7 часов

  • Блок творчества - 7 часов

- «Художественное творчество»- 5 часов

- «Весёлые нотки» - 2 часа

  • «Спортивный час» - 2 часа

  • Введение в школьную жизнь - 4 часа

Ожидаемые результаты:

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

  • формирование его готовности к систематическому обучению

Тематическое планирование занятий

Развитие речи и обучение грамоте - 7 часов

Каждое занятие предполагает упражнения по развитию устной речи, закрепление и совершенствование коммуникативных качеств каждого ребёнка. Пропедевтическим аспектом является введение понятий «Устная речь» «Предложение» «Слово».

Часть занятия занимают «Уроки школьной тетради». Упражнения по штриховке, раскрашиванию, составлению узоров и бордюров, знакомство с разлиновкой тетради помогут совершенствовать развитие мелкой мускулатуры пальцев руки, что важно для будущих первоклассников. Основным видом деятельности на занятиях является игровая деятельность.

Тема

Кол - во часов

Дата

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых, коротких линий. Считалки

1

5.04

    Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками

    1

    19.04

      Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв

      1

      26.04

        Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былины сказки о мифологических персонажах.

        1

        3.05

          Ориентировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»

          1

          17.05

            Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование

            1

            24.05

              Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

              1

              31.05

              «Математический калейдоскоп» - 7 часов

              Занятия включают в себя устный счёт, работу с дидактическим материалом, практическую работу или сюжетно - ролевую игру, творческую часть. Чередование различных видов упражнений не вызывает утомляемости и помогает достичь максимального эффекта занятия. Основным видом деятельности на занятиях предполагается игровая деятельность.

              Творческая часть рассчитана на возможность выражения индивидуальности каждого ребёнка при выполнении заданий, направленных на совершенствование умений ориентироваться в тетради в клетку, выполнять штриховку и раскрашивание.

              Тема

              Кол - во часов

              Дата Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

              В и

              1


                Представления об элементарных геометрических фигурах

                1


                  Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

                  1


                    Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.

                    1


                      Сравнение количества предметов

                      на наглядной основе

                      1


                        Прямой и обратный счет в пределах 10.

                        1


                          Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один - много.

                          1




                          • Блок творчества - 7 часов

                          Данные занятия способствуют возможности развития и самовыражения детей в творческой деятельности. Атмосфера творчества предполагает раскрепощение детей в незнакомой обстановке, сближает их, развивает коммуникативные возможности.

                          Данный блок предполагает занятия по рисованию, лепке, создание аппликации и музыкальные занятия в кабинете музыки.

                          « Художественное творчество»- 5 часов

                          № занятия

                          Тема

                          Кол-во часов

                          Дата

                          Работа с пластилином.

                          Лепка на тему «Летние цветы»

                          1


                            «Мы рисуем лето»

                            1


                              «На манеже цирка»

                              Аппликация «Весёлый клоун»

                              1


                                Конструирование «Домик у дороги»

                                1


                                  Рисование «Дерево»

                                  1

                                  - «Весёлые нотки» - 2 часа

                                  № занятия

                                  Тема

                                  Кол-во часов

                                  Дата

                                  1

                                  «Экспедиция за песнями»Слушание и разучивание песен о лете.

                                  1

                                  2

                                  «Музыкальный калейдоскоп»Слушание и разучивание песен В. Шаинского

                                  1


                                  • «Спортивный час» - 2 часа

                                  Занятия проводятся в спортивном зале школы или на спортивной площадке, на территории школы. Для детей обязательно наличие спортивной одежды и обуви. Все развивающие и адаптирующие упражнения строятся в игровой форме, интересно и доступно для каждого ребёнка.

                                  № занятия

                                  Тема

                                  Кол-во часов

                                  Дата

                                  1

                                  «Ловкие и меткие» (Подвижные игры «Заяц без логова», «Запрещённое движение»)

                                  1

                                  2

                                  «Весёлый стадион» (Эстафеты с эстафетной палочкой)

                                  1

                                  Введение в школьную жизнь - 4 часа

                                  Занятия проводятся для того, чтобы в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребенку войти в новую систему отношений с взрослыми, сверстниками и самим собой. В основе занятий лежат дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и др., однако усилия детей при этом направляются на освоение отношений, на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».

                                  № занятия

                                  Тема

                                  Кол-во часов

                                  Дата

                                  Знакомство первоклассников с учителем и друг с другом

                                  1


                                    Знакомство первоклассников друг с другом и правилами поведения в школе.

                                    1


                                      Для чего ходят в школу

                                      1


                                        Учимся работать дружно

                                        1



                                        © 2010-2022