Конспект урока по литературному чтению 1 класс «Настоящие друзья детства» по произведению В. Драгунского «Друг детства»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации муниципального образования «Вельский район»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Солгинская средняя общеобразовательная школа №86»




«Настоящие друзья детства»

по произведению В.Драгунского «Друг детства»

конспект урока по литературному чтению

1 класс






Подъельная Татьяна Васильевна

учитель начальных классов

домашний адрес:

поселок Солгинский,

ул. Комсомольская, д. 13, кв. 2

рабочий адрес:

поселок Солгинский,

ул. Советская, д. 29, 52-636




п. Солгинский

2013

1. АННОТАЦИЯ В методической разработке дан урок литературного чтения по теме «Настоящие друзья детства» по произведению В. Драгунского «Друг детства», составленного по программе ОС «Школа 2100». Показана работа по технологии продуктивного чтения в режиме «диалога с автором». Данная разработка может быть полезна учителям начальных классов, работающих в 1 классах по УМК «Школа 2100».






















2. СОДЕРЖАНИЕ 1. Аннотация ……………………………………………………… 2 стр. 2. Содержание ……………………………………………………. 3 стр. 3. Введение ……………………………………………………….. 4 стр. 3.1. "Диалог" обучающихся с автором литературного произведения ……………………………………. 4 стр. 3.2. Цель методической разработки ………………………………4 стр. 3.3. Задачи …………………………………………………………..4 стр. 4 Основная часть …………………………………………………... 5 стр. 4.1 Что такое диалог с автором? ………………………………….. 5 стр. 4.2. Приемы обучения детей ведению "диалога с автором" …….. 5 стр. 4.3. Разработка урока по литературному чтению в 1 классе ……. 5 стр. 5. Заключение ………………………………………………………..10 стр. 6. Литература ……………………………………………………….. 11 стр.












3. ВВЕДЕНИЕ

3.1. "Диалог" обучающихся с автором литературного произведения

Основная задача учителя на уроках - помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. Поэтому особо хотелось бы остановиться на анализе текста. Оптимальный путь анализа для решения этой задачи - «вслед за автором». Он более возрастосообразный и доступный. Диалог с автором через текст - это наиболее короткий и доступный «путь к автору».

3.2. Цель методической разработки: показать коллегам необходимость применения приема «диалог с автором» в технологии продуктивного чтения.

3.3. Задачи:

1. Разработать конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме «Настоящие друзья детства» по произведению В. Драгунского «Друг детства». 2. Создать презентацию к уроку. 3. Провести урок в 1 классе по данной теме.









4. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

4.1 Что такое диалог с автором?

С точки зрения методики преподавания "диалог с автором" - это прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя - это естественная в процессе чтения "беседа" с автором произведения. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать писателю свои вопросы, "включать" воображение и делать предположения о дальнейшем ходе событий, проверять, совпадают ли они с замыслом автора. К сожалению, способность, читая, вести "диалог с автором" редко появляется сама собой - у большинства обучающихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить как во время первичного чтения произведения, так и во время перечитывания - все зависит от особенностей текста.

4.2. Приемы обучения детей ведению "диалога с автором"

Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее - проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.

При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести "диалог с автором".

Авторами учебников (1-2 класс) расставлены для детей в тексте (в конце предложений) "сигналы":

  • В - вопрос (найди, задай);

  • О - ответ (ответь на этот вопрос);

  • П - проверка (проверь точность своих предположений).

Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть. Задача учителя - научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения. Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения. 4.3. Разработка урока по литературному чтению в 1 классе
Тема «Настоящие друзья детства» по произведению В. Драгунского «Друг детства» Тип урока: овладение новыми знаниями. Цель: обучение детей чтению в режиме «диалог с автором» Задачи:

  1. Формировать умение извлекать необходимую информацию из прочитанного, умение осмысленно читать.
  2. Развивать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  3. Воспитывать у детей чувство сострадания и товарищества.
Оснащение: учебник 1 класса по литературному чтению «Капельки солнца», тетрадь по литературному чтению 1 класс, смайлики для самооценки, мультимедиа с презентацией.






Ход урока

Этапы. Формируемые УУД.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организация класса

2. Проверка домашнего задания и актуализация знаний

Предметные УУД: заучивание наизусть стихотворений.

3. Сообщение темы и постановка цели урока. Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока при помощи учителя.

4.Знакомство с автором. Коммуникативные УДД: слушать и понимать речь других


5.Работа перед чтением текста. Регулятивные УДД: учиться высказывать свое предположение.

Коммуникативные УДД: учиться работать в парах

6. Работа с текстом во время чтения. Предметные УДД: воспринимать на слух художественный текст

Личностные УДД: эмоционально «проживать текст», выражать свои эмоции

Познавательные УДД: ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные УДД: работа в паре, слушать и понимать других.


7. Физкультминутка

8. Работа с текстом после чтения. Коммуникативные УДД: учиться работать в парах, слушать и понимать других.

Личностные УДД: высказывать свое отношение к героям прочитанного

Познавательные УДД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

9. Домашнее задание познавательные УДД: преобразовывать информацию из одной формы в другую

10. Итог урока

Регулятивные УДД: учатся оценивать себя


- Улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошим настроением

- По желанию дома вам было заданы наизусть стихотворения А. Барто «Кукла» или «С утра на лужайке». Кто хочет нам их рассказать?

- Эти произведения входят в сборник стихов. Как он называется? (слайд 1)

- А какие еще стихи входят в этот сборник, хотите узнать? Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» (слайд 2-5)

- О чем эти стихи?

- А как вы думаете: может ли игрушка быть другом?

Значит, мы сегодня на уроке будем говорить о…, а также будем рассуждать о том, могут ли игрушки быть …, поэтому и тема нашего урока «Настоящие друзья детства». Мы попробуем доказать, что игрушки - это настоящие друзья детства (слайд 6) и поможет нам в этом автор, с которым мы сейчас познакомимся.

- (Слайд 7) Прочитайте имя, отчество и фамилию автора.

- Виктор Драгунский не собирался становиться писателем. Но у него родился сын Дениска (слайд 8) и с ним случались разные смешные истории, которые и стал записывать Драгунский. Так появился сборник «Денискины рассказы» (слайд 8). В этот сборник входят 45 увлекательных и смешных историй, случившихся с Дениской. Одну такую историю сегодня мы прочитаем и узнаем, а что думает Дениска: может ли игрушка быть другом.

- Мы будем читать….(слайд 9)

- Давайте, посмотрим на иллюстрации, прочитаем ключевые слова и предположим, о чем или оком будет этот текст. (слайд 10)

- В тексте будет много трудных слов и словосочетаний, поучимся их читать в тетради на стр. 4 задание 1. (приложение 1)

- Поработаем в парах, читаем слова по очереди и пробуем объяснить смысл друг другу. Если что-то непонятно, подчеркните карандашом.

- Читаем слова и объясняем их смысл.

- Откроем учебники на странице 16 и найдем текст, посмотрите, из скольких частей он состоит?

- Сегодня на уроке мы будем читать это произведение. Мы будем во время чтения вести «диалог с автором», это значит, что я буду останавливаться во время чтения, буду вам задавать вопросы или вы мне, т.е. как бы автору, будем на них отвечать или предполагать дальнейшие события. А затем проверять, что автор говорит об этом в тексте. Давайте будем учиться новому приему чтения.

Чтение 1 части в режиме «диалог с автором». (приложение 2) Остановились на слове утиль. (приложение 3)

- Догадаемся, в каком значении употребляется слово «утиль», --

- Откроем тетрадь, стр. 4 задание 3 (слайд 11) Посовещайтесь в парах.

- Проверим.(слайд 11), прочитайте, что такое «утиль». Кто догадался? Молодцы.

- Продолжаем читать дальше. (чтение текста до конца)

- Вы хорошо следили за моим чтением, глазки у вас устали и поэтому мы отдохнем (слайд 12)

- Вернемся к нашему произведению. Вам оно понравилось? Определите его жанр. (слайд 13).Попробуйте доказать.

- Выполним задание 4 на стр.4

(приложение 4 ). Совещаемся в парах.

-Проверяем. (Слайд 14). Похвала.

- Выполняем задание 5 на стр. 5. Каждый выполняет индивидуально.

- Проверяем. (слайд 15,16)

- Задание 6 на стр. 5 прочитайте и выполните самостоятельно.

- Проверка. Какие слова вы подчеркнули?

- Так скажите, что думает Дениска: может ли игрушка быть другом.

- Значит, игрушки могут быть настоящими друзьями.

- Задание 7 на стр.5, Прочитайте, что вам нужно сделать? Все ли понятно? (приложение 5)

- Подведем итог урока. Смогли ли мы доказать, что игрушки - это настоящие друзья? Подумайте, все ли у вас получалось на уроке, все ли делали правильно, а если ошибались, смогли ли исправить ошибку. Поставьте себе в дневник смайлик.

- А теперь давайте посмотрим, как вы себя оценили? Скажите, почему так?

- Звенит звонок,

Спасибо за урок! (слайд 17)

Дети улыбаются и садятся на свои места

Дети рассказывают стихи и оценивают сами себя (самооценка) или с помощью класса.

Дети читают названия сборника «Твой праздник»

Дети читают стихотворения на слайдах и пробуют угадать пропущенное слово

- О игрушках.

Дети дополняют:

- О игрушках

- Друзьями

Чтение темы урока на доске.

Рассматривание слайда

Дети читают слайд «Виктор Юзефович Драгунский»


Чтение названия произведения «Друг детства»

Рассматривание иллюстраций на слайде, чтение ключевых слов и предположение детей.

Работа в парах.

Работа пары: один читает слово, второй объясняет смысл.

Дети рассматривают текст


Дети следят за чтением

Дети читают задание, совещаются

Самостоятельная проверка

Дети выполняют упражнения для глазпод музыку.

Дети определяют жанр произведения и доказывают свою точку зрения.

Читают задание, совещаются в парах, после проверки исправляют ошибки

Читают задание, работают индивидуально, пробуют доказать свою точку зрения

Высказывание детей

Чтение задания


Рисуют смайлики в дневник, затем выходят к доске и встают под свой смайлик. Объясняют, почему поставили такой смайлик.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Урок по теме «Настоящие друзья детства» был проведен во время методической недели школы. На уроке присутствовали учителя начальных классов и учителя - филологи, которые познакомились с новым методическим приемом «диалог с автором ». Я убедила коллег в необходимости применения этого приема в технологии продуктивного чтения. Цель была достигнута.








6. ЛИТЕРАТУРА


  1. menobr.ru/materials/370/5818/ или Журнал Управление начальной школой № 10, 2011 года Приемы изучающего чтения в работе с детьми

  2. Галкина И. А. Электронные физминутки для глаз. Часть 3

  3. Vsekratko.ru › biography/dragunskij/
  4. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Методические рекомендации для учителя Уроки литературного чтения в 1 классе Москва БАЛЛАСС 2011
  5. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Программа Литературное чтение», 1-4 кл. Образовательная система «Школа 2100»

11

© 2010-2022