- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока самопознания на тему Учимся взаимопониманию (4 класс)
Конспект урока самопознания на тему Учимся взаимопониманию (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ахмедова Е.Т. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План урока самопознания
Школа: КГУ «СОШ № 46» Урок: № 10
Тема: Учимся взаимопониманию
Ценность: Праведное поведение
Качества: Взаимопонимание - основа добрых отношений между людьми. Умение слушать, слышать и понимать друг друга, любовь, дружба, ответственность, совесть
Педагог: Ахмедова Е.Т.
Класс: 4
Количество учащихся: 24
Цель:
углублять представление о ценности взаимопонимания, об ответственности каждого человека за установления мира и согласия в отношениях между людьми.
Задачи:
1.Раскрывать значение выражения «уметь слушать и слышать
собеседника и понимать друг друга»;
2. Развивать умение проявлять интерес к собеседнику, находить взаимопонимание;
3.Воспитывать доброе и чуткое отношение к окружающим людям.
Ресурсы:
(материалы, источники) листы бумаги (формат А4); цветные карандаши; аудиозаписи музыкальных произведений
Ход урока:
1. Оргмомент. Психологический настрой.
Прогулка в лес Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
2. Проверка домашнего задания
Рассказ о знакомом человеке, с которым легко общаться. Поделитесь своими наблюдениями.
1. Как вы думаете, легко ли с вами общаться? Почему?
2. Какие трудности у вас возникают в общении с незнакомым человеком?
3. Понимают ли вас близкие и друзья?
4. Какие чувства вы испытываете, когда вас не понимают?
5. Какие чувства важны для взаимопонимания?
Тест «Умеете ли вы слушать» (на слайдах).
1. Что вам нравится больше- говорить самим или слушать кого-то?
а) говорить; б) слушать.
2. Часто ли вы отвлекаетесь во время беседы с кем-либо?
а) часто; б) редко.
3. Бывает ли так, что во время беседы вы не слушаете собеседника, а обдумываете то, что вы могли бы рассказать?
а) иногда я так поступаю; б) нет, никогда.
4. Часто ли вы неправильно понимаете то , что вам сказали ?
а) часто; б) редко.
5. Приходилось ли вам слушать из вежливости, когда разговор вас вовсе не интересовал и хотелось быстрее уйти?
а) приходилось, конечно; б) не приходилось, мне всегда интересно.
6. Есть ли у вас привычка перебивать собеседника, останавливать его, не дослушав до конца?
а) да, есть, если скучно очень; б) нет, не перебиваю, слушаю внимательно.
7. Случается ли так, что вы отвечаете на вопрос собеседника еще задолго до того, как он его закончил формулировать, то есть вам не терпится?
а) случается, конечно , и часто; б) нет, никогда, я что, выскочка что ли ?
8. Как вы поступаете, когда слушать скучно, неинтересно, хочется зевать, вы себя сдерживаете и только и думаете, когда это закончится?
а) вместо того, чтобы слушать, начинаю думать о своем , тем самым не обижаю собеседника и сама занята;
б) пытаюсь сменить тему разговора на более интересную изо всех сил.
9. Куда вы смотрите, когда слушаете кого-то?
а) в сторону, блуждаю глазами; б) на говорящего, прямо в глаза.
10. Бывало ли так, что вы испытывали удовольствие, слушая кого-то, вам было безумно интересно?
а) разве можно получать от этого удовольствие?
б) да, такое нечасто, но все же случалось.
Теперь подведем итоги нашего небольшого ТЕСТА.
Если у вас при прохождении теста преобладали ответы под буквой "а" , то это значит, что СЛУШАТЕЛЬ вы никакой или очень плохой. Если же большинство ответов под буквой "б", это значит, что вы знакомы с искусством слушания и вам небезразлично, что вам говорят.
3. Групповая работа. Кластер - ассоциации
взаимопонимание- это любовь, дружба, мир, согласие, интерес, уважение, совесть, стыд и т.д.
Анализ хода урока
2 мин
3 мин
3 мин
3 мин
4. Позитивное высказывание (цитата)
«Взаимопонимание - начало согласия».
Бенедикт (Барух) Спиноза, нидерландский философ.
-В чем смысл этого выражения?
Взаимопонимание - важнейшее условие добрых отношений между людьми в любом коллективе.
-Как вы понимаете смысл этой цитаты?
2 мин
5. Подарок от учителя. Просматривание мультфильма
«Взаимопонимание»
Вопросы к тексту
- Кто герои мультфильма?
- Какая конфликтная ситуация возникла между героями?
- Как поступили медведь и лось?
- Какая ситуация возникла между енотом и зайцем?
- Как они решили свою проблему?
- Почему не решилась проблема для героев в первой ситуации?
- Почему же из такой же ситуации достойно вышли герои второго эпизода?
- Почему говорят: «взаимопонимание - основа добрых отношений между людьми»?
- Узнали ли вы себя в этих героях?
- Были ли у вас подобные ситуации?
3 мин
3 мин
6. Чтение текста стр 38-42 «Зимний дуб»
Работа по тексту
- О чем этот рассказ?
- Что помогло Анне Васильевне понять своего ученика?
Приведите примеры из текста
10 мин
7. Творческая деятельность. Работа в парах. Упражнение «Двое с одним карандашом» Класс делится на пары. Каждая пара берет лист бумаги и карандаш. Задача - нарисовать картину одним карандашом, передавая его друг другу. При этом нельзя разговаривать, нельзя заранее договариваться о том, что они собираются нарисовать. Учащиеся стараются понять друг друга без слов. Упражнение длится 3-5 минут под музыку. Учащиеся обсуждают, получился ли рисунок?
- Сложно ли вам было рисовать молча? Почему?
- Что помогало вам в создании рисунка?
8. Синквейн
Взаимопонимание
1. существительное
2. два прилагательных
3. три глагола
4. предложение из 4 слов
5. синоним
3 мин
2 мин
9. Групповое пение
песня «"Ты мне веришь или нет"
1
- Я заметила однажды, Как зимой кусты сирени
Расцвели, как будто в мае - Ты мне веришь или нет?
Веришь мне или нет?
- Я тебе, конечно, верю, Разве могут быть сомненья?
Я и сам всё это видел - Это наш с тобой секрет,
Наш с тобою секрет!
2
- А недавно я видала, Как луна в сосновых ветках
Заблудилась и заснула!Ты мне веришь или нет?
Веришь мне или нет?
- Я тебе, конечно, верю. Я и сам все это видел
Из окошка в прошлый вечер. Это наш с тобой секрет,
Наш с тобою секрет!
3
А во время звездопада Я видала, как по небу
Две звезды летели рядом - Ты мне веришь или нет?
Веришь мне или нет?
- Я тебе, конечно, верю - Разве могут быть сомненья.
Я и сам все это видел. Это наш с тобой секрет,
Наш с тобой секрет!
2 мин
10. Домашнее задание
стр 38- 42 читать
1 мин
11. Заключительная минута урока
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может, не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Посидите минуту в тишине.
Вспомните все, о чем мы говорили.
Пусть это останется в вашем сердце.
2 мин