Поделитесь с коллегами:
План урока «Самопознание»
Школа -лицей №1 Дата:11.02.2016 № 21 Тема: Жить по совести Ценность: праведное поведение Качества: говорить правду; быть ответственным; принимать решения. Педагог Марченко Е.В. Класс 4б Кол-во уч-ся: 20
Цель: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека, через праведное поведение Задачи: - Раскрывать значение понятий «совесть человека», «ответственность», «честность» -Развивать стремление жить в ладу с совестью - Воспитывать честность, правдивость
Ресурсы:(материалы, источники) Классическая музыка, рассказ «Компас», песня «Дорога добра» Ход урока:
- Орг.момент. Позитивный настрой «Сад души»
- Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Давайте мысленным взором заглянем в своё сердце. Представьте, что внутри вас раскинулся великолепный сад - сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глаза. - Ваши ощущения, чувства - Проверка домашнего задания.
Пословицы о совести: -Совесть без зубов, а загрызёт -Беги хоть на край света, а от совести не убежишь -В ком стыд, там и совесть (объясняют смысл пословиц) -О чём наши пословицы? -Как вы думаете, почему мы приготовили именно эти пословицы? (сегодня на уроке мы будем рассуждать о совести) - Когда мы говорим о совести, то какие качества человека подразумеваем? (честность, ответственность…) - А где живет совесть? (голове, уме, сердце, душе)
Примечания - Позитивное высказывание (цитата).
«Берегись всего того, что не одобряет твоя совесть» Лев Толстой, русский писатель (проговариваем хором) -Как вы понимаете смысл цитаты? -Как вы думаете, что именно не одобряет наша совесть?
- Подарок учителя
Рассказывание, беседа. Рассказ «Компас» Эту игру придумали девчонки. Они копали в укромном уголке двора маленькие ямки. Складывали в них конфетные бумажки, пуговицы, бусинки, закрывали осколком стела и заравнивали землёй. Называлась эта игра - «секрет». Надо было спрятать свой секрет так, что никто его не нашёл. Глядя на девчонок, занялись секретами и мы. Но мы складывали в ямку вещи посерьёзнее. В наш с Валеркой «секрет» я положил перочинный ножик с перламутровой ручкой. Тогда Валерка сбегал домой и принёс свою самую ценную вещь - компас на цепочке. Ни у кого в нашем дворе не было такой замечательной вещи. Компас напоминал карманные часы. Круглый, потрёшь о штаны - блестит! Валерка говорил, что он серебряный. Но разве в этом дело? Мы глаз не могли оторвать от его дрожащей, нервной стрелки. Своим синим концом она упрямо показывала на соседний двор, то есть на север. А в полной темноте стрелка и цифры таинственно светились. Все завидовали Валерке и даже подлизывались к нему, чтобы разрешил подержать компас в руках. Мы выбрали для нашего «секрета» самое надёжное место. И каждый раз замирали - цел ли? Однажды мне приснился страшный сон - кто-то нашёл наш «секрет». Я лежал с открытыми глазами и видел пустую ямку. Я тихонько оделся и выскользнул из квартиры. Во дворе никого не было. Даже дворник дядя Петя ещё не встал. Слышно было, как он кашлял в своей пристройке. Я кинулся в газонные кусты и разгрёб землю. Фу ты! - всё на месте. Я уже засыпал «секрет», как вдруг меня стукнуло: ведь этот компас - замечательный компас! - может быть моим. Моим! И я взял его. Засыпал ямку, расправил траву и - домой. Залез с головой под одеяло - вот он в моих руках. Загадочно светятся его фосфорические цифры, дрожит кончик стрелки. И вдруг я покрылся потом. Не от того, что под ватным одеялом было душно. Ножик! Ножик остался в «секрете». Валерка сразу догадается, что это я взял компас. И я бросаюсь во двор. И беру свой ножик. Валерка до слёз расстроился, увидев, пустую коробку, в которой лежало наше сокровище. Я тоже принялся охать и даже хватался за голову «от горя». Я думал, что со временем перестану покрываться этими омерзительными мурашками. Но они появлялись каждый раз, как только я притрагивался к компасу. Или даже к своему ножичку. Несколько раз я пытался признаться Валерке и даже начинал: «Ты знаешь…». Но закончить не хватало сил. Я не находил себе места. Мне было противно смотреть на себя в зеркало. И вот однажды утром я сказал себе: «Сегодня ты обо всем расскажешь Валерке!» И сделал это. Я подошёл к нему и сказал: «Можешь меня ударить. Это я взял твой компас». До сих пор помню, как посмотрел на меня Валерка. История с компасом меня многому научила. Я стал чаще задумываться над своим поведением. Ведь чтобы сделать что-нибудь плохое, времени много не надо. Нескольких секунд хватит. Ты даже толком не поймёшь, что сделал и зачем. Но потом-то времени предостаточно, чтобы уразуметь, что ты натворил.
• Что чувствовал мальчик после кражи компаса? • Что он должен был сделать сразу же, как только ему захотелось взять чужую вещь? • Как называется чувство, которое мучило мальчика? ( СОВЕСТЬ) … Это очень трудные слова: «Простите меня. Я виноват!». Но эти слова - чудесное лекарство. После них становится спокойно, хорошо и легче на душе. • Какое чудесное лекарство предлагает автор? -Как вы думаете что же такое совесть?
- Работа в тетрадях (стр 52, задание №1)
Прочитайте афоризмы. Сделайте собственный вывод о том, что такое совесть. «Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом» («Толковый словарь» С.И.Ожегова).
Совесть - самый строгий судья для человека, потому что, например, мама, папа и учитель, если и накажут нас, потом непременно простят. Совесть всегда предупреждает человека, что так говорить либо поступать нельзя. Совесть - это наш внутренний голос, который обязательно нужно слушать и слышать • Какие слова являются лекарством для совести? (Ответы детей). Надо просто каждому из нас, если мы совершаем неправильные действия, не скрывать своих ошибок и недочётов. Самое главное, нужно нам осознать свои ошибки. Вспомнить чудесное лекарство из рассказа «Компас» и сказать: «Простите меня. Я виноват!» Покаяние приносит человеку, его душе умиротворение, покой. - Человек , который живёт по совести , он какой ?
- Творческая деятельность, групповая работа
Задание для групп: - Из-за слишком активных игр в доме дети разбивают вазу с цветами и проливают воду на коврик, хотя взрослые предупреждали, что дом не место для игры с мячом.
Обсудить, обыграть и сделать финальную сцену. - На перемене Олег нашел деньги и положил их себе в карман, никому об этом не сказав. После уроков в класс вошла учительница и сообщила, что девочка из соседнего класса потеряла 2 000 тенге. «Не находил ли кто-то потерянную купюру?» - обратилась Анна Ивановна к ребятам. Как поступить Олегу?
-
Накануне урока литературы Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ему ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам он не стал записывать домашнее задание. Что из этого получилось? Как исправить ситуацию?
- Алибек получил в школе плохую отметку в день рождения мамы. Он спрятал дневник. На вопрос мамы о том , как дела в школе ответил, что все хорошо. Как бы ты поступил в такой ситуации?
-
Одноклассника обвиняют в том, что он разбил окно мячом. Бахтияр видел, что это сделал другой человек, старше и сильнее физически. Как поступит Бахтияр?
- Что значит «Жить по совести»? Повторите цитату урока.
- Групповое пение.
Сл. Ю.Энтина, муз. М. Минкова Дорога добра Спроси у жизни строгой: Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра? Идти за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
- Домашнее задание. Тетрадь стр.55, задание №3
Составить предложения, используя приведенные выражения: Угрызения совести, чистая совесть, совесть нечистая, жить по совести.
- Заключительная минута тишины.
Приложите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется. - Послушаем свое сердце и помолчим... - В моем сердце живет любовь. Я думаю, что в ваших сердцах тоже живет любовь. Только человек с добрым и открытым сердцем может быть честным, решительным и жить по совести.
Дополнительный материал к уроку
Завершите предложения:
- Совестливый сын всегда говорит родителям…..
- Честный ученик во время работы….
- Человеку с чистой совестью не стыдно смотреть….
- Работать на совесть - это честно выполнять…..