Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира

1 класс

УМК «Гармония»

Тема урока: "Общественные насекомые»



Учитель: Кузнецова Е. Н.

МОУ СОШ №4 г. Ростов

Цели: образовательные:

  • сформировать знания о биологических особенностях медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни;
  • рассказать о роли пчелы и муравья в природе и жизни человека;
развивающие:
  • формирование умений формулировать вопрос "незнания" и выдвижения по нему гипотезы, умение работать со схемами, таблицами, тестом;
  • учить устанавливать взаимосвязь в природе;
  • развитие аналитико-синтетического мышления;
  • развитие умения оценить свои действия, настроение;
  • развитие познавательных процессов, творческих способностей.
воспитательные:
  • воспитывать интерес и уважение к окружающему миру;
  • воспитание терпимого отношения к мнению товарищей при работе в группе.




Использование современных образовательных технологий на уроке:
  • Развивающее обучение
  • Проблемное обучение
  • Исследовательские методы обучения
  • Личностно ориентированное обучение
  • Самооценка
  • Групповая работа (в паре)
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Информационно - коммуникационные технологии (презентация)
  • Разноуровневое обучение
  • Знаковые формы взаимодействия


Источники формирования знаний:
  • учебник, тетрадь на печатной основе (О.Т.Поглазова для 1 класса),
  • дидактические материалы (таблицы, схемы, рисунки),
  • мультимедийная система (презентация),
  • наглядные пособия,
  • тесты.
  • знаковые формы взаимодействия (карточка - улыбка с одной стороны, а с другой - огорчение).






Ход урока

  1. Оргмомент


Великая радость - работа. В полях, за станком, за столом. Работай до жаркого пота. Работай без лишнего счета, - Все счастье земли за трудом!

- Я не случайно начала наш урок строками Валерия Яковлевича Брюсова. Нас ждет большая работа и говорить мы будем о настоящих работягах, дружных и непоседливых.

  1. Целеполагание


- Ребята, все ли тайны из жизни насекомых мы узнали? (Нет). - Хотите узнать больше? (Поднимите улыбку - согласие). - Тема урока «Общественные насекомые». Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»

- Как вы думаете на какие вопросы сегодня будем искать ответ? (Кто такие - общественные насекомые, почему их так называют) - Кто попытается предположить кто они - общественные насекомые? За что их называют общественными? (высказывания детей)

  1. Проверка изученного материала.
- Назовите группу, к которой относятся данные на фото животные и их отличительные признаки. Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»

Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»

Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»

- О каких насекомых мы говорили на прошлом уроке? (о вредных для людей насекомых) Назовите их (комары, мухи, тараканы, клещи, вши, блохи). Какой вред они могут нанести человеку? Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония» - Послушайте сказку «Спор животных». Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важнее всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: «Насекомых больше всех на земле. Давайте оставим только полезных, а эти комары, мухи только кусаются, да инфекции переносят, а осы грабят пчел и мой мед воруют». На это лягушки и птицы отвечают: «Если комары и мухи исчезнут, тогда и мы погибнем. Это наша пища». - Что решили животные и почему? (Насекомые все нужны!)

4. Изучение нового материала - Сегодня поговорим о полезных людям насекомых. - Отгадайте загадки:
  1. Если пил чай с медком
С ней ты хорошо знаком. Много меду собрала Работница (пчела)
  • Рисунки на доске
Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»

  1. Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построил, Без пилы и без гвоздей Кто строитель (муравей)

- Докажем к какой группе животных относятся муравей и пчела.

У каждого ученика схема пчелы и муравья (или работа в парах). Схемы распределить по возможностям ребенка, далее взаимопроверка. Проверка со слайдом Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»

- Проверим: Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония» - Если верно - поднимите улыбку - согласие.

- Где вы встречали муравьёв? (В лесу, в огороде, на лугу). - Что вы о них можете рассказать? (Ответы детей). - О том, как живут муравьи, мы сейчас узнаем. Послушайте внимательно рассказ. (Подготовленные дети рассказывают о муравьях или чтение текста в учебнике).

Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»

Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»



Дополнение учителя. Одиноких муравьев нет, они живут в семье. Семью составляют рабочие особи и самка-царица. Куча хвоинок-это не весь муравейник, часть находится в земле. А хвоины служат защитой от холода и дождей. Питаются муравьи другими насекомыми. Рабочие муравьи живут около года. А царица до 20 лет. Муравьи очень полезны, т.к. истребляют вредных личинок других насекомых. Которые губят деревья. Нельзя топтать муравьев! Не разрушайте муравейники!

Выполнение задания о муравье в тетради на печатной основе. - Что же нового вы узнали о муравьях? Ответы детей:

  • Муравьи живут большими семьями.
  • У них есть крылатые самцы и самки, которые воспроизводят потомство.
  • Есть бескрылые муравьи, которые называются рабочими, у которых есть свои обязанности.
- Для чего муравью усики? (передают сигналы друг другу и воспринимают при помощи них запахи и звуки.)… - Сейчас мы узнаем о «профессиях» в муравьиной семье. Прочитаем стихотворение Сергея Михалкова на стр. 59 учебника. Работа с учебником (Ученики читают вслух по четверостишию). - Какие профессии муравьёв прозвучали в стихах? Чем они занимаются? (БОЙЦЫ, НЯНЬКИ, РАБОЧИЕ МУРАВЬИ) (беседа о муравьях) Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония» Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»

На доске учитель поочередно вывешивает карточки:

Строители

Добытчики

Защитники

Няни

Пастухи

- У муравьёв есть ещё много других занятий. Посмотрите на рисунки к стихотворению. Занятие какого муравья у вас вызывает удивление? (Играет на дудочке). Оказывается, среди муравьёв есть так называемые «ПАСТУХИ». Только пасут они не коров, а тлей! Эти маленькие тли, как зелёные коровки, которые выделяют капельки жидкости - «молочко». Его очень любят все муравьи. - Как вы думаете, чем занимаются муравьи - «БОЙЦЫ»? (Защищают муравейник от врагов.) - Предположите, почему муравьёв называют «Общественными насекомыми»? - Какие их способности можно перенять людям? (Трудолюбие, сплочённость, умение всё делать сообща.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Игра «Птица - не птица, а насекомое». - Я буду называть птиц, но если я ошибусь и назову насекомого, то вы топаете ногами. Встаньте Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи … Дети топают. - Что неправильно? (Мухи)

- А мухи - это кто? Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты и вши… Дети топают. - С чем вы не согласны? (вши)

Прилетели птицы: Голуби, куницы Камары… Дети топают. - Что здесь вам не понравилось? (комары)

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Бабочки, стрижи… Дети топают. - Что неправильно? (бабочки)

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Гаички и стрижи, Пчелы... (пчелы) Все вы молодцы!

Знакомство с новым материалом. (Продолжение)

- Кто из вас любит мёд? Кто даёт людям мёд? (пчёлы).

Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»

  • Где живут пчелы? (живут пчёлы в ульях). Место, где разводят пчёл, называется ПАСЕКА (рисунок в учебнике)

демонстрация сот с медом Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония» Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония» - Кто строит ульи для пчёл? (люди). Запишем название домика в специальное окошко в тетради - Хотите знать, сколько живёт пчела? Послушайте рассказ Эдуарда Шима, который так и называется…(Учитель читает слова автора, а слова пчелы обыгрывает заранее подготовленная девочка). - Что нового узнали из рассказа о пчёлах? (У пчёл есть корзиночки, чтобы складывать туда корм- цветочную пыльцу. Пчела живёт, пока не ужалит кого-нибудь.) Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»

- Как надо вести себя при встрече с пчёлами? (Не нападать на них, не махать руками, без взрослого и специальной сеточки не подходить к улью.)

Работа в тетради на печатной основе с. 19 №13, №14

Рассказ подготовленного ученика. В пчелином улье каждая пчела имеет, так же, как и муравьи, свою «профессию». В улье только одна ПЧЕЛА «МАТКА» (ЦАРИЦА). Это самая крупная пчела. Она откладывает яйца, из которых потом выведутся молодые пчёлы. Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»

Пчела - МАТКА живёт в самой глубине улья и никогда не выходит из него. Матку кормят другие пчёлы. Эти пчёлы поменьше матки, но их несколько сотен или тысяч! Эти пчёлы работают от рассвета до заката, собирают нектар с цветов. Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»

-Может быть кто-то уже догадался, как называются такие пчёлы? (РАБОЧИЕ). - С кем их можно сравнить? (С муравьями). Правильно!

На доске учитель поочередно вывешивает карточки:

Рабочие пчелы

Няньки

Уборщицы

Трутни

Царица-матка



- Такие РАБОЧИЕ пчёлы и собирают пыльцу в кармашки на задних лапках!! За яйцами и личинками пчёл ухаживают пчёлы - НЯНЬКИ. Есть в пчелиной семье ПЧЁЛЫ - УБОРЩИЦЫ. - Предположите, чем они занимаются? (Следят за чистотой в улье). Но есть и ТРУТНИ - это пчёлы, которые ничего не делают! Они только едят мёд. Когда в улье становится мало мёда, пчёлы выгоняют трутней - бездельников. Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»

Но есть у пчёл и общие дела!!! В жару все пчёлы проветривают соты с личинками: для этого они все вместе начинают махать крылышками, как маленькие вентиляторы. - Кто запомнил, для чего пчёлам ЖАЛО? (ДЛЯ ЗАЩИТЫ), а у ос жало для нападения. Ужалив, пчела погибает. Вот как живёт пчелиная семья.

- Пользуясь таблицей расскажите о пчелах (дети пытаются воспроизвести прослушанное)

- С какими насекомыми пчёлы очень похожи по своему укладу жизни? (С МУРАВЬЯМИ) Что у них общего?

- Можно ли пчёл назвать общественными насекомыми? (ответы детей)

  1. Подведение итогов.


- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Как вы поняли, что такое «ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ» ? (Они всё делают сообща. У них в больших семьях распределены обязанности.) - Кого так называют? (Пчёл и муравьёв).

  1. Проверочная работа. Тест каждому ученику. Дополнительное задание на карточках тем, кто раньше справился с тестом


  1. Насекомым является:

  • Воробей

  • Заяц

  • Стрекоза

  1. Сколько у насекомых ног:

  • 4

  • 6

  • 10

  1. Чего нет у насекомых:

  • Брюшка

  • Головы

  • Шерсти

  1. Самые многочисленные животные:

  • Птицы

  • Млекопитающие

  • Насекомые

  1. Чем питается муравей:

  • Насекомыми

  • Зерном
  • Медом

Проверка и обсуждение правильных ответов.

- Если все верно - поднимите улыбку (на карточках).



7. Домашнее задание (по желанию), можно в классе, если позволяет время на уроке. В конце работы вывесить на доску и прокомментировать.

Нарисовать запрещающий знак. Примеры обсудить.

Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»

  1. Рефлексия.


- Дружно, как пчёлки и муравьи, встаньте те, кто сегодня доволен своей работой на уроке? Кому было интересно!

- Встаньте те, кому было интересно, но поработали не достаточно активно!

(можно показать карточку с улыбкой).

Спасибо всем за урок!

17


© 2010-2022