Как шалость мальчиков чуть не обернулась трагедией (урок литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого «Акула».)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Булатова Татьяна Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 49»,

г. Новоуральск, Свердловской обл.

«Школа России», 3 класс.


Как шалость мальчиков чуть не обернулась трагедией

(урок литературного чтения по произведению Л.Н. Толстого «Акула».)


Цель: Научить понимать текст, т.е. почувствовать концепт произведения. Концепт. Шалость мальчиков чуть не обернулась трагедией. Через переживания отца автор показывает весь трагизм ситуации.

Задачи урока: раскрыть психологизм рассказа: внимание автора к внутренним переживаниям и мотивам поведения героя; развивать умение анализировать поступки литературных персонажей, видеть их мотивы; развивать способность сопереживать героям произведения.

Ход урока.

I. Работа с текстом до чтения

Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации .

Учитель: Произведения какого автора мы начали читать?

Дети: Льва Николаевича Толстого.

У.: Дети, а вам понравились рассказы Толстого? А что понравилось?

Д: Они интересные, в них происходят события, которые увлекают.

У.: Что вы уже знаете об авторе?

Д: В 1870х - 80х годах Л.Н.Толстой работает в Ясной поляне учителем и создает первые русские детские книги для чтения.

У.: Сейчас мы такие книги называем хрестоматиями. В одну из них вошел и рассказ «Акула». Предположите, о чем пойдет речь?

Д: Место действия - море, корабль.

Герои - акула, люди. Люди плавают и не видят что рядом акула, нападение акулы, и может быть спасение от акулы, потому что есть выстрел с корабля. Мы видим лодку, матросы спешат на помощь.

У.: Читаем текст самостоятельно про себя и проверяем предположения.

II. Работа с текстом во время чтения

Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.

1. Дети самостоятельно читают текст «про себя» с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

У.: Ваше впечатление? Было страшно? Подтвердились ли ваши предположения?

Д.: Да, подтвердились.

У.: Как вы думаете, кто главный герой произведения?

Дети дают разные ответы:

- акула,

- мальчики,

- артиллерист.

У.: Отец мальчика, старый артиллерист. Кто такой артиллерист? Зачем на корабле оружие?

Словарь:

АРТИЛЛЕРИСТ - офицер, возглавляющий артиллерийскую боевую часть на корабле.

АРТИЛЛЕРИЯ -1) огнестрельные орудия, наносящие противнику поражение с больших расстояний;

Д.: Орудия нужны для защиты корабля, например от пиратов.

У.: Итак у нас три версии. Большинство согласно, что главный герой - акула. И с ней будут происходить какие-то события.

Давайте ещё раз перечитаем и попробуем разобраться.

2. Чтение вслух по небольшим абзацам с комментариями.

Цель - достижение понимания текста на уровне фактуальной и подтекстовой информации.

У.: Читаем абзац и останавливаемся.

Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и, точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

У.: Где происходят события?

Д.: в Африке. Пустыня Сахара - самая большая, самая жаркая пустыня в мире.

У.: Представьте, как себя чувствовали люди. Представили? Опишите погоду.

Д.: Сначала дул свежий ветер, потом погода изменилась. Им стало жарко, душно. Воздух из пустыни был жаркий, как из топленной печки, т.е. очень горячий.

У.: Читаем 2 абзац. Останавливаемся.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

У.: Автор говорит, что матросы в одну минуту устроили купальню. Как вы это понимаете? Очень быстро, потому что все были в нетерпении, ждали этого. Где купались матросы?

Д.: В парусе.

У.: Зачем спустили парус?

Д.: В целях безопасности. Открытое море, глубоко. Можно утонуть.

У.: Капитан обеспечил безопасность купающихся, потому что он за них отвечает.

У.: Читаем только 1 предложение.

На корабле с нами было два мальчика.

У.: В те годы, когда создавался рассказ «Акула», совершались первые кругосветные путешествия с целью изучения Земли. Корабль уходил в путешествие на год, а может быть и больше, поэтому были такие случаи, когда на корабле вместе с матросами были их дети, просто потому, что их не с кем было оставить на берегу так надолго. И этим детям было тоже жарко, а может быть, им было даже тяжелее переносить такую погоду.

У.: Читаем дальше.

Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки, в открытом море.

У.: Что значит в открытом море?

Д.: Далеко от берега, на иллюстрации нигде не видно берега. Глубоко, можно утонуть.

У.: Что значит: тесно было в парусе?

Д.: Не хотели себя ограничивать, хотели свободы. Места мало было.

У.: Как вы относитесь к такому поведению? Оцените.

Д.: Это может быть опасно. Возможно появление акулы.

У.: Они вздумали. Подберите синонимы, замените другими однокоренными словами.

Д.: Подумали, задумали, придумали, решили.

У.: Тот же смысл?

Д.: Нет, автор уже начинает осуждать их. Не надо этого было делать, они были не правы.

У.: Поясните, как вы понимаете:

Плавать наперегонки.

Д.: Соревноваться, перегнать другого.

У.: Что было силы поплыли.

Д.: Все силы вложили. Старались быть первыми.

У.: Знакома ли вам такая ситуация?

Д.: Да.

У.: Читаем дальше.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

У.: Почему автор использует сравнение как ящерицы?

Д.: Такие же верткие.

У.: Но ящерицы не живут в воде. Ящерица не будет себя комфортно чувствовать в воде - она будет беспомощной и может погибнуть. Можно же было сравнить их, например, с рыбками или дельфинчиками. Как автор относится к поступку мальчиков?

Д.: Осуждает.

У.: Читаем дальше.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай!; Понатужься!»

У.: Какие чувства испытывал артиллерист, глядя на купание мальчиков. Найдите эти слова.

Д.: «Стоял на палубе и любовался на своего сынишку.

У.: Что они значат?

Д.: Ему нравилось такое поведение, он любил своего сына,

У.: Какого возраста был мальчик?

Д.: Маленький

У.: Что значат слова: «Не выдавай»?

Д.: Не сдавайся.

У.: «Понатужься»?

Д.: Постарайся.

У.: Отец подбадривал своего сына, переживал за него, хотел, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной. Ничего не предвещает беды.

У.: Читаем дальше.

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидели в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

У.: Автор говорит «вдруг». Что он выражает этим словом?

Д.: Страх. Волнение. Никто этого не ожидал.

У.: Толстой называет акулу морским чудовищем, говорит, что акула плывет прямо на мальчиков. Почувствовали, как поменялось настроение?

Д.: Да, появилось волнение, страх.

У.: Читаем дальше.

- Назад! Назад! Вернитесь! Акула! - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.

У.: Как отреагировал отец? Крикнул: «Назад! Вернитесь!» Он надеялся, что мальчики услышат его и повернут назад. Увы, этого не произошло. Почему?

Д: Мальчики увлеклись игрой. Им было весело.

У.: Вспомните себя, всегда ли вы слышите, что вам говорят взрослые, когда играете?

Д.: Нет, не всегда.

У.: Читаем дальше.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

У.: Дети вы чувствуете, как Толстой показывает, что ситуация усугубляется?

Что чувствовал артиллерист? Почему он побледнел?

Д: Испугался за сына очень сильно, он оцепенел от страха.

У.: Как это подтверждается словами?

Д: Не шевелясь, смотрел

У.: Он как бы оцепенел, онемел от страха за своего сына. Он понимал, что не успеет спасти его. Отец потерял способность принимать решение. А другие взрослые, матросы? Кто спасет мальчиков?

У.: Читаем дальше.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая вёсла понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Д: Быстро побежали, спустили лодку, даже весла сгибались, так они хотели спасти мальчиков.

У.: Бросились, понеслись, что было силы. Обратите внимание на слова. Автор показывает, насколько быстро действовали матросы. Но они были ещё очень далеко, а акула… не больше 20 шагов. Представили ситуацию? Насколько большая опасность грозит мальчикам.

У.: Читаем дальше.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы;

У.: Посмотрите, на корабле уже паника, матросы уже плывут на помощь, а мальчики?

Д.: Они всё ещё не видят и не слышат, настолько они увлеклись.

У.: Читаем дальше.

но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

У.: Что значит пронзительный визг?

Д: Очень громкий.

У.: Читаем дальше.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.

У.: «Визг этот как будто разбудил артиллериста.

Он сорвался с места и побежал к пушкам.

Он повернул хобот,

прилег к пушке, и взял фитиль.

У.: Почему Толстой так подробно описывает, что делает артиллерист. Чтобы мы поняли напряжение ситуации. Не смотря на все старания невозможно было молниеносно спасти мальчиков.

У.: Ребята, вы чувствуете, как нарастает страх, ужас в этой ситуации?

Читаем дальше.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками.

У.: Почему все замерли от страха? Артиллерист после выстрела упал около пушки и закрыл лицо руками. Почему он так повёл себя?

Д.: Ему страшно.

У.: Куда мог попасть?

Д: Мог попасть в мальчиков.

Мог попасть в матросов.

У.: А мог промахнуться и вообще никуда не попасть. Акула… не больше 20 шагов.

У.: И тогда гибель мальчиков была бы неминуема.

У.: Самый лучший вариант, если он попадет в акулу. Читаем дальше.

Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

У.: Чего нам хочется?

Д: Уже узнать, что акулу убили.

У.: Автор держит в напряжении до самого конца. Мы не знали, что было дальше, потому что дым застлал глаза. Минута. Это долго? Для артиллериста - очень долго. Целая вечность.

У.: Читаем дальше.

Но, когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

У.: Понятно ли вам, что произошло?

Д.: Люди радуются, потому что акулу убили.

У.: Читаем дальше.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

У.: Остались ли силы у артиллериста на эмоции? Нет. Потому что он очень сильно испугался.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель - достижение понимания текста на уровне концепта.

У.: Итак, возвращаемся снова к нашему предположению. Кто же главный герой произведения?

Д.: Артиллерист.

У.: Почему вы поменяли своё мнение?

Д.: Он спас мальчиков от акулы.

У.: Что вы можете сказать об этом человеке? Выберите варианты ответа. Докажите словами из текста.

Решительный, азартный, отважный, безрассудный, легкомысленный, жестокий, любящий, эмоциональный.

У.: Давайте подведем итог. Дети остались живы совершенно случайно!

Кто спас мальчиков?

Д.: Мальчиков спас артиллерист.

У.: Легко ли это было сделать?

Д.: Нет.

У.: Какой урок получили мальчики? Зачем Толстой написал это произведение?

У.: Вывод. Дети, а часто ли вы задумываетесь о близких вам людях и окружающих взрослых, когда совершаете разные поступки, нарушая запреты?

Детские шалости, самовольные поступки приводят к необратимым последствиям. В этот момент дети думают только о себе и не думают о близких. Сегодня мы почувствовали, как переживают за нас взрослые.

Благодаря Л.Н. Толстому мы посмотрели на ситуацию глазами взрослых, оказались на месте взрослых, а значит стали взрослее. Л.Н.Толстой учит думать о других, и мы благодарны ему за это.

Творческие задания.

1. Давайте вернемся к заглавию рассказа. Как бы вы могли по-другому назвать этот рассказ?

Д.: Артиллерист

Спасение мальчиков.

2. На странице 154 есть ещё одна иллюстрация к рассказу. Это гравюра. Выполнил её художник Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964), русский художник, выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна. Гравюра - вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Оттиски также называют гравюрами.

Какой эпизод изображен на этой иллюстрации?

Выстрел пушки, плывет лодка с матросами, недалеко мальчики в море. Акула уже совсем близко.


© 2010-2022