Урок обобщения Прощай азбука 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка;

развивать умения сравнивать, группировать;

прививать навыки культурного общения.

Оборудование: плакаты, шапочки-буквы, алфавит в картинках, учебники «Азбука», «Родная речь», «Букварь», костюм Незнайки, «лени», «баловства», «жадности», алфавит в картинках, карточки, дипломы, экран, компьютер.

Ход праздника


Звучит песня «Первоклашка». Дети входят в зал.

Слайд 1.Прощай, азбука Ученик 1. Хороша сегодня школа, Класс горит огнём. Мы на праздник наш весёлый Всех друзей зовём

Ученик 2. Мы сегодня очень рады

Мы приветствуем гостей.

Всех знакомых, незнакомых,

И серьезных, и веселых,

Все: Первый класс, первый класс

Пригласил на праздник вас.

Ученик 3.

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

Ученик 4.

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы до корки,
Изучили алфавит!

Учитель: Дорогие дети, родители, гости! Я рада, что мы сегодня здесь собрались. Сегодня у нас праздник, все ученики нашего класса научились читать. Они прочли свою первую книжку «Азбуку». А праздник - это песни, музыка, игры.

Песня « В школу рано мы идем»

Ученик 5:
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу
В свой самый лучший первый класс!

Слайд 2 .1а класс

Ученик 6:
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы Азбуки свои открыли,
Раскрыли школьную тетрадь.

Ученик 7.
Теперь мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу ….
Все: Мы научились все читать.

Учитель: Прочитайте, что написано на этом слайде.

Слайд 3 Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики.

Читают хором: «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».

Учитель: Дети, кто научил вас читать?

Дети: Азбука! (составление слова из букв)

Слайд 4. АЗ+ БУКИ = АЗБУКА

Учитель: В старину буквы А и Б назывались «АЗ» и «БУКИ», по названию

букв книгу, которая учит читать, назвали «АЗБУКА».

Учитель: Праздник начался, а самой главной гости нет. Давайте позовем ее: «Азбука, Азбука, мы ждём тебя».

Дети хором: Азбука! Азбука! Мы ждем тебя.

Входит Азбука, обращается ко всем присутствующим.

Слайд 5. Азбука

Азбука: Здравствуйте, гости!

Здравствуйте, мамы и папы!
Здравствуйте, бабушки и дедушки!

Привет, мальчишки и девочки!

Как я рада снова встретиться с вами.

Только в школу вы пришли

Встретилась я с вами.

Дни учебы потекли,

Стали мы друзьями.

Я учила буквам вас,

И письму, и чтению,

Дружбе крепкой и труду,

А ещё терпению.

(обращается к первокласснику):

А ты что, был чем - то не доволен, читая мои страницы?

Первоклассник (недовольно отвернувшись):

И зачем было идти?

Я читаю лет с пяти.

Нужен этот первый класс!

Ухожу домой сейчас,

Попрошу купить компьютер,

Буду целый день играть,

В Интернет письмо писать.

Азбука:

Подожди, не торопись,

Лучше к школе приглядись,

А уйти всегда успеешь -

И включиться в Интернет.

Грамотой не овладеешь -

Подключаться - Тольку нет:

Насмешишь весь белый свет!

Первоклассник (возмущенно):

Как же так? Ведь я читаю,

Цифры знаю, буквы знаю.

Азбука (показывает на букву Р):

Эту тоже?

Первоклассник:

Ну а как же?!

Скажет каждый во дворе:

Перед нами буква «Рэ»!

Буква Р:

Я не «рэ», не «рэ», не «рэ»,

Хоть пишусь я во «дворе»!

Ты меня найдешь в «горах»,

«Тундре», «речке», «берегах».

Рокочу я громким громом

И реву звериным ревом -

Вот тигриным,

Например.

Мое имя - буква «Эр».

Буква «Р» уходит.

Первоклассник (смущенно):

Извините, я не знал,

Но я правильно читал….

Азбука. Да, читать - это полдела.

Потруднее написать,

Надо звуки, надо звуки,

Надо звуки различать!

Слайд 6. Книжки будешь читать- будешь много знать

Первоклассник. Понял много я сейчас

Книжки будешь читать - будешь много знать.

Учитель: Азбука, видишь, не всё гладко и хорошо было на уроках чтения, когда мы читали твои буквы. Вот послушай, что произошло с девочками, когда они учили буквы на твоих страницах.

Песенка «Урок»

  1. С азбукой уселись дети

На лугу, на траве.

Дружно дети учат буквы

А, Б, В, абв.

«Ты нам ветер не мешай

И страницы не листай.

Ты и буквы не прочтёшь,

Только всех собьёшь».

2. Подошёл утёнок важно

Закричал: « Кря-кря-кря

И учили эту азбуку не зря,

Вы не зря!»

«Ты утёнок не мешай

Детей с толку не сбивай

Не кря-кря-кря!»

- А как?

А Б В - вот так!

  1. Подошла стуча копытцем

К нам коза. Что тебе?

- Я коза хочу учиться

Бе-бе-бе, бе - бе - бе.

- Ты коза нам не мешай

Детей с толку не сбивай

Не бе-бе-бе

- А как?

- А Б В - вот так!

4. А потом пристал телёнок

Замычал: «Му-му-му!

Я телёнок несмышленый

Ничего не пойму!»

- Ты, телёнок, не мешай,

Детей с толку не сбивай

Не му-му-му!

- А как?

- А Б В вот так!

Слайд 7. Алфавит
Азбука Буквы - значки,

Как бойцы на парад

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется всё:

Все: Алфавит!
Учитель: Азбука, все буквы прибыли попрощаться с тобой!
Гласные?

Все: Здесь!

Учитель: Согласные?

Все: Здесь!

Учитель: Буквы, которые не обозначают звуков?

Все: Здесь!

Слайд 8.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж прикатили на еже.

Слайд 9.

3, И, Й, К, Л, М, Н, 0 дружно вылезли в окно

Слайд 10.

П, Р, С, Т, У, Ф, Х оседлали петуха

Слайд 11.

Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь,Э, Ю, Я вот и Азбука моя

Слайд 12 .Я Я Я Я

(Выбегает буква Я и кричит:

- Подождите, подождите, я не согласная

Буква Я. Посмотрите на меня,

Разве я не хороша?

Не худющая, как А,

И не толстая, как Ш!

Ножку вправо отведу

К букве я соседней,

Не хочу теперь в ряду

Я стоять последней.

(обращаясь к Азбуке)

Книжка первая моя,

Пожалей ты букву Я,

Разреши минут хоть пять

Первой в азбуке стоять!

Азбука. Ай-ай-ай, мне очень стыдно

И за алфавит обидно.

Как ты можешь, буква Я,

Подводить сейчас меня?

В алфавите всем известно:

Хвастунишкам тут не место!

Знают буквы все отлично:

Якать просто неприлично.

Буквы людям все нужны,

Этим буквы и дружны.

Дело тут совсем не в месте.

Слайд 13.Вместе дружная семья

Все: Дело в том, что все мы вместе!

Ученики 8 Спасибо, Азбука за все,

Что сделала для нас!

За слово доброе твое, за стих,

За первый твой рассказ.

Ученик 9 Нас научила ты читать,

Слова на слоги разбивать.

Прошли с тобой от А до Я.

Теперь мы будем все - друзья.

Учитель: Садись, Азбука, будешь самым желанным гостем на нашем

празднике. А мы с ребятами покажем тебе, чему они научились,

читая твои страницы.

Учитель: Что мы делаем с помощью букв?

Ученики: 1) При помощи букв мы обозначаем звуки на письме.

2) А ещё при помощи букв мы читаем и пишем.

Учитель: Что делаем со звуками?

Ученик: Звуки мы слышим и произносим.

Учитель: Разделите буквы русского алфавита на три группы.

Ученики: 1) Буквы, обозначающие гласные звуки.

2) Их в русском алфавите 10.

14 слайд: А О У Ы Э

Я Ё Ю И Е

Ученики: 1) Буквы, обозначающие согласные звуки.

2) Их в алфавите 21 буква.

15 слайд: Н М Л Р Й Б В Г Д Ж З

П Ф К Т Ш С Х Ц Ч Щ

Ученики: 1) Буквы, не обозначающие звуков.

2) Их в алфавите 2 буквы.

16 слайд: Ъ и Ь

Игра 1.

Учитель: А сейчас проверим, знаете ли вы гласные и согласные звуки.

Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете

руки вверх, а если услышите в начале слова согласный звук,

то хлопаете в ладоши.

Утюг, окно, мост, стол, школа, урок, книга, лошадь, ириска, апельсин,

карандаш, жук.

Игра 2.

Учитель: А можно ли составить слова без гласных?

Следующий конкурс называется «Угадай слова».

Ученик 10.

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый,

Мы содержим букву А

Трижды или дважды.

Иногда всего одну -

Только не в начале.

Но сегодня - ну и ну!

Все они сбежали.

17 слайд, 18слайд, 19 слайд, 20 слайд/работа на слайдах/

К Р Н Д Ш, С Х Р, Б Р Б Н, С Т К Н, С Т Р Т, Р С С Д, М Р К, П Р Т.

Проверка карандаш, сахар, барабан, стакан, старт, рассада, марка, парта

Песня «Буквы могут в слова превращаться»

Учитель: Да, сколько интересного и необычного мы узнавали на уроках

чтения, когда буквы, соединяясь, друг с другом, открывали

нам мир слов.

Игра 3

Учитель: Среди слов найдите те предметы, которые нужны в школе:

(Работа в группах)

21слайд, 22 слайд.

ОВРУЧКАКЗВ РБКПЕНАЛЪХ

ИМРАНЕЦНС ПОЛАСТИКМНЕ

ЦЛТЕТРАДЬБ К ПАЛЬБОМГ

Проверка. Ручка, ранец, тетрадь, пенал, ластик, альбом.

Азбука: Я должна признаться, что могу каждому ученику поставить

«пятёрку». Все ребята меня очень порадовали.

Слайды:23, 24, 25, 26

Игра 4. «Разгадывание ребусов»

Слайд 27.

Игра 5. «Кто приехал в гости»

Учитель: Надо хорошо подумать!

Слайд 28.

Игра 6. «Укажи ошибку» /работа в парах/

Карточки на столах

Слайд 29.

Игра 7. «Фразеологический зверинец» / Работа по слайду/

Слайд 30

Игра 8 «Собери пословицу» /Работа в группах/

Учитель: Начало пословиц на белом поле, конец пословиц на жёлтом поле.

Слайд 31.

Игра 9. «Живые слова»

/раздаю слоги, дети выходят, когда я называю имя/

Ма-ри-на Ро-ма

Ни-на Зи-на

Во-ва Ве-ра

А-ню-та Не- знай-ка

32 слайд: картинка Незнайки

Незнайка: Ой, что у вас здесь происходит?

Народу полным - полно, и Азбука здесь.

Здравствуйте! А это кто?

Азбука: А это мои помощники - буквы.

Незнайка: Зачем тебе так много букв?

И почему одни красные, а другие - синие?

Азбука: Это буквы гласные и согласные.

Незнайка: Ну, их очень много. Сколько их всего?

Дети хором: 33 буквы.

Незнайка: Ого! Бедные детки! Как можно все их выучить! 33 это ж больше,

чем пальцев на руках. Нет, если бы я работал Букварём, то я бы

оставил букв поменьше, чтоб ребятам было полегче! Например,

оставил бы одни гласные или одни согласные буквы

Учитель: Эй, Незнайка! Нельзя говорить о том чего не знаешь.

Азбука: Надо тебе, Незнайка, серьезно заняться своим обучением.

Незнайка: Ну, допустим, это лишнее. Я и без грамоты могу прекрасно

стихи сочинять. Вот к празднику приготовил, свеженькие, еще

никто не слышал. Хотите, продекламирую?

Незнайка читает стихи, а дети исправляют допущенные им ошибки.

33, 34 слайды:

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей (грачей).

Синеет море перед нами

Летают майки над волнами (чайки).

Говорят один рыбак

В речке выловил башмак

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом).

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель (капель) перед сном.

Учитель: Видишь, Незнайка! Не зря говорят:

35слайд: «Мало уметь читать, надо уметь думать».

Садись и слушай внимательно: сейчас дети будут читать загадки

родителям, а мамы и папы постараются отгадать.

Слушай внимательно, потому что каждая буква рассказывает

стихотворение - загадку о себе.

Дети читают по карточкам, а родители ученика отгадывают слова.

36слайд:

Алфавит в картинках/ карточки лежат на столе/

А - лягушку проглотил (аист)

Л - тележку покатил (лошадь)

Д - откроем и войдем (дверь)

Ш - на елке мы найдем (шишка)

О - жужжит и больно жалит (оса)

П - в лесу деревья валит (пила)

В - чирикает на ветке (воробей)

Т - рычит на нас из клетки (тигр)

М - спасается от кошки (мышка)

Ц - в горшочке на окне (цветок)

Н - приятный любит запах (нос)

К - на мягких ходит лапах (кошка)

Щ - усердно чистит зубы (щетка)

З - велит надеть нам шубу (зима)

Ч - с собою домик тащит (черепаха)

Э - откликается из чащи (эхо)

С - по шёрстке мы погладим (собака)

Ё - мы к празднику нарядим (ёлка)

И - в лесу на курьих ножнах (избушка)

Г - лежит у нас в лукошке (гриб)

Ф - мерцает огоньком (фонарь)

Ю - завертится волчком (юла)

Е - в лесу с куста мы ели (ежевика)

Р - вокруг Луны летает (ракета)

Х - к обеду на столе (хлеб)

Я - на каждом корабле (якорь)

Ж - жужжит в окошке (жук)

У - закидываем в речку (удочка)

Б - выпекаем в жаркой печке (бублики)

Я - во рту мы прячем (язык)

Незнайка: Надо же, как ловко отгадывали загадки все эти дяди и тёти.

Наверно, в школе вы все хорошо учились?

Это ты их учила, Азбука?

37 слайд: Букварь

Азбука: Нет, не я, а мой дедушка - Букварь.

Показывает Букварь старого издания.

Он мне рассказывал; какими робкими и несмышлёными они

приходили в школу. А он учил их так, как я в этом году учила этих

девочек и мальчиков. И знаешь, они многому научились. Я им

больше не нужна, но ты, Незнайка, даже не представляешь, сколько

трудностей поджидает ребят впереди.

Учитель: Да, дорогая Азбука, с тобой мы сегодня распрощаемся; ты

остаёшься в первом классе, а мы отправимся дальше по дороге

знаний и открытий.

А что, ребята, нам нужно взять с собой, чтобы справиться со всеми

трудностями?

38 слайд: слова

Ученики: 1) Терпение;

2) Старание;

3) Умение;

4) Аккуратность.

39 слайд: Внимание! Опасность!

В дверь вбегают три героя.

Герои: А нас возьмёте с собой, милые ребятки?

Учитель: А вы кто такие?

Герои: Читайте сами!

Показывают карточки с надписями «лень», «жадность», «баловство».

Учитель: Ребята возьмём их с собой?

Дети хором: Нет!

Лень: Как же? Неужели вы без нас обойдетесь? Неужели не будете

лениться, баловаться и жадничать?

Жадность: Вы же такие некультурные, невоспитанные, читать-писать

научились, а как вести себя не знаете.

Дети хором: Знаем!

Баловство: Ну- ну, сейчас посмотрим, знаете ли вы волшебные слова.

Герои читают стихи, а дети досказывают последнее слово.

  1. Придумано кем-то и просто и мудро

При встрече здороваться: Доброе…….(утро)

2) И всегда при расставанье говорите ……(до свиданья)

  1. Попал ты в дедушку мячом

И закричал: «А я при чём?»

Но, досчитав до 10,

Сказал: «Ой, дедушка, …….» (прости)

  1. Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но, представьте, зря от Вити

Ждал я слова ……. (извините)

  1. Если дарят в день рожденья

Вам конфеты и печенье,

Карандаш, альбом и книжку

Или мягкую мартышку,

Не молчи, как в речке рыба,

Говори друзьям……. (спасибо)

40 слайд: «Молодцы!»

Учитель: Молодцы, первоклассники! Не подвели Азбуку.

Обращаясь к Лени, Жадности, Баловству

Убедились, что наши ученики научились не только грамоте и

письму?

Лень: Да, пожалуй, нам в этом классе делать нечего.

Обращаясь к своим «друзьям»

Бежим скорее в другой класс - там тоже первоклассники учатся.

Может, мы с ними останемся?

Герои убегают из класса.

Азбука: Ребята! Вы молодцы! Я вижу, вы многому научились, справились со

всеми заданиями. И поэтому я хочу вручить вам сегодня дипломы

об успешном окончании вашей первой учебной книги Азбуки.

Детям вручаются дипломы об успешном окончании Азбуки.

Азбука: Ребята! А ведь я на праздник к вам пришла не одна, я привела

вам новую гостью. Познакомьтесь с ней - это «Литературное чтение».

41слайд: «Литературное чтение»

Литературное чтение. Здравствуйте, ребята!

Дети хором: Здравствуйте!

Литературное чтение: Мне давно хотелось с вами познакомиться. Надеюсь,

теперь, когда вы научились хорошо читать, мы станем

добрыми друзьями. Я расскажу вам много интересного про

нашу Родину, наш великий народ, про ребят, про нашу жизнь.

Я знаю ребята, что вы все аккуратные, но всё же я хочу, чтобы

вы всегда выполняли мою просьбу:

Я добрый друг и спутник твой,

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид приятен,

Оберегай меня от пятен.

Мой переплёт не выгибай,

И корешок не поломай.

Меня скорей ты оберни,

Где взял меня - туда верни.

Запомни, я - твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.

Поздравляю вас с новой школьной победой.

Учитель: Посмотрите-ка, ребята, сколько у нас сегодня на празднике

присутствует гостей и все они пришли поздравить вас

с окончанием вашего первого этапа обучения.

Слово для поздравления предоставляется:

  1. Администрации школы.

  2. Библиотекарю школы.

  3. Родителям.

Азбука: Ну что ж, пришла пора расстаться.

Незнайка: Осталось только попрощаться.

Азбука: Мы желаем, чтобы побольше вы книжек читали!

Незнайка: Чтобы красиво в тетрадках писали!

Азбука: Чтобы умели считать, рисовать!

Вместе: Чтобы учились на круглую « пять»!

42 слайд: До свидания, Азбука!

Учитель: До свидания, Азбука, до свидания, Незнайка.

Песня на мотив «Голубой вагон»

Праздник наш сегодня завершается,

С Азбукой простились мы сейчас.

Наши мамы пусть не беспокоятся,

С радостью мы ходим в первый класс.

Припев:

Солнышко ласково

В небе улыбается,

Детские песенки

Слышим там и тут.

Дружные, дружные

Девочки, мальчики,

Радостно учатся,

Весело живут.




13


© 2010-2022