- Преподавателю
- Начальные классы
- Как шалость мальчиков чуть не обернулась трагедией (урок литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого «Акула».)
Как шалость мальчиков чуть не обернулась трагедией (урок литературного чтения по произведению Л. Н. Толстого «Акула».)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Булатова Т.Ю. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Автор: Булатова Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 49»,
г. Новоуральск, Свердловской обл.
«Школа России», 3 класс.
Как шалость мальчиков чуть не обернулась трагедией
(урок литературного чтения по произведению Л.Н. Толстого «Акула».)
Цель: Научить понимать текст, т.е. почувствовать концепт произведения. Концепт. Шалость мальчиков чуть не обернулась трагедией. Через переживания отца автор показывает весь трагизм ситуации.
Задачи урока: раскрыть психологизм рассказа: внимание автора к внутренним переживаниям и мотивам поведения героя; развивать умение анализировать поступки литературных персонажей, видеть их мотивы; развивать способность сопереживать героям произведения.
Ход урока.
I. Работа с текстом до чтения
Цель - развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации .
Учитель: Произведения какого автора мы начали читать?
Дети: Льва Николаевича Толстого.
У.: Дети, а вам понравились рассказы Толстого? А что понравилось?
Д: Они интересные, в них происходят события, которые увлекают.
У.: Что вы уже знаете об авторе?
Д: В 1870х - 80х годах Л.Н.Толстой работает в Ясной поляне учителем и создает первые русские детские книги для чтения.
У.: Сейчас мы такие книги называем хрестоматиями. В одну из них вошел и рассказ «Акула». Предположите, о чем пойдет речь?
Д: Место действия - море, корабль.
Герои - акула, люди. Люди плавают и не видят что рядом акула, нападение акулы, и может быть спасение от акулы, потому что есть выстрел с корабля. Мы видим лодку, матросы спешат на помощь.
У.: Читаем текст самостоятельно про себя и проверяем предположения.
II. Работа с текстом во время чтения
Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.
1. Дети самостоятельно читают текст «про себя» с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.
У.: Ваше впечатление? Было страшно? Подтвердились ли ваши предположения?
Д.: Да, подтвердились.
У.: Как вы думаете, кто главный герой произведения?
Дети дают разные ответы:
- акула,
- мальчики,
- артиллерист.
У.: Отец мальчика, старый артиллерист. Кто такой артиллерист? Зачем на корабле оружие?
Словарь:
АРТИЛЛЕРИСТ - офицер, возглавляющий артиллерийскую боевую часть на корабле.
АРТИЛЛЕРИЯ -1) огнестрельные орудия, наносящие противнику поражение с больших расстояний;
Д.: Орудия нужны для защиты корабля, например от пиратов.
У.: Итак у нас три версии. Большинство согласно, что главный герой - акула. И с ней будут происходить какие-то события.
Давайте ещё раз перечитаем и попробуем разобраться.
2. Чтение вслух по небольшим абзацам с комментариями.
Цель - достижение понимания текста на уровне фактуальной и подтекстовой информации.
У.: Читаем абзац и останавливаемся.
Наш корабль стоял на якоре у берегов Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и, точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
У.: Где происходят события?
Д.: в Африке. Пустыня Сахара - самая большая, самая жаркая пустыня в мире.
У.: Представьте, как себя чувствовали люди. Представили? Опишите погоду.
Д.: Сначала дул свежий ветер, потом погода изменилась. Им стало жарко, душно. Воздух из пустыни был жаркий, как из топленной печки, т.е. очень горячий.
У.: Читаем 2 абзац. Останавливаемся.
Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!» - и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
У.: Автор говорит, что матросы в одну минуту устроили купальню. Как вы это понимаете? Очень быстро, потому что все были в нетерпении, ждали этого. Где купались матросы?
Д.: В парусе.
У.: Зачем спустили парус?
Д.: В целях безопасности. Открытое море, глубоко. Можно утонуть.
У.: Капитан обеспечил безопасность купающихся, потому что он за них отвечает.
У.: Читаем только 1 предложение.
На корабле с нами было два мальчика.
У.: В те годы, когда создавался рассказ «Акула», совершались первые кругосветные путешествия с целью изучения Земли. Корабль уходил в путешествие на год, а может быть и больше, поэтому были такие случаи, когда на корабле вместе с матросами были их дети, просто потому, что их не с кем было оставить на берегу так надолго. И этим детям было тоже жарко, а может быть, им было даже тяжелее переносить такую погоду.
У.: Читаем дальше.
Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки, в открытом море.
У.: Что значит в открытом море?
Д.: Далеко от берега, на иллюстрации нигде не видно берега. Глубоко, можно утонуть.
У.: Что значит: тесно было в парусе?
Д.: Не хотели себя ограничивать, хотели свободы. Места мало было.
У.: Как вы относитесь к такому поведению? Оцените.
Д.: Это может быть опасно. Возможно появление акулы.
У.: Они вздумали. Подберите синонимы, замените другими однокоренными словами.
Д.: Подумали, задумали, придумали, решили.
У.: Тот же смысл?
Д.: Нет, автор уже начинает осуждать их. Не надо этого было делать, они были не правы.
У.: Поясните, как вы понимаете:
Плавать наперегонки.
Д.: Соревноваться, перегнать другого.
У.: Что было силы поплыли.
Д.: Все силы вложили. Старались быть первыми.
У.: Знакома ли вам такая ситуация?
Д.: Да.
У.: Читаем дальше.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
У.: Почему автор использует сравнение как ящерицы?
Д.: Такие же верткие.
У.: Но ящерицы не живут в воде. Ящерица не будет себя комфортно чувствовать в воде - она будет беспомощной и может погибнуть. Можно же было сравнить их, например, с рыбками или дельфинчиками. Как автор относится к поступку мальчиков?
Д.: Осуждает.
У.: Читаем дальше.
Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай!; Понатужься!»
У.: Какие чувства испытывал артиллерист, глядя на купание мальчиков. Найдите эти слова.
Д.: «Стоял на палубе и любовался на своего сынишку.
У.: Что они значат?
Д.: Ему нравилось такое поведение, он любил своего сына,
У.: Какого возраста был мальчик?
Д.: Маленький
У.: Что значат слова: «Не выдавай»?
Д.: Не сдавайся.
У.: «Понатужься»?
Д.: Постарайся.
У.: Отец подбадривал своего сына, переживал за него, хотел, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной. Ничего не предвещает беды.
У.: Читаем дальше.
Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» - и все мы увидели в воде спину морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков.
У.: Автор говорит «вдруг». Что он выражает этим словом?
Д.: Страх. Волнение. Никто этого не ожидал.
У.: Толстой называет акулу морским чудовищем, говорит, что акула плывет прямо на мальчиков. Почувствовали, как поменялось настроение?
Д.: Да, появилось волнение, страх.
У.: Читаем дальше.
- Назад! Назад! Вернитесь! Акула! - закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.
У.: Как отреагировал отец? Крикнул: «Назад! Вернитесь!» Он надеялся, что мальчики услышат его и повернут назад. Увы, этого не произошло. Почему?
Д: Мальчики увлеклись игрой. Им было весело.
У.: Вспомните себя, всегда ли вы слышите, что вам говорят взрослые, когда играете?
Д.: Нет, не всегда.
У.: Читаем дальше.
Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
У.: Дети вы чувствуете, как Толстой показывает, что ситуация усугубляется?
Что чувствовал артиллерист? Почему он побледнел?
Д: Испугался за сына очень сильно, он оцепенел от страха.
У.: Как это подтверждается словами?
Д: Не шевелясь, смотрел
У.: Он как бы оцепенел, онемел от страха за своего сына. Он понимал, что не успеет спасти его. Отец потерял способность принимать решение. А другие взрослые, матросы? Кто спасет мальчиков?
У.: Читаем дальше.
Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая вёсла понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.
Д: Быстро побежали, спустили лодку, даже весла сгибались, так они хотели спасти мальчиков.
У.: Бросились, понеслись, что было силы. Обратите внимание на слова. Автор показывает, насколько быстро действовали матросы. Но они были ещё очень далеко, а акула… не больше 20 шагов. Представили ситуацию? Насколько большая опасность грозит мальчикам.
У.: Читаем дальше.
Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы;
У.: Посмотрите, на корабле уже паника, матросы уже плывут на помощь, а мальчики?
Д.: Они всё ещё не видят и не слышат, настолько они увлеклись.
У.: Читаем дальше.
но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.
У.: Что значит пронзительный визг?
Д: Очень громкий.
У.: Читаем дальше.
Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль.
У.: «Визг этот как будто разбудил артиллериста.
Он сорвался с места и побежал к пушкам.
Он повернул хобот,
прилег к пушке, и взял фитиль.
У.: Почему Толстой так подробно описывает, что делает артиллерист. Чтобы мы поняли напряжение ситуации. Не смотря на все старания невозможно было молниеносно спасти мальчиков.
У.: Ребята, вы чувствуете, как нарастает страх, ужас в этой ситуации?
Читаем дальше.
Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.
Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками.
У.: Почему все замерли от страха? Артиллерист после выстрела упал около пушки и закрыл лицо руками. Почему он так повёл себя?
Д.: Ему страшно.
У.: Куда мог попасть?
Д: Мог попасть в мальчиков.
Мог попасть в матросов.
У.: А мог промахнуться и вообще никуда не попасть. Акула… не больше 20 шагов.
У.: И тогда гибель мальчиков была бы неминуема.
У.: Самый лучший вариант, если он попадет в акулу. Читаем дальше.
Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.
У.: Чего нам хочется?
Д: Уже узнать, что акулу убили.
У.: Автор держит в напряжении до самого конца. Мы не знали, что было дальше, потому что дым застлал глаза. Минута. Это долго? Для артиллериста - очень долго. Целая вечность.
У.: Читаем дальше.
Но, когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.
У.: Понятно ли вам, что произошло?
Д.: Люди радуются, потому что акулу убили.
У.: Читаем дальше.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.
По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.
У.: Остались ли силы у артиллериста на эмоции? Нет. Потому что он очень сильно испугался.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель - достижение понимания текста на уровне концепта.
У.: Итак, возвращаемся снова к нашему предположению. Кто же главный герой произведения?
Д.: Артиллерист.
У.: Почему вы поменяли своё мнение?
Д.: Он спас мальчиков от акулы.
У.: Что вы можете сказать об этом человеке? Выберите варианты ответа. Докажите словами из текста.
Решительный, азартный, отважный, безрассудный, легкомысленный, жестокий, любящий, эмоциональный.
У.: Давайте подведем итог. Дети остались живы совершенно случайно!
Кто спас мальчиков?
Д.: Мальчиков спас артиллерист.
У.: Легко ли это было сделать?
Д.: Нет.
У.: Какой урок получили мальчики? Зачем Толстой написал это произведение?
У.: Вывод. Дети, а часто ли вы задумываетесь о близких вам людях и окружающих взрослых, когда совершаете разные поступки, нарушая запреты?
Детские шалости, самовольные поступки приводят к необратимым последствиям. В этот момент дети думают только о себе и не думают о близких. Сегодня мы почувствовали, как переживают за нас взрослые.
Благодаря Л.Н. Толстому мы посмотрели на ситуацию глазами взрослых, оказались на месте взрослых, а значит стали взрослее. Л.Н.Толстой учит думать о других, и мы благодарны ему за это.
Творческие задания.
1. Давайте вернемся к заглавию рассказа. Как бы вы могли по-другому назвать этот рассказ?
Д.: Артиллерист
Спасение мальчиков.
2. На странице 154 есть ещё одна иллюстрация к рассказу. Это гравюра. Выполнил её художник Фаворский Владимир Андреевич (1886-1964), русский художник, выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна. Гравюра - вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Оттиски также называют гравюрами.
Какой эпизод изображен на этой иллюстрации?
Выстрел пушки, плывет лодка с матросами, недалеко мальчики в море. Акула уже совсем близко.