Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Прибавление числа 5»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ УМК «XXI век»

Учитель: Ренжина Нина Павловна, МАОУ Прокуткинская СОШ, 2014 год

ТЕМА УРОКА: "Прибавление числа 5"

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Цели: Формировать у учащихся универсальные учебные действия:

  • Личностные (самоопределение, смыслообразование);

  • Коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества);

  • Познавательные (работа с информацией, выполнение логических операций);

  • Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность).

Задачи урока:

  • Формировать умение прибавлять число 5

  • Учить выполнять последовательность учебных действий при выполнении заданий

  • Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи

  • Воспитывать всесторонне развитую личность в условиях толерантности классного коллектива

Оборудование: компьютер, проектор, демонстрационный материал (презентация, сказочные персонажи), раздаточный материал: веер цифр, карточки, цветовые карточки.


Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты УУД

I. Мотивация к учебной деятельности Цели:

- Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;


- Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Эмоциональный настрой

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня у нас гости.

Подарите улыбку друг другу, подарите свои улыбки гостям, и тем самым, мы с вами пожелаем всем присутствующим добра и здоровья.

Мы гостей сегодня ждали.

Мы с волненьем вас встречали.
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.

Освоить математику трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к занятиям. Тем более что сегодняшний урок мы с вами проведём вместе с Королевой Математики. Встречайте её! (дети хлопают)

Хочу сказать вам, ребята, что в её королевстве много знающих людей, но, тем не менее, она часто заглядывает в школу, чтобы выявить самых умнейших и в будущем пожаловать им королевские звания. Давайте постараемся понравиться королеве! СПАСИБО!

- Наша гостья приготовила для вас несколько математических вопросов и хочет посмотреть, насколько вы внимательны и эрудированны.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД)

Готовность и способность учащихся к саморазвитию

(Личностные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Актуализация знаний






















































Слушают учителя

Работают веером


Спорная ситуация



Спор


Ориентируются в

пространственных отношениях


РАБОТА В ГРУППАХ

Организует актуализацию знаний и умений


Предлагает задание для пробного действия.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

  • Что значит УВЕЛИЧИТЬ?

  • Что значит УМЕНЬШИТЬ?

  • Покажите число, в котором 1 дес. 3 ед.

  • Какое число при счёте следует за числом 8?

  • Какое число находится между числами 15 и 17?

  • Какое число при счёте находится перед числом 12?

  • Сколько получится, если к 5 прибавить столько же?

  • Какое число на 3 больше 5?

  • Какое число на 1 меньше 18?

  • Разность чисел 13 и 3?

  • Найдите сумму 10 и 9?

  • Я утверждаю, что число 10 меньше числа 7 на три.

Два щенка - баловника

Бегают, резвятся.

К шалунишкам три дружка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько же всего друзей? (5)

Шла овечка по дорожке,

У неё - четыре ножки.

Ей навстречу - чёрный кот.

Сколько всех кошачьих ног? (4)

Королева предложила своим гостям разгадать 10 ребусов. Они разгадали 2 ребуса. Сколько принцев танцевало на балу?

ИТОГ: Королева отмечает, что вы неплохо знаете последовательность чисел, знаете компоненты и умеете отличить задачу от текстов, не являющихся задачами. Спасибо, дети!

Королева хочет познакомить вас со своими придворными гномиками.

Их зовут Умник, Прибавлялкин и Вычиталкин.

- Определите, как зовут каждого гномика, если Вычиталкин выше Прибавлялкина, а Умник ниже Прибавлялкина. ВЕРНО!

РАБОТА В ГРУППАХ
В королевском дворце построено два домика для придворных. Нужно расселить жильцов так, чтобы на каждом этаже жило такое количество жильцов, которое указано на крыше дома.

ИТОГ: Молодцы, знаете состав чисел, королева математики утверждает, что эти знания вам пригодятся сегодня на уроке.

Поблагодарим группы за совместную работу.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение

(Регулятивные УУД)

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- Выявить место (шаг, операция) затруднения;
- Зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

На руке 5 пальцев, у пятиугольника 5 сторон

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Прибавлялкин и Вычиталкин приготовили для вас свои любимые задания. Возьмите карточку, проверьте правильность выполнения заданий.

ПРИБАВЛЯЛКИН ВЫЧИТАЛКИН

6 + 5 = 9 9-1=8

4+0=4 6-0=6
8 + 3 = 11 7-3=4

7+5= 9 11-2=9

- Кто нашёл значения всех выражений?

- Что можете сказать о работе Вычиталкина?
- Скажите, значения всех ли выражений были найдены правильно у Прибавлялкина?
- В чём причина ошибок, которую допустил придворный Прибавлялкин?

(Он не знает, как прибавлять число 5)
- А где мы встречаемся с числом 5?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний:

умение отличать новое от уже известного с помощью учителя

(Познавательные УУД)

Мотивация учебной деятельности

(Личностные УУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

- Организовать постановку цели урока;
- Организовать составление совместного плана действий













Физминутка

С помощью учителя определяют тему и ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства.

Мы знаем, как можно прибавить и отнять числа 4, 3, 2, и 1.

ЗНАЕМ СОСТАВ ЧИСЛА 5

Организует постановку определения темы и цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств разрешения затруднения.

Сформулируйте тему урока и его цель Тема урока: Прибавление числа 5;

Цель: Научиться прибавлять число 5.

Наметим шаги работы на уроке.

ЧТО Я НЕ ЗНАЮ, САМ НАЙДУ СПОСОБ
1. Вспомним алгоритм решения примеров изученных видов
2. Сопоставим свои знания
и устраним затруднение
3. Применим новое знание на практике.
- Как вы считаете, какие знания помогут нам объяснить нашему герою, как удобно прибавлять число 5?

(СОСТАВ ЧИСЛА)

- Умник предлагает нам воспользоваться эталоном решения ранее изученных примеров и попытаться объяснить Прибавлялкину алгоритм решения примеров вида

6+5 7+5 8+5 9+5

ЗАЙКА СЕРЕНЬКИЙ СИДИТ

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

V. Реализация построенного проекта

Цели:

- Реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- Зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- Организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- Уточнить тему урока.

Работа в тетради

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.


Отвечают на вопросы учителя.


Фиксируют новое знание в речи и знаках.


Под руководством учителя формулируют тему урока.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует подводящий диалог.
Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
Организует уточнение темы урока.

Работаем у доски

С комментированием

6+5 7+5 8+5 9+5


ИТОГ: Спасибо. Прибавлялкин благодарит вас за помощь

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, использовать свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.


С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Образец рассуждения:

1) Определяю, какие числа даны

2) Применяю правило
3) Выполняю вычисление удобным для меня способом
4) Называю результат

Решение задачи (слайд)

АНАЛИЗ

РЕШЕНИЕ

ОТВЕТ (проверка)

ИТОГ: Умник отмечает, что вы старались в работе и уверен, что вы все освоите приём сложения чисел с переходом через десяток

Уметь прибавлять числа, используя правило


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД)


Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

VII. Самостоятельная работа* с самопроверкой по эталону

Цели:
- Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- Организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- Организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Организует самооценку

Самостоятельная работа*

с проверкой по эталону

Работа с учебником стр. 69 № 7

Анализ задачи

Решение, ответ (самостоятельно)

Проверка

Работа по карточкам (индивидуально)

Эталон для самопроверки.

- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В каком месте ошибки?
- В чём причина?

Уметь прибавлять числа, используя правило


Уметь выполнять работу по предложенному плану

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД)

(Личностные УУД)


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- Зафиксировать новое содержание урока;
- Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


Отвечают на вопросы учителя.


По схеме рассказывают, что узнали,

знают,

смогли.


Делают самооценку

Организует фиксирование нового содержания.


Организует рефлексию.


Организует самооценку учебной деятельности.

- Мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
Расскажите, чему научились на уроке.
- Оцените свою деятельность на уроке.
Я сегодня …

Подарим нашей королеве весенний букет (дети оценивают себя, выбирая цветок настроения)

Ребята, я хочу поблагодарить вас за сотрудничество на уроке.

А Королева Математики отмечает успешную работу … и вручает ЗВЁЗДЫ.

Спасибо всем!

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД)


Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

(Регулятивные УУД)


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности



© 2010-2022