УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ по теме Местоимение

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное учреждение

« Средняя школа №3 отдела образования акимата города Костаная».

















Урок русского языка.

Тема: «Местоимение».





Учитель: Клементова Е.А.

г. Костанай 2013г.

Тема: "Местоимение".

Обобщающий урок. 4 класс.

Цели: Закрепить знания о местоимениях. Развивать умение делать логические выводы и обосновывать их. Иметь навык каллиграфического письма. Уметь корректировать текст. Воспитывать любовь к красоте русского языка

ХОД УРОКА

1. Минутка чистописания.

Я Яя.

Мы Вы

2. Повторение ранее изученного.

- К какой части речи относится слово "Я"?
- Что вы знаете о местоимениях?
- Без местоимений наша речь была бы длинной и нудной. Мы вынуждены были бы повторять одни и те же существительные и прилагательные, а они, как правило, длиннее местоимений. Местоимения создают нам речевое удобство, т.к. экономят время и пространство. И хотя в местоимениях нет "перелива красок" как в прилагательных; нет точных эпитетов, как в существительных, местоимения играют роль "запасных игроков", "дублеров".

- Докажите, что местоимения занимают в речи место существительных, прилагательных. (Дети приводят примеры).
- Сейчас я загадаю вам загадку, а вы угадайте, какие слова подразумеваются под местоимениями ОНО, ОН, ОНА.

Утром, так заведено - разомкнешь ресницы,
И к тебе идет ОНО розовой жар-птицей…
А стемнеет - ОН придет: тоненький, смущенный.
Он на цыпочках войдет долькою лимонной…
Срок прошел - плывет ОНА в пелене тумана,
Круглолица и грустна, будто Несмеяна.

- О каких небесных светилах здесь говорилось? - Запишем эти отгадки вместе с местоимениями, которые их заменяли.

(Солнце - оно, месяц - он, Луна - она).

3. Игра на внимание "Четвертое лишнее".

- А сейчас я проверю, насколько вы внимательны. Посмотрите на эти слова и навозите "4 лишнее":

Мы он вы но (союз)

Они вы я мы (ед.ч.)

Он ты оно они (2 лицо)

Он его ему яму (сущ., в.п.)

4. Выборочный слуховой диктант.

- Вы были внимательны, поэтому вам не будет трудно на слух определить количество местоимений в тексте:

Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, жалобно кричала. Я не понимал, что ей нужно… Дома рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка теперь не ищет их в траве, а летает около человека, ловя мошек на лету. (9 местоимений)

- Для проверки мы выпишем из этого текста местоимения и определим их падежи:

Я - им.п., (подл.),

Ей - д.п.,

Ко мне - д.п.,

Он - им.п.,

Она - им.п.,

Надо мной - т.п.,

Около меня - р.п.,

Их - р.п.

5. Игровое задание "Кроссворд".

- А сейчас небольшая проверочная работа. Запишите в строчку через запятую следующие местоимения:

1 л., мн.ч., д.п.
1 л., ед.ч., д.п.
3 л., ед.ч., м.р., р.п.
3 л., мн.ч., им.п.
3 л., мн.ч., т.п.

- Если вы все сделали верно, то в моем кроссворде сойдутся все буквы.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ по теме Местоимение.

6. Корректор.

- У меня на доске записан текст, в котором допущены орфографические и стилистические ошибки. Найдите их:

Коля и Петя приехали в деревню. Перед ними было озеро. В нем водились карпы. Они приехали рыбачить. Ани поймали много их.

- А теперь запишите к себе исправленный текст. Слова, в которых были допущены ошибки, подчеркните карандашом.

7. Игра на внимание "Хитрые вопросы".

- Небольшая игра "Хитрые вопросы":

Мама увидела на столе посуду и спросила: "Эти тарелки и чашки чистые?" Дочь ответила тремя местоимениями. Какими? (вы - мы - ты)

Между какими двумя местоимениями нужно поставить предлог "К", чтобы получились самые крупные овощи? (ты - к - вы)

Какие местоимения одинаково читаются слева направо и справа налево? (оно, тот)

8. Подготовка к изучению темы "Глагол".

- Мы заканчиваем с вами изучать "Местоимения" и со следующей недели будем изучать новую часть речи - глагол. Глаголы тесно связаны с местоимениями. И в подтверждение моих слов я предлагаю вам следующее задание. Прочитайте предложения с пропущенными местоимениями и восстановите их по форме глагола:

Вечером … играем в прятки. (МЫ)
Что … вырезает из бумаги? (ОН, ОНА)
Какую задачу … решают? (ОНИ)
Куда … идешь? (ТЫ)
Завтра … пойду в лес. (Я)

- Подчеркните глаголы, с которыми связаны эти местоимения.
- Как нужно подчеркнуть? (======)
- Почему? (Это сказуемые)

- По местоимению можно определить лицо и число глагола. Например, местоимение МЫ - 1 л., мн.ч., значит, и глагол ИГРАЕМ - 1 л., мн.ч. (надписать). Надпишите над глаголами лицо и число по местоимению, к которому относится глагол. Проверка.

9. Итог урока.

- Расскажите, что вы сегодня узнали на уроке нового?
- Какие задания показались слишком простыми?
- Какие задания оказались сложными, и их нужно еще раз объяснить на следующем уроке?
- Дома составьте похожие задания и напишите их на карточках для самостоятельной работы своим одноклассникам.

Самоанализ урока.

Тип урока: обобщающий. При подготовке к уроку были учтены программные требования:

-по работе над орфограммой;

-по развитию устной и письменной речи;

-смена деятельности (физминутки);

-активность, осознанность, системность;

-психологические особенности младших школьников;

Исходя из этого были поставлены цели урока: Закрепить знания о местоимениях. Развивать умение делать логические выводы и обосновывать их; Иметь навык каллиграфического письма. Уметь корректировать текст. Воспитывать любовь к красоте русского языка.

Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным. Основные формы работы: коллективная, индивидуальная, в парах. При построении урока пользовалась принципами: научности, наглядности, доступности, системности и последовательности. Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны следующие методы обучения: наглядно-иллюстративный материал, наглядные -карточки для работы в парах, игровые (физминутки), словесные работы. На уроке проводилась работа:

-по расширению словарного запаса учащихся;

-по овладению навыками и умениями устной и письменной речи

-по орфографии;

Велась работа: с лексическим значением слова, по анализу орфограмм. Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи , избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.



© 2010-2022