- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад Мотивация орфографической работы в начальной школе
Доклад Мотивация орфографической работы в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Байкина Е.В. |
Дата | 27.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Мотивация орфографической работы
Овладение школьниками умениями и навыками в области правописания, в этом состоит практическая направленность обучения. Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия человека. Оно формируется на основе какого-либо знания: на основе правила, инструкции, указания, образца, а также по принципу «делай, как я». Умение - это готовность к действию, оно складывается и закрепляется в результате многократного выполнения действия. Любое действие должно быть мотивировано, следовательно, 1 этап рассмотрения нашей темы - это вопрос о мотивации орфографической работы. Чем взрослее школьник, тем в большей степени он руководствуется в своей учебной деятельности далекими целями, например, изучение орфографии старший школьник связывает с перспективой успешного окончания школы, быть образованным, культурным человеком. Для младшего школьника эти перспективы не играют ведущей роли. Учитель начальных классов, обучая детей правописанию, вынужден обращаться к более близки целям, реальным и понятным детям. В совместной методике орфографии мотивация учитывается недостаточно. Причина состоит в том, что сама орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, к тому же она трудно усваивается ими и доставляет им много неприятностей. У детей создается иллюзия, будто отметка по русскому языку ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку, школьник теряет веру в себя. У многих детей орфография вызывает отрицательные эмоции, которые переносятся на весь предмет русского языка, а иногда - и на всю школу.Мотивация орфографической работы учащихся реализуется через:
а) возбуждения познавательных интересов;
б) поиск занимательных форм и методов работы; в) облегчение работы учащихся благодаря хорошему отбору и четкому структу
рированию дидактического материала и разнообразие методических приемов; г) введение гибкой и корректной системы контроля и оценки орфографических
знаний, умений. Каждая из этих четырех групп имеет свои средства и приемы. Рассмотрим их. Первая группа факторов мотивации - развитие познавательного интереса школьников в области правописания:
- Постепенное осознание учащихся далеких целей обучения правописанию.
Нужно, чтобы дети увидели, как пишут взрослые образованные люди, чтобы дети воочию
убедились, что все люди овладевают письмом, что в этом нет ничего непреодолимого. - Осознание учащимися близких и ближайших целей обучения правописанию:
школьникам сообщается, к каким итогам по орфографии они придут к концу учебного го
да, что они должны усвоить в области правописания, при изучении данной темы. - Понимание учащихся социальной роли грамотного письма для успешного обучения в современных условиях, для умения писать письма и т.д. Осознание учащимися обязательности овладения определенным уровнем грамотности, как составной части куль туры гражданина РФ.
- Постоянное осмысление орфографической работы: воспитание гордости за ус пехи в области культуры речи, в выражении своей мысли. Похвала за успешное овладение правилам письма, общественная поддержка;
- Организация общественных мероприятий, в которых школьники могли бы про явить свою грамотность: письмо товарищу в другую школу, выпуск классной газеты и т.д.
мер: Содержи всегда в порядке Книжки, ручки и тетрадки.
- Организация внеклассной работы по языку в виде кружков, викторин, бесед; такую работу удобно проводить в группе продленного дня.
- Обособление разнообразных приемов работы учителя и учащихся: элементы исследовательского метода, поисков задачи (Можно ли слова з.мляника и к.стяника про верить словами земли и кость? Почему?). Приемы, позволяющие опираться на языковое
чувство, развитие дикции, понимание этимологии и т.д. - Опора на чувственное восприятие языковых единиц, т.е. на зрительную и слу ховую наглядность: использование картин, плакатов, диа- и кинофильмов.
- в начальных классах орфография не может еще предстать перед учащимися как целостная система, тем не менее, важно показать им закономерности в орфографии, ее не случайность;
- дидактический материал, т.е. слова, словосочетания, предложение, текст для анализа и упражнения, интересные по содержанию, ценных в воспитательном отношении подбирают преимущественно из произведений художественной литературы. Полезно при влекать тексты сочинений и изложений самих учащихся в целях самопроверки;
- слова, словосочетания, предложения и текст должны быть насыщены орфо граммами изучаемого типа. Насыщенность дидактического материала орфограммами поддерживает уровень интереса, повышает тонус работы. Должны вводиться орфограммы
других типов, что нарушает однообразие, развивает орфографическую зоркость; - в дидактические материалы не включают слова с орфограммами, не изучаемы ми в начальных классах, а в тех случаях, когда есть, учитель предупреждает возможные ошибки в этих словах.
- Тщательное разграничение ошибок, за которые снижается оценка и ошибок на то же правило, за какие оценка не снижается.
- Отказ от выставления отрицательных отметок за сочинения, т.е. за такие пись менные работы, где школьнику приходится употреблять слова, проверить которые он не может. Отрицательная оценка в начальных классах лишь тогда действенна, когда она вы ставлена за очевидную недоработку учащегося, за такие его знания и умения, которые
сравнительно легко могут быть им устранены и какие школьник понимает. Когда ученик не видит перспективы улучшения, когда ему неясно, что он должен сделать, чтобы испра вить плохую отметку, в таких случаях отрицательная отметка лишь подавляет психику
ребенка, лишает его веры в себя, у него возникает отношение к орфографии как к чему-то фатальному, непреодолимому. - Поставленная работа, направленная на предупреждение и недопущение ошибок как в словах, которые дети еще не могут проверить, так и в словах, проверка которых им доступна. Предупреждение ошибок проводится заблаговременно, путем специальной ра
боты, ориентированной на текст предстоящего диктанта.
- Жизненная (учебная) ситуация порождает потребность проверять написание
слов, сочетаний, конкретнее - проверять орфограммы. Осознавая мотивы
предстоящего действия, школьник ставит цель, осознает задачу. - Школьник ищет способ выполнения действия: опора на знания - на правило,
указание, прошлый опыт. - Школьник планирует действие: сопоставляет алгоритм действия по правилу,
намечает действие по ступеням. - Выполнение действий с подробным комментарием в соответствии с правилом,
алгоритмом. - Повторное выполнение действий в изменяющихся условиях и вариантах, с по
степенным «свертыванием» алгоритма. - Появление элементов автоматизма.
- передача буквами фонемного состава слов (морфем);
- слитные, раздельные и дефисные написания;
- употребление прописных и строчных букв;
- правила переноса слов со строки на строку;
- правила сокращения слов.