Профессионально-личностный потенциал студентов с нарушением зрения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессионально-личностный потенциал студентов

с нарушением зрения


Тарских С.Д., к.п.н.


Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет им. Н.Г. Чернышевского

Е-mail: [email protected]
Основные заповеди будущего специалиста гласят: - овладевай знаниями, умениями, которые помогут тебе быть уверенным в своей профессиональной компетентности; - развивай в себе навыки сотрудничества, диалогического общения с другими людьми, независимо от их возраста, опыта, социального положения и профессионального статуса. Настоящие реалии развития общества свидетельствуют о том, что мы живем в столь трудное, но и замечательное время, когда каждый имеет шанс «сделать себя», добиться всего, к чему стремиться. Становление специалиста включает не только профессиональные знания и умения, но и личностно-деловой потенциал, который предполагает комплекс качеств, отражающих основные особенности личности. Умение их использовать в конкретной деятельности. К данному комплексу относятся: целенаправленность, самокритичность, компетентность, коммуникабельность, ответственность и самостоятельность. Основная цель профессионального образования в рамках Болонского процесса заключается в подготовке квалифицированного работника, компетентного, ответственного, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному и социально-личностному росту. По мнению О.Л. Алексеева современное социально-экономическое положение общества не способствует повышению социального статуса лиц с нарушенным зрением. И в связи с этим их сенсорные ограничения не позволяют им быть конкурентоспособными на реальном отечественном рынке труда. [4] Однако сохранность речи и мышления, высокое компенсаторное развитие у большинства подростков с нарушением зрения дает им возможность овладеть высоким уровнем образования, усвоить основные понятия этики и нормы поведения. Но практическое овладение этими нормами для них затруднено из-за ограничения возможности наблюдать за поведением людей в различных ситуациях, трудностей в подражании их действиям и в формировании навыков культурного самообслуживания, из-за сужения круга общения по сравнению с нормальновидящими сверстниками. Далеко не все абитуриенты, а потом и студенты ВУЗов и колледжей в состоянии оценить свои деловые качества и возможности. Некоторые из них отличаются неуверенностью в своих силах, иногда негативным отношением к трудовой деятельности.[3] По данным исследования О.Л. Алексеева одной из причин, ограничивающих возможности получения высшего профессионального образования выпускниками школ для детей с нарушениями зрения является недостаточный уровень довузовской подготовки, что существенно ограничивает условия поступления их в вузы, даже с учетом имеющихся льгот [4,144]. Выпускники школ для детей с нарушениями зрения не имеют целенаправленной профессиональной ориентации к моменту поступления в вуз. По данным исследования В.З. Денискиной, И.Н. Зарубиной, И.Б. Антоновой молодые люди с глубоким нарушением зрения все чаще трудоустраиваются на открытом рынке труда. Вследствие этого 13,4 тыс. инвалидов по зрению работают вне системы ВОС в организациях и учреждениях различных форм собственности. При этом, авторы отмечают, что наиболее успешно трудоустраиваются незрячие, имеющие среднее специальное или высшее профессиональное образование. Данный факт свидетельствует об увеличении числа студентов - инвалидов по зрению, стремящихся получить профессию (566 в 1987 г. и 1927 в 2008 г.). [2]. Выпускники специальных (коррекционных) школ для слепых и слабовидящих, стремятся поступить в педагогические, медицинские, политехнические вузы, институты культуры и колледжи, и, не смотря на нарушения зрительного анализатора, прилагают максимум усилий для приобретения профессиональных знаний и умений. В настоящее время 50-80% выпускников многих специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV видов (Москва, Н. Новгород, С.-Петербург и др.) нацелены на поступление в средние специальные и высшие учебные заведения общего типа. [2, 3]. У некоторых слабовидящих детей наблюдаются нарушения работоспособности, что проявляется в снижении выполнения объема задания, появлении ошибок при письме. Данная категория детей может то же самое задание выполнить на более высоком уровне при осуществлении более внимательного контроля и руководства со стороны преподавателя. Результаты социологических исследований слабовидящих показали прямую зависимость характера трудовой деятельности от функциональных возможностей органа зрения. Большая часть (27-30%) выпускников специальных школ оканчивают вузы и колледжи и преподают гуманитарные дисциплины (историю, географию, литературу и т.д.); среди них есть юристы, экономисты, массажисты. Многие осваивают квалифицированные профессии с преобладанием физических нагрузок (слесарь-ремонтник, наладчик, слесарь механосборочных работ, электрик и др.) [3, 19] Однако, современное состояние обеспечения учебного процесса в вузах, где обучаются лица с нарушением зрения, включает решение вопросов, касающихся необходимой материально-технической и информационной базы, оказания квалифицированной помощи преподавателям вуза, ведущим занятия, но не имеющим специальной подготовки в области тифлологии, а также использование студентами с нарушением зрения диктофонов на учебных занятиях. В связи с этим имеет место обратить внимание на основные аспекты непрерывности в образовательном процессе, которые можно применить к профессиональному обучению лиц с нарушениями зрения. При этом непрерывность характеризует номенклатуру сети образовательных учреждений и их взаимосвязь, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность образовательных программ, способных удовлетворить все множество образовательных потребностей, возникающих как в обществе в целом, так и в каждом отдельном регионе, у каждого человека.[1] Известно, что соответствие личностных качеств человека профессии достигается в процессе целенаправленного совершенствования, и чем раньше человек в него включается, тем больших успехов достигает.
Литература

  1. Булавенко О.А. Новые подходы к непрерывному образованию //Школьные технологии. 2006. №1. С. 56-62.
  2. В.З. Денискина, И.Н. Зарубина, И.Б. Антонова Как будут сдавать ЕГЭ и экзамены в форме тестов учащихся с нарушением зрения //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. №4. С.3-6.
  3. Ермаков В.П. Профессиональная ориентация учащихся с нарушениями зрения: Медицина, психология, педагогика. /Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 2002.
  4. Специальное образование: состояние и перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 25-26 марта, 2003 г. - Екатеринбург, 2004.
© 2010-2022