- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»
Урок окружающего мира 1 класс УМК «Гармония»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова Е.Н. |
Дата | 08.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок окружающего мира
1 класс
УМК «Гармония»
Тема урока: "Общественные насекомые»
Учитель: Кузнецова Е. Н.
МОУ СОШ №4 г. Ростов
Цели: образовательные:
- сформировать знания о биологических особенностях медоносной пчелы и муравья в связи с общественным образом жизни;
- рассказать о роли пчелы и муравья в природе и жизни человека;
- формирование умений формулировать вопрос "незнания" и выдвижения по нему гипотезы, умение работать со схемами, таблицами, тестом;
- учить устанавливать взаимосвязь в природе;
- развитие аналитико-синтетического мышления;
- развитие умения оценить свои действия, настроение;
- развитие познавательных процессов, творческих способностей.
- воспитывать интерес и уважение к окружающему миру;
- воспитание терпимого отношения к мнению товарищей при работе в группе.
Использование современных образовательных технологий на уроке:
- Развивающее обучение
- Проблемное обучение
- Исследовательские методы обучения
- Личностно ориентированное обучение
- Самооценка
- Групповая работа (в паре)
- Здоровьесберегающие технологии
- Информационно - коммуникационные технологии (презентация)
- Разноуровневое обучение
- Знаковые формы взаимодействия
Источники формирования знаний:
- учебник, тетрадь на печатной основе (О.Т.Поглазова для 1 класса),
- дидактические материалы (таблицы, схемы, рисунки),
- мультимедийная система (презентация),
- наглядные пособия,
- тесты.
- знаковые формы взаимодействия (карточка - улыбка с одной стороны, а с другой - огорчение).
Ход урока
- Оргмомент
Великая радость - работа. В полях, за станком, за столом. Работай до жаркого пота. Работай без лишнего счета, - Все счастье земли за трудом!
- Я не случайно начала наш урок строками Валерия Яковлевича Брюсова. Нас ждет большая работа и говорить мы будем о настоящих работягах, дружных и непоседливых.
- Целеполагание
- Ребята, все ли тайны из жизни насекомых мы узнали? (Нет). - Хотите узнать больше? (Поднимите улыбку - согласие). - Тема урока «Общественные насекомые».
- Как вы думаете на какие вопросы сегодня будем искать ответ? (Кто такие - общественные насекомые, почему их так называют) - Кто попытается предположить кто они - общественные насекомые? За что их называют общественными? (высказывания детей)
- Проверка изученного материала.
- О каких насекомых мы говорили на прошлом уроке? (о вредных для людей насекомых) Назовите их (комары, мухи, тараканы, клещи, вши, блохи). Какой вред они могут нанести человеку? - Послушайте сказку «Спор животных». Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важнее всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: «Насекомых больше всех на земле. Давайте оставим только полезных, а эти комары, мухи только кусаются, да инфекции переносят, а осы грабят пчел и мой мед воруют». На это лягушки и птицы отвечают: «Если комары и мухи исчезнут, тогда и мы погибнем. Это наша пища». - Что решили животные и почему? (Насекомые все нужны!)
4. Изучение нового материала - Сегодня поговорим о полезных людям насекомых. - Отгадайте загадки:
- Если пил чай с медком
- Рисунки на доске
- Он из веточек, из хвои
- Докажем к какой группе животных относятся муравей и пчела.
У каждого ученика схема пчелы и муравья (или работа в парах). Схемы распределить по возможностям ребенка, далее взаимопроверка. Проверка со слайдом
- Проверим: - Если верно - поднимите улыбку - согласие.
- Где вы встречали муравьёв? (В лесу, в огороде, на лугу). - Что вы о них можете рассказать? (Ответы детей). - О том, как живут муравьи, мы сейчас узнаем. Послушайте внимательно рассказ. (Подготовленные дети рассказывают о муравьях или чтение текста в учебнике).
Дополнение учителя. Одиноких муравьев нет, они живут в семье. Семью составляют рабочие особи и самка-царица. Куча хвоинок-это не весь муравейник, часть находится в земле. А хвоины служат защитой от холода и дождей. Питаются муравьи другими насекомыми. Рабочие муравьи живут около года. А царица до 20 лет. Муравьи очень полезны, т.к. истребляют вредных личинок других насекомых. Которые губят деревья. Нельзя топтать муравьев! Не разрушайте муравейники!
Выполнение задания о муравье в тетради на печатной основе. - Что же нового вы узнали о муравьях? Ответы детей:
- Муравьи живут большими семьями.
- У них есть крылатые самцы и самки, которые воспроизводят потомство.
- Есть бескрылые муравьи, которые называются рабочими, у которых есть свои обязанности.
На доске учитель поочередно вывешивает карточки:
Строители
Добытчики
Защитники
Няни
Пастухи
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Игра «Птица - не птица, а насекомое». - Я буду называть птиц, но если я ошибусь и назову насекомого, то вы топаете ногами. Встаньте Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи … Дети топают. - Что неправильно? (Мухи)
- А мухи - это кто? Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты и вши… Дети топают. - С чем вы не согласны? (вши)
Прилетели птицы: Голуби, куницы Камары… Дети топают. - Что здесь вам не понравилось? (комары)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Бабочки, стрижи… Дети топают. - Что неправильно? (бабочки)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Гаички и стрижи, Пчелы... (пчелы) Все вы молодцы!
Знакомство с новым материалом. (Продолжение)
- Кто из вас любит мёд? Кто даёт людям мёд? (пчёлы).
- Где живут пчелы? (живут пчёлы в ульях). Место, где разводят пчёл, называется ПАСЕКА (рисунок в учебнике)
демонстрация сот с медом - Кто строит ульи для пчёл? (люди). Запишем название домика в специальное окошко в тетради - Хотите знать, сколько живёт пчела? Послушайте рассказ Эдуарда Шима, который так и называется…(Учитель читает слова автора, а слова пчелы обыгрывает заранее подготовленная девочка). - Что нового узнали из рассказа о пчёлах? (У пчёл есть корзиночки, чтобы складывать туда корм- цветочную пыльцу. Пчела живёт, пока не ужалит кого-нибудь.)
- Как надо вести себя при встрече с пчёлами? (Не нападать на них, не махать руками, без взрослого и специальной сеточки не подходить к улью.)
Работа в тетради на печатной основе с. 19 №13, №14
Рассказ подготовленного ученика. В пчелином улье каждая пчела имеет, так же, как и муравьи, свою «профессию». В улье только одна ПЧЕЛА «МАТКА» (ЦАРИЦА). Это самая крупная пчела. Она откладывает яйца, из которых потом выведутся молодые пчёлы.
Пчела - МАТКА живёт в самой глубине улья и никогда не выходит из него. Матку кормят другие пчёлы. Эти пчёлы поменьше матки, но их несколько сотен или тысяч! Эти пчёлы работают от рассвета до заката, собирают нектар с цветов.
-Может быть кто-то уже догадался, как называются такие пчёлы? (РАБОЧИЕ). - С кем их можно сравнить? (С муравьями). Правильно!
На доске учитель поочередно вывешивает карточки:
Рабочие пчелы
Няньки
Уборщицы
Трутни
Царица-матка
- Такие РАБОЧИЕ пчёлы и собирают пыльцу в кармашки на задних лапках!! За яйцами и личинками пчёл ухаживают пчёлы - НЯНЬКИ. Есть в пчелиной семье ПЧЁЛЫ - УБОРЩИЦЫ. - Предположите, чем они занимаются? (Следят за чистотой в улье). Но есть и ТРУТНИ - это пчёлы, которые ничего не делают! Они только едят мёд. Когда в улье становится мало мёда, пчёлы выгоняют трутней - бездельников.
Но есть у пчёл и общие дела!!! В жару все пчёлы проветривают соты с личинками: для этого они все вместе начинают махать крылышками, как маленькие вентиляторы. - Кто запомнил, для чего пчёлам ЖАЛО? (ДЛЯ ЗАЩИТЫ), а у ос жало для нападения. Ужалив, пчела погибает. Вот как живёт пчелиная семья.
- Пользуясь таблицей расскажите о пчелах (дети пытаются воспроизвести прослушанное)
- С какими насекомыми пчёлы очень похожи по своему укладу жизни? (С МУРАВЬЯМИ) Что у них общего?
- Можно ли пчёл назвать общественными насекомыми? (ответы детей)
- Подведение итогов.
- Какую цель мы ставили в начале урока?
- Как вы поняли, что такое «ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАСЕКОМЫЕ» ? (Они всё делают сообща. У них в больших семьях распределены обязанности.) - Кого так называют? (Пчёл и муравьёв).
- Проверочная работа. Тест каждому ученику. Дополнительное задание на карточках тем, кто раньше справился с тестом
-
Насекомым является:
-
Воробей
-
Заяц
-
Стрекоза
-
Сколько у насекомых ног:
-
4
-
6
-
10
-
Чего нет у насекомых:
-
Брюшка
-
Головы
-
Шерсти
-
Самые многочисленные животные:
-
Птицы
-
Млекопитающие
-
Насекомые
-
Чем питается муравей:
-
Насекомыми
- Зерном
-
Медом
Проверка и обсуждение правильных ответов.
- Если все верно - поднимите улыбку (на карточках).
7. Домашнее задание (по желанию), можно в классе, если позволяет время на уроке. В конце работы вывесить на доску и прокомментировать.
Нарисовать запрещающий знак. Примеры обсудить.
- Рефлексия.
- Дружно, как пчёлки и муравьи, встаньте те, кто сегодня доволен своей работой на уроке? Кому было интересно!
- Встаньте те, кому было интересно, но поработали не достаточно активно!
(можно показать карточку с улыбкой).
Спасибо всем за урок!
17