Рабочая программа по внеурочной деятельности Я-волшебник

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Рассмотрено Согласовано

на заседании МО на заседании методического

учителей начальных совета школы

классов ____ ___________2015 г

___ ________ 2015 г Протокол №______

Протокол № ____ Зам.директора по УВР

Руководитель МО _________Иноземцева Н.И.

________Петина Г.Л.

Утверждаю

_____ ___________2015 г

Приказ №_____

Директор школы

___________ Мясищева О.Н.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Я-волшебник»

1 класс





на 2015-2016 учебный год





учитель Подколзина Татьяна Ивановна

2015 г

Пояснительная записка.

Программа «Я-волшебник» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной;

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, рисованию, лепке, плетению, работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.

Актуальность программы обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых.В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение «Я-волшебник». При этом следует учитывать, что программа направлена на :

-создание условий для развития ребенка;

-ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;

-участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;

-изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;

-освоение навыков экологически грамотного поведения во время

сбора природного материала;

-развитие мотиваций к познанию и творчеству;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

-укрепление психического и физического здоровья;

-взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Образовательная программа «Я-волшебник» относится к художественно-эстетической направленности.

Целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, ребенок укрепляет свою индивидуальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того , что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.

Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям- организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий куда приглашаются и родители кружковцев.

Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. При коллективном обсуждении результатов дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Формы работы - урок-беседа, урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие, групповые, комбинированные, урок-конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и их родителей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный,деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.

Методы работы:

-словесные-беседы,;

-наглядные- просмотр репродукций, фото-, образцов изделий ;

-практические- изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.

Цели программы:

воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов

Задачи программы:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Возрастная группа обучающихся:

девочки и мальчики 7-9 лет.

Объем часов:

Программа рассчитана на два года обучения:

1год - 33 часов, 1 раз в неделю; 2год - 35 часов, 1 раз в неделю;

Продолжительность одного занятия:45мин.

В структуру программы входят 2 образовательных блока.( теоретический и практический). Эти образовательные блоки предусматривают усвоение и формирование деятельности и практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.

Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.

Работа по программе направлена на трудовое и эстетическое воспитание.дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.

Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.

В разделе «Природные материалы» кружковцы знакомятся с разновидностями природных материалов, с основными приемами работы доступных материалов: гибкими ветками, берестой, засушенными растениями. Также дети знакомятся с нетрадиционными природными материалами, которые интересны и вполне доступны в использовании это- кожа, мех, перья птиц, пух, опилки…Дети учатся самостоятельно работать по рисунку - схеме. При работе с нетрадиционными материалами дети учатся анализировать свойства изучаемого материала, знакомятся с технологическими приемами обработки и изготовления изделия.«Работа с тканью» в этом разделе ученики знакомятся с разновидностями нитей и тканей, их переплетениями и свойствами, приобретают навыки шитья, работы с ножницами, иглой, наперстком.

Условия для реализации программы:

Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.

Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.

Предполагаемая результативность программы:

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные результаты:

-Формирование целостного,cоциально- ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

-Формирование уважительного отношения к иному мнению.

-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитиемотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости.

-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

-Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности.

-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

-Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям.

-Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

-Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

-Получение представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий.

-Формирование представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

-Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.

-Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных технологических и организационных задач.

-Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

В плане формирования личностных качеств детей - это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.

Содержание курса на 1 год обучения:

Содержание курса

Количествочасов

Перечень универсальных действий обучающихся

Вводное занятие.

1

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своепредположение на основе работы с материалом;

-учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

-осуществлять анализ;

-делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-задавать вопросы;

-учиться работать в группе для выполнения итоговой работы с учетом общности интересов всех членов коллектива;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-публично презентовать и защитить коллективную тематическую работу для выставки.

Изделия из природного материала.

3

Панно в мозаичной технике.

3

Объемные игрушки из бумаги.

2

Игрушки из ниток.

2

Фигурки животных и человека, выполненные из пластилина.

2

Украшения для новогодней елки.

3

Оригами.

3

Игрушки из яиц.

2

Изделие из папье-маше

2

Открытки, аппликациии с различными материалами: тканью, бумагой.

3

Оформление изделий вышивкой

2

Изделия из бисера, бисероплетение

2

Сувениры из соленого теста

1

Общая коллективная тематическая работа для выставки.

2

Всего часов

33








Тематическое планирование - 1 год обучения

Тема занятия

Виды деятельности

1.

Вводное занятие

Знакомство с разделами программы, материалами и инструментами.

2.


Композиция осенних листьев из «Жираф».

Составление аппликации из осенних листьев.

3.

Экибано «Осень» из осенних цветов

Составление букета из осенних цветов.

4.

Композиция «Осенняя корзина» из листьев, цветов

Составление изделия из листьев, ягод, цветов и шишек.

5.


Панно «Ягоды» из пластилина

Изготовление панно-мозаики из пластилиновых шариков.

6.

Панно «Летний день» из крупы

Изготовление панно из крупяных изделий.

7.

Панно «Любимые сказочные герои» из салфеток

Изготовление панно из салфеток, скатанных в шарики.

8.


Игрушка «Лиса» из бумаги

Изготовление заданной модели из бумаги.

9.


Игрушка «Лягушонок»

Изготовление модели лягушки из бумаги

10.


Игрушка «Цыпленок» из ниток

Изготовление заданной модели из ниток

11.

Игрушка «Чучело»

Изготовление модели чучела из ниток.

12.


Композиция«Мир животных» из пластилина

Изготовление различных форм животных из пластилина.

13.

Композиция «Богатырь»

Создание формы тела человека из пластилина, оформление одеждой.

14.


Композиция «Клубничка» из фетра

Изготовление подвесной игрушки с помощью фетра.

15-16

Композиция «Лебедь белая» из ватных дисков

Изготовление объемной игрушки с помощью ватных дисков

17.


Оригами «Лилии в вазе».

Знакомство с японским искусством оригами, конструирование поделки.

18.

Оригами «Петух».

Конструирование поделки.

19.

Оригами «Пингвин».

Конструирование поделки.

20-21

Игрушка«Цыпленок»,

Игрушка «Мышка» из яичной скорлупы

Работа с яичной скорлупой, cвойства скорлупы,cоздание разных изделий по одной технологии.

22-23

Изделие: «Воздушный шар»

Осваивать и применять технологию изготовления изделия из папье-маше, создавать изделия в этой технологии.

24.


«Открытка-приглашение»

Выполнять симметричные фигуры из цветной бумаги,cоздавать полуобъемную композицию.

25.

« Панно из тканевых лоскутов».

Составлять план изготовления изделия, использовать приемы декорирования.

26.

«Панно из цветной бумаги».

Осваивать новый способ- техника «рваная бумага», закреплять навыки работы с бумагой.

27-28

«Вышивание салфетки».

Составлять последовательность оформления изделия по заданному иллюстративному плану.

29.

30.

«Браслетик»,

«Цветочки»

Выбирать план для изготовления изделия, контролировать и корректировать выполнение работы по этому плану.

31

«Знаки Зодиака» из соленого теста

Применять приемы работы и инструменты для создания изделий из соленого теста.

32


Панно: «Весенний букет».

Создать объемный макет из различных материалов, применить изученные технологии.

33.

Защита и презентация проекта.

Провести защиту и презентацию проекта.

Содержание курса 2 год обучения:

Содержание курса

Количествочасов

Перечень универсальных действий обучающихся

Вводное занятие.

1

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать своепредположение на основе работы с материалом;

-учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

-осуществлять анализ;

-делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-задавать вопросы;

-учиться работать в группе для выполнения итоговой работы с учетом общности интересов всех членов коллектива;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-публично презентовать и защитить коллективную тематическую работу для выставки.

Изделия из природного материала.

5

Панно в мозаичной технике.

2

Объемные игрушки из бумаги.

6

Игрушки из ниток.

1

Фигурки животных и человека, выполненные из пластилина.

1

Украшения для новогодней елки.

3

Оригами.

1

Роспись по камню

1

Изделие из папье-маше

1

Открытки, аппликациии с различными материалами: тканью, бумагой.

3

Оформление изделий вышивкой

2

Изделия из бисера, бисероплетение

2

Изделия из проволоки

1

Смешанная техника

2

Общая коллективная тематическая работа для выставки.

3

Всего часов

35


Тематическое планирование - 2 год обучения

Тема занятия

Виды деятельности

1.

Вводное занятие

Знакомство с разделами программы, материалами и инструментами.

2.

Композиция «Совенок» из перьев

Составление композиции из перьев, грецкого ореха

3.

Композиция «Журавль» из ракушек

Составление композиции из ракушек

4.

Аппликация «Цветы» из гофрированной бумаги

Составление аппликации из гофрированной бумаги

5.

Браслет «Дружба» из лент

Изготовление браслета из атласных лент

6.

Игольница «Шляпка» из ткани

Изготовление игольницы из ткани

7.

Игрушка «Осьминог» из жесткой пряжи

Изготовление игрушки из жесткой пряжи

8

«Букет для мамы» из бумаги

Изготовление букета из креповой бумаги

9

«Фруктовое ассорти» роспись по камню

Роспись натурального камня

10 - 11

«Рождественский сапожок» украшение из фетра

Изготовление украшений из фетра

12

«Снежинка» из бумаги

Изготовление украшений из бумаги

13

«Зимняя веточка» из пенопласта

Изготовление композиции из природных материалов и пенопласта

14

Композиция «Новогодняя шишка»

Изготовление композиции смешанной техникой

15-16

Композиция «Подарок» из бумаги

Изготовление изделия из картона и атласной ткани

17-18

«Вышивание салфетки»

Оформление изделия с помощью атласных лент по заданному иллюстративному плану.

19-20

Мягкая игрушка «Зайчик»

Изготовление игрушки из ткани

21- 22

«Браслет из бисера»

Знакомство с бисером, изготовление браслета

23

«Стаканчик» украшение пряжей

Декорирование пластмассового стакана цветной пряжей

24

«Цветы для мамы»

Изготовление изделия из бумаги

25-26

«Открытка» квилинг

Изготовление работы в технике квиллинг

27-28

Композиция «Цыплята в корзинке»

Создание композиции смешанной техникой. Составить план изготовления изделия, используя различные приемы

29

Композиция: «Спелые ягоды»

Осваивать и применять технологию изготовления изделия из папье-маше, создавать изделия в этой технологии.

30

Оригами «Голубь мира»

Конструирование поделки.

31

« Лошадка» из пластилина

Составлять план изготовления изделия, использовать приемы работы с пластилином

32

«Фонтан» из проволоки

Применять приемы работы и инструменты для создания изделий из проволоки

33-34

Панно: «Розовый фламинго».

Создать объемный макет из различных материалов, применить изученные технологии.

35.

Защита и презентация проекта.

Провести защиту и презентацию проекта.

Методическое обеспечение программы.

При организации деятельности детей в кружке учитывается ряд психологических требований.

Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребенок или целая группа.

Хотя программа называется «Я-волшебник», в ней предполагается не только обучение изготовлению поделок. Цель занятий - прежде всего нравственная: формирование у детей стремления доставлять окружающим людям радость. Они должны прийти к осознанию значения такой ценности, как способность дарить радость. Для этого необходимо создать условия нахождения детей в атмосфере радости, творческих открытий, игры.

В дидактическом смысле работа над композициями развивает умение выбрать общую цель работы, договориться о том, кто, что, каким образом и зачем будет делать.

Для работы необходимы следующие предметы:альбом; картон, цветная и бархатная бумага;клейПВА; рамочки, деревянные; ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток; различные кусочки ткани, пряжа, мука;бисер, бижутерия; пластилин; крупа и макароны; салфетки разных цветов.

Как показывает опыт, вышеобозначенный набор материалов и приспособлений является необходимым для обеспечивания видов работы, как обязательных. Так и выполняемых в связи с индивидуальными пожеланиями детей.

Помещение должно быть оборудовано стеллажами, большими столами для расположения композиционных поделок детей.

Нужны и другие предметы мебели: парты, стулья, шкафы для хранения материалов, инструментов, поделок и сувениров.

Комната для занятий должна быть светлой, просторной. Необходимо освещение рабочих мест (особенно в позднее осеннее и зимнее время, когда ограничено естественное освещение.Изучаяпрограмму«Умелые руки» дети обучаются основным приемам аппликации, работе с бумагой и картоном, тканью и природными материалами, Дети осваивают работу с яйцами, пластилином, конструируют из бумаги поделки в технике оригами, знакомятся с основами цветосочетаемости, учатся пользоватьсяинструментами и, соответственно, постоянно приучаются к технике безопасности.

Перечень информационно-методического обеспечения:

Печатные пособия:

1.ГомозоваЮ.Б, Гомозова С.А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. - Ярославль: Академия Холдинг, 2001- 144 с.

2.Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.:Росмэн,2005. - 255 с.

3. Леонова О. В. Рисуем нитью: Ажурные картинки. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. - 128 с.

4. Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. - 288 с.

5. Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. - М.: Издательство Эксмо, 2006. - 64 с.

Видео-, аудиоматериалы:

1.Видеофильмы:

DVD«Маски, шляпы своими руками», «Оригами».

2.Слайд-комплект по основным темам курса.

Цифровые ресурсы:

1.CD-«Развивашка, делаем игрушки с дизайнером».

2.CD-«Смешарики. Подарок для мамы.»

Оборудование:

1.Магнитная доска.

2.Аудио-видеомагнитофон.

3.CD-DVD-проигрыватель

4. Проектор для демонстрации слайдов.

5. Экспозиционный экран размером 150х150 см.

6.Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий).

7.Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

© 2010-2022