Конспект занятия Русское чаепитие

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русское чаепитие

Цель: Познакомить учащихся с историей чаепития и целебными свойствами чая.

Привить любовь к традициям чаепития.

Задачи:

  • Воспитывать у учащихся любовь к родному краю на национальных и семейных традициях.

  • Расширять кругозор учащихся.

  • Прививать навыки этикета.

Оборудование: Комната - музей «Деревенская изба»;

Изображения (фото, рисунки) самовара;

Репродукции картин: «За чаем» К.Коровина,

«Чаепитие в Мытищах» В.Перова, атрибуты для конкурсов.

Плакаты: «Устал - пей чай», «Жарко - пей чай»,

«Холодно - пей чай», костюмы для детей, презентация,

Ход занятия


Здравствуйте гости дорогие - «Гость на порог - хозяину радость».

Просим в избу к нам, во светлицу. Будьте как дома, присаживайтесь.


Мы гостей своих встречаем

Пышным круглым караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Поклонясь, отведать просим.

Женщины, которые подносили гостям хлеб, на Руси называли каравайщицами. Если каравай вкусен, значит хозяева добрые.

В старину о хлебосольных хозяевах говорили: «Дом как чаша полная,- хлеб да соль со стола не сходит». Ведь хлебосольство - это не только обилие питей и пищи, но и состояние души.

Вед. В Туле или на Урале

Собрались все мастера,

В головенках почесали,

Засучили рукава,

Над железом почудили -

Агрегат соорудили.

На столе поет - гудит

Пышет жаром и пыхтит.

К потолку пускает пар

Что же это? Самовар.

Презентация.


  • На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки,

Так споем же под чаек

Чайные частушки.


  • Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.


  • Самовар поет, гудит

Только с виду он сердит,

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.


  • Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.


  • Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чая вкусного, крутого

Самоварного чайку.


  • Вот теперь раздуем жар -

И запышет самовар.

Ох, напьемся мы чайку,

Хворь разгоним и тоску.

  • В пляске не жалей ботинки!

Предлагай - ка чай друзьям.

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут вам!


Сперва чаек китайцы пили, Вслед индейцы подхватили Моду пить напиток этот - И пошел гулять по свету! После к немцам корабли Это зелье привезли…. Нынче на Руси народ Сей напиток шибко пьет.

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться,

Чай всех снадобей полезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг.

Чай - здоровью лучший друг!

Конкурс 1. Все у нас на посиделках было: и песни, и танцы, и чаепитие. Только вот о пословицах забыли. Я начну - а вы кончайте, пословицу продолжайте.

Семеро одного ….

Без труда ….

Дареному коню …

Волков бояться…

Кончил дело …

Один в поле …

На чужой каравай …

Кто не работает ….

А сейчас я хотела бы спросить у вас: в кого или во что превратился бы наш самовар, если бы он играл в «превращалку»? Почему вы так решили? Докажите.

- Самовар мог бы превратиться в генерала, потому что он такой же важный и т.д.
- Самовар мог бы превратиться в маму, потому что он, как и мама, согревает всех и собирает вместе всю семью.
- Он мог бы превратиться в паровоз, потому что у него есть трубы, он пыхтит, его топят дровами и т.д.
- Он мог бы превратиться в ворчливого старого деда, потому что пыхтение и сопение самовара напоминают ворчание старика.

Итак, сегодня мы с вами узнали, что не так прост самовар, как кажется на первый взгляд. Но, как говорится, сделал дело - гуляй смело. Отзанимались мы на славу, пора и отдохнуть.
Давайте наберем воды в нашу чудо-машину и вскипятим чаек.

Конкурс 2. "Родниковая водица"

Ведущий. Для хорошего чая и вода должна быть отличной. Сейчас ребятам надо наносить воды из родника (из ведра) в чайник. Кто до окончания прослушивания музыки больше наберет воды (ученики носят воду ложками), тот и победил.

Конспект занятия Русское чаепитие



  1. На Руси чаепитие всегда отличалось простотой и сердечностью. Самовар на столе как бы приглашает расслабиться и вести долгие задушевные беседы.

  2. За нашу любовь к чаю нас называли водохлебами. Похрустывая крендельками, гости и хозяева незаметно выпивали до десяти стаканов чаю. Приглашая "пожаловать на чай", хозяева предлагали гостям чувствовать себя свободно, "без церемоний".

  3. Москвичей дразнили чаехлебами. В отличие от Петербурга, где "пили кофий", в Москве с утра до вечера "чаи гоняли".

  4. Считалось неприличным пригласить гостя и не напоить его чаем. Чай пили не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса.

Родитель 1.

На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Кое-где и при свечах,
Говорили, песни пели
И, конечно, пили чай.
Пироги, баранки, сушки
Были очень хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.

Исполняется песня "Ax, ароматы чая" на мотив "Изгиб гитары желтой".

Изгиб гитары желтой
Ты обнимаешь нежно.
Сидим у самовара,
Дымок уходит ввысь.
В беседе задушевной
Вдруг кто-то тихо скажет:
"Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!"

Ах, ароматы чая!
И, знаешь, неслучайно
Веселье, песни, шутки
В душе моей зажглись.
Отступят все заботы,
И вот воскликнул кто-то:
"Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!"

Радушные хозяйки
Накрыли стол богато:
Пирог, блины, печенье
И сладости нашлись.
Мы выпьем чашку чая,
Все вместе дружно скажем:
"Как здорово, что все мы здесь
Сегодня собрались!"

Конкурс 3. Дети и родители пытаются определить, сколько конфет под салфеткой. Для этого они садятся на стул, на котором лежат карамельки, прикрытые салфеткой (2-4). Одновременно это могут делать 5-10 человек. Кто быстрее правильно определит количество конфет, тот и победил.

Девочка 1. Когда б имел златые горы
И реки, полные вина?

Мальчик. Все отдал бы за чашку чая
И выпил бы ее до дна.

Девочка 2. А коли я пришла бы в гости
И красотой пленила б вдруг?

Мальчик. Я б напоил тебя чаечком,
Да так, чтоб захватило дух.

Девочка 3. А если б я сказала: "Здравствуй,
Гулять я к реченьке иду"?

Мальчик. А я, пожалуй, соглашуся,
Вот самовар лишь захвачу.

Девочка 4. А если б я сказала: "Саша,
Ну, покажи глаза свои..."

Мальчик. Я б на тебя смотрел, Светлана,
И пил без устали чаи.

Девочка 5. Ну, все! Прощай! Мы расстаемся!
Прощенья даже не проси!

Мальчик. Ты заходи ко мне почаще,
Варенья к чаю приноси.

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю

Как же этот чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок,

И приправил луку, перца

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал.

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом - то догадался -

Что забыл я - посолить!

Конкурс 4. "Доктор Айболит"

Перед участниками (по одному от команды) ставятся плошки с травами, с которыми можно заваривать чай. Надо назвать эти травы.

Конкурс 5. «Плясуны».

Конкурс следующий не нов -
Это конкурс плясунов.
Никого мы не обидим,
Но хотим, друзья, сказать:
На обычном стуле сидя,
Надо что-нибудь сплясать.
Все движенья хороши!
Сядь покрепче и пляши.

Пляшут всей командой, сидя на стульях. Жюри оценивает команду в целом, но выбирает лучшего плясуна каждого танца.Руки согнули, прямее спинку,
И давай пляши лезгинку...
Ну, а вы не трусьте-ка
Да спляшите русского...
Музыка неброская -
"Яблочко" матросское...
Этот танец - просто класс!
А ну "Цыганочку" для нас!

За такой прекрасный миг
Вам сосиска на шашлык...
Ну, а вам, сударыня,
Кренделек за "Барыню"...
Вам, плясунчик-папочка,
Яблочко за "Яблочко"...
Ну, а сей гражданочке -
Рубль за "Цыганочку"...

Конкурс 6. «Принеси бублик» Участвуют по 4 человека от команды. Реквизит: 2 юбки, 2 косынки, 4 корзины (две с равным количеством бубликов, две - пустые). Задание: На двух стульях, стоящих напротив, стоят две пустые корзины. Необходимо надеть юбку, косынку, взять в руки корзину с бубликами (в каж­дой корзине равное количество), добежать до дру­гого стула с корзиной, положить бублик в пустую корзину, вернуться обратно, передать корзину дру­гому. Побеждает тот, кто быстрее справится с зада­нием.

Конкурс 7. «Веселые художники» Участвуют по 5 человек от каждой команды. Реквизит: Листы ватмана, фломастеры.

Задание: Каждая команда должна нарисовать чайник, причем участники рисуют по очереди:

• первый - чайник,• второй - ручку;• третий - носик;• четвертый

крышку; • пятый - узор на чайнике.
Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Конкурс 8. «Самоварчик».

- Из букв этого слова за минуту надо составить всевозможные слова. Какая команда больше составит слов, та и победит в этом конкурсе. Итак, внимание, приступайте!

Дети. Приходите, гости,
Приходите все к нам.
Вам дадим похлебки,
Киселя нальем вам.

Родители.Нет, нет, не хотим,
Мы и так посидим!

Дети.Проходите, гости,
Проходите, наши.
Мы нальем вам супу
И дадим вам каши.

Родители. Нет, нет, не хотим,
Мы и так посидим.

Дети. Посидите, гости,
Мы вас приглашаем.
Самовар поставим,
Напоим вас чаем.

Родители. Мы идем, мы идем,
И чайку мы попьем.

Дети. Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара,
С пряниками тульскими,
С блинами-то кунгурскими.

Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит!

Конкурс 9. Загадки Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.
Никогда не ест, а только пьет,
А как зашумит - всех приманит. (Самовар).

- Он бывает с толокном, с рисом, мясом и пшеном.
С вишней сладкою бывает, в печь сперва его сажают.
А как выйдет он оттуда, то кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог).

- Сами не едим, а людей кормим. (Ложка).

- Не живое, а дышит. (Тесто в квашне).

- В брюхе - баня, в носу - решето,
На голове - пупок, всего одна рука, и та но спине. (Чайник).

- Белый камень в воде тает. (Сахар).

- Я пузырюсь и пыхчу, жить в квашне я не хочу.
Надоело мне квашня, посадите в печь меня! (Тесто).

- Маленькое, сдобное колечко съедобное.
Я одна тебя не съем, разделю ребяткам всем. (Бублик).

Ученик 1 Чай с ложечки не пьют, ложка для того, чтобы размешивать сахар.

Ученик 2 Сахар берут специальной ложкой, а не своей.

Ученик 3 Торты и пироги раскладывают на тарелки лопаткой.

Ученик 4 Пирог едят с помощью ножа и вилки, мягкие торты с помощью вилки.

Ученик 5 Печенье отламывают маленькими кусочками.

Ученик 6 Джем и повидло намазывают на хлеб ножом.

Ученик 7 Конфеты берут рукой из общей вазы или коробки, кладут на свою тарелку.

  • Чай пить - не дрова рубить,

  • Чаем на Руси никто не подавился,

  • С чая лихо не бывает,

  • Чай не пьешь - какая сила, чай попил - совсем ослаб,

  • Чай да сахар к милости вашей,

  • Чайку покушаешь, да музыку послушаешь.

  • Выпей чайку - забудешь тоску,

  • За чаем не скучаем - по три чашки выпиваем,

  • Чай не пить - на свете не жить.

  • Чай пить - приятно жить!

  • Выпей чайку - позабудешь тоску.

  • Устал - пей чай, жарко - пей чай, хочешь согреться - пей чай!

  • Если чай не пьешь - где силы берешь.

© 2010-2022