Конспект урока самопознания на тему Учимся взаимопониманию (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока самопознания

Школа: КГУ «СОШ № 46» Урок: № 10

Тема: Учимся взаимопониманию

Ценность: Праведное поведение

Качества: Взаимопонимание - основа добрых отношений между людьми. Умение слушать, слышать и понимать друг друга, любовь, дружба, ответственность, совесть

Педагог: Ахмедова Е.Т.

Класс: 4

Количество учащихся: 24

Цель:

углублять представление о ценности взаимопонимания, об ответственности каждого человека за установления мира и согласия в отношениях между людьми.

Задачи:

1.Раскрывать значение выражения «уметь слушать и слышать

собеседника и понимать друг друга»;

2. Развивать умение проявлять интерес к собеседнику, находить взаимопонимание;

3.Воспитывать доброе и чуткое отношение к окружающим людям.

Ресурсы:

(материалы, источники) листы бумаги (формат А4); цветные карандаши; аудиозаписи музыкальных произведений

Ход урока:

1. Оргмомент. Психологический настрой.

Прогулка в лес Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

2. Проверка домашнего задания

Рассказ о знакомом человеке, с которым легко общаться. Поделитесь своими наблюдениями.

1. Как вы думаете, легко ли с вами общаться? Почему?

2. Какие трудности у вас возникают в общении с незнакомым человеком?

3. Понимают ли вас близкие и друзья?

4. Какие чувства вы испытываете, когда вас не понимают?

5. Какие чувства важны для взаимопонимания?

Тест «Умеете ли вы слушать» (на слайдах).


1. Что вам нравится больше- говорить самим или слушать кого-то?

а) говорить; б) слушать.

2. Часто ли вы отвлекаетесь во время беседы с кем-либо?

а) часто; б) редко.

3. Бывает ли так, что во время беседы вы не слушаете собеседника, а обдумываете то, что вы могли бы рассказать?

а) иногда я так поступаю; б) нет, никогда.

4. Часто ли вы неправильно понимаете то , что вам сказали ?

а) часто; б) редко.

5. Приходилось ли вам слушать из вежливости, когда разговор вас вовсе не интересовал и хотелось быстрее уйти?

а) приходилось, конечно; б) не приходилось, мне всегда интересно.

6. Есть ли у вас привычка перебивать собеседника, останавливать его, не дослушав до конца?

а) да, есть, если скучно очень; б) нет, не перебиваю, слушаю внимательно.

7. Случается ли так, что вы отвечаете на вопрос собеседника еще задолго до того, как он его закончил формулировать, то есть вам не терпится?

а) случается, конечно , и часто; б) нет, никогда, я что, выскочка что ли ?

8. Как вы поступаете, когда слушать скучно, неинтересно, хочется зевать, вы себя сдерживаете и только и думаете, когда это закончится?

а) вместо того, чтобы слушать, начинаю думать о своем , тем самым не обижаю собеседника и сама занята;

б) пытаюсь сменить тему разговора на более интересную изо всех сил.

9. Куда вы смотрите, когда слушаете кого-то?

а) в сторону, блуждаю глазами; б) на говорящего, прямо в глаза.

10. Бывало ли так, что вы испытывали удовольствие, слушая кого-то, вам было безумно интересно?

а) разве можно получать от этого удовольствие?

б) да, такое нечасто, но все же случалось.

Теперь подведем итоги нашего небольшого ТЕСТА.

Если у вас при прохождении теста преобладали ответы под буквой "а" , то это значит, что СЛУШАТЕЛЬ вы никакой или очень плохой. Если же большинство ответов под буквой "б", это значит, что вы знакомы с искусством слушания и вам небезразлично, что вам говорят.

3. Групповая работа. Кластер - ассоциации

взаимопонимание- это любовь, дружба, мир, согласие, интерес, уважение, совесть, стыд и т.д.

Анализ хода урока

2 мин




3 мин


3 мин




3 мин

4. Позитивное высказывание (цитата)

«Взаимопонимание - начало согласия».

Бенедикт (Барух) Спиноза, нидерландский философ.

-В чем смысл этого выражения?
Взаимопонимание - важнейшее условие добрых отношений между людьми в любом коллективе.

-Как вы понимаете смысл этой цитаты?


2 мин

5. Подарок от учителя. Просматривание мультфильма

«Взаимопонимание»

Вопросы к тексту

- Кто герои мультфильма?

- Какая конфликтная ситуация возникла между героями?

- Как поступили медведь и лось?

- Какая ситуация возникла между енотом и зайцем?

- Как они решили свою проблему?

- Почему не решилась проблема для героев в первой ситуации?

- Почему же из такой же ситуации достойно вышли герои второго эпизода?

- Почему говорят: «взаимопонимание - основа добрых отношений между людьми»?

- Узнали ли вы себя в этих героях?

- Были ли у вас подобные ситуации?

3 мин

3 мин

6. Чтение текста стр 38-42 «Зимний дуб»

Работа по тексту

- О чем этот рассказ?

- Что помогло Анне Васильевне понять своего ученика?

Приведите примеры из текста

10 мин

7. Творческая деятельность. Работа в парах. Упражнение «Двое с одним карандашом» Класс делится на пары. Каждая пара берет лист бумаги и карандаш. Задача - нарисовать картину одним карандашом, передавая его друг другу. При этом нельзя разговаривать, нельзя заранее договариваться о том, что они собираются нарисовать. Учащиеся стараются понять друг друга без слов. Упражнение длится 3-5 минут под музыку. Учащиеся обсуждают, получился ли рисунок?

  • Сложно ли вам было рисовать молча? Почему?
  • Что помогало вам в создании рисунка?

8. Синквейн

Взаимопонимание

1. существительное

2. два прилагательных

3. три глагола

4. предложение из 4 слов

5. синоним


3 мин


2 мин

9. Групповое пение

песня «"Ты мне веришь или нет"
1
- Я заметила однажды, Как зимой кусты сирени
Расцвели, как будто в мае - Ты мне веришь или нет?
Веришь мне или нет?

- Я тебе, конечно, верю, Разве могут быть сомненья?
Я и сам всё это видел - Это наш с тобой секрет,
Наш с тобою секрет!

2

- А недавно я видала, Как луна в сосновых ветках
Заблудилась и заснула!Ты мне веришь или нет?
Веришь мне или нет?

- Я тебе, конечно, верю. Я и сам все это видел
Из окошка в прошлый вечер. Это наш с тобой секрет,
Наш с тобою секрет!
3
А во время звездопада Я видала, как по небу
Две звезды летели рядом - Ты мне веришь или нет?
Веришь мне или нет?

- Я тебе, конечно, верю - Разве могут быть сомненья.
Я и сам все это видел. Это наш с тобой секрет,
Наш с тобой секрет!

2 мин

10. Домашнее задание

стр 38- 42 читать

1 мин

11. Заключительная минута урока

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами.

А может, не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.


Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

Посидите минуту в тишине.

Вспомните все, о чем мы говорили.

Пусть это останется в вашем сердце.

2 мин


© 2010-2022