- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема: «Цветовое» прилагательное голубой. Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Март». Стихотворение А. Плещеева «Весна»
Тема: «Цветовое» прилагательное голубой. Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Март». Стихотворение А. Плещеева «Весна»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Булавкина Л.А. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок
Интеграция предметов: русский язык и литературное чтение.
Тема: «Цветовое» прилагательное голубой. Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Март». Стихотворение А. Плещеева «Весна». Задачи урока: образовательные: создать условия, способствующие формированию умений: устно создавать текст-повествование, используя «цветовые» прилагательные; читать картину, осмысливать её содержание; развивать вкус к литературному языку; ознакомить со стихотворением А.Н. Плещеева «Весна», развивать навыки правильного, выразительного чтения, способствовать развитию умения словесного рисования к стихотворению; развивающие и воспитывающие: развитие речи: пополнение словарного запаса; учить подбирать нужные слова, правильно строить предложения, т.е. логически точно излагать свои мысли; развитие внимания, умения сконцентрироваться на чём-то одном, наиболее важном в данный момент; продолжить работу по эстетическому воспитанию обучающихся: способствовать эмоциональному воздействию живописного полотна на обучающихся. Ожидаемый результат: обучающиеся устно создали текст-повествование по картине И.И. Левитана «Март»; научились выразительно читать стихотворение А. Плещеева «Весна». Оборудование: карточки с текстом «Март-голубой месяц», диск с произведением А. Вивальди «Весна», картина И.И. Левитана «Март», презентация «Цвета - голубой». Оформление доски:
Портрет А. Плещеева
День: тёплый, солнечный, радостный, яркий, весенний. Небо: светлое, ясное, приветливое, лучезарное. Лес: тёмно-зелёный, мрачный. Капель: звонкая, весё-лая, задорная, весен-няя.
Число
Классная работа
Март.
План.
- Первый месяц весны.
- Снег в марте.
- Небо, солнце, воздух.
- Деревья.
- Настроение, вызванное
Картина И.И. Левитана
«Март» Деревья: тоненькие рыженькие осинки, нежные хрупкие берёзки, тянущиеся к солнцу. Снег: голубоватый, ноздреватый, рыхлый, грязный и подтаявший на дороге, сползающий с крыши дома. Лошадь: одинокая, рыжая, дремлющая.
Ход урока:
1 урок
-
Орг. момент: Звучит музыкальное произведение А. Вивальди «Весна». Оно настраивает обучающихся на восприятие учебного материала. Музыка утихает.
-
Постановка цели, актуализация знаний.
- С какими существительными сочетается это слово? а) Выпишите словосочетания сущ.+прилаг. б) Подберите и запишите однокоренные слова к «цветовому» прилагательному голубой. Обозначьте корень. в) Подберите синонимы к «цветовому» прилагательному голубой. г) Проверь себя по учебнику Нефёдовой Е.А., Узоровой О.В. на странице 263. Допиши слова, которых у тебя нет. Синонимы: Голубой, лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный. - Художник И.И. Левитан с помощью красок и кисти тоже изобразил первый месяц весны - март. Рассмотрите картину. - К каким явлениям природы на данной картине подходит наше «цветовое» прилагательное или его синонимы? - Запишем эти словосочетания: небо лучезарное, голубенькая капель, снег голубоватый и др. - Поэты тоже могут нарисовать картину весны «цветовыми» прилагательными. Читайте только буквы русского алфавита, здесь зашифрована фамилия этого поэта, чьё стихотворение мы будем сегодня читать.
Пwgлеlщyееiвs б) Знакомство с творчеством А.Н. Плещеева. Плещеев Алексей Николаевич - русский поэт, прозаик, критик. Плещеев прожил трудную, наполненную лишениями, сомнениями и мучениями жизнь. В его стихах теплота и искренность чувств, обличение «неправды и зла», сострадание к бедным и обездоленным, призыв к борьбе за лучшее русского народа. Он был знаком и дружил со многими передовыми людьми своего времени: Н. Чернышевским, Т. Шевченко, Н. Некрасовым. Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности начинающему. Он поддерживал В. Гаршина, И. Сурикова, принимал участие в судьбе А. Чехова. У Плещеева более пяти десятков стихотворений о природе. Это оригинальная и задушевная лирика. Любимое время года поэта - весна. Четыре его стихотворения так и названы - «Весна», в последнем из которых весна предстает красавицей «с цветами полевыми, вплетенными в златистый шелк кудрей, С улыбкой ясною, с глазами голубыми, в одежде, сотканной из солнечных лучей». Без родной природы нет для поэта Отчизны. Задушевны и просты стихи А. Плещеева о детях, часто бедных, голодных, озябших. - Как вы думаете, какое время года больше всего любил поэт? в) Выразительное чтение учителем стихотворения «Весна» А.Н. Плещеева. - Какое настроение у этого стихотворения? - Какие картины нарисовал нам поэт? Какие моменты весны мы увидели? - Какие краски вы бы выбрали для этих картин? - Найдите в тексте слова, обозначающие цвет. - Что означает слово лазурь? Прочитайте толкование в словаре в конце учебника на с. 215. Лазурь - светло-синий цвет, синева. - Как изменение цвета отражает событие, описанное в тексте? Есть ли связь между цветовым колоритом текста и названием произведения? - Где надо сделать паузы? Какие слова выделить голосом при чтении? - Прочитайте выразительно. г) - Можем ли при описании картины «Март» И.И. Левитана использовать слово лазурь? - Составьте предложение (запись лучших предложений). Физминутка: Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. д) Упражнения с новым «цветовым» прилагательным: - Лазурь - это светло-синий цвет, а светло-синий цвет как по- другому мы называем? (голубой) - Давайте посмотрим, как писатели и поэты используют «цветовые» прилагательные для описания природы. Упр. 1. Прочитайте предложения. Лазурные глазки глядят и никак не наглядятся на весёлый берёзовый хоровод. (Д. Зуев) Безбрежная, непорочно чистая голубая лазурь была тем гуще, чем дальше от солнца. (В. Белов) Над озером голубел тихий свет и удивительный день. (К. Паустовский) Сегодня небо чистое, голубое. (В. Лакшин) Рождество... Самое это слово видится мне голубоватым. (И. Шмелёв) В огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему белыми облаками. (А. Куприн) а) Есть ли в данных предложениях среди «цветовых» прилагательных синонимы к слову - голубой? Если есть, то выпишите. б) Выпишите однокоренные слова к «цветовому» прилагательному голубой, лазурный. Обозначьте корень. Упр. 2. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»: Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют... а) Выпишите слова, обозначающие цвет. Распределите их на 2 группы. По какому признаку делили? Объясните. б) Спишите первое предложение, подчерните в нем главные члены предложения. - Вспомните как можно больше произведений, в названиях которых упоминается голубой цвет и его оттенки. (П. Бажов «Голубая змейка», А. Гайдар «Голубая чашка», В. Железняков «Голубая Катя», Г. Скребицкий «Голубой дворец», Н. Сладков «Голубой рак», Дж. Родари «Голубой светофор», «Путешествие голубой стрелы»). Итог: - Что каждый из вас открыл новое для себя на этом уроке? - Что больше всего запомнилось и почему? - Какое настроение у вас? Покажите мимикой. 2-ой урок
1. Орг. момент: Звучит музыкальное произведение А. Вивальди «Весна». Оно настраивает обучающихся на восприятие учебного материала. Музыка утихает.
-
Закрепление знаний:
а) - С каким «цветовым» прилагательным познакомились? (Мы познакомились с «цветовым» прилагательным голубой.) посмотрим презентацию «Цвета - голубой».
- Какие синонимы можно подобрать к нему? (Лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный.) Упр. 3. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Вегнер «Радуга»: Голубой Глаза голубые у куклы моей, А небо над нами ещё голубей. Оно голубое, как тысячи глаз. Мы смотрим на небо, а небо - на нас. Попробуйте изменить строчку стихотворения, вставив слово - лазурь, там где это возможно. Напишите, что у вас получилось. (Возможный вариант: Глаза голубые у куклы моей, А небо над нами - лазурь. Оно голубое, как тысячи глаз. Мы смотрим на небо, а небо - на нас.)
- Как же употребляет слово «лазурь» А. Плещеев, давайте прочитаем его стихотворение. б) Самостоятельное чтение стихотворения обучающимися.
- Выразительное чтение детьми после подготовки. (2-3 человека.)
Примерный рассказ: Март Март - первый месяц весны. Ещё лежит снег. Ещё не журчат ручьи. Но в природе многое изменилось. Снег уже осел, стал серым. На дорогах он смешался с землёй и потемнел. На крыше крыльца подтаял. Небо голубое и ясное. Воздух чист и прозрачен. Весеннее солнце светит ярко. В его золотых лучах стена дома кажется оранжевой. У дома растут белоствольные берёзы. Каждой веткой они тянутся к теплу и свету. Вдали виднеется тёмно-зелёный лес. От тоненьких рыженьких осинок ложатся на снег синие тени. Картина вызывает радость.
3. Домашнее задание: по литературному чтению:
- Выразительное чтение стихотворения. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению, сделать подпись словами из текста.
- Подготовить ответы на вопросы № 4 (письм.) с. 124, используя слово лазурь.
- Рефлексия: - Оцените свою работу на уроке на «Лесенке знаний»:
- Я ничего не понял! Помогите!