Рабочая программа в 4-м классе по математике по программе «Перспектива»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рассмотрено» Руководитель МО

_________/ А.В.Норкина/

Протокол № ___

от «__»_____2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УР

__________/В.А.Чернова/

«____»_____2013 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Гимназия № 32»

___________/ Л.А.Якимова/

Приказ № ______

от «____» ________2013 г. от




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 32»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по математике

в 4 в классе



Составитель:

учитель первой квалификационной категории

Большакова Елена Николаевна





Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № _______от

« »___________2013 г.









г. Нижнекамск

2013 - 2014 уч. год

Пояснительная записка Рабочая программа по математике составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года;
  • Примерные программы Министерства образования и науки РФ, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, //М.: «Просвещение», 2011 год.;
  • Авторская программа по математике Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, созданная на основе примерных программ Министерства образования и науки РФ, //М.: «Просвещение», 2011 год.;
  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия № 32»;
  • Учебный план МБОУ «Гимназия №32» на 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника для 4 класса начальной школы Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой «Математика», / /М.: «Просвещение» , 2013 год.

Цели и задачи курса математики 4 класса Основными целями являются:

  1. формирование у учащихся основ умения учиться, решать жизненно важные проблемы, познавать окружающий мир.
  2. развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
  3. создание для каждого ребёнка возможности достижения высокого уровня математической подготовки.
Соответственно задачами данного курса являются:
  • развитие числовой грамотности учащихся путем постепенного перехода от непосредственного восприятия количества к «культурной арифметике», т. е. арифметике, опосредствованной символами и знаками;
  • формирование прочных вычислительных навыков на основе освоения рациональных способов действий и повышения интеллектуальной емкости арифметического материала;
  • формирование умений переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений;
  • развитие умений измерять величины (длину, время) и проводить вычисления, связанные с величинами (длина, время, масса);
  • знакомство с начальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого круга геометрических представлений и развития пространственного мышления);
  • математическое развитие учащихся, включая способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • освоение эвристических приемов рассуждений и интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуаций, сопоставлением данных и т. п.;
  • развитие речевой культуры учащихся как важнейшего компонента мыслительной деятельности и средства развития личности учащихся;
  • расширение и уточнение представлений об окружающем мире средствами учебного предмета «Математика», развитие умений применять математические знания в повседневной практике.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета

Личностные результаты У учащихся будут сформированы:

  • навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
  • знание и исполнение правил и норм школьной жизни, ответственное отношение к урокам математики;
  • умения организовывать своё рабочее место на уроке;

  • умения адекватно воспринимать требования учителя;
  • интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
  • понимание практической ценности математических знаний;
  • навыки общения в процессе познания, занятия математикой;
  • понимание ценности чёткой, лаконичной, последовательной речи; потребность в аккуратном оформлении записей, выполнении чертежей, рисунков и схем на уроках математики;
  • навыки этики поведения;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
  • умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Учащийся получит возможность для формирования:
  • адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
  • понимания значения математического образования для собственного общекультурного и интеллектуального развития и успешной карьеры в будущем;
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, свой выбор в познавательной деятельности;
  • эстетических потребностей в изучении математики;
  • уважения к точке зрения собеседника, уважения ценностей других людей;
  • этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • готовности к сотрудничеству и совместной познавательной работе в группе, коллективе на уроках математики;
  • желания понимать друг друга, понимать позицию другого;
  • умения отстаивать собственную точку зрения.

Метапредметные результаты

Регулятивные Учащийся научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями или на основе образцов;
  • находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • различать способы и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
  • самостоятельно формулировать учебную задачу: определять её цель, планировать алгоритм решения, корректировать работу по ходу решения, оценивать результаты своей работы;
  • ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
  • самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе решения;
  • корректировать свою учебную деятельность в зависимости от полученных результатов самоконтроля;
  • давать адекватную оценку своим результатам учёбы;
  • оценивать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
  • самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы, оценивать их на правдоподобность, делать выводы и ставить познавательные цели на будущее;
  • позитивно относиться к своим успехам и перспективам в учении;
  • определять под руководством учителя критерии оценивания задания, давать самооценку.

Познавательные Учащийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и проектных заданий творческого характера с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе возможности Интернета;
  • использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • проводить сравнение по нескольким основаниям, в том числе самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения;
  • осуществлять разносторонний анализ объекта;
  • проводить классификацию объектов, самостоятельно строить выводы на основе классификации;
  • самостоятельно проводить сериацию объектов;
  • проводить несложные обобщения;
  • устанавливать аналогии;
  • использовать метод аналогии для проверки выполняемых действий;
  • проводить несложные индуктивные и дедуктивные рассуждения;
  • осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
  • самостоятельно или в сотрудничестве с учителем выявлять причинно-следственные связи и устанавливать родовидовые отношения между понятиями;
  • самостоятельно анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
  • под руководством учителя определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
  • определять круг своего незнания;
  • совместно с учителем или в групповой работе отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем книг, справочников, энциклопедий, электронных дисков;
  • совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;
  • совместно с учителем или в групповой работе применять эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация, исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение по аналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.

Учащийся получит возможность научиться:
  • планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
  • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, Интернет);
  • самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию в виде схем, моделей, сообщений;
  • передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные Учащийся научится:

  • активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики и других предметов;
  • участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
  • сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
  • участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Учащийся получит возможность научиться:
  • предвидеть результаты и последствия коллективных решений;
  • активно участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и в выработке совместных действий при организации коллективной работы;
  • чётко формулировать и обосновывать свою точку зрения;
  • учитывать мнение собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;
  • приводить необходимые аргументы, для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;
  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • вставать на позицию другого человека;
  • чётко выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, согласно общему плану действий прогнозировать и оценивать результаты своего труда.
Предметные результаты Числа и величины Учащийся научится:
  • моделировать ситуации, требующие умения считать тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч;
  • выполнять счёт тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч, как прямой, так и обратный;
  • выполнять сложение и вычитание тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч с опорой на знание нумерации;
  • образовывать числа, которые больше тысячи, из сотен тысяч, десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц;
  • сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте;
  • читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе;
  • упорядочивать натуральные числа от нуля до миллиона в соответствии с указанным порядком;
  • моделировать ситуации, требующие умения находить доли предмета;
  • называть и обозначать дробью доли предмета, разделённого на равные части;
  • устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
  • активно работать в паре или группе при решении задач на поиск закономерностей;
  • группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
  • выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну;
  • применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг;
  • используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм - грамм; год - месяц - неделя - сутки - час - минута - секунда; километр - метр, метр - дециметр, дециметр - сантиметр, метр - сантиметр, сантиметр - миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Учащийся получит возможность научиться:
  • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
  • читать и записывать дробные числа, правильно понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;
  • сравнивать доли предмета.

Арифметические действия Учащийся научится:

  • использовать названия компонентов изученных действий, знаки, обозначающие эти операции, свойства изученных действий;
  • выполнять действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 ООО) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
  • выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
  • выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и единицей);
  • вычислять значение числового выражения, содержащего два-три арифметических действия, со скобками и без скобок.
Учащийся получит возможность научиться:
  • выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
  • использовать свойства арифметических действий для рационализации вычислений;
  • прогнозировать результаты вычислений;
  • оценивать результаты арифметических действий разными способами.

Работа с текстовыми задачами Учащийся научится:

  • анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
  • оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
  • решать задачи, в которых рассматриваются процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объём работы);
  • решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в одно-два действия);
  • выполнять проверку решения задачи разными способами.
Учащийся получит возможность научиться:
  • составлять задачу по её краткой записи, таблице, чертежу, схеме, диаграмме и т. д.;
  • преобразовывать данную задачу в новую посредством изменения вопроса, условия задачи, дополнения условия и т. д.;
  • решать задачи в 4-5 действий;
  • решать текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби;
  • находить разные способы решения одной задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Учащийся научится:

  • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
  • распознавать на чертеже окружность и круг, называть и показывать их элементы (центр, радиус, диаметр), характеризовать свойства этих фигур;
  • классифицировать углы на острые, прямые и тупые;
  • использовать чертёжный треугольник для определения вида угла на чертеже;
  • выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
  • использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
  • распознавать шар, цилиндр, конус;
  • конструировать модель шара из пластилина, исследовать и характеризовать свойства цилиндра, конуса;
  • находить в окружающей обстановке предметы шарообразной, цилиндрической или конической формы.
Учащийся получит возможность научиться:
  • копировать и преобразовывать изображение прямоугольного параллелепипеда (пирамиды) на клетчатой бумаге, дорисовывая недостающие элементы;
  • располагать модель цилиндра (конуса) в пространстве, согласно заданному описанию;
  • конструировать модель цилиндра (конуса) по его развёртке;
  • исследовать свойства цилиндра, конуса.

Геометрические величины Учащийся научится:

  • определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
  • вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
  • применять единицу измерения длины - миллиметр и соотношения: 1 м = 1000 мм; 10 мм = 1 см, 1 ООО ООО мм = = 1 км;
  • применять единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный километр (км2), ар (а), гектар (га) и соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 100 м2 = 1 а, 10 000 м2 = 1 га, 1 км2 = 100 га;
  • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
  • находить периметр и площадь плоской ступенчатой фигуры по указанным на чертеже размерам;
  • решать задачи практического характера на вычисление периметра и площади комнаты, квартиры, класса и т. д.

Работа с информацией Учащийся научится:

  • читать и заполнять несложные готовые таблицы;
  • читать несложные готовые столбчатые диаграммы;
  • понимать и использовать в речи простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («...и...», «если... то...», «верно/неверно, что...», «каждый», «все», «некоторые», «не»).
Учащийся получит возможность научиться:
  • сравнивать и обобщать информацию, представленную в виде таблицы или диаграммы;
  • понимать и строить простейшие умозаключения с использованием кванторных слов («все», «любые», «каждый», «некоторые», «найдётся») и логических связок: («для того чтобы... нужно...», «когда... то...»);
  • правильно употреблять в речи модальность («можно», «нужно»);
  • составлять и записывать несложную инструкцию (алгоритм, план выполнения действий);
  • собирать и представлять информацию, полученную в ходе опроса или практика-экспериментальной работы, таблиц и диаграмм;
  • объяснять, сравнивать и обобщать данные практико-экспериментальной работы, высказывать предположения и делать выводы.

Содержание обучения Числа от 100 до 1 000. Повторение (17 ч) Числовые выражения с действиями одной ступени, обеих ступеней, со скобками и без скобок. Порядок действий. Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата. Приемы рациональных вычислений ( 33 ч) Знакомство с приёмами рационального выполнения действия сложения: группировка слагаемых, округление слагаемых). Приёмы умножения чисел на 10 и на 100. Три способа умножения числа на произведение. Знакомство с окружностью и кругом и их элементами: центр окружности (круга), радиус и диаметр окружности {круга). Свойство радиуса (диаметра) окружности (круга). Знакомство с понятием среднего арифметического нескольких величин, способом его вычисления. Приёмы умножения числа на круглые десятки вида 16 • 30. Задачи на движение, характеризующие зависимость между скоростью, временем и расстоянием. Знакомство с алгоритмом письменного умножения двузначного числа на двузначное в пределах 1000. Числа, которые больше 1 000. Нумерация (14 ч) Классификация треугольников по длине сторон: равнобедренные, равносторонние и разносторонние. Приёмы деления круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. Единицы стоимости: рубль, копейка - и их соотношение. Три способа деления числа на произведение. Цилиндр, боковая поверхность и основания цилиндра. Развёртка цилиндра. Задачи на пропорциональное деление, когда неизвестную величину находят по суммам двух других величин. Приём деления на круглые десятки. Алгоритм письменного деления на двузначное число. Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание (11 ч) Тысяча как новая счётная единица, счёт тысячами. Десяток тысяч как новая счётная единица. Счёт десятками тысяч. Сотня тысяч как новая счётная единица, счёт сотнями тысяч. Миллион. Знакомство с видами углов (прямые, тупые и острые). Алгоритм определения вида угла на чертеже с помощью чертёжного треугольника. Таблица разрядов и классов. Класс единиц, класс тысяч и их состав. Конус, боковая поверхность, вершина и основание конуса. Развёртка конуса. Миллиметр как новая единица измерения длины. Соотношения единиц длины. Задачи на пропорциональное деление, когда неизвестную величину находят по разностям двух других величин. Центнер и тонна как новые единицы измерения массы. Соотношения единиц массы. Знакомство с долями предмета, их названием и обозначением. Секунда как новая единица времени. Соотношения единиц времени: час, минута, секунда. Секундомер. Приемы письменного сложения и вычитания составных именованных величин. Умножениеи деление (26 ч) Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное число. Приёмы умножения и деления многозначных чисел на 10, 100, 1000, 10 000 и 100 000. Задачи на нахождение дроби от числа. Приёмы умножений на круглые десятки, сотни и тысячи. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр) и их соотношения. Знакомство с задачей на встречное движение, её краткой записью и решением. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер и тонна) и их соотношения. Знакомство с задачей на движение в противоположных направлениях, её схематической записью и решением. Приём письменного умножения на двузначное число. Знакомство с задачей на движение в одном направлении, её схематической записью и решением. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и их соотношения. Числа, которые больше 1 000. Умножение и деление ( 35 ч ) Приём умножения составной именованной величины на число. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и их соотношения. Приём письменного деления многозначного числа на однозначное число. Знакомство с шаром, его изображением. Центр и радиус шара. Задачи на нахождение числа по его дроби. Приёмы деления многозначного числа на круглые десятки, сотни и тысячи. Знакомство с задачами на движение по реке, их краткой записью и решением. Приём деления многозначного числа на двузначное число. Приёмы деления величины на число и на величину. Ар и гектар как новые единицы площади и их соотношения с квадратным метром. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар и гектар) и их соотношения. Составление таблицы единиц площади. Приём письменного умножения многозначного числа на трёхзначное число. Приём письменного деления многозначного числа на трёхзначное число. Приём письменного деления многозначного числа с остатком. Подбор цифры частного с помощью округления делителя. Приёмы письменного умножения и деления многозначных чисел, когда нули в конце множителей (24 700 • 36, 247 • 360, 2470 • 360) или в середине одного из множителей (364 • 207), когда нули в конце делимого (136 800 : 57) или в середине частного (32 256:32 = 1008).

Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса

по математике

Учащиеся должны знать:

  • название и последовательность чисел в натуральном ряду; как образуется каждая счетная единица; сколько разрядов

  • содержится в каждом классе; название и последовательность первых двух классов;

  • названия и обозначения арифметических действий;

  • названия компонентов и результатов арифметических действий;

  • связь между компонентами и результатом каждого действия;

  • правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

  • таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;

  • таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

  • свойство противоположных сторон прямоугольника;

  • единицы длины, массы, площади, времени, их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;

  • взаимосвязь величин: цена, количество, стоимость; время, скорость, расстояние.

Учащиеся должны уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;

  • представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

  • записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);

  • выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

  • выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);

  • выполнять проверку вычислений;

  • выполнять прикидку действий с многозначными числами в пределах 1000;

  • находить длину отрезка, ломаной, периметр прямоугольника (квадрата);

  • находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

  • узнавать время по часам.

Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. За такую работу выставляется отметка: "5" - работа выполнена без ошибок; "4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета; "3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов; "2" - 5 и более ошибок. Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся выбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Ученику выставляется отметка: "5" - работа выполнена без ошибок; "4" - 1 - 2 ошибки; "3" - 3 - 4 ошибки; "2" - более 4 ошибок. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу: "5" - работа выполнена без ошибок; "4" - 1 ошибка или 1- 3 недочета, при этом ошибок не должно быть в задаче; "3" - 2-3 ошибки или 3 - 4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным; "2" - 5 и более ошибок.

Оценивание устных ответов В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Ошибки: -неправильный ответ на поставленный вопрос; -неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; -при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты: -неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; -при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его; -неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; -медленный темп выполнения задания, не являющейся индивидуальной особенностью школьника; -неправильное произношение математических терминов.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки (отметки) Ошибки: -незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания и используемых в ходе его выполнения; -неправильный выбор действий, операций; -неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков; -пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа; -несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам; -несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам. Недочеты: -неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначения величин); -ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок; -неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; -наличие записи действий; -отсутствие ответа к заданию или ошибки к записи ответа.

Учебно - методическое обеспечение

  1. Примерные программы Министерства образования и науки РФ, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, //М.: «Просвещение», 2011 год.;
  2. Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова «Математика», рабочие программы 1-4 классы //М.: «Просвещение», 2011 год.
  3. Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова «Математика. 4 класс», методическое пособие //М.: «Просвещение» , 2011 год.
  4. Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова «Математика», учебник для 4 класса начальной школы в 2-х частях / /М.: «Просвещение» , 2012 год.
  5. Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова «Математика», рабочая тетрадь для 4 класса начальной школы в 2-х частях / /М.: «Просвещение» , 2012 год.
  6. О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова «2500 задач по математике», пособие для учащихся 1-4 классов по математике // М.: ООО «Издательство Астрель», 2011 год.











































Учебно-тематическое планирование

по математике


Класс: 4 в Учитель: Большакова Елена Николаевна Количество часов

Всего: 136 часов; в неделю: 4 часа. Плановых контрольных уроков: 10, в том числе административных контрольных уроков - 3. Планирование составлено на основе авторской программы Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой //М.: «Просвещение», 2011 год. Учебник: «Математика. 4 класс», авторы-составители Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова //М.: «Просвещение» , 2013 год.



Наименование

разделов и тем


Всего

часов

В том числе на:

уроки

практические, самостоятельные

работы и др.

уроки

контрольного

характера

Числа от 100 до 1 000. Повторение.

17

14

2

1

Приемы рациональных вычислений.

33

28

3

2

Числа, которые больше 1 000. Нумерация.

14

12

1

1

Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание.

11

9

1

1

Умножениеи деление.

26

21

3

2

Числа, которые больше 1 000. Умножение и деление.

35

30

2

3

Итого

136

114

12

10






Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика

деятельности

учащихся или

виды учебной деятельности

Виды контроля,

измерители

Планируемые

результаты

освоения

материала

Дата проведения

План

Факт

Числа от 100 до 1 000 ( 17 ч )

1.

Нумерация чисел от 100 до 1000.

Разряды.

1

Повторение Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Использовать знания таблицы умножения при вычислении значений выражений. Решать задачи в 2-3 действия. Проверять правильность выполнения арифметических действий, используя другой приём вычисления или зависимость между компонентами и результатом действия. Вычислять площадь прямоугольника, ступенчатой фигуры по заданным размерам сторон. Сравнивать площади фигур методом наложения и с помощью общей мерки. Работать с информацией, заданной в форме таблицы, схемы, диаграммы. Характеризовать свойства геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, куб, пирамида).

Текущий

Фронтальный опрос Знать: - как читаются и записываются числа в пределах 1000; - приемы устного сложения, вычитания, умножения и деления чисел на основе десятичного состава трехзначных чисел;
Уметь: выполнять приёмы сложения, вычитания, умножения и деления чисел в пределах 1000, основанные на знании нумерации.

3.09


2.

Сложение и вычитание трёхзначных чисел.

1

Повторение

Текущий

Фронтальный опрос

4.09


3.

Решение задач разными способами.

1

Повторение

Текущий

Фронтальный опрос

5.09


4.

Деление с остатком.

1

Повторение

Текущий

Арифм. диктант

6.09


5-6.

Умножение на однозначное число.

2

Повторение

Текущий

Фронтальный опрос

10.09

11.09


7-8.

Деление на однозначное число.


2

Повторение

Тематический

Сам. работа

12.09

13.09


9.

Входная контрольная работа.

1

Контроль ЗУН

Нулевой

контроль

17.08


10.

Работа над ошибками.

Числовые выражения.


1

Комбиниро-ванный. Читать, записывать и сравнивать числовые выражения. Устанавливать порядок выполнения действий в числовые выражениях, находить их значения. Записывать решение текстовой задачи числовым выражением.

Текущий

Самоконтроль Знать: алгоритм вычисления выражения со скобками и без них с действиями I и II ступени. Уметь: - определять числовое выражение с действиями I и II ступени; - выполнять порядок действий при вычислении выражения со скобками и без них с действиями I и II ступени, используя алгоритм; - вычислять значение числового выражения, используя алгоритм; - сравнивать значения выражений, используя знаки: >, <, =.

18.09


11.

Порядок действий в числовых выражениях.

1

Комбиниро-ванный.

Текущий

Фронтальный опрос

19.09


12.

Решение числовых выражений.

1

Комбиниро-ванный.

Текущий

Фронтальный опрос

20.09


13.

Диагональ многоугольника.

1

Комбиниро-ванный. Читать, записывать и сравнивать числовые выражения. Устанавливать порядок выполнения действий в числовые выражениях, находить их значения. Записывать решение текстовой задачи числовым выражением.

Текущий

Фронтальный опрос Знать: значение выражения «диагональ многоугольника». Уметь: - определять количество диагоналей многоугольника; - проводить диагонали многоугольника и называть их имена и количество; - измерять и записывать длину диагонали многоугольника.

24.09


14.

Свойства диагоналей многоугольника

1

Комбиниро-ванный.

Текущий

Фронтальный опрос

25.09


15.

Нахождение длины ломаной.

1

Комбиниро-ванный.

Текущий

Фронтальный опрос

26.09


16.

Решение задач на нахождение периметра.

1

Комбиниро-ванный.

Текущий

Фронтальный опрос

27.09


17.

Порядок выполнения действий в выражениях.

1

Комбиниро-ванный.

Тематический

Сам. работа

01.10


Приемы рациональных вычислений ( 33 ч)

18-19.

Группировка слагаемых.

2

Изучение нового

материала Использовать свойства арифметических действий, приёмы группировки и округления слагаемых для рационализации вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, находить наиболее удобный. Планировать решение задачи. Выполнять задания творческого и поискового характера.

Текущий

Фронтальный опрос Знать: - понятия «группировка слагаемых», «округление слагаемых»; - приём группировки слагаемых и алгоритм округления чисел при сложении трёх и более чисел. Уметь: - определять приём группировки слагаемых; - определять порядок округления чисел при сложении; - выполнять приём группировки слагаемых; - вычислять выражение, используя известный алгоритм округления чисел при сложении.

02.10

03.10


20-21.

Округление слагаемых.

2

Комбиниро-ванный.

Текущий

Фронтальный опрос

04.10

08.10



22-23.

Умножение чисел на 10 и на 100.

2

Комбиниро-ванный. Выполнять умножение круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в ходе вычисления) характера. Выполнять задания по образцу, заданному алгоритму действий.

Текущий

Самоконтроль Знать: правило умножения числа на 10 (или на 100); 2-й и 3-й способы умножения числа на произведение. Уметь: - определять способы умножения числа на произведение; - определять наиболее удобный способ умножения числа на произведение; - выполнять умножение числа на 10, на 100; - выполнять умножение числа на произведение тремя способами.

09.10

10.10



24-25.

Умножение числа на произведение.

2

Изучение нового

материала Сравнивать различные способы умножения числа на произведение, выбирать наиболее удобный способ вычислений. Составлять и решать задачи, обратные данной.

Текущий

Фронтальный опрос

11.10

15.10



26.

Окружность и круг.

1

Комбиниро-ванный. Распознавать на чертеже окружность и круг, называть и показывать их элементы (центр, радиус, диаметр), характеризовать свойства этих фигур.

Текущий

Фронтальный опрос Знать: понятия «окружность», «круг», «центр окружности», «радиус», «диаметр». Уметь: - определять различие круга и окружности; - изображать графически круг и окружность по заданному радиусу, используя алгоритм; - чертить, измерять радиус и диаметр окружности; - обозначать точки пересечения окружностей буквами.

16.10



27-28.

Среднее арифметическое.

2

Комбиниро-ванный. Находить среднее арифметическое нескольких слагаемых. Копировать (преобразовывать) изображение фигуры на клетчатой бумаге.

Текущий Фронтальный опрос Знать: понятие «среднее арифметическое число». Уметь: - вычислять среднее арифметическое число, используя известный алгоритм; - решать задачу, используя алгоритм вычислений.

17.10

18.10



29.

Контрольная работа № 2 по теме «Умножение чисел на 10 и на 100»..

1

Контроль ЗУН Выполнять умножение круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в ходе вычисления) характера.

Итоговый


Уметь: пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления.

22.10



30-31.

Работа над ошибками.

Умножение двузначного числа на круглые десятки.

2

Изучение нового материала Выполнять умножение двузначных чисел на круглые десятки в пределах 1000. Сравнивать длины отрезков на глаз и с помощью измерений. Исследовать фигуру, выявлять свойства её элементов, высказывать суждения и обосновывать или опровергать их.

Текущий

Фронтальный опрос Знать:

  • -алгоритм устного и письменного умножения двузначного числа на круглые десятки; письменного умножения двузначного числа на двузначное число.
Уметь: - выполнять устно/ письменно умножение двузначного числа на круглые десятки и умножение двузначного числа на двузначное.

23.10

24.10



32.

Понятие скорости.

Единицы скорости.

1

Изучение нового материала Моделировать и решать задачи на движение в одно действие, используя схематический рисунок, таблицу или диаграмму. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Составлять и решать задачи, обратные задачам, характеризующим зависимость между скоростью, временем и расстоянием. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Интерпретировать информацию, представленную с помощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы.

Текущий

Фронтальный опрос Знать: понятия «скорость», «время», «расстояния»; формулы нахождения данных величин. Уметь: - устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость); - выполнять решение задач на движение, находить расстояние, если известны время и скорость; - выполнять решение задач на движение, находить время, если известны расстояние и скорость, работать с величинами.

25.10



33.

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.


1

Комбиниро-ванный.

Текущий Фронтальный опрос

29.10



34.

Решение задач на движение.

1

Комбиниро-ванный.

Тематический

Сам. работа

30.10



35-36.

Умножение двузначного числа на двузначное

(Письменные вычисления).

2

Комбиниро-ванный. Работать в паре при решении логических задач на поиск закономерностей. Совместно оценивать результат работы.

Текущий

Взаимо-контроль

Знать: конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления

Уметь:

- группировать множители в произведении; - выполнять письменно умножение двузначного числа на двузначное.

31.10

01.11


37-38.

Виды треугольников.

2

Изучение нового материала Классифицировать треугольники на равнобедренные и разносторонние, различать равносторонние треугольники. Интерпретировать информацию, представленную с помощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы.

Текущий

Практическая работа Знать: понятия «равносторонний треугольник», «равнобедренный треугольник», «разносторонний треугольник». Уметь: - определять виды треугольников; - называть вид треугольника; - изображать графически треугольники разных видов; - измерять длину сторон треугольника и вычислять его периметр.

12.11

13.11


39.

Решение задач на нахождение площади.

1

Комбиниро-ванный.

Тематический

Сам. работа

14.11


40-41.

Деление круглых чисел на 10 и на 100.

2

Изучение нового материала Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять стоимость в рублях и копейках. Решать задачи, в которых стоимость выражена в рублях и копейках.

Заменять крупные единицы стоимости мелкими (2 р. 60 к. = 260 к.) и наоборот (500 к. = 5 р.).

Текущий

Самоконроль

Знать: конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления.

Уметь:

- выполнять деление круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100.

15.11

19.11


42.

Деление числа на произведение.

1

Комбиниро-ванный. Сравнивать различные способы деления числа на произведение, выбирать наиболее удобный способ вычислений.

Текущий

Взаимо-конроль Знать: правила умножения числа на сумму.

Уметь:

- выполнять письменные вычисления (умножение и деление многозначных чисел на однозначное число);

- проверять правильность выполненных вычислений.

20.11


43.

Цилиндр.

1

Комбиниро-ванный. Находить в окружающей обстановке предметы цилиндрической формы. Конструировать модель цилиндра по его развёртке, исследовать и характеризовать свойства цилиндра. Работать в паре при решении задач на поиск закономерностей. Совместно оценивать результат работы.

Текущий Фронтальный опрос Знать: понятие «цилиндр», «боковая поверхность». Уметь: - определять геометрическую фигуру: цилиндр; - называть предметы цилиндрической формы в окружающей обстановке; - конструировать модели цилиндра с помощью готовой развёртки; - достраивать геометрическую фигуру до конуса и цилиндра.

21.11


44-45.

Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам.

2

Изучение нового материала Моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного по двум суммам. Планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами. Работать в паре при решении логических задач на поиск закономерностей. Совместно оценивать результат работы.

Текущий Фронтальный опрос

Уметь: - решать задачи на нахождение неизвестного по двум суммам; - сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными; - дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

22.11

26.11


46.

Контрольная работа №3 по теме «Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам».

1

Контроль ЗУН

Итоговый

27.11


47-48.

Работа над ошибками.

Деление круглых чисел на круглые десятки.

2

Комбиниро-ванный. Использовать при делении числа на круглые десятки знание таблицы умножения на 10 и правила деления числа на произведение.

Текущий Фронтальный опрос Знать: таблицу умножения, правило деления числа на произведение.

Уметь:

- выполнять устно деление на круглые десятки в пределах 1000.

28.11

29.11


49-50.

Деление трёхзначного числа на двузначное число.

2

Комбиниро-ванный. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия (вопроса). Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в ходе вычисления) характера.

Текущий Фронтальный опрос Знать: разные способы проверки деления.

Уметь: - выполнять в пределах 1000 письменно деление на двузначное число; - выполнять проверку действия деления разными способами.

03.12

04.12



Числа, которые больше 1 000

Нумерация (14 ч)

51.

Новые счетные единицы.

Класс единиц и класс тысяч.


1

Изучение нового материала Моделировать ситуации, требующие умения считать тысячами. Выполнять счёт тысячами, как прямой, так и обратный. Выполнять сложение и вычитание тысяч, основанные на знании нумерации. Образовывать числа, которые больше 1000, из единиц тысяч, сотен, десятков и единиц. Сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте. Читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе.

Текущий Фронтальный опрос Знать: последовательности чисел в пределах 100000, понятия «разряды» и «классы». Уметь: - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1.000.000; - выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста.

05.12



52.

Чтение чисел. Запись многозначных чисел.


1

Комбиниро-ванный.

Текущий Фронтальный опрос

06.12



53.

Чтение, запись и сравнение чисел.

1

Комбиниро-ванный.

Текущий Фронтальный опрос

10.12



54-55.

Десяток тысяч. Счёт десятками тысяч.

2

Комбиниро-ванный. Моделировать ситуации, требующие умения считать десятками тысяч. Выполнять сложение и вычитание десятков тысяч, основанные на знании нумерации. Образовывать числа, которые больше 1000, из десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц. Сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте.

Текущий. Фронтальный опрос

Знать: как образуются числа в пределах 1.000.000.

Уметь: - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1.000.000; - выполнять счёт десятками тысяч, как прямой, так и обратный; - выполнять сложение и вычитание десятков тысяч; - сравнивать числа в пределах миллиона; - читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе.

11.12

12.12



56.

Сотня тысяч. Счёт сотнями тысяч. Миллион.

1

Изучение нового материала Моделировать ситуации, требующие умения считать сотнями тысяч. Выполнять счёт сотнями тысяч, как прямой, так и обратный. Образовывать числа, которые больше 1000, из сотен тысяч, десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц. Сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте. Читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе.

Текущий Фронтальный опрос Знать: класс миллионов, класс миллиардов; последовательность чисел в пределах 1.000.000.

Уметь: - выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста.

13.12



57.

Виды углов.

1

Комбиниро-ванный. Классифицировать углы на острые, прямые и тупые. Использовать чертёжный треугольник для определения вида угла на чертеже. Интерпретировать информацию, представленную с помощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы.

Текущий Фронтальный опрос Знать: понятия «прямой угол», «острый угол» и «тупой угол». Уметь: - определять каждый вид угла; - рассказывать алгоритм определения вида угла; - называть вид угла; - изображать графически углы каждого вида, обозначать и писать их имена.

17.12



58.

Контрольная работа №4 по теме «Тысяча».

1

Контроль ЗУН

Итоговый

Уметь: - сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, решать задачи арифметическим способом.

18.12



59.

Работа над ошибками.

Разряды и классы чисел.

1

Изучение нового материала

Сравнивать многозначные числа, опираясь на порядок следования чисел при счёте. Читать и записывать многозначные числа в пределах 1 000 000, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи. Выполнять приёмы сложения и вычитания многозначных чисел, основанные на знании нумерации (6282 + 1, 800 ООО ± 500 и т. д.).

Текущий Фронтальный опрос Знать: нумерацию чисел в пределах 1.000.000. Уметь: - называть разряды и классы многозначных чисел в пределах 1 000 000; - заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых; - выполнять приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.

19.12



60.

Конус.

1

Комбиниро-ванный. Находить в окружающей обстановке предметы конической формы. Конструировать модель конуса по его развёртке, исследовать и характеризовать свойства конуса.

Текущий Фронтальный опрос Знать: понятие «конус», «боковая поверхность», «вершина», «основание» Уметь: - определять геометрическую фигуру: конус; - называть предметы конической формы в окружающей обстановке; - конструировать модель конуса с помощью готовой развёртки; - достраивать геометрическую фигуру до конуса.

20.12



61-62.

Миллиметр.

2

Изучение нового Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять длины отрезков в миллиметрах. Заменять крупные единицы длины мелкими (1дм 9 см = 190 мм, 26 дм = 260 см, 6 м 35 мм = 6035 мм, 1 км 270 м = 1270 м) и наоборот (90 000 м = 90 км).

Текущий Практическая работа Знать: понятие «миллиметр». Уметь: - измерять длины отрезков в миллиметрах; - заменять крупные единицы длины мелкими)и наоборот.

24.12

25.12



63-64.

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.

2

Комбиниро-ванный. Моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

Текущий Фронтальный опрос

Уметь: - решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.

- планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами.

26.12

27.12



Числа, которые больше 1 000

Сложение и вычитание (11 ч)

65-66.

Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

2

Комбиниро-ванный. Выполнять приёмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

Текущий Индивидуаль-ный опрос Уметь: - выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел), вычисления с нулём, пользоваться изученной математической терминологией.

14.01

15.01



67-68.

Центнер и тонна.

2

Комбиниро-ванный. Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять массу в центнерах и тоннах. Заменять крупные единицы массы мелкими (6 т 4 ц = 64 ц) и наоборот (3800 кг = 3 т 800 кг = = 3 т 8 ц). Рассказывать о различных инструментах и технических средствах для проведения измерений массы.

Тематический

Арифм. диктант Знать: понятия «масса», единицы массы. Уметь: - сравнивать величины по их числовым значениям; - выражать данные величины в различных единицах.

16.01

17.01



69.

Контрольная работа

№ 5 по теме «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел».

1

Контроль ЗУН Выполнять приёмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

Итоговый Уметь: - выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел), вычисления с нулём; - пользоваться изученной математической терминологией.

21.01



70-71.

Работа над ошибками.

Доли и дроби.

2

Изучение нового

Моделировать ситуации, требующие умения находить доли предмета. Называть и обозначать дробью доли предмета, разделённого на равные части.

Текущий Фронтальный опрос Знать: понятия «доли» и «дроби». Уметь: - находить доли предмета.

22.01

23.01



72-73.

Секунда.

2

Комбиниро-ванный. Моделировать ситуации, требующие умения измерять время в секундах. Заменять крупные единицы времени мелкими (2 ч = 3600 с) и наоборот (250 с = 4 мин 10 с).

Текущий Практическая работа Знать: единицы времени. Уметь: - использовать приобретённые знания для определения времени по часам (в часах и минутах; - сравнивать величины по их числовым значениям; - выражать данные величины в различных единицах, определять время по часам.

24.01

28.01



74-75.

Сложение и вычитание величин.

2

Закрепление Выполнять приёмы письменного сложения и вычитания составных именованных величин. Выполнять проверку действия деления разными способами. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в ходе вычисления) характера. Выполнять задания творческого и поискового характера.

Текущий Фронтальный опрос Знать: таблицу единиц времени. Уметь: - сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах.

29.01

30.01



Умножениеи деление (26 ч)

76-77.

Умножение многозначного числа на однозначное число.

2

Изучение нового материала Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Текущий Фронтальный опрос Знать: алгоритм умножения многозначного числа на однозначное. Уметь: - выполнять письменно умножение многозначного числа на однозначное число.

31.01

04.02



78.

Умножение и деление на 10, 100, 1 000, 10 000 и 100 000.

1

Комбиниро-ванный. Выполнять умножение многозначного числа на 10, 100, 1000, 10 000 и 100 000. Выполнять деление чисел, которые оканчиваются нулями, на 10, 100, 1000, 10 000 и 100 000.

Тематический

Арифм. диктант Уметь: - проверять правильность выполненных вычислений; - решать текстовые задачи арифметическим способом; - выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000.

05.02



79-80.

Нахождение дроби от числа.

2

Комбиниро-ванный. Моделировать ситуации, требующие умения находить дробь от числа. Использовать различные приёмы проверки правильности выполнения действия, вычисления значения числового выражения.

Текущий Фронтальный опрос Знать: правило нахождения дроби от числа.

Уметь: - решать задачи на нахождение дроби от числа.

06.02

07.02



81-82.

Умножение на круглые десятки, сотни и тысячи.


2

Комбиниро-ванный. Выполнять в пределах миллиона умножение на круглые десятки, сотни и тысячи. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т. д.).

Текущий

Инд. задания. Уметь: - выполнять в пределах миллиона умножение на круглые десятки, сотни и тысячи.

11.02

12.02



83.

Таблица единиц длины.

1

Комбиниро-ванный. Заменять крупные единицы длины мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц длины. Составлять задачи по таблице, диаграмме, рисунку и решать их. Интерпретировать информацию, представленную с помощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы.

Тематический Арифм. диктант Знать: единицы длины. Уметь: - сравнивать величины по их числовым значениям; - выражать данные величины в различных единицах.

13.02



84.

Контрольная работа

№ 6 по теме «Нахождение дроби от числа».

1

Контроль ЗУН Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

Итоговый

самоконтроль

14.02



85-86.

Работа над ошибками. Задачи на встречное движение.

2

Комбиниро-ванный. Моделировать и решать задачи на встречное движение. Составлять задачи на встречное движение по схематическому рисунку, решать эти задачи. Представлять различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Выбирать самостоятельно способ решения задачи.

Текущий

Индивидуаль-ный опрос Знать: формулы нахождения скорости, времени, расстояния.

Уметь: - решать задачи на встречное движение.

18.02

19.02



87-88.

Таблица единиц массы.

2

Изучение нового материала Заменять крупные единицы массы мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц массы. Планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами.

Текущий

Инд. задания. Знать: таблицу единиц массы. Уметь: - сравнивать величины по их числовым значениям; - выражать данные величины в различных единицах.

20.02

21.02



89-90.

Задачи на движение в противополож-ных направлениях.

2

Комбиниро-ванный. Моделировать и решать задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях. Составлять задачи на движение в противоположных направлениях по схематическому рисунку, решать эти задачи. Представлять различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Выбирать самостоятельно способ решения задачи.

Текущий Фронтальный опрос Знать: формулы нахождения скорости, времени, расстояния.

Уметь: - решать задачи на движение в противоположных направлениях.

25.02

26.02



91.

Решение задач.

1

Закрепление

Тематический

Сам. работа

27.02



92-93.

Умножение на двузначное число.

2

Комбиниро-ванный. Выполнять в пределах миллиона письменное умножение на двузначное число. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный.

Текущий Фронтальный опрос Знать: конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь: выполнять письменное умножение на двузначное число.

28.02

04.03



94-95.

Задачи на движение в одном направлении.


2

Комбиниро-ванный. Моделировать и решать задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях и движение в одном направлении. Составлять задачи на движение в одном направлении по схематическому рисунку, решать эти задачи. Дополнять условие задачи недостающим вопросом, числовым данным.

Текущий Взаимо-контроль Знать: формулы нахождения скорости, времени, расстояния.

Уметь: - решать задачи на движение в одном направлении.

05.03

06.03



96.

Решение задач.

1

Закрепление

Тематический

Сам. работа

07.03



97.

Контрольная работа №7 по теме «Решение задач изученных видов».

1

Контроль ЗУН

Итоговый

11.03



98.

Работа над ошибками. Единицы времени. Год.


1

Изучение нового материала Анализировать ситуации, требующие умения измерять промежутки времени в сутках, неделях, месяцах, годах и веках. Заменять крупные единицы времени мелкими и наоборот на основе знания соотношений между единицами времени. Понимать и анализировать информацию, представленную с помощью диаграммы, формулировать выводы. Выполнять задания творческого и поискового характера.

Текущий. Фронтальный опрос Знать: единицы измерения времени. Уметь: - сравнивать величины по их числовым значениям; - выражать данные величины в различных единицах; - определять время по часам.

12.03



99.

Сутки.

1

Комбиниро-ванный.

Текущий. Фронтальный опрос

13.03



100.

Время от 0 до 24 часов.

1

Комбиниро-ванный.

Текущий. Фронтальный опрос

14.03



101.

Решение задач на время.

1

Закрепление

Тематический

Сам. работа

18.03



Числа, которые больше 1 000

Умножение и деление ( 35 ч )

102.

Умножение величины на число.

1

Комбиниро-ванный. Выполнять в пределах миллиона письменное умножение составной именованной величины на число. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма. арифметического действия.

Тематический

Фронтальный опрос Знать: алгоритм умножения величины на число. Уметь: - выполнять письменное умножение составной именованной величины на число.

19.03



103.

Таблица единиц времени.

1

Комбиниро-ванный. Заменять крупные единицы времени мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц времени. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать более удобный.

Текущий Фронтальный опрос Знать: единицы времени. Уметь: - использовать приобретённые знания для определения времени по часам (в часах и минутах); - сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах; - определять время по часам.

20.03



104.

Деление многозначного числа на однозначное.

1

Комбиниро-ванный. Выполнять в пределах миллиона письменное деление многозначного числа на однозначное число. Использовать различные способы проверки правильности выполнения арифметических действий.

Тематический

Арифм. диктант Знать: алгоритм деления многозначного числа на однозначное. Уметь: - выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное; - выполнять проверку деления умножением.

21.03



105.

Шар.

1

Комбиниро-ванный. Находить в окружающей обстановке предметы шарообразной формы. Конструировать модель шара из пластилина, исследовать и характеризовать свойства шара.

Текущий Фронтальный опрос Знать: понятие «шар», «центр» и «радиус». Уметь: - определять геометрическую фигуру: шар; - называть предметы шарообразной формы в окружающей обстановке; - изготавливать модель шара из пластилина.

01.04



106-107.

Нахождение числа по его дроби.

2

Комбиниро-ванный.

Моделировать ситуации, требующие умения находить число по его дроби. Использовать различные приёмы проверки правильности выполнения действия, вычисления значения числового выражения.

Практическая работа Знать: понятие «дробь». Уметь: - решать задачи на нахождение числа по его дроби.

02.04

03.04



108-109. Деление чисел, оканчивающихся нулями, на круглые десятки, сотни и тысячи.

2

Комбиниро-ванный. Выполнять деление многозначного числа на круглые десятки, сотни и тысячи, используя правило деления числа на произведение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

Текущий Фронтальный опрос Знать: алгоритм деления многозначного числа на круглые десятки, сотни и тысячи. Уметь: - проверять правильность выполненных вычислений; - решать текстовые задачи арифметическим способом; - выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000.

04.04

08.04



110-111.

Задачи на движение по реке.

2

Комбиниро-ванный. Моделировать и решать задачи на движение по реке. Планировать решение задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Исследовать модель шара и характеризовать его свойства.

Текущий Фронтальный опрос Знать: формулы нахождения скорости, времени, расстояния.

Уметь: - решать задачи на движение по реке.

09.04

10.04



112.

Контрольная работа № 8 по теме «Задачи на движение по реке.».

1

Контроль ЗУН

Итоговый

11.04



113.

Работа над ошибками.

Деление многозначного числа на двузначное число.

1

Комбиниро-ванный. Выполнять в пределах миллиона письменное деление многозначного числа на двузначное число.


Тематический

Арифм. диктант Знать: конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления Уметь: - применять прием письменного умножения на двузначное и трехзначное число.

15.04



114-115.

Деление величины на число. Деление величины на величину.

2

Комбиниро-ванный. Выполнять письменно деление величины на число и на величину. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать более удобный.

Итоговый

Контрольная работа Знать: способы проверки правильности вычислений. Уметь: - выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначное число; - проверять правильность выполненных вычислений.

16.04

17.04



116-117.

Ар и гектар.

2

Изучение нового материала Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять площадь участков в арах и гектарах. Заменять крупные единицы площади мелкими и наоборот на основе знания соотношений между единицами площади.

Текущий

Инд. задания Знать: единицы площади. Уметь: - использовать приобретённые знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе.

23.04

24.04


118.

Таблица единиц площади.

1

Комбиниро-ванный. Заменять крупные единицы площади мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц площади.

Текущий Фронтальный опрос Знать: таблицу единиц площади. Уметь: - вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата); - сравнивать величины по их числовым значениям; - выражать данные величины в различных единицах.

18.04



119.

Умножение многозначного числа на трехзначное число.

1

Изучение нового материала Выполнять письменно умножение многозначного числа на трёхзначное число. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых и использовать правило умножения числа на сумму при вычислениях.

Текущий Фронтальный опрос Знать: алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное. Уметь: - выполнять письменно умножение многозначного числа на трёхзначное число; - заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых.

22.04



120.

Контрольная работа

№ 9 по теме «Умножение многозначного числа на трехзначное число».

1

Контроль ЗУН

Итоговый

25.04



121-122.

Деление многозначного числа на трехзначное.

2

Комбиниро-ванный. Выполнять в пределах миллиона письменное умножение и деление многозначного числа на трёхзначное число. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия.

Текущий. Фронтальный опрос Знать: конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь: - применять прием письменного деления; - выполнять письменные вычисления (деление многозначных чисел на однозначное); - проверять правильность выполненных вычислений.

29.04

30.04



123-124.

Деление многозначного числа с остатком.

2

Изучение нового материала Выполнять в пределах миллиона письменное деление многозначного числа с остатком. Использовать различные способы проверки выполнения арифметического действия, в том числе и с помощью калькулятора.

Текущий Фронтальный опрос Знать: конкретный смысл умножения и деления, связи между результатами и компонентами умножения и деления. Уметь: - выполнять письменные вычисления (деление многозначных чисел с остатком; - уметь проверять правильность выполненных вычислений с помощью калькулятора.

01.05

02.05



125.

Прием округления делителя.

1

Комбиниро-ванный. Использовать приём округления делителя для подбора цифры частного при делении многозначных чисел в пределах миллиона. Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать рациональные. Выполнять проверку правильности вычислений разными способами.

Текущий Фронтальный опрос Знать: конкретный смысл умножения и деления, названия действий, компонентов и результатов умножения и деления. Уметь: - использовать приём округления делителя для подбора цифры частного при делении многозначных чисел; - выполнять проверку правильности вычислений разными способами.

06.05



126.

Особые случаи умножения многозначных чисел.

1

Изучение нового материала Выполнять в пределах миллиона умножение и деление многозначных чисел, в записи которых встречаются нули. Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать рациональные. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т. д.).

Текущий

Взаимо-контроль Знать: алгоритм умножения и деления многозначных чисел. Уметь: - выполнять умножение и деление многозначных чисел, в записи которых встречаются нули;

07.05



127.

Особые случаи деления многозначных чисел.

1

Комбиниро-ванный.

Текущий Фронтальный опрос

08.05



128-129.

Особые случаи умножения и деления многозначных чисел.

2

Комбиниро-ванный.

Текущий Фронтальный опрос

09.05

13.05



130.

Выполнение умножения и деления многозначных чисел.


1

Комбиниро-ванный.

Тематический

Сам. работа

14.05



131.

Итоговая контрольная работа за курс 4 класса.

1

Контроль ЗУН

Итоговый


15.05



Итоговое повторение за курс 4 класса

132.

Устная и письменная нумерация.

1

Закрепление Выполнять счёт тысячами прямой и обратный. Выполнять сложение и вычитание тысяч, основанные на знании нумерации. Образовывать числа, которые больше 1000, из единиц тысяч, сотен, десятков и единиц. Сравнивать числа в пределах миллиона., Читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе.

Текущий Фронтальный опрос Знать: последовательности чисел в пределах 100000, понятия «разряды» и «классы». Уметь: - читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1.000.000; - выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста.

16.05



133.

Величины и действия с ними.

1

Закрепление Заменять крупные единицы мелкими и наоборот. Решать задачи на нахождение различных единиц времени, длины, массы.

Текущий Фронтальный опрос Знать: единицы длины, массы, времени. Уметь: - сравнивать величины по их числовым значениям; -выражать данные величины в различных единицах; - решать текстовые задачи арифметическим способом.

20.05



134.

Геометрические фигуры.

1

Закрепление Распознавать на чертеже и называть фигуру и её свойства. Формулировать выводы.

Текущий Фронтальный опрос Знать: понятие «угол», «диагональ многоугольника», «окружность», «круг», «цилиндр», «конус»; виды углов, виды треугольников. Уметь: - распознавать геометрические фигуры и изображать эти фигуры, выделять в них существенные признаки

21.05



135-136.

Решение задач.

2

Закрепление Решать различные виды текстовых задач.

Текущий Фронтальный опрос Уметь: - решать текстовые задачи арифметическим способом.

22.05

23.05



Итого

136 ч









© 2010-2022