Урок по русскому языку Приставка и предлог 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку Приставка и предлог 3 классУрок по русскому языку Приставка и предлог 3 класс Урок русского языка

Тема: Приставка и предлог

Класс: 3

Тип урока: лабораторно-практическое занятие.

Цели урока:

I. Образовательно-развивающие: 1.1 выведение новых понятий: самостоятельная часть речи, служебная часть речи. 1.2 применение опорных понятий: предлог, приставка, часть речи, часть слова, 1.3 развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, формулировать суждения и умозаключения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые объекты, 1.4 развитие специальных умений: различать приставку и предлог II. Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство - многообразие, общее - особенное - единичное.

Заявка на оценку:

21 балл и более - «5»

17 - 20 баллов - «4»

12 - 16 баллов - «3» Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточки № 1- 6, тексты с заданиями).


Раздаточный материал для учащихся :

Раскрой скобки:

(в)летела (в )окно

(на)мусорил (на) полу

(от)кусил (от)конфеты

(от) плыл (от)берега

(в) дела (в)иголку

(в) нёс) в комнату

Задание. Спиши предложения, раскрывая скобки:

1.Лодка (от)плыла от берега.

2.Саша (с)катился (с) большой горки.

3. Тане (в)плели (в)косу ленту.

4. Мяч (за)катился (за)большой шкаф.

Составь со словами предложения, используя предлоги и приставки: с, по, на

Бросила, плечи, платок, бабушка.

Дорожке, шел, мальчик, садовой.

Мешал, повар, сливки, мукой.

Сказка «В стране Грамматики»

Жили- были в стране Грамматики приставки и предлоги. У предлогов были свои домики. В которых они жили отдельно от других слов. Они указывали, где надо находиться : В или На, или куда двигаться От, За.

А приставки своих домиков не имели. И придумали они прицепляться к другим словам и придавать им разные значения. ( подбежал, забежал, убежал).

Но многие приставки и предлоги были похожи: На, За и т. д.И стали ученики их путать . Рассердились предлоги. Задумалась царица- Грамматика: как быть? И тут на помощь пришли слова- признаки: «Вы отодвиньтесь немного от слова и мы встанем между вами. Вы своего значения не потеряете, а от приставок будите отличаться.»Например6 Дети вошли в рощу. Дети вошли в березовую рощу. Решили этим воспользоваться приставки и тоже впустили слова- признаки. Вот что получилось: Дети во березовую шли рощу. Возмутилось предложение: «Кто же меня поймет?».

Испугались приставки , приклеились к своим словам и больше с ними никогда не расставались.



Карточки по СДО:

Карточка №1

Вопрос- понятие

1. Что называется?

2. Что считается?

3. Что понимается под?

4. Что представляет собой?

5. Что выражает?

6. Что является?

7. Что такое?

8. Каковы свойства и виды?

9. В чем заключается сущность?

Карточка №2

Вопрос- суждение

2

1С ?

С- вопросительные слова

1- первое понятие ( субъект - подлежащее суждения)

- связка между понятиями

2- второе понятие

1. Чем объяснить, что?

2. Как доказать, что?

3. В каком случае?

4. Когда?

5. Каким образом?

6. Вследствие чего?

7. Почему?

Карточка №3

( сравнение)

1. По сравнению с …..

2. Так же ка и ……

3. Как ….., так и …….

4. Сравнивая………, можно сказать…..

5. Кроме……, ещё……

6. Помимо…….

7. Больше чем…….

8. Не только, а и ……

9. Наряду с …….

10. Если ……, то….

11. В отличии от……




Карточка№4 ( противоречие) 1……..что, а…….. 2. …….тем, что…… 3. ……не, но…… 4. …..хотя….. 5. …….если, то……. 6. ……..тем, чем…… 7. …..не смотря на….. 8. ……однако….. 9. ……не толко……
Карточка №5 Категории 1. Качество- количество 2. содержание- форма 3. Первичное- вторичное 4. Сущность- явление 5. единство- многообразие 6. Общее- частное 7. Причина- следствие 8. Общее- особенное- единичное 9. Пространство- время 10. Возможность- действительность 11. Необходимость- случайность
Карточка№ 6 (умозаключения) Дедукция ( от общего к частному) 1.. Поскольку… 2. а…… Следовательно… Индукция. 1. Если…… 2. а…… Следовательно… Аналогия 1. Если….. 2. то…. Следовательно

План-конспект

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы.

Деятельность учащихся

I.

Оргмомент

1.1.

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1-6, текстов с заданиями)

15 сек.

Подготовка к уроку

1.2.

слайд 1

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора)

30 сек.

II.

Анализ темы урока

2.1.

слайд 2

Беседа по теме урока:

- Прочитайте задание .Чем похожи и чем различаются эти предложения. Обоснуйте свой ответ.

В деревне Волки все избы из ели.

В деревне волки все избы изъели.

по 1 б. за кажд. версию

Варианты ответов уч-ся:

В одном предложении из является приставкой, в другом- из -предлог.

2.2

Выявление структуры понятия «предлог», «приставка»

слайд 3,4

Задайте вопрос - понятие:

о предлоге- 1 вариант, о приставке- 2 вариант

по 1 б. за вопрос и

ответ

Работа по вариантам

Что называется предлогом?

Что представляет собой предлог?

Что является приставкой?

В чем заключается сущность приставки?

2.3

слайд 5-8

Определите в понятии родовой( главный) и видовые признаки.

Приставка- родовой признак: часть слова,

Видовые признаки : которая служит для образования новых слов и стоит в начале слова перед корнем

Предлог-:родовой признак: часть речи,

Видовые признаки: выражает зависимость одних слов от других , служит для связи слов в предложении

по 2 балл

Ученики находят родовой и видовые признаки.

Приставка- часть слова,

которая служит для образования новых слов и стоит в начале слова перед корнем

Предлог- часть речи,

выражает зависимость одних слов от других , служит для связи слов в предложении

9

На экране:

Понятие = родовой признак + видовые признаки.

слайд 10

Исходя из задания, определите тему урока

Приставка и предлог.

Цель урока: учиться различать приставки и предлоги

2 балла

III.

Работа по теме урока

3.1.

Слайд 11, 12,

Выполните задание.

(в)летела (в )окно

(на)мусорил (на) полу

(от)кусил (от)конфеты

(от) плыл (от)берега

(в) дела (в)иголку

(в) нёс) в комнату

Сформулировать такой вопрос-суждение, ответ на который будет обоснованием правильности выполнения задания.

1 балл

1 балл

- Чем объяснить, что в одном месте в, на, от надо писать слитно, а в другом раздельно?

- Как доказать, что приставки пишутся вместе, а предлоги отдельно?

13

Ответьте в форме умозаключения

Умозаключение.

Приставки В, На, От - это части слова.

Они пишутся слитно.

Предлоги В, На , От - это части речи.

Они пишутся раздельно с другими словами.

Следовательно, предлоги пишутся отдельно, приставки слитно.

Слайд 14

Самооценка:

За каждый верно написанный предлог - 1 балл (максимально м.б. 6 баллов ).

За каждый верно написанную приставку- 1 балл (максимально м.б. 6 баллов)

От1 до 6 баллов.

Учащиеся фиксируют на полях тетради набранное ими количество баллов.

Физминутка

Слайд 15

Сказка о предлогах и приставках.

Слайд16. 17

Задание. Спиши предложения, раскрывая скобки:

1.Лодка (от)плыла от берега.

2.Саша (с)катился (с) большой горки.

3. Тане (в)плели (в)косу ленту.

4. Мяч (за)катился (за)большой шкаф.

Определи место предлога в предложении и сделай умозаключение.

по 3 балла

Умозаключение.

В 1,3 предложении предлог от стоит перед существительным.

Во 2,4 предложении предлог с стоит перед прилагательным.

Помимо существительного, предлог пишется перед прилагательным.

Следовательно, предлог в предложении может стоять перед существительным и прилагательным.

Слайд18,19

Задание

Подберите вопросы к каждому слову в 1 предложении.

К какому слову нельзя поставить вопрос .

По этому заданию задай вопрос- суждение и сделай умозаключение

3 балла

Суждение:

Вопрос- суждение:

Чем объяснить, что к существительному, глаголу и прилагательному можно подобрать вопрос, а к предлогу - нет?

Умозаключение

Существительное, прилагательное, глагол- самостоятельные части речи, предлог- служебная часть речи.

Следовательно, предлог- это служебная часть речи

Слайд 20..

Проверь себя и оцени.

1 балл за правильное раскрытие скобок.

2 балла за сравнение.

Учащиеся фиксируют на полях тетради набранное ими количество баллов.

Слайд 21

Составь со словами предложения, используя предлоги и приставки: с, по, на

1.Бросила, плечи, платок, бабушка.

2.Дорожке, шел, мальчик, садовой.

3.Мешал, повар, сливки, мукой.

Задай по этому заданию вопрос- суждение

1 балл за каждое предложение

1 балл за вопрос и овет

Как доказать, что в 1 предложении надо вставить приставку и предлог на?

Почему во 2 предложении вставляем приставку и предлог по?

В каком случае пишется предлог с?

Проверьте это задание друг у друга. За каждое правильное предложение поставьте по 1 баллу.

Максимально- 3 балла

Взаимопроверка. Ученики оценивают друг друга.

Бабушка набросила на плечи платок.

Мальчик пошел по садовой дорожке.

Повар смешал сливки с мукой.

IV Обобщение темы урока


- Вернёмся к теме нашего урока. -Чем являются предлоги и приставки? - Для чего служат предлоги и приставки7 _ Как отличить предлог от приставки?

2 мин.

по 1 - 2 б.

Варианты ответов уч-ся:

Предлоги- части речи, приставки- части слова

Предлоги служат для связи слов в предложении, приставки- для образования новых слов.

Между предлогом и приставкой можно вставить прилагательное.

V Подведение итогов урока - Подсчитайте набранное количество баллов, соотнесите с заявкой и определите, какую оценку заработали.

30 сек.

Подсчет баллов. Выставление оценки.

VI Домашнее задание: Учебник. Стр. 5 упражнение 6.

1 мин.

7


© 2010-2022