Статья: «Исследовательская деятельность как форма организации внеклассных мероприятий»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Авторы:

Порошина Светлана Александровна,

учитель начальных классов МАОУ «Гимназия»,

Ломанова Оксана Владимировна,

библиотекарь МАОУ «Гимназия».


Исследовательская деятельность

как форма организации внеклассных мероприятий.


Модернизация системы российского образования, которая активно проходит в последнее время, обновляет цели, содержание и методы обучения, закладывает новые процессуальные умения, опираясь на личностно-ориентированный подход педагогического процесса. Происходящая смена образовательных парадигм предполагает использование новых технологий, обеспечивающих формирование у младших школьников умений организовать свою учебную деятельность, определять её цели и задачи, взаимодействовать с различными субъектами образовательного процесса в достижении целей, практически оценивать достигнутые результаты, дифференцировать процесс решения и его результат. В федеральных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, таких как обобщенные способы решения учебных задач (формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация данных, их первичная обработка, презентация результатов), умение работать с различными источниками информации. Одной из продуктивных и оптимальных технологий, отвечающей задачам формирования универсальных познавательных умений, является организация исследовательской деятельности учащихся. Исследовательские методы широко используются на предметных уроках, уроках междисциплинарного обучения. Накоплен интересный опыт использования исследовательской деятельности, начатой на уроке, во внеурочной деятельности. Учебно-исследовательская деятельность детей, проводимая во внеурочное время, расширяет возможности организации самостоятельного поиска и реализации творческих идей детей. Идеальным сочетание является возможность связывания урочной и внеурочной деятельности детей в единое целое, привлекая к сотрудничеству, например, библиотечно-информационный центр школы. Результатом совместной деятельности педагога и работников библиотечно-информационного центра гимназии стал творческий проект «Радостный человек в радостном мире», посвящённый жизни и творчеству К.И. Чуковского. Проект нацелен на расширение представлений о многогранности творчества К.И. Чуковского через изучение его жизненного и творческого пути. Работа над проектом началась с прочтения сказки «Бибигон». Для создания интриги, учитель сообщил, что автором этой сказки является Корнейчуков Н.В., известный детского писателя, чьи произведения знают наизусть взрослые и дети, и поставил перед детьми задачу: найти эту книгу и другие произведения автора. Учащиеся нашли в библиотеке книгу «Бибигон», автором которой был К.И. Чуковский. Тогда они выдвинули гипотезу, что Корнейчуков и Чуковский - это один человек. Для проверки гипотезы учащиеся обратились к ребятам 1-х и 2-х классов, родителям, но точного ответа не получили и решили провести исследование. Весь проект длился три недели. Все учащиеся и родители были разбиты на пять групп:

  1. группа - находила и изучала материал о детстве и юности писателя;
  2. группа - занималась поиском информации о зрелых годах писателя;
  3. группа - анализировала и классифицировала творчество К.И. Чуковского;
  4. группа - отбирала и готовила произведения писателя для творческого представления перед зрителями;
  5. группа - родители - изучали произведения К. И. Чуковского для взрослых и выполняли творческое задание по сбору забавных высказываний своих детей.
В каждой группе проходило обсуждение найденного материала, отбор необходимой информации, фактов, учащиеся готовили представление о проделанной работе. В ходе работы учащиеся учились сотрудничать друг с другом, распределять обязанности, обращаться за помощью к родителям, к работникам гимназии, вести опрос. Заключительным этапом в работе над творческим проектом стала подготовка презентации и представление её родителям на празднике «Посвящение в читатели». Предлагаем вашему вниманию сценарий итогового мероприятия проекта «Радостный человек в радостном мире».

«Радостный человек в радостном мире»

(жизнь и творчество К.И.Чуковского)

Вступление. Учитель.

Ученик. Когда мы узнали, что Корнейчуков Николай Васильевич - известный детский писатель, произведения которого хорошо знают наши бабушки и дедушки, мамы и папы, и даже все дети от трех лет, то очень удивились. Почему же мы не читали его книг? Кто такой Н.В.Корнейчуков? У нас появилась гипотеза: может быть это Корней Иванович Чуковский? МСтатья: «Исследовательская деятельность как форма организации внеклассных мероприятий»ы решили обратиться к ребятам 1а, 1б и 2-х классов. Они нам точного ответа не дали, но с нашей гипотезой согласились. Мы обратились к своим родителям. Они подтвердили нашу гипотезу. Николай Васильевич Корнейчуков - это известный нам Корней Иванович Чуковский! Его сказки мы полюбили давно, а о самом писателе ничего не знаем. Каким был этот человек? Чем увлекался? Почему сочинял такие книги?

Ученик. Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели исследование. Свою исследовательскую работу мы назвали «Радостный человек в радостном мире», так говорил о себе сам К.И.Чуковский. Работу выполняли ученики и родители 1в класса.

Ученик. Цель работы. Проследить жизненный и творческий путь детского писателя Николая Васильевича Корнейчукова.

Ученик. Для достижения поставленной цели мы сформулировали задачи: - сходить в библиотеки и найти книги с биографией писателя; - обратиться за помощью к родителям для поиска информации в Интернете; - прочитать найденный материал и проанализировать его; - найти и прочитать произведения К.И.Чуковского; -Статья: «Исследовательская деятельность как форма организации внеклассных мероприятий» представить результаты исследования.

Ученик. Полные румяные губы, над ними «увесистый любопытный нос», смеющиеся светлые глаза и непослушная прядь волос, свисающая на лоб. Высокий рост, длин-н-ные руки, длин-н-ные ноги. Стремительная полупоходка - полубег, выразительный, певуче-длинный голос. Таким предстает перед нами любимый писатель, который до старости оставался веселым человеком с молодой душой, вокруг которого постоянно вертелись мальчишки и девчонки. Они-то и прозвали писателя ласково « дедушка Корней» или задорно «Чукоша».

Ученик. Николай Корнейчуков родился 31 марта 1882 года в городе Петербурге. Отца своего он не знал. Когда мальчику исполнилось три года, мама забрала его с сестрой и уехала в Одессу. Здесь прошли детство и юность писателя. Семье жилось трудно: мать зарабатывала на жизнь стиркой, одна ставила на ноги двоих детей. Коля учился в одесской гимназии, но из пятого класса был несправедливо исключен по указу о «кухаркиных детях», запрещающем обучать детей «низкого происхождения».

Ученик. В 16 лет Чуковский уходит из дома. На жизнь зарабатывает в артели маляром, красит крыши и заборы. Но не бросает увлечение - чтение книг. Он много читал, самостоятельно учил английский язык по самоучителю, писал свою книгу. В 1901 году главы из этой книги будут напечатаны в газете «Одесские новости».

Ученик. ЧСтатья: «Исследовательская деятельность как форма организации внеклассных мероприятий»ерез два года газета «Одесские новости» направили Чуковского корреспондентом в Лондон, так как он был единственным, кто знал английский язык. Полтора года Чуковский со своей женой жил в Англии, изучал литературу, в совершенстве выучил английский язык.

Ученик. После возвращения на родину, Чуковский с семьей переезжает в Петербург, становится сотрудником журнала «Весы». В 1905 году он затеял издание сатирического журнала «Сигнал», но после четвертого номера журнал закрыли, а Чуковский оказался в тюрьме за «оскорбление высочайшей фамилии». В одиночной камере он читает книги О.Генри на английском языке, переводит их, громко хохочет, пугая своих надзирателей.

Ученик. Шесть месяцев заключения не прошли даром: Чуковский подготовил к печати сразу несколько книг о писателях Леониде Андрееве, Антоне Чехове. К.И.Чуковский становится сотрудником нескольких солидных журналов. Его узнают, на него рисуют карикатуры.

Ученик. ВСтатья: «Исследовательская деятельность как форма организации внеклассных мероприятий» 1906 году Чуковский поселился в финском местечке Куоккала под Петербургом, где подружился с художником И.Репиным, писателями В.Маяковским, В.Короленко, А.Толстым, певцом Ф.Шаляпиным и другими замечательными людьми. В Куоккале Чуковский выпускает домашний альманах «Чукоккала», на страницах которого оставили свои автографы (стихи и рисунки) известные люди начала ХХ века. Время, проведенное в Куоккале, было самым счастливым в жизни Чуковских: чтение стихов, разговоры, споры, игра в городки, литературные игры и ни минуты умственного безделья.

Ученик. В Куоккале Чуковский написал свои первые стихи для детей. До 34 лет Корней Иванович Чуковский не написал ни единой строчки для детей. Детским поэтом и сказочником он стал случайно. А вышло это так. ЗСтатья: «Исследовательская деятельность как форма организации внеклассных мероприятий»аболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать сказку, сочиняя ее находу: Жил да был крокодил, Он по улицам ходил, Папиросы курил, По-турецки говорил, - Крокодил, Крокодил, Крокодилович!

Ученик. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Проснувшись утром, он попросил чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что маленький сынишка запомнил сказку слово в слово. Так появилась сказка «Крокодил». ГСтатья: «Исследовательская деятельность как форма организации внеклассных мероприятий»ероем многих сказок К.И.Чуковского является крокодил. Вспомните, какие это сказки? Игра «Отгадай сказку». Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами, и блинами, И сушеными грибами («Путаница») Бедный крокодил Жабу проглотил. («Тараканище») ВСтатья: «Исследовательская деятельность как форма организации внеклассных мероприятий»друг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил. («Мойдодыр») Апотом позвонил Крокодил И со слезами просил: - Мой милый, хороший Пришли мне калоши, И мне, и жене, и Тотоше. («Телефон») А в большой реке КСтатья: «Исследовательская деятельность как форма организации внеклассных мероприятий»рокодил лежит. И в зубах его Не огонь горит - Солнце красное («Краденое солнце») Повернулся, улыбнулся, Засмеялся крокодил И злодея Бармалей, Словно муху проглотил. («Бармалей»)

Ученик. А вот другая история. Однажды Корней Иванович, работая в своем кабинете, услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал: Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам Стыд и срам! Стыд и срам! Так родился на свет «Мойдодыр».

Ученик. О замысле создания сказки «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковский рассказывает так: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день я особенно помню - 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру, и, схватив клочок бумаги, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба.»

Ученик. Чуковский-сказочник одарил нас просто со сказочной щедростью. Его перу принадлежат сказки: «Крокодил», «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Краденое солнце», «Федорино горе», «Бармалей», «Айболит», «Телефон», «Топтыгин и лиса», «Бибигон», «Путаница».

Ученик. Герои предметы, о которых писал Чуковский, так слились с его словами, что стали неразлучны. Например, произносим слово телефон и сразу вспоминаются слова «У меня зазвонил телефон».

Ученик. А кто не знает задорных стихов и загадок К.И.Чуковского?! Его стихи веселые, забавные, можно распевать, пританцовывая. «Чудо-дерево», «Закаляка», «Обжора», «Путаница»

Ученик. Корней Иванович отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной врача, - чтобы не тратилось попусту время, сочинял стихи и загадки.

Ученик. ОСтатья: «Исследовательская деятельность как форма организации внеклассных мероприятий»дновременно, создавая книги для детей, Корней Иванович переводит на русский язык книги Даниэля Дефо, Киплинга, Распе, Марка Твена. Благодаря Корнею Ивановичу мы узнали о приключениях барона Мюнхгаузена, Робинзона Крузо, Тома Сойера и Гекльберри Финна, кто такой Рикки-Тикки-Тави, почему у слона длинный нос, а у кита большая глотка. Правда, эти переводы мы еще не читали, но с удовольствием открыли юмористические английские песенки.

Статья: «Исследовательская деятельность как форма организации внеклассных мероприятий»

Ученик. В 1962 году в Оксфорде один из старейших английских университетов присудил К.И.Чуковскому почетное звание Доктора литературы.

Ученик. Около 50 лет Корней Иванович работал над замечательной книгой «От 2 до5». В ней писатель собрал забавные вопросы и высказывания детей от 2 до 5 лет, рассказал взрослым секреты детского словотворчества. По мнению Корнея Ивановича, продолжить «писать» эту книгу может каждый взрослый, если он будет внимательно прислушиваться к тому, что говорят дети. ВСтатья: «Исследовательская деятельность как форма организации внеклассных мероприятий»ыступление родителей.








Ученик. Изучив жизнь и творчество К.И.Чуковского, мы сделали вывод. Корней Иванович Чуковский - великий сказочник, сказки которого читают все дети. Он великолепный переводчик, чьи переводы позволили нам познакомиться с творчеством зарубежных детских писателей. К.И.Чуковский - внимательный исследователь детской речи.

Ученик. ДСтатья: «Исследовательская деятельность как форма организации внеклассных мероприятий»ля работы мы использовали книги, список которых вы видите на экране.






Учитель. Прослушав весь материал, мы предлагаем вам маленькую анкетку, с помощью которой мы установим, хорошо ли мы узнали творчество К.И. Чуковского.

Анкета

Уважаемые дети и родители!

Просим вас отметить знаком «+» названия произведений К.И. Чуковского:

  • Доктор Айболит

  • Храбрый Персей

  • Федорино горе

  • Топтыгин и лиса

  • Серебряный герб

  • Приключения Бибигона

  • Дюймовочка

  • Бармалей

Спасибо за сотрудничество










Статья: «Исследовательская деятельность как форма организации внеклассных мероприятий»
Учитель. Сейчас Вам будут предложены звёздочки, цветочки, яблочки… Давайте создадим своё дерево-впечатлений. Понравилось ли вам проводить исследование, делиться полученными знаниями с другими, высказать своё мнение вы можете с помощью предлагаемого вам раздаточного материала, который вы наклеиваете на дерево.
Учитель. Пока Вы создавали дерево-впечатлений, мы подвели итоги опроса. Среди перечисленных произведений только «Дюймовочка» не принадлежит перу К.И. Чуковского, и это вы все знали. НО… Все остальные были написаны этим замечательным детским писателем! Вижу ваше удивление! А это значит, что впереди нас ждут новые открытия в радостном мире радостного человека - К.И. Чуковского.
Данное мероприятие получило высокую оценку родителей. Учащиеся изъявили желание начать новый исследовательский проект. Родители увидели своих детей в новом статусе - самостоятельных, увлечённых, творческих, целеустремлённых. Это стало отправной точкой для проведения индивидуальных детских исследовательских работ при участии родителей.



Литература Н.А.Федосова. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.//Управление начальной школой. - 2008 - №0 С 4-10.

7

© 2010-2022