Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Азбука дорожного движения»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 546 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБОУ СОШ № 546 Санкт-Петербурга)


«Рассмотрена»

На заседании МО учителей начальной школы

Председатель МО

М.А.Грицынина____________

Протокол №______

от «___»_________20___г.

«Принята»

Решением педагогического совета ГБОУ СОШ №546 Санкт-Петербурга

Протокол №______

от «___»_________20___г.

Председатель

И.Н. Богомолова _________

«Утверждена»

Директор ГБОУ СОШ №546 Санкт-Петербурга

И.Н. Богомолова _____________

Приказ №_____

от «___»_________20___г.


«Согласована»

Заместитель директора по УР

А.М.Крамаренко_____________

«___»_________20___г.






Рабочая программа по внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

«Азбука дорожного движения»

на 2015-2016 учебный год

Класс: 4 Г

Количество часов: 34 часа (1 час в неделю)

Педагог: Матвеенко Н.В.


Пояснительная записка


Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков. В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для учащихся начальной школы (1-4 класс). Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:

  • Взаимодействие учреждений образования с социально- педагогической средой;
  • учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.


Общая характеристика курса Цель: способствовать осуществлению практико-ориентированного обучения детей основам безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения. Задачи:

  • Формировать умения работы с различными источниками знаний;
  • Использовать современные формы и способы обучения и воспитания детей, инновационные технологии в изучении основ безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения;
  • Создать в процессе реализации программы ситуации успеха для каждого ребёнка;
  • Выявить личностные склонности и предпочтения, которые помогут в профессиональном самоопределении ребёнка;
  • Вовлечь детей в активную социально значимую деятельность посредством развития их инициативы и самостоятельности, творческих способностей;
Основной задачей деятельности программы «Азбука дорожного движения» является воспитание грамотной личности в области «Правил дорожного движения» и Основам безопасности жизнедеятельности, осуществление преемственности поколений в области профессиональной инспекторской и водительской деятельности, повышение образовательного уровня личности и высоких нравственных ориентиров участников данного процесса.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
  • новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования
  • необходимость снижения показателей детского травматизма и смертности на дорогах
  • профилактика дорожных правонарушений

Отличительными особенностями программы являются: 1. Организация деятельности детей, направленной на достижение личностных, метапредметных, предметных и воспитательных результатов через выполнение заданий на изучение правил дорожного движения. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры, принцип деятельностного подхода и воспитательные результаты. 3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом. Перечень основных разделов программы:
  • знакомство с элементами дороги, участниками дорожного движения и правилами их поведения;
  • знакомство с сигналами светофора и регулировщика;
  • знакомство со знаками дорожного движения;
  • игры, экскурсии; практические занятия на макете перекрестка.

Результаты освоения курса

Метапредметными результатами

изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Личностные УУД: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности в заданной ситуации;

- Проговаривать последовательность действий при решении поставленной ситуативной задачи;

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД: - Ориентироваться в системе дорожных знаков (разрешающие, предупреждающие, запрещающие); - Проводить предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе по правилам дорожного движения; - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя и из документальных источников; - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы; - Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по рисункам, схемам.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).

Содержание


Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.

Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане. Согласно образовательному плану на проведение занятий внеурочной деятельности "Азбука дорожного движения" на 4 класс начальной школы выделяется всего - 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Ценностные ориентиры содержания курса. Способствует:

  • умственному развитию - дети получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию - на занятиях у детей формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Дети учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
  • эстетическому воспитанию - дети участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях дети работают с красочным наглядным материалом;
  • трудовому воспитанию - дети изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
  • физическому воспитанию - на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.


Программа направлена на формирование у детей младшего школьного возраста представлений о правилах поведения на улице, выработку умений по соблюдению правил дорожного движения и способности ориентироваться в окружающем пространстве улицы на основе развития сенсомоторных способностей детей. В данной программе правила дорожного движения (ПДД) рассматриваются с разных сторон. Это не только рассказ о правилах и знаках, цветах светофора, но к тому же ещё интересные факты из истории дорожного движения и происхождения некоторых слов и терминов ПДД. Занятия проводятся один раз в неделю по 35 минут в форме подвижных игр, театрализаций, викторин, конкурсов. В ходе проведения занятий ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идёт по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребёнка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуаций. В программу включены практические занятия по переходу улицы, по составлению безопасного маршрута до школы и домой, запланированы экскурсии. В процессе ознакомления с правилами дорожного движения активно используются произведения художественной литературы: сказки С. Михалкова «Бездельник светофор», Н. Гинзбург «Колесо», рассказы Н. Носова "Автомобиль", Г. Юрмина "Любопытный мышонок", А. Дорохова "Подземный ход", "Заборчик вдоль тротуара", "Шлагбаум", Л. Гальперштейна "Трамвай и его семья", стихотворения Я. Пишумова «Машина моя», «Машины», "Песенка о правилах", "Пешеходный светофор", И. Лешкевич «Гололёд», В. Кожевникова «Светофор», О. Бедарева "Азбука безопасности".












Тематическое планирование

п/п

Количество часов

Дата проведения



Всего Практика Теория План. Факт.

1 Праздник «Зелёный огонёк» 1 1

02.09

2 Тестирование по ПДД. 1
1

09.09

3 Проектная работа по теме: «Дорожные ситуации». 1 1

16.09

4 Улицы с односторонним и двусторонним движением. 1 1

23.09

5 Правила перехода улицы. 1 1

30.10

6 Проектная работа по теме: «Безопасный путь в школу» 1 1

07.10

7 Сигналы регулировщика 1 1

14.10

8 Предупредительные сигналы транспортных средств. 1
1

21.10

9 Проектная работа по теме: «Регулировщик и его помощь пешеходам и водителям ». 1
1

28.10

10 Организация движения, технические средства регулирования движения 2 1 1

11.11

18.11

11 Проезд специальных транспортных средств 1 1

25.11

12 Викторина «В гостях у Светофорчика». 1
1

02.12

13 Проектная работа по теме: «Дорожные знаки» 1 1

09.12

14 Дорожная разметка и ее предназначение 1 1

16.12

15 Элементы улиц и дорог 2 1 1

23.12

13.01

16 Урок-игра « Поле чудес» 1 1

20.01

17 Экскурсия по зимнему городу 1
1

27.01

18 Транспорт 1 1

03.02

19 Тормозной путь транспортных средств 1 1

10.02

20 Условия безопасности при пользовании общественным транспортом 1
1

17.02

21 Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». 1
1

24.02

22 Тесты на знание ПДД. 1 1

03.03

23 Причины ДТП. 1 1

10.03

24 Когда ты становишься водителем 1
1

17.03

25 Железнодорожный переезд 1 1

31.03

26 Государственная автомобильная инспекция 1 1

07.04

27 Виртуальная экскурсия по району. 1 1

14.04

28 Сигналы регулировщика 1 1

21.04

29 Предупредительные сигналы транспортных средств. 1 1

28.04

30 Тесты на знание ПДД. 1
1

5.05

33 Резерв


12.05

34 Резерв


19.05

Итого 34 ч

Контроль и оценка планируемых результатов. В основу изучения внеурочного курса «Азбука дорожного движения» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение теоретических знаний (об устройстве дорог, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения на дороге), первичного понимания необходимости соблюдения правил дорожного движения. Второй уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к реально возникшей ситуации. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне группы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов - получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Текущий контроль в форме наблюдения.
  • Итоговый контроль в формах тестирования, творческих работ учащихся;
Ребёнок научится: - отличать проезжую часть улицы от тротуара; - правильно ходить по улицам и дорогам; - переходить проезжую часть; - понимать сигналы светофора; - понимать некоторые дорожные знаки; - выбирать место для игр. Ребёнок получит возможность научиться: - составлять безопасный маршрут от дома до школы; - отличать виды пешеходных переходов; - отличать виды перекрестков; - «разговаривать» с улицей при помощи дорожных знаков.


Список используемой литературы


  1. Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение: Рилионт, 2007.

  2. Комплект плакатов «Безопасность дорожного движения» 1-4 кл.: (Иллюстративный материал) / под ред. А. Т. Смирнова. - 24 листовки, 24 плаката (комплект для школьников, комплект для учителя). - М.: Просвещение: Рилионт, 2003.

  3. 2. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / - М.: Просвещение, 2008.

  4. Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. - М., 1998-2002.

  5. Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаева «Азбука дорожного движения» Москва: «Дрофа», 2007 г.

  6. Е. А. Гальцова «Изучение правил дорожного движения» Волгоград: «Учмтель», 2007 г. Под ред. В. Н.

  7. Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» Москва: «Просвещение», 1989 г.

  8. Ивнев П.С. Азбука улицы. Калининград, 2004.

  9. Кудейко М.А. Игры в летнем оздоровительном лагере., М., 2005.

  10. Р.П. Бабина .Тесты «Правила дорожного движения» Издательство «Экзамен»

Материально-техническое обеспечение

1. Интерактивная доска

2. Телевизор

3. Документ-камера

4. Компьютер

5. Доска


Санкт-Петербург

2015-2016


© 2010-2022