Урок математики «Площадь фигуры. Единицы площади» (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики в 3 «б» классе

МБОУ СОШ №11 г. Северобайкальск

учитель: Волошина Галина Григорьевна


Тема: «Площадь фигуры. Единицы площади» УМК «Школа России» ФГОС НОО Цели урока: познакомить с понятием площадь фигуры; учить сравнивать фигуры, имеющие площади. Задачи: Обучающие: дать первоначальное представление о площади прямоугольных фигур, познакомить с новой величиной - квадратным сантиметром. Развивающие: развивать логическое мышление, воображение; развивать коммуникативные качества, речь; воспитывающие: воспитывать умение общаться; воспитывать устойчивый интерес к занятиям математикой, желание учиться и делать открытия. Планируемые результаты Обучающиеся получат возможность: познакомиться с понятием «площадь», самостоятельно вывести единицу измерения площади - квадратный сантиметр, выбирать способы действий; соотносить свои знания с заданием, которое нужно выполнить; рассуждать и делать выводы, выполнять задания исследовательского характера; работать в парах, слушать собеседника и вести диалог; контролировать и оценивать свою деятельность и еѐ результат. Метапредметные УУД Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: 1.выполнение практических заданий и вычислений, сравнивать геометрические фигуры 2. применение методов информационного поиска 3. способность умения учащихся производить логические действия (анализ и сравнение) Коммуникативные УУД: исполнить разные социальные роли: умение слышать и слушать собеседника, выдвигать свои гипотезы, вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; анализировать свои действия и управлять ими; Работать в паре, договариваться друг с другом. Личностные УУД: понимают значение знаний для человека, проявляют личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний, способов действий, самоанализ и самоконтроль результата, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический, анализ, сравнение, обобщение. Межпредметные связи: геометрия, литературное чтение, связь с жизнью. Средства обучения: М. И. Моро, М.А. Бантова « Математика», учебник для 3 класса, презентация, геометрические фигуры, мерки для измерения площади.




Ход урока.


1Работа над многозначным числом 1643 (учитель - ученик класс Цыбульский Павел) Цель:1) пропедевтика многозначных чисел; 2) закреплять умение находить периметр прямоугольника. 2. Самоопределение к деятельности. Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Личностные УУД. Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Учитель: -Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (ответы детей) 2. Организационный момент. - Ребята, посмотрите , кто у нас сегодня в гостях. Слайд 1 (На слайде изображены весѐлые человечки: Буратино, Незнайка, Самоделкин, Чипполино. ) - Что вас удивило? - У них в руках разные предметы. У Буратино - гиря в 1кг, у Самоделкина - банка ѐмкостью 1 литр, Незнайка держит линейку в 1 метр, Чипполино держит конверт. - Для чего нужны эти предметы? - Для измерения величин. -Что измеряют с помощью гирь, банки в 1 литр, линейки? Ответы детей: с помощью гирь измеряют массу, с помощью банки - емкость, с помощью линейки - длину. Как вы думаете, с чем мы сегодня будем работать? Ответы детей: Мы будем работать с величинами. (Тема урока не сообщается, ученики будут формулировать ее в процесс исследовательской деятельности) 3. Актуализация опорных знаний. Слайд 2 1) Что лишнее? а) длина б) килограмм в) квадрат аппетит метр прямоугольник масса сантиметр куб Ответы учащихся. а) Лишнее - аппетит. Дети высказывают свои мнения: аппетит - это не математическое понятие. Длина, масса - величины. Величины можно измерить, аппетит - не величина? б) Лишнее - килограмм. Сантиметр, метр - единицы длины, а килограмм - единица измерения массы. В) Лишняя фигура куб. Квадрат и прямоугольник - фигуры плоские. А куб - объѐмная геометрическая фигура. Слайд3 2) Сравните величины:

4 см 2 мм * 40 мм 60 см * 6 кг

70 мм * 7 см 1 м * 102 см

32 см * 3 дм 6 см 25 см * 2 дм 5 см

1 кг пуха * 1 кг железа - Какой вывод можно сделать? Ответы детей: сравнивать только можно величины

в одинаковых единицах измерения. В третьем задании нужно сравнить

разные величины, поэтому ответ - нет решения. Невозможно сравнить разные

величины: длину с массой.

3) Работа в парах. Сравните фигуры по размеру. Детям предлагается

сравнить 2 круга разного радиуса, две полоски разной длины, но

одинаковой ширины.

- Какой способ сравнения вы использовали?

- Способ наложения.

Ответы: белый круг больше, так как красный круг весь помещается

внутри белого круга.

- Коричневая полоска длиннее синей. Еѐ длина такая же, как и длина

синей, и ещѐ несколько сантиметров. Это видно на глаз.

Вывод: мы с вами изучили величины: длины, массы, ѐмкости, единицы

их измерения.

4. Возникновение интеллектуального затруднения;

Учебная задача. Самоделкин, Буратино, Чипполино решили купить

Незнайке ко дню рождения шоколадку. Выбор пал на две

Шоколадки: «Аленка» и «Альпен Гольд». Обе они имеют прямоугольную форму.

-Какую шоколадку мы купим?

- Давайте купим ту, которая больше.

- Но какую?

Весѐлые человечки не могли прийти к единому мнению. На глаз было

трудно определить, которая из них больше. Помогите друзьям разрешить

спор.

5. Осознание проблемы учащимися, ее словесное оформление.

- Почему весѐлые человечки не могут прийти к единому мнению?

- Возможно, они не знают, какую величину надо использовать.

- А вы сможете выполнить сравнение?

(Дети испытывают затруднение)

Сформулируйте проблемный вопрос.

- Какую величину можно использовать для сравнения данных

геометрических фигур прямоугольной формы?

6. Поиск решения. ( высказывания, по поводу вариантов решения проблемы).

Предположения детей:

- Может быть, можно наложить друг на друга.

- Я думаю надо измерить длину и ширину.

- Возможно, мы ещѐ не знаем эту величину.

7. Проверка высказанных гипотез, выделение и обоснование той из

них, которая является истинной в данной учебной ситуации. Словесное

оформление вывода и фиксация его (в устной форме).

- Способ наложения не подходит.

- По длине и ширине нельзя сравнить. Одна шоколадка шире и короче,

а другая длиннее и уже.

- Нужно сравнивать то место, что внутри прямоугольника.

- Нужна новая величина для сравнения. Учитель подводит учащихся к тому, что нужно сравнивать место внутри прямоугольника. Нужна величина, которая будет характеризовать больше или меньше места занимает фигура на плоскости. Эта величина называется площадь. - Как вы думаете, у новой величины будут другие единицы измерения или подойдут уже нам известные ? ( Выслушиваются мнения детей) - Кто из вас может сформулировать тему урока?
- Тема урока: «Площадь. Единицы площади». ( Формулируется с помощью учителя) Физминутка.

8 Выведение единиц измерения площади. Практическая работа. У детей конверты с набором мерок для

измерения площади: треугольники, квадраты, круги, линейка и два

прямоугольника (шоколадки).

Задача. Выберите мерку для измерения площади «шоколадок».

Работая в парах. Дети подбирают мерки и приходят к выводу, что

удобнее всего площадь данных прямоугольников измерять квадратом.

- Возникает новый проблемный вопрос? Кто сможет его озвучить?

Какой длины должна быть сторона этого квадрата?

- Возможно, длина его стороны 1см.

Доказательство гипотезы: длина стороны в 1 см - удобная длина, на

линейке есть деление, соответствующее 1см.

- Как можно назвать мерку - квадрат со стороной в 1 см.

- Сантиметр не линейный, сантиметр… ? -

- Квадратный.

Квадратный сантиметр - единица измерения площади.

Теперь вы сможете сравнить прямоугольники и помочь друзьям выбрать

шоколадки?

- Сравните два прямоугольника. Каким способом нужно это сделать?

- Нужно разбить каждый прямоугольник на квадратные сантиметры.

Проверка работы. - Большую площадь имеет 2-й прямоугольник, его площадь 30 кв. см. Площадь 1-го прямоугольника - 28 кв. см. - Весѐлым человечкам нужно купить в подарок 2-ю шоколадку «Аленку», так как еѐ площадь больше. -Теперь вы догадались, что находится в конверте у Чипполино? (Новая мерка - 1квадратный сантиметр). Вывод: площадь второй фигуры больше площади первой фигуры меньше, так как внутри второго прямоугольника вмещается больше квадратных сантиметров, чем внутри первого прямоугольника. - С какой новой величиной мы познакомились? - Какая единица измерения служит для измерения площади? - Чем отличаются 1 кв. см от 1 см? - Где полученные знания вы сможете применить на практике в жизненной ситуации? (Ответы детей: на уроках технологии при конструировании домиков, детских площадок, в работе с тканью, бумагой…) 9. Первичное закрепление (применение полученных знаний на практике). Работа по учебнику. № 1, с. 57, № 1, с. 58. ( Задания на определение площади фигур, нахождение фигур с одинаковой площадью, сравнение площадей.). 10. Работа над пройденным материалом. 1) Решение задачи № 4, с 57. Коллективно обсуждается выбор модели задачи. Записывается решение самостоятельно. Взаимопроверка. 2) Самостоятельная работа. Отработка вычислительных навыков № 2, с.57. Решение уравнений способом подбора № 5. 3) Решение заданий повышенной трудности по выбору учеников. 11. Выводы, обобщение. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Коммуникативные УУД: формулируют собственную позицию и мнение. Личностные УУД: осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта в нахождении площади фигур, использования знаний на практике. Регулятивные УУД: самооценка деятельности на уроке. Учитель: - Над чем работали на уроке? - Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке, пригодятся вам в жизни или нет?

- Попробуйте сами оценить свою работу на уроке. У вас у каждого карточка с текстом, которая поможет сделать это.

Карточка.

Мои достижения на уроке:

• Сегодня на уроке я:

•Научился…

• Было интересно…

• Было трудно…

• Какие задания понравились больше всего…

• Мне показалось важным…

• Я понял, что …



- Какое задание больше всего понравилось? Что было для вас сложным? Кому помог товарищ - поблагодарите его улыбкой.


© 2010-2022