- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Игры народов мира 1 класс
Программа внеурочной деятельности Игры народов мира 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Клычкова М.М. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Игры народов мира»
для 1 класса
Подготовила учитель
начальных
классов
Япрынцева Мария Михайловна
2014-2015 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка « Игры народов мира» для 1класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения. Спортивно-оздоровительное направление. Актуальность. Организация досуга - традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами творчества и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Программа « Игры народов мира» призвана решить эту проблему самыми доступными и в то же время универсальными средствами - средствами игры. Программа использует потенциал досуга с его широкими просветительскими, познавательными, рекреационными, творческими возможностями, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру ребенка. Дает возможность познакомить детей с разнообразным миром устного народного творчества, различными видами игр, их особенностями и правилами, историей возникновения. Обучаясь по данной программе, дети не только знакомятся с устным народным творчеством, забытыми играми, но и приобретают организаторские качества, выраженные, ни сколько в знании разнообразных игр, а и в умении провести их среди сверстников в рамках правил и требований каждой игры.
Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Они призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. Программа «Игры народов мира» формирует общеучебные умения и навыки у учащихся. Игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы. Они разнообразны и эмоциональны. Помимо того, народные игры имеют огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания так, как знакомят с национальными традициями и культурой. Таким образом, программа направлена на духовное совершенствование личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания. Цель программы : Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством комплекса оздоровительных мероприятий - подвижных игр, развития здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Задачи обучающие:
- научить детей играть активно и самостоятельно;
- познакомить с играми, традициями, историей и культурой разных народов;
- обучить правилам народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
- прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
вырабатывать умение в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
- приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;
- проявлять инициативу;
- развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость;
- увеличивать функциональные возможности организма.
- формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- прививать учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
- воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Основные направления реализации программы Курс «Игры народов мира» входит во внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность для решения задач воспитания и социализации детей. Программа содержит теоретическую и практическую часть, отдавая предпочтение последней, предусматривающей разработку и проведение игровых мероприятий, разучивание игр, знакомство с устным народным творчеством, которые уже забыты.
Участники программы - учащиеся 1класса .
Программа имеет общий объем 66 часов.
Режим занятий - 1 раз в неделю. Основными формами проведения занятий являются: сюжетно - ролевые игры; игровое имитационное моделирование; демонстрационные, театрализованные игры; игры - конкурсы; физические и психологические игры и тренинги; интеллектуально - творческие игры;
социальные игры; комплексные игры. Программа опирается на следующие педагогические идеи и принципы:
-
гуманизации образования;
-
культуросообразности;
-
осуществление целостного подхода к воспитанию;
-
соответствия содержания возрастным особенностям учащихся;
-
деятельностного подхода в обучении;
-
формирования социально приемлемых интересов и потребностей учащихся и т.д.
Особенности программы Предлагаемая рабочая программа знакомит учащихся с играми русского народа, народов России, народов мира, спортивными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальный аспект, истоки самобытности культуры кубанского народа.
Теоретический материал программы предлагается в форме бесед до , после или в процессе выполнения двигательной деятельности, в ходе которых дети узнают много интересного об истории происхождения и развития различных игровых видов деятельности; знакомятся с правилами игры, правилами общения, правилами безопасного поведения на занятиях и во время самостоятельно организованных игр. В практическую часть программы помимо игр различных народов, входят комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), комплексы гигиенической гимнастики, комплексы упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки; широко применяются упражнения с использованием различных предметов и снарядов. Комплексы регулярно обновляются. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся, уровень их физической подготовленности и состояние здоровья.
Программа содержит пояснительную записку, тематический план, содержание, список литературы, календарно-тематическое планирование.
Таблица тематического распределения количества часов
I
Введение
3
Знакомство с основными понятиями игровой деятельности.
Умение принимать участие в игре в составе группы (или самостоятельно)
Умение осуществлять совместное или самостоятельное распределение ролей в игре.
Эмоционально-личностная дифференциация;
рефрефлексия собствесобственного поведдповедения;взаимо-помощ; взапомощь в общении в контев контексте игровой деятельдеятельности;
Самоконтроль произвольности
познавательных процессов.
Сопоставление собственной точки зрения с мнениями других участников деятельности в сотрудничестве;
Осознание себя ,как субъекта социума.
Осознание собственных нравственных позиций, патриотических чувств.
1
Что мы знаем об игре?
1
2
Виды игр. Их разнообразие. Правила игры.
1
3
Правила безопасности во время проведения подвижных игр.
1
II
Зарубежные игры.
8
1
Особенности развивающей игры. Знакомство с игрой «Веселая пантомима»(Франция)
1
2
Знакомство с игрой «Опиши квадрат»(Швейцария)
1
3
4
Знакомство с игрой «Один в круге» (Чехия)
Знакомство с игрой «А ну-ка , повтори!» (Аргентина)
1
1
5
Проведение подвижной игры «Колокольчик зазвенел» (Англия)
1
6
Проведение подвижной игры «Выбей из круга» (Дагестан). Условия и правила игры.
1
7
Проведение подвижной игры «Слепой медведь» (Белоруссия). Условия и правила игры.
1
8
Проведение подвижной игры «Чижик» (Украина)
1
III
Русские народные игры.
10
1
Игры на Руси. Их история. Проведение подвижной игры «Гуси - лебеди»
1
Умение проводить оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
Выбор форм и способов презентации предполагаемых результатов.
Ориентация в нравственном содержании и смысле основных понятий: «любовь к родному краю», «уважение к традициям своего народа».
Сопоставление собственной точки зрения с мнениями других участников деятельности в сотрудничестве;
Выбор форм и средств презентации индивидуальных творческих работ
2
Проведение игры «У медведя во бору». Условия и правила игры.
1
3
Проведение игры «Обыкновенные жмурки»
1
4
Знакомство с игрой «Волк во рву». Особенности игры.
1
5
Знакомство с игрой «Горелки». Проведение игры.
1
6
Знакомство с игрой «Кот и мышь». Правила игры
1
7
Проведение игры «Молчанка». Правила и условия игры.
1
8
Знакомство с игрой « Ловишки в кругу». Правила и условия. Проведение игры.
1
9
Знакомство с игрой « Ляпка». Проведение игры.
1
10
Знакомство с игрой «Поймай рыбку». Проведение игры.
1
IV
Игры Кубани
12
1
Проведение игры « Хлибчик».
Знакомство с правилами игры
1
2
Проведение игры «Клубочки»
Знакомство с правилами игры
1
3
Проведение игры «Пчелы на пасеке» Знакомство с правилами игры
1
4
Проведение игры «Гори, гори ясно»
1
5
Проведение игры «Подаренушки в кругу» Условия игры. Ее особенности.
1
6
Проведение игры «Курень». Знакомство с правилами
1
7
Проведение игры «Кривой петух».Особенности игры.
1
8
Проведение игры «Защити курень». Условия игры.
1
9
Проведение игры «Напои лошадку». Условия игры.
1
10
Проведение игры «Напои лошадку». Условия игры.
1
11
Проведение подвижной игры «Маки»
1
12
Проведение подвижной игры «Ежик и мыши»
1
V
Подведение итогов.
1
Итого
33
Содержание программы
«Игры народов мира»
1 класс (33 часа)
I Ведение ( 3 часа).
Что мы знаем об игре?, виды игр. Их разнообразие. Правила игры. Правила безопасности во время проведения подвижных игр.
II Зарубежные игры ( 8 часов).
Особенности развивающей игры. Знакомство с игрой «Веселая пантомима»(Франция), игра «Опиши квадрат»(Швейцария), игра «Один в круге» (Чехия), игра «А ну-ка , повтори!» (Аргентина). Условие и правила игры. Подвижная игра «Колокольчик зазвенел» (Англия). Условия и правила игры. Проведение подвижной игры «Маки» (Украина) Условия и правила игры. Проведение подвижной игры «Ежик и мыши» (Белоруссия). Проведение подвижной игры «Выбей из круга» (Дагестан). Проведение подвижной игры «Слепой медведь» (Белоруссия). Проведение подвижной игры «Чижик» (Украина). Условия игры.
III Русские народные игры ( 10 часов).
Игры на Руси. Их история. Проведение подвижной игры «Гуси - лебеди», «У медведя во бору». Условия и правила игры. Проведение игры «Обыкновенные жмурки». Знакомство с игрой «Волк во рву». Особенности игры. Знакомство с игрой «Горелки». Проведение игры. Знакомство с игрой «Кот и мышь». Правила игры. Проведение игры «Молчанка». Правила и условия игры. Знакомство с игрой « Ловишки в кругу». Знакомство с игрой « Ляпка». Знакомство с игрой «Поймай рыбку». Проведение игры.
IV Игры Кубани (12часов).
Проведение игры « Хлибчик». Проведение игры «Клубочки». Знакомство с правилами игры. Проведение игры «Пчелы на пасеке». Игра «Гори, гори ясно». Проведение игры «Подаренушки в кругу» Условия игры. Ее особенности. Проведение игры «Курень», игра «Защити курень». Проведение игры «Напои лошадку». Условия игры. Проведение игры «Тяни в круг». Особенности игры.
V Подведение итогов ( 1 часа).
Круглый стол.
Предполагаемые результаты реализации программы
Игры являются средством формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой деятельности;
- организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр;
- планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при использовании их в игровой деятельности.
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по изучению игр являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
- планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг;
- излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр;
- применять в игровой деятельности технические действия из базовых видов спорта.
- репродуктивный;
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения)
- исторической (памятные даты в жизни страны)
- героико- патриотической
- спортивной
- литературной
- музыкальной
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
для учителя
-
Барканов, С.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Учебно-методическое пособие / С.В. Барканов - М.: Владос, 2001.
-
Белоножкина, О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе. Волгоград. Учитель, 2007.
-
Богданов, Г.П. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом / Г.П. Богданов, О.У. Устенов - М., 1993.
-
Богданов, В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие / В.П. Богданов - М., 1990.
-
Гальцова, Е.А., Власенко, О.П. Спортивный серпантин. Сценарии спортивных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007.
-
Гордияш, Е.Л., Жигульская, И.В., и др. Физичское воспитание в школе. Волгоград: Учитель, 2008.
- Горский, В.А. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное основное образование» под редакцией В.А. Горского, -2-е изд. - М., Просвещение 2011
- Журнал «Физическая культура в школе»
-
Казин, Э.М. Физическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы. Кемерово. 2005.
-
Кенеман, А.В. Детские подвижные игры народов СССР / А.В. Кинеман - М.: Просвещение, 1988г.
- Кузнецов, В.С., Колодницкий, Г.А. «Физическая культура. Упражнения и игры с мячами». Методическое пособие. М., НЦ ЭНАС. 2002.
- Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». Под редакцией Руссковой, Л.В. М., Просвещение. 1986г.
- Патрикеев, А.Ю. «Подвижные игры» 1-4 классы. Учебно-методическое пособие. М., ВАКО. 2007г.
- Пензулаева, Л.И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7лет». М., Владос, 2001г.
- Сайт о русских народных играх. - http\\glee.ru.
- Степанов, П.В., Сизяев, С.В., Сафронов Т.Н. программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельнсоть Спортивно-оздоровительная деятельность. М., Просвещение, 2011.
- Яковлев, В.Г. Подвижные игры / В.Г. Яковлев. М.: Просвещение, 1992.
Список литературы, рекомендуемый для детей 1.С.К.Якуб. Вспомним забытые игры.- М, 2000 2.С.Шмаков. Нетрадиционные праздники в школе.- М, 1999 3.А.Зак. Развитие умственных способностей младших школьников. -М, 2000 4.Ю.Защарный. 50 русских народных игр. -М, 1998 5.МюРожков. Развитие самоуправления в детском коллективе.- Ярославль,1998 6.Ю.Никитин. Нам не скучно.- М, 2002 7.А.Тарасов. Нам не скучно.- М, 2001 8.Детские казачьи игры и забавы.- Краснодар, 1997 9.Н.Троицкая. Сценарии праздников. -М,1997 10.И.Матюгин. Как развивать память. -М,1999 11.Праздники, викторины, утренники, КВНы.-М,2000 12. Развиваем мышление (серия книг).-Ярославль,2000 13.Энциклопедия «Игры народов мира», - М, 1998
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы
-
Театральные костюмы
-
Маски
-
Реквизит для народных, спортивных игр
-
Телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр.