Программа внеурочной деятельности Игры народов мира 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности


«Игры народов мира»


для 1 класса



Подготовила учитель

начальных

классов

Япрынцева Мария Михайловна
































2014-2015 уч. год

Пояснительная записка


Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения. Спортивно-оздоровительное направление. Актуальность. Организация досуга - традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами творчества и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Программа « Игры народов мира» призвана решить эту проблему самыми доступными и в то же время универсальными средствами - средствами игры. Программа использует потенциал досуга с его широкими просветительскими, познавательными, рекреационными, творческими возможностями, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру ребенка. Дает возможность познакомить детей с разнообразным миром устного народного творчества, различными видами игр, их особенностями и правилами, историей возникновения. Обучаясь по данной программе, дети не только знакомятся с устным народным творчеством, забытыми играми, но и приобретают организаторские качества, выраженные, ни сколько в знании разнообразных игр, а и в умении провести их среди сверстников в рамках правил и требований каждой игры.

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Они призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. Программа «Игры народов мира» формирует общеучебные умения и навыки у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы. Они разнообразны и эмоциональны. Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными традициями и культурой. Таким образом, программа направлена на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания. Цель программы : Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством комплекса оздоровительных мероприятий - подвижных игр, развития здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Задачи обучающие:

  • научить детей играть активно и самостоятельно;
  • познакомить с играми, традициями, историей и культурой разных народов;
  • обучить правилам народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
  • прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
развивающие:

вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения;

  • приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;
  • проявлять инициативу;
  • развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;
  • увеличивать функциональные возможности организма.
воспитывающие:
  • формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
  • прививать учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
  • воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
  • способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Основные направления реализации программы Курс «Игры народов мира» входит во внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность для решения задач воспитания и социализации детей. Программа содержит теоретическую и практическую часть, отдавая предпочтение последней, предусматривающей разработку и проведение игровых мероприятий, разучивание игр, знакомство с устным народным творчеством, которые уже забыты.

Участники программы - учащиеся 1класса .

Программа имеет общий объем 66 часов.


Режим занятий - 1 раз в неделю. Основными формами проведения занятий являются: сюжетно - ролевые игры; игровое имитационное моделирование; демонстрационные, театрализованные игры; игры - конкурсы; физические и психологические игры и тренинги; интеллектуально - творческие игры;

социальные игры; комплексные игры. Программа опирается на следующие педагогические идеи и принципы:

  • гуманизации образования;

  • культуросообразности;

  • осуществление целостного подхода к воспитанию;

  • соответствия содержания возрастным особенностям учащихся;

  • деятельностного подхода в обучении;

  • формирования социально приемлемых интересов и потребностей учащихся и т.д.

Деятельность, положенная в основу данной программы, выполняет несколько функций: -развлекательную - создает благоприятную атмосферу, душевную радость, эмоциональный комфорт, -коммуникативную - объединяет детей в коллектив и благоприятствует установлению контактов, -релаксационную - снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении, -развивающую - создает условия для личностного развития детей, их мотивации к познанию и творчеству, и активизирует их резервные возможности, -воспитывающую - формирует уважение к историческому наследию, способствует психотренингу и психокоррекции проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Особенности программы Предлагаемая рабочая программа знакомит учащихся с играми русского народа, народов России, народов мира, спортивными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры кубанского народа.

Теоретический материал программы предлагается в форме бесед до , после или в процессе выполнения двигательной деятельности, в ходе которых дети узнают много интересного об истории происхождения и развития различных игровых видов деятельности; знакомятся с правилами игры, правилами общения, правилами безопасного поведения на занятиях и во время самостоятельно организованных игр. В практическую часть программы помимо игр различных народов, входят комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), комплексы гигиенической гимнастики, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов. Комплексы регулярно обновляются. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся, уровень их физической подготовленности и состояние здоровья.

Программа содержит пояснительную записку, тематический план, содержание, список литературы, календарно-тематическое планирование.





Таблица тематического распределения количества часов


I

Введение

3

Знакомство с основными понятиями игровой деятельности.

Умение принимать участие в игре в составе группы (или самостоятельно)

Умение осуществлять совместное или самостоятельное распределение ролей в игре.

Эмоционально-личностная дифференциация;

рефрефлексия собствесобственного поведдповедения;взаимо-помощ; взапомощь в общении в контев контексте игровой деятельдеятельности;

Самоконтроль произвольности

познавательных процессов.

Сопоставление собственной точки зрения с мнениями других участников деятельности в сотрудничестве;

Осознание себя ,как субъекта социума.

Осознание собственных нравственных позиций, патриотических чувств.

1

Что мы знаем об игре?

1

2

Виды игр. Их разнообразие. Правила игры.

1

3

Правила безопасности во время проведения подвижных игр.

1

II

Зарубежные игры.

8

1

Особенности развивающей игры. Знакомство с игрой «Веселая пантомима»(Франция)

1

2

Знакомство с игрой «Опиши квадрат»(Швейцария)

1

3

4

Знакомство с игрой «Один в круге» (Чехия)

Знакомство с игрой «А ну-ка , повтори!» (Аргентина)

1






1

5

Проведение подвижной игры «Колокольчик зазвенел» (Англия)

1

6

Проведение подвижной игры «Выбей из круга» (Дагестан). Условия и правила игры.

1

7

Проведение подвижной игры «Слепой медведь» (Белоруссия). Условия и правила игры.

1

8

Проведение подвижной игры «Чижик» (Украина)

1

III

Русские народные игры.

10

1

Игры на Руси. Их история. Проведение подвижной игры «Гуси - лебеди»

1

Умение проводить оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Выбор форм и способов презентации предполагаемых результатов.



Ориентация в нравственном содержании и смысле основных понятий: «любовь к родному краю», «уважение к традициям своего народа».

Сопоставление собственной точки зрения с мнениями других участников деятельности в сотрудничестве;



Выбор форм и средств презентации индивидуальных творческих работ



2

Проведение игры «У медведя во бору». Условия и правила игры.

1

3

Проведение игры «Обыкновенные жмурки»

1

4

Знакомство с игрой «Волк во рву». Особенности игры.

1

5

Знакомство с игрой «Горелки». Проведение игры.

1

6

Знакомство с игрой «Кот и мышь». Правила игры

1

7

Проведение игры «Молчанка». Правила и условия игры.

1

8

Знакомство с игрой « Ловишки в кругу». Правила и условия. Проведение игры.

1

9

Знакомство с игрой « Ляпка». Проведение игры.

1

10

Знакомство с игрой «Поймай рыбку». Проведение игры.

1

IV

Игры Кубани


12


1

Проведение игры « Хлибчик».

Знакомство с правилами игры

1

2

Проведение игры «Клубочки»

Знакомство с правилами игры

1

3

Проведение игры «Пчелы на пасеке» Знакомство с правилами игры


1

4

Проведение игры «Гори, гори ясно»

1

5

Проведение игры «Подаренушки в кругу» Условия игры. Ее особенности.

1

6

Проведение игры «Курень». Знакомство с правилами

1

7

Проведение игры «Кривой петух».Особенности игры.

1

8

Проведение игры «Защити курень». Условия игры.

1

9

Проведение игры «Напои лошадку». Условия игры.

1

10

Проведение игры «Напои лошадку». Условия игры.

1

11

Проведение подвижной игры «Маки»

1

12

Проведение подвижной игры «Ежик и мыши»

1

V

Подведение итогов.

1

Итого

33

Содержание программы

«Игры народов мира»

1 класс (33 часа)

I Ведение ( 3 часа).

Что мы знаем об игре?, виды игр. Их разнообразие. Правила игры. Правила безопасности во время проведения подвижных игр.

II Зарубежные игры ( 8 часов).

Особенности развивающей игры. Знакомство с игрой «Веселая пантомима»(Франция), игра «Опиши квадрат»(Швейцария), игра «Один в круге» (Чехия), игра «А ну-ка , повтори!» (Аргентина). Условие и правила игры. Подвижная игра «Колокольчик зазвенел» (Англия). Условия и правила игры. Проведение подвижной игры «Маки» (Украина) Условия и правила игры. Проведение подвижной игры «Ежик и мыши» (Белоруссия). Проведение подвижной игры «Выбей из круга» (Дагестан). Проведение подвижной игры «Слепой медведь» (Белоруссия). Проведение подвижной игры «Чижик» (Украина). Условия игры.

III Русские народные игры ( 10 часов).

Игры на Руси. Их история. Проведение подвижной игры «Гуси - лебеди», «У медведя во бору». Условия и правила игры. Проведение игры «Обыкновенные жмурки». Знакомство с игрой «Волк во рву». Особенности игры. Знакомство с игрой «Горелки». Проведение игры. Знакомство с игрой «Кот и мышь». Правила игры. Проведение игры «Молчанка». Правила и условия игры. Знакомство с игрой « Ловишки в кругу». Знакомство с игрой « Ляпка». Знакомство с игрой «Поймай рыбку». Проведение игры.

IV Игры Кубани (12часов).

Проведение игры « Хлибчик». Проведение игры «Клубочки». Знакомство с правилами игры. Проведение игры «Пчелы на пасеке». Игра «Гори, гори ясно». Проведение игры «Подаренушки в кругу» Условия игры. Ее особенности. Проведение игры «Курень», игра «Защити курень». Проведение игры «Напои лошадку». Условия игры. Проведение игры «Тяни в круг». Особенности игры.

V Подведение итогов ( 1 часа).

Круглый стол.


Предполагаемые результаты реализации программы


Игры являются средством формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой деятельности;
  • организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр;
  • планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при использовании их в игровой деятельности.
  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по изучению игр являются следующие умения:
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:
  • планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг;
  • излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр;
  • организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр;
  • применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов спорта.
Формы внеурочной деятельности чрезвычайно многообразны. Основной формой работы являются различные виды занятий. Это могут быть и занятия - вариации, занятия - путешествия, импровизации, занятия - творческие портреты, занятия - образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия - праздники, занятия - эксперименты. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий. Образовательный процесс предусматривает в себя различные методы обучения:
  • репродуктивный;
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
  • эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения)
Игровые программы могут быть посвящены тематике:
  • исторической (памятные даты в жизни страны)
  • героико- патриотической
  • спортивной
  • литературной
  • музыкальной
При выполнении практических работ любого вида необходимо уделять время предварительному планированию предстоящих действий. Завершать работу анализом и самоанализом учебной деятельности. Теоретический материал даётся в начале занятия. Объяснение его сопровождается демонстрацией видеоматериала различного характера. При объяснении нового материала используется метод фронтальной работы. При закреплении изученного используется такие формы работы, как экскурсия, поход, КТД, творческий отчёт, фольклорная экспедиция. В процессе обучения дети знакомятся с историей возникновения игры, получают представление о сущности игры и ее значении для человека. После чего более подробно знакомятся с различными видами игр: подвижными и малоподвижными, эстрадными. Серьезной подготовки педагога к занятиям требует раздел «Народные и кубанские игры». Теоретические знания по перечисленным темам значительно углубляют знания детей литературе, истории, кубановедению. А практические занятия способствуют максимальному самораскрытию личности ребенка, вовлекая его в разнообразный и насыщенный мир общения и социокультурных импровизаций.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


для учителя


  1. Барканов, С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Учебно-методическое пособие / С.В. Барканов - М.: Владос, 2001.

  2. Белоножкина, О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. Волгоград. Учитель, 2007.

  3. Богданов, Г.П. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом / Г.П. Богданов, О.У. Устенов - М., 1993.

  4. Богданов, В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие / В.П. Богданов - М., 1990.

  5. Гальцова, Е.А., Власенко, О.П. Спортивный серпантин. Сценарии спортивных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007.

  6. Гордияш, Е.Л., Жигульская, И.В., и др. Физичское воспитание в школе. Волгоград: Учитель, 2008.

  7. Горский, В.А. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное основное образование» под редакцией В.А. Горского, -2-е изд. - М., Просвещение 2011
  8. Журнал «Физическая культура в школе»
  9. Казин, Э.М. Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы. Кемерово. 2005.

  10. Кенеман, А.В. Детские подвижные игры народов СССР / А.В. Кинеман - М.: Просвещение, 1988г.

  11. Кузнецов, В.С., Колодницкий, Г.А. «Физическая культура. Упражнения и игры с мячами». Методическое пособие. М., НЦ ЭНАС. 2002.
  12. Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». Под редакцией Руссковой, Л.В. М., Просвещение. 1986г.
  13. Патрикеев, А.Ю. «Подвижные игры» 1-4 классы. Учебно-методическое пособие. М., ВАКО. 2007г.
  14. Пензулаева, Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7лет». М., Владос, 2001г.
  15. Сайт о русских народных играх. - http\\glee.ru.
  16. Степанов, П.В., Сизяев, С.В., Сафронов Т.Н. программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельнсоть Спортивно-оздоровительная деятельность. М., Просвещение, 2011.
  17. Яковлев, В.Г. Подвижные игры / В.Г. Яковлев. М.: Просвещение, 1992.

Список литературы, рекомендуемый для детей 1.С.К.Якуб. Вспомним забытые игры.- М, 2000 2.С.Шмаков. Нетрадиционные праздники в школе.- М, 1999 3.А.Зак. Развитие умственных способностей младших школьников. -М, 2000 4.Ю.Защарный. 50 русских народных игр. -М, 1998 5.МюРожков. Развитие самоуправления в детском коллективе.- Ярославль,1998 6.Ю.Никитин. Нам не скучно.- М, 2002 7.А.Тарасов. Нам не скучно.- М, 2001 8.Детские казачьи игры и забавы.- Краснодар, 1997 9.Н.Троицкая. Сценарии праздников. -М,1997 10.И.Матюгин. Как развивать память. -М,1999 11.Праздники, викторины, утренники, КВНы.-М,2000 12. Развиваем мышление (серия книг).-Ярославль,2000 13.Энциклопедия «Игры народов мира», - М, 1998

Перечень оборудования, необходимого для реализации программы

  1. Театральные костюмы

  2. Маски

  3. Реквизит для народных, спортивных игр

  4. Телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.

© 2010-2022