Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнечный город»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Начальная общеобразовательная школа № 35»



Программа

летнего оздоровительного

лагеря

с дневным пребыванием

«Солнечный город»





Автор программы:

Минина Ирина Валерьевна,

учитель начальных классов

БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»,

старшая вожатая



г. Омск

Паспорт программы

Информация о МОУ

Полное название:

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35»;

Адрес:

644036, г. Омск, улица Мельничная, дом 102

Директор

Телефон:

55-00-28

Начальник лагеря:

Старшая вожатая

Информация о программе

Название программы:

«Солнечный город»

Девиз: «В нашем городе нет скуки! Солнце светит нам всегда! Его свет несет здоровье, радость, веру в чудеса!

Тип лагеря:

летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

Модель лагеря:

разновозрастное объединение школьников

Продолжительность смены:

18 дней

Количество отрядов:

3

Возраст участников:

от 6,5 до 11 лет

















  1. Пояснительная записка

Наступает лето - самое продолжительное время отдыха.
Лето для детей - это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя. Естественно у каждого ребенка свои планы на лето. И, конечно, же придут дети и в школьный лагерь. Далеко не все родители могут предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых. Эти функции выполняет летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием.
Именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача - помочь им в этом.
Итак, девиз нашего школьного оздоровительного лагеря: «В нашем городе нет скуки! Солнце светит нам всегда! Его свет несет здоровье, радость, веру в чудеса! Разработка данной программы организации отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях города;
  • необходимостью использования творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены. Лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе БОУ г. Омска «Начальная общеобразовательная школа № 35». Участниками лагерной смены являются учащиеся школы. Возраст детей от 6,5 до 11 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Продолжительность лагерной смены 18 дней. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 20 человек. В лагере созданы условия для успешного отдыха и физического оздоровления детей, развития их творческих способностей, самореализации личностных качеств. К совместной работе с воспитанниками лагеря привлекаются детский клуб по месту жительства «Корчагинец», окружной филиал детской библиотеки им. Н.К.Крупской.

2. Нормативно-правовые основы разработки и реализации программы В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:

  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
  • положение о лагере дневного пребывания;
  • правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
  • правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
  • рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
  • должностные инструкции работников;

  • заявления от родителей;

  • акт приемки лагеря;

  • планы работы.

3. Концептуальные основы деятельности

Цель: создание оптимальных условий для развития личности ребенка, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитания лучших черт гражданина.
Задачи:

  • организовать активный отдых детей;
  • создать благоприятные условия для развития познавательных интересов, творческого потенциала и личностных качеств каждого ребёнка;
  • формировать у воспитанников активную жизненную позицию и стремление к здоровому образу жизни;
  • формировать у детей сознательное и ответственное отношение к природе родного края, навыки правильного поведения в природе, развивать экологический кругозор;
  • приобщать ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в игре, в различных формах общения в разновозрастных группах;
  • формировать качества, составляющие культуру поведения;
  • развивать и укреплять связи школы, учреждений дополнительного образования, культуры, здравоохранения;

  • формировать отношения сотрудничества и содружества в детском коллективе и во взаимодействии со взрослыми.

4. Принципы реализации программы:

Принципы, которыми мы руководствуемся при реализации программы:
1) личностный подход в воспитании:

  • признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

  • добровольность включения детей в ту или иную деятельность

2) природосообразность воспитания:

  • обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

3) культуросообразность воспитания:

  • приобщение к различным пластам культуры, этноса, общества, мира в целом, определяющей отношение к природе, социуму, к людям, к самому себе;

4) гуманизация межличностных отношений:

  • уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

  • уважение и терпимость к мнению детей;

  • создание ситуаций успеха;

  • приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация;

  • защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;

  • формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;

5) дифференциация воспитания:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

  • свободный выбор деятельности и права на информацию;

  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

  • активное участие детей во всех видах деятельности;

6) средовый подход к воспитанию:

  • педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды;

7) принцип сочетания воспитательной деятельности с учреждениями дополнительного образования.

5. Механизмы реализации программы:

  1. Основное содержание и формы реализации программы:

    Блоки

    Краткое описание

    Здоровым быть модно

    • занятия с элементами тренинга, беседы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

    • беседы, занятия по основам безопасности жизнедеятельности;

    • проведение утренней гимнастики, спортивные игры и соревнования, эстафеты, летняя спартакиада;

    Радуга талантов

    • работа творческих мастерских;

    • конкурсы рисунков, поделок, танцев «Лето, солнце, танцы»;
    • посещение детского клуба «Корчагинец» с конкурсной программой;

    Люби и знай свой край, юный омич

    • экскурсии в музеи;

    • краеведческие викторины;

    • КВНы;

    • экскурсии в библиотеку им. Н.К.Крупской «Экологическая тропинка »;

    • трудовой десант « Сделаем город чистым »;

    Игра - дело

    серьёзное

    • познавательные, интеллектуальные игры;

    • сюжетно-ролевые игры;

    • игры-драматизации;



  2. Этапы программы

1. Подготовительный (май):

  • подбор кадров;

  • проведение теоретических и практических занятий с вожатыми;

  • проведение семинара с работниками лагеря, инструктивных совещаний;

  • подготовка методических материалов;

  • подготовка материально-технической базы;

2. Организационный этап:

  • формирование отрядов;

  • знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;

  • оформление уголков отрядов;

  • представление отрядов «Мы такие разные»;

3. Основной этап (18 дней смены), в котором предполагается реализация программы по основным блокам:

  • «Здоровым быть модно»;

  • «Радуга талантов»;

  • «Люби и знай свой край, юный омич»;

  • «Игра - дело серьёзное»

4. Заключительный этап (17-18 день):

  • закрытие смены «Приключения на Солнечной поляне» ;

  • обобщение итогов деятельности;

  • сбор отчетного материала;

  • выпуск фотодневника лагеря.


  1. Законы «Солнечного города»

Жители «Солнечного города» живут по своим законам. Законы - это свод правил, нормы поведения, которые должны неукоснительно соблюдаться:

  • Закон точного времени: никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначен­ный час. Береги свое время и время других людей;

  • Закон вежливости: будь вежлив. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно: будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться; не капризничай: твой каприз может испортить настроение другим, испортить праздник или игру;

  • Закон дружбы: помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь; не ссорься с товарищами: старайся работать и играть с ними дружно; умей принять помощь, советы и замечания от других ребят;

  • Закон честности: говори то, что думаешь; сказал - делай, не уверен - не обещай, ошибся - признайся; не можешь сказать правду - объясни почему; не выдавай чужую тайну.

  1. Система поощрения

Отряды на протяжении всего сезона зарабатывают лучики Солнца и размещают их на отрядном стенде. Каждый день, уходя из лагеря, дети отмечают звездочкой своё настроение в цветовой гамме: красный - "отличное"; жёлтый - "хорошее"; зелёный - "грустное"; с иний - "плохое".

Также положительные результаты воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере достигаются при помощи методов стимулирования:

  • грамоты;

  • благодарность за общественную работу;

  • поощрение на линейке;

  • поощрение объявлением на лагерном стенде;

6. Условия реализации программы

1. Кадровое обеспечение: В реализации программы участвуют педагоги МОУ «Начальная общеобразовательная школа №35». Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. К работе в лагере привлечены учитель музыки (музыкальный руководитель), учитель физкультуры, педагог- психолог. Перед началом работы лагеря старшая вожатая посещает семинары по организации воспитательной работы с детьми, проводит установочный семинар с педагогами школы. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана мероприятий, проведение отрядных и общелагерных дел.

2. Педагогические условия: -добровольность включения детей в разработку, подготовку коллективных дел, в организацию жизни лагеря; - сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, спортивные, интеллектуальные); - систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином виде деятельности (право выбора посильного участия в деле); - отбор педагогических средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребёнка; - создание ситуации успеха в избранных ребёнком видах деятельности, поощрение достигнутого; - создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой;

3. Методическое обеспечение смены: - наличие программы лагеря, плана-сетки; - должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МОУ « НОШ № 35»; - проведение установочного семинара для педагогов до начала смены; - подбор методического материала в соответствии с программой лагеря; - подбор реквизита для проведения дел; - разработка системы отслеживания результатов деятельности детских коллективов, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов;

4. Материально-технические условия предусматривают:

  • финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета спонсорская помощь;

  • игровые комнаты с набором настольных игр, спортивного инвентаря;

  • спортивная и игровая площадки, спортивный зал;

  • библиотека;

  • теле-, аудиоаппаратура.

7. Критерии эффективности программы - постановка реальных целей и планирование результата программы; - благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах; - удовлетворённость детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы; - творческое сотрудничество педагогов и детей.

Для изучения результативности работы предполагается проведение следующих диагностик:

Объект изучения

Диагностические средства

удовлетворённость детей работой летнего оздоровительного лагеря

опросы о самых ярких впечатлениях лагерной жизни; свои впечатления дети отражают в рисунках, сочинениях

нравственные качества

Методика «Цветик - семицветик»;

тест «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой,

адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, КН. Степановым)

склонности, интересы детей

опрос, индивидуальные беседы

коммуникативные склонности

Методика выявления коммуникативных склонностей (составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой

«Справочная книга школьного психолога»)

отрядный коллектив Методика «Наши отношения»

(составлена по кн.: Фридман JI.M. и др.)

8. Предполагаемые результаты программы При активном участии детей и взрослых в реализации программы у детей возникает мотивация к знакомству с природой родного края, его истории, возникает потребность в бережном отношении к окружающей природе. Активное участие в различных видах деятельности даёт возможность ребёнку приобрести социальный опыт. Успешное выступление детей в соревнованиях, конкурсах повысит их социальную активность, которая должна проявиться в течение учебного года инициативами в организации воспитательной работы школы. Принимая участие в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности, дети будут стремиться сознательно и ответственно относиться к личной безопасности.





Литература

  1. Артамонова Л. Е. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. - М.: ВАКО, 2006;

  2. Курганский С. М. Путешествие на планету Знаний. Организация досуговой деятельности младших школьников. - М.: «5 за знания», 2006;

  3. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база / сост. Гурбина Е. А. - Волгоград: Учитель, 2006





Содержание

Паспорт программы ……………………………………………. ……………. 3

Пояснительная записка ………………………………………... ……………...4

Нормативно-правовые основы разработки и реализации программы………5

Концептуальные основы деятельности ……………………………………….5

Принципы реализации программы ……………………………………………6

Механизмы реализации программы………………………………………….. 7

Условия реализации программы ………………………………………………9

Критерии эффективности программы ………………………………………..10

Предполагаемые результаты программы …………………………………….11

Литература ……………………………………………………………………..12

Приложение1 «План - сетка» …………………………………………………13

Приложение 1

План-сетка работы лагеря с дневным пребыванием «Солнечный город»


День 1

1. Знакомство с лагерем, отрядом.

2. Учение по эвакуации из здания в случае пожара.

3.Коммуникативные игры «Комплименты», «Волшебный стул» (навыки общения и взаимодействия)/

День 2

1.Оформление отрядных комнат.

2. «Мы такие разные» - представление отрядов.

3. «Игры на солнечной поляне» - подвижные игры на свежем воздухе

День 3

1. Библиотека им. Крупской «Лето: книга и я».

2. «Сильные, ловкие, смелые»- спортивные состязания.

3. Час здоровья «Хочу быть здоровым»

День 4

1. Открытие смены -

« Мы солнечные лучики».

2. Конкурс «Мы рисуем лето»

3.Просмотр кинофильма по противопожарной безопасности

День 5

1. Игра - конкурс по ПДД.

2. Библиотека им. Крупской: «Наша экологическая тропинка».

3. Коммуникативные игры «Игры с внутренней бесконечностью», «Если бы я был тобой»(навыки самооценки и понимания других).

День 6

1. Выступление артистов филармонии «Фокусы».

2. Подготовка к игре - конкурсу «Разноцветная капель»

3. Игра-конкурс «Крестики-нолики»

День 7

1.Игра - конкурс «Разноцветная капель»

2. «Весёлые старты»

3. Коммуникативные игры «Взаимодействие», «Интервью с инопланетянином».

День 8

1. Трудовой десант «Сделаем город чище»

2. Конкурс рисунков на асфальте «Чистый город - чистая планета ».

3. Час здоровья «Умей сказать: «Нет!»

День 9

1. Эстафета « Юные пожарные ».

2. Конкурс рисунков «Любимый город».

3. Летняя спартакиада

День 10

1. Посещение театра

« Арлекин»

2. Танцевальный конкурс «Лето, солнце, танцы».

День 11

1. ДК «Корчагинец» -экологическая игра.

2. Тренинг «Можно ли научиться управлять своими эмоциями»

3. Шашечный турнир.

День 12

1. Экскурсия в музей воинской славы омичей «Дети войны».

2.Интеллектуальный конкурс «Своя игра».

3. «Зарница».

День 13

1. Коммуникативные игры «Новое качество», «Путешествие на газете» (навыки творчества)

2. Игра « Паровозик»

( по станциям)

3. Конкурс рисунков «Берегите лес».

День 14

1.КВН по экологии «Мир, в котором мы живём».

2. . Соревнования по мини-футболу.

3.Просмотр кинофильма по ПДД.

День 15

1.Экскурсия в краеведческий музей. «Мир природы Омской области».

2. Конкурс поделок из бросового материала.

3. Конкурс знатоков «Лесные тайны».

День 16

1. Посещение библиотеки им. Крупской. «Там, на неведомых дорожках»

2. Спортивно-развлекательная игра

« На батуте»

День 17

1. Трудовой десант «Делаем город чистым».

2. Викторина «Люби и знай родной свой край».

3.Игра « Ромашка»

День 18

1. Закрытие смены «Весёлые приключения на солнечной поляне».

2. Поздравление именинников

3. Дискотека


Отряд 3 (Минина И. В.)

Отряд 1 (Ерёменко О. В.)

Отряд 2 (Шишменцева Е. В.)

1 июля (среда)

2 июля (четверг)

3 июля (пятница)

4 июля (суббота)

6 июля (понедельник)

7 июля (вторник)

День 1

1. Знакомство с лагерем, отрядом.

2. Учение по эвакуации из здания в случае пожара.

3.Коммуникативные игры «Комплименты», «Волшебный стул» (навыки общения и взаимодействия)/

День 2

1.Оформление отрядных комнат.

2. «Мы такие разные» - представление отрядов.

3. «Игры на солнечной поляне» - подвижные игры на свежем воздухе

4. Библиотека им. Крупской «Лето: книга и я».

День 3

1. «Сильные, ловкие, смелые»- спортивные состязания.

2. Час здоровья «Хочу быть здоровым»

3. Открытие лагеря (артисты филармонии)

День 4

1. Подвижные игры.

2. Конкурс «Мы рисуем лето»

3.Просмотр кинофильма по противопожарной безопасности

День 5

1. Игра - конкурс по ПДД.

2. Коммуникативные игры «Игры с внутренней бесконечностью», «Если бы я был тобой» (навыки самооценки и понимания других).

3. Шоу-театр двойников

День 6

1. Выступление артистов филармонии «Фокусы».

2. Подготовка к игре - конкурсу «Разноцветная капель»

3. Игра-конкурс «Крестики-нолики»

4. Бассейн

Отряд 3 (Гурова Н. П.)

Отряд 1 (Розина Т. Г.)

Отряд 2 (Уткина Н. Г.)

8 июля (среда)

9 июля (четверг)

10 июля (пятница)

11 июля (суббота)

13 июля (понедельник)

14 июля (вторник)

День 7

1.Игра - конкурс «Разноцветная капель»

2. «Весёлые старты»

3. Коммуникативные игры «Взаимодействие», «Интервью с инопланетянином».

День 8

1. Трудовой десант «Сделаем город чище»

2. Конкурс рисунков на асфальте «Чистый город - чистая планета ».

3. Час здоровья «Умей сказать: «Нет!»

День 9

1. Эстафета « Юные пожарные ».

2. Конкурс рисунков «Любимый город».

3. Летняя спартакиада

4. Бассейн

День 10

1. Посещение театра

« Арлекин»

2. Танцевальный конкурс «Лето, солнце, танцы».

День 11

1. ДК «Корчагинец» -экологическая игра.

2. Тренинг «Можно ли научиться управлять своими эмоциями»

3. Шашечный турнир.

День 12

1. Экскурсия в музей воинской славы омичей «Дети войны».

2.Интеллектуальный конкурс «Своя игра».

3. «Зарница».

4. Бассейн

Отряд 3 (Минина И. В.)

Отряд 1 (Ерёменко О. В.)

Отряд 2 (Шишменцева Е. В.)

15 июля (среда)

16 июля (четверг)

17 июля (пятница)

18 июля (суббота)

20 июля (понедельник)

21 июля (вторник)

День 13

1. Коммуникативные игры «Новое качество», «Путешествие на газете» (навыки творчества)

2. Игра « Паровозик»

( по станциям)

3. Конкурс рисунков «Берегите лес».

День 14

1.КВН по экологии «Мир, в котором мы живём». Библиотека им. Крупской: «Наша экологическая тропинка».

2. . Соревнования по мини-футболу.

3.Просмотр кинофильма по ПДД.

День 15

1.Экскурсия в краеведческий музей. «Мир природы Омской области».

2. Конкурс поделок из бросового материала.

3. Конкурс знатоков «Лесные тайны».

4. Бассейн

День 16

1. Посещение библиотеки им. Крупской. «Там, на неведомых дорожках»

2. Спортивно-развлекательная игра

« На батуте»

День 17

1. Трудовой десант «Делаем город чистым».

2. Викторина «Люби и знай родной свой край».

3.Игра « Ромашка»

День 18

1. Закрытие смены «Весёлые приключения на солнечной поляне».

2. Поздравление именинников

3. Дискотека


График работы



1

2

3

4

6

7

8

9

10

11

13

14

15

16

17

18

19

20

Отряд 1

Ерёменко О. В.



















Розина Т. Г.



















Отряд 2

Шишменцева Е. В.



















Уткина Н. Г.



















Отряд 3

Минина И. В.



















Гурова Н. П.





















© 2010-2022