• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Тема: «Цветовое» прилагательное голубой. Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Март». Стихотворение А. Плещеева «Весна»

Тема: «Цветовое» прилагательное голубой. Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Март». Стихотворение А. Плещеева «Весна»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок


Интеграция предметов: русский язык и литературное чтение.
Тема: «Цветовое» прилагательное голубой. Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Март». Стихотворение А. Плещеева «Весна». Задачи урока: образовательные: создать условия, способствующие формированию умений: устно создавать текст-повествование, используя «цветовые» прилагательные; читать картину, осмысливать её содержание; развивать вкус к литературному языку; ознакомить со стихотворением А.Н. Плещеева «Весна», развивать навыки правильного, выразительного чтения, способствовать развитию умения словесного рисования к стихотворению; развивающие и воспитывающие: развитие речи: пополнение словарного запаса; учить подбирать нужные слова, правильно строить предложения, т.е. логически точно излагать свои мысли; развитие внимания, умения сконцентрироваться на чём-то одном, наиболее важном в данный момент; продолжить работу по эстетическому воспитанию обучающихся: способствовать эмоциональному воздействию живописного полотна на обучающихся. Ожидаемый результат: обучающиеся устно создали текст-повествование по картине И.И. Левитана «Март»; научились выразительно читать стихотворение А. Плещеева «Весна». Оборудование: карточки с текстом «Март-голубой месяц», диск с произведением А. Вивальди «Весна», картина И.И. Левитана «Март», презентация «Цвета - голубой». Оформление доски:

Портрет А. Плещеева

День: тёплый, солнечный, радостный, яркий, весенний. Небо: светлое, ясное, приветливое, лучезарное. Лес: тёмно-зелёный, мрачный. Капель: звонкая, весё-лая, задорная, весен-няя.

Число

Классная работа

Март.

План.

  1. Первый месяц весны.
  2. Снег в марте.
  3. Небо, солнце, воздух.
  4. Деревья.
  5. Настроение, вызванное
картиной.

Картина И.И. Левитана

«Март» Деревья: тоненькие рыженькие осинки, нежные хрупкие берёзки, тянущиеся к солнцу. Снег: голубоватый, ноздреватый, рыхлый, грязный и подтаявший на дороге, сползающий с крыши дома. Лошадь: одинокая, рыжая, дремлющая.

Ход урока:

1 урок

  1. Орг. момент: Звучит музыкальное произведение А. Вивальди «Весна». Оно настраивает обучающихся на восприятие учебного материала. Музыка утихает.

  2. Постановка цели, актуализация знаний.

-Какое время года о себе может сказать следующие слова? Растопило солнце снег, Радость на сердце у всех, Птицы весело запели, Слышен звонкий стук капели, И ручьи бурлят, и птички В гнёзда сели на яички. Небо чисто-голубое. Что с природою такое? (Весна) - По каким признакам вы определили, что говорится о весне? - Какое настроение у вас весной? - Сегодня на уроке мы будем говорить о весне. И у нас необычный урок литературного чтения, а урок чтения и русского языка. Художники, композиторы, поэты разными средствами могут нарисовать одну и ту же картину, вызвать в душе человека одинаковые чувства. Только поэт это делает словом, стихотворной строкой, художник - кистью и красками, а композитор - музыкой. - В начале урока я читала стихотворение-загадку, какое «цветовое» прилагательное употреблялось в нём? (голубой) - Кто скажет с каким новым словом мы познакомимся? (Мы познакомимся с «цветовым» прилагательным голубой). - Сегодня на уроке мы будем читать стихи о весне, познакомимся с «цветовым» прилагательным голубой и будем составлять рассказ по картине И.И. Левитана «Март». - Ребята, какие цели поставите перед собой? (Узнать значение слова - голубой; учиться подбирать однокоренные слова, синонимы; учиться составлять «красивые» предложения; научиться выразительно читать стихи о весне; учиться составлять рассказ по картине И.И. Левитана «Март».) 3. Работа по теме урока. а) Знакомство с новым «цветовым» прилагательным, работа в словариках: - У кого из вас весна - любимое время года? - За что вы любите весну? - Какие слова помогают нам представить весну? (Имена прилагательные более ярко помогают представить весну.) - Н. Сладков первый месяц весны - март называет голубым месяцем. Как вы думаете почему? - Прочитаем его текст: (у каждого обучающегося карточка с текстом) Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Голубые перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте - синяя полоска далёкого леса. Весь мир голубой! (Н. Сладков) - Кто сможет сказать значение этого прилагательного? Прочитайте значение из толкового словаря. (Обучающийся читает значение слова из толкового словаря). Голубой, -ая, -ое; кратк. ф. м. не употр.,-ба, -бо. 1. Светло-синий, цвета незабудки. Голубое небо. Голубые глаза. Голубых кровей кто-н. (о дворянском происхождении; устар.) голубые магистрали (о больших реках). Голубое топливо (о газе). Г. Экран (о телевизоре). 2. Перен. То же, что идиллический (см. идиллия во 2 знач.) (разг. Ирон.). Голубая мечта. Голубая роль (маловыразительная роль положительного героя). Голубая характеристика (односторонне положительная).
- С какими существительными сочетается это слово? а) Выпишите словосочетания сущ.+прилаг. б) Подберите и запишите однокоренные слова к «цветовому» прилагательному голубой. Обозначьте корень. в) Подберите синонимы к «цветовому» прилагательному голубой. г) Проверь себя по учебнику Нефёдовой Е.А., Узоровой О.В. на странице 263. Допиши слова, которых у тебя нет. Синонимы: Голубой, лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный. - Художник И.И. Левитан с помощью красок и кисти тоже изобразил первый месяц весны - март. Рассмотрите картину. - К каким явлениям природы на данной картине подходит наше «цветовое» прилагательное или его синонимы? - Запишем эти словосочетания: небо лучезарное, голубенькая капель, снег голубоватый и др. - Поэты тоже могут нарисовать картину весны «цветовыми» прилагательными. Читайте только буквы русского алфавита, здесь зашифрована фамилия этого поэта, чьё стихотворение мы будем сегодня читать.

Пwgлеlщyееiвs б) Знакомство с творчеством А.Н. Плещеева. Плещеев Алексей Николаевич - русский поэт, прозаик, критик. Плещеев прожил трудную, наполненную лишениями, сомнениями и мучениями жизнь. В его стихах теплота и искренность чувств, обличение «неправды и зла», сострадание к бедным и обездоленным, призыв к борьбе за лучшее русского народа. Он был знаком и дружил со многими передовыми людьми своего времени: Н. Чернышевским, Т. Шевченко, Н. Некрасовым. Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности начинающему. Он поддерживал В. Гаршина, И. Сурикова, принимал участие в судьбе А. Чехова. У Плещеева более пяти десятков стихотворений о природе. Это оригинальная и задушевная лирика. Любимое время года поэта - весна. Четыре его стихотворения так и названы - «Весна», в последнем из которых весна предстает красавицей «с цветами полевыми, вплетенными в златистый шелк кудрей, С улыбкой ясною, с глазами голубыми, в одежде, сотканной из солнечных лучей». Без родной природы нет для поэта Отчизны. Задушевны и просты стихи А. Плещеева о детях, часто бедных, голодных, озябших. - Как вы думаете, какое время года больше всего любил поэт? в) Выразительное чтение учителем стихотворения «Весна» А.Н. Плещеева. - Какое настроение у этого стихотворения? - Какие картины нарисовал нам поэт? Какие моменты весны мы увидели? - Какие краски вы бы выбрали для этих картин? - Найдите в тексте слова, обозначающие цвет. - Что означает слово лазурь? Прочитайте толкование в словаре в конце учебника на с. 215. Лазурь - светло-синий цвет, синева. - Как изменение цвета отражает событие, описанное в тексте? Есть ли связь между цветовым колоритом текста и названием произведения? - Где надо сделать паузы? Какие слова выделить голосом при чтении? - Прочитайте выразительно. г) - Можем ли при описании картины «Март» И.И. Левитана использовать слово лазурь? - Составьте предложение (запись лучших предложений). Физминутка: Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. д) Упражнения с новым «цветовым» прилагательным: - Лазурь - это светло-синий цвет, а светло-синий цвет как по- другому мы называем? (голубой) - Давайте посмотрим, как писатели и поэты используют «цветовые» прилагательные для описания природы. Упр. 1. Прочитайте предложения. Лазурные глазки глядят и никак не наглядятся на весёлый берёзовый хоровод. (Д. Зуев) Безбрежная, непорочно чистая голубая лазурь была тем гуще, чем дальше от солнца. (В. Белов) Над озером голубел тихий свет и удивительный день. (К. Паустовский) Сегодня небо чистое, голубое. (В. Лакшин) Рождество... Самое это слово видится мне голубоватым. (И. Шмелёв) В огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему белыми облаками. (А. Куприн) а) Есть ли в данных предложениях среди «цветовых» прилагательных синонимы к слову - голубой? Если есть, то выпишите. б) Выпишите однокоренные слова к «цветовому» прилагательному голубой, лазурный. Обозначьте корень. Упр. 2. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»: Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют... а) Выпишите слова, обозначающие цвет. Распределите их на 2 группы. По какому признаку делили? Объясните. б) Спишите первое предложение, подчерните в нем главные члены предложения. - Вспомните как можно больше произведений, в названиях которых упоминается голубой цвет и его оттенки. (П. Бажов «Голубая змейка», А. Гайдар «Голубая чашка», В. Железняков «Голубая Катя», Г. Скребицкий «Голубой дворец», Н. Сладков «Голубой рак», Дж. Родари «Голубой светофор», «Путешествие голубой стрелы»). Итог: - Что каждый из вас открыл новое для себя на этом уроке? - Что больше всего запомнилось и почему? - Какое настроение у вас? Покажите мимикой. 2-ой урок

1. Орг. момент: Звучит музыкальное произведение А. Вивальди «Весна». Оно настраивает обучающихся на восприятие учебного материала. Музыка утихает.

  1. Закрепление знаний:

а) - С каким «цветовым» прилагательным познакомились? (Мы познакомились с «цветовым» прилагательным голубой.) посмотрим презентацию «Цвета - голубой».

- Какие синонимы можно подобрать к нему? (Лазурный, лазоревый, бирюзовый, небесный.) Упр. 3. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Вегнер «Радуга»: Голубой Глаза голубые у куклы моей, А небо над нами ещё голубей. Оно голубое, как тысячи глаз. Мы смотрим на небо, а небо - на нас. Попробуйте изменить строчку стихотворения, вставив слово - лазурь, там где это возможно. Напишите, что у вас получилось. (Возможный вариант: Глаза голубые у куклы моей, А небо над нами - лазурь. Оно голубое, как тысячи глаз. Мы смотрим на небо, а небо - на нас.)

- Как же употребляет слово «лазурь» А. Плещеев, давайте прочитаем его стихотворение. б) Самостоятельное чтение стихотворения обучающимися.

  1. Выразительное чтение детьми после подготовки. (2-3 человека.)
2. Выполнение заданий и ответы на вопросы с. 112 - Запомнилось ли вам стихотворение? Почему? - Какие иллюстрации вы могли бы нарисовать к этому стихотворению? Расскажите. в) Подготовка к сочинению-повествованию по картине И.И. Левитана «Март». - Сейчас ещё раз я прочитаю стихотворение, а вы слушайте и рассматривайте картину И.И. Левитана «Март». Скажите, какие из примет весны, описываемых А. Плещеевым, есть на картине И.И. Левитана. - Нравится ли вам эта картина? Чем? - Какой стоит день? - Сегодня мы будем учиться составлять рассказ-сочинение по этой картине по плану, используя как можно больше «цветовых» прилагательных при описании предметов. - Что такое сочинение? (Сочинение - рассказ по плану.) - Озаглавим наше сочинение. (Март.) - Составим план сочинения (коллективная работа). - О чём напишем в начале сочинения? (Вначале нужно написать о том, что на картине изображена ранняя весна, природа в марте.) - Как же мы сформулируем первый пункт плана? - Что изображено на переднем плане картины? - Какие неживые предметы помогают лучше описать весну? - Что напишите в заключении? (Надо написать какое настроение вызывает эта картина.) На доске появляется постепенно план сочинения: 1. Первый месяц весны. 2. Снег в марте. 3. Небо, солнце, воздух. 4. Деревья. 5. Настроение, вызванное картиной. Физминутка: Мы осанку исправляем Спинки дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. Устное рассказывание по плану и лексико-стилистическая подготовка. - Сейчас попробуем устно составить рассказ по плану, используя как можно больше «цветовых» прилагательных при описании предметов. В ходе устного рассказывания обучающиеся подбирают слова, необходимые для точного описания картины. Учитель их записывает на доске, обучающиеся работают в тетрадях. Материал к сочинению: День: тёплый, солнечный, радостный, яркий, весенний. Небо: светлое, ясное, приветливое, лучезарное. Лес: тёмно-зелёный, мрачный. Капель: звонкая, весёлая, задорная, весенняя. Лошадь: одинокая, рыжая, дремлющая. Деревья: тоненькие рыженькие осинки, нежные хрупкие берёзки, тянущиеся к солнцу. Снег: голубоватый, ноздреватый, рыхлый, грязный и подтаявший на дороге, сползающий с крыши дома.

Примерный рассказ: Март Март - первый месяц весны. Ещё лежит снег. Ещё не журчат ручьи. Но в природе многое изменилось. Снег уже осел, стал серым. На дорогах он смешался с землёй и потемнел. На крыше крыльца подтаял. Небо голубое и ясное. Воздух чист и прозрачен. Весеннее солнце светит ярко. В его золотых лучах стена дома кажется оранжевой. У дома растут белоствольные берёзы. Каждой веткой они тянутся к теплу и свету. Вдали виднеется тёмно-зелёный лес. От тоненьких рыженьких осинок ложатся на снег синие тени. Картина вызывает радость.

3. Домашнее задание: по литературному чтению:

  1. Выразительное чтение стихотворения. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению, сделать подпись словами из текста.
  2. Подготовить ответы на вопросы № 4 (письм.) с. 124, используя слово лазурь.
по русскому языку: Используя материал к сочинению, написать первый вариант текста по картине И.И. Левитана «Март». 4. Итог урока: - Что каждый из вас открыл новое для себя на этом уроке? - Что больше всего запомнилось и почему? - Как вы считаете, вам удалось составить рассказ по картине, используя «цветовые» прилагательные? - Кто сможет дома, используя материал к сочинению, написать первый вариант текста по картине И.И. Левитана «Март»?
  1. Рефлексия: - Оцените свою работу на уроке на «Лесенке знаний»:
- Я молодец! - Мне надо поработать!
  • Я ничего не понял! Помогите!
















© 2010-2022