Конспект урока литературного чтения по теме Русская народная сказка Журавль и Цапля (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АТТЕСТАЦИОНАЯ РАБОТА

«Русская народная сказка «Журавль и цапля»

(конспект урока)

по курсу повышения квалификации

«Особенности проектирования урока и внеурочной деятельности с обучающимися начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС»

Выполнила:

Ковшова Елена Александровна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 29 г. Сургута

Научный руководитель:

Синебрюхова Вера Леонидовна, к.п.н.

Сургут, 2016 г.





Ф.И.О. учителя: Ковшова Елена Александровна

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2 класс

УМК: «Начальная школа XXI века» Автор программы учебного курса: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение. 1-4 классы»

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема Русская народная сказка «Журавль и цапля».

Раздел «О братьях наших меньших». Произведения о животных.

Цель Полноценно воспринимать литературное произведение, глубоко понимать текст и специфику его литературной формы.

Задачи Образовательные: Учить детей слушать и слышать художественное слово, анализировать текст русской народной сказки с присказкой. Совершенствовать навык выразительного чтения. Развивающие: Развивать способности осуществлять продуктивные речевые действия, расширять кругозор учащихся. Воспитательные: Воспитывать нравственность и культуру общения через анализ содержания художественного произведения, обогащать нравственный опыт учащихся.

Основные понятия Сказка, виды сказок, присказка, зачин, концовка (развязка), герой произведения, диалог.

Межпредметные связи Окружающий мир (рассматривание изучаемых предметов и явлений с позиций ученого и художника), ИЗО (иллюстрирование сказки разными художниками), музыка (слушание музыкального сопровождения к народной сказке).

Ресурсы

- основные средства обучения

- дидактические пособия

- методические материалы для учителя

- электронные образовательные ресурсы 1.​ Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч. 2/ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2015; (с. 24-26) 2. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч. 2/ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2015; (с.18) 3.​ Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению: 1-4 класс/ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2014; (с. 93) 4. Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2014. 5. Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие/Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2014. 6. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению. Электронное учебное пособие: 1-4 класс. - М.: Вентана-Граф, 2014. 7. Мультимедийная презентация для учащихся. 8. Интерактивный комплекс.

Формы урока Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Технология Технология системно-деятельностного обучения, ИКТ

КОНСПЕКТ УРОКА

№ п/п

Этапы урока

Ход урока

Формируемые УУД

1.

Организационный этап.

Психологический настрой.

Я буду учиться,

Не буду лениться.

Я буду читать,

размышлять,

О многом из книг

узнавать.

Регулятивные УУД: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Личностные УУД:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- способность к самоорганизованности.

2.

Проверка домашнего задания

Выразительное чтение подготовленных частей сказки К. Ушинского «Плутишкакот». (Взаимопроверка в парах.)

Маршрутный лист

(Приложение 1).

Коммуникативные УУД:

- выразительно читать и пересказывать текст;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД:

- умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

3.

Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока

- Назовите тему произведений, над которой мы работаем. (Произведения о животных)

- Каков жанр произведения «Плутишка кот»? (Сказка)

- Какие бывают сказки? Дополните схему (маршрутный лист):

СКАЗКИ

народные __________

__________ , бытовые, __________

  1. Игра «Кто лишний?»

(Слайд 1)

- Ребята, подумайте и скажите, кто же здесь лишний? (Изображения КОТА, ЖУРАВЛЯ, ЦАПЛИ И СОВЫ)

- Почему? (Лишний - КОТ, это герой сказки К.Д. Ушинского «Плутишка кот», он - зверь, а остальные - птицы, они не являются героями этого произведения.)

- Кто может назвать всех этих птиц? (Сову дети определяют верно, а вот назвать правильно, где ЦАПЛЯ, а где ЖУРАВЛЬ, затрудняются.)

- Как вы думаете, почему так трудно различить этих птиц? (Они похожи внешне: длинные ноги, клювы и шеи, цвет оперения тоже похож.)

- Кто знает что-нибудь о жизни этих птиц? (Дети могут сказать о месте обитания - болоте, и о том, что питаются они лягушками.)

- Этой информации недостаточно, чтобы распознать этих птиц. Где мы еще можем добыть интересующую нас информацию? (Найти в интернете, в энциклопедиях, книгах о птицах, из видеофильмов, можно спросить у взрослых.)

2. Чтение научной статьи о журавле и самопроверка скорости чтения «про себя» (за 1 мин.)

- Прочитайте описание серого журавля из научной статьи. (Приложение 2)

- Читайте молча, только глазами. Нельзя шевелить губами. Если вам трудно это сделать, положите на губы указательный палец левой руки: «Читаю молча». (Учитель наблюдает за чтением детей.)

- По команде «СТОП» поставьте вертикальную черточку возле последнего слова, прочитанного вами.

- Расскажите, что успели узнать о журавле. («Мозговой штурм»)

- Теперь мы можем определить, где журавль, а где цапля? (Да.)

- Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

(О журавле и цапле.)

- Какова цель урока? (Мы учимся разгадывать авторские секреты, понимать, что хотел сказать нам автор через свое произведение и какие литературные приемы он использовал.)

- А теперь закройте глаза и слушайте.

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Коммуникативные УУД:

- формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Регулятивные УУД:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Познавательные УУД:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Личностные УУД:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные УУД:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

4.

Первичное восприятие произведения (слушание)

Аудиозапись сказки.

(Приложение 3)

- Какой жанр литературы перед нами? (Русская народная сказка)

- Как называется? («Журавль и цапля»)

- Улыбнитесь, если сказка понравилась. (Слайд 2)

Коммуникативные УУД:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

Личностные УУД:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

5.

Словарная работа

- Какие непонятные слова, выражения встретились в тексте? Определим их значение.

(Слайд 3)

(Высокомотивированные учащиеся работают со словарями и помогают в случае затруднений остальных детей).

СВАТАТЬСЯ - договариваться о свадьбе

НОГИ ДОЛГИ - длинные ноги

ХУДО ЛЕТАТЬ - плохо летать

ДОЛГОВЯЗЫЙ - высокий

ВЕРСТА - старинная русская мера длины (около 1060 м)

РАЗДУМАЛСЯ, РАЗДУМАЛАСЬ - передумал(а)

БОЛОТО МЕСИЛ - тяжело бежал (ноги вязнут)

НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ - остаться ни с чем

СКУЧНО - ску [ШН] о

Журавлю стало скучно жить одному…

Познавательные УУД:

-использование различных способов поиска (в справочных источниках) сбора, обработки, анализа, организации и, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

6.

Чтение и анализ русской народной сказки «Журавль и цапля».

Ну вот мы и снова у сказки в гостях,

Никто не услышит о том в новостях.

Да мы и не думаем шум создавать,

А будем тихонько страницы листать.

- Ребята, давайте внимательно прочитаем новое произведение и найдем доказательства, что это народная сказка. (Читают подготовленные учащиеся, остальные следят по тексту.)

- Сколько героев в этой сказке? Назовите. (Три. Сова, журавль и цапля.)

(Слайд 4)

- Кто является главными героями сказки? (Журавль и цапля.)

- А что же сова? Какой вы представляете ее? (Сова - непоседа. Она наблюдала за всем происходящим со стороны. Живет на дереве и поэтому видит все, что происходит на ближайшем болоте.)

- Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга? (На болоте. Семь верст - это более 7 км, далеко)

- Что построили журавль и цапля? (Они построили себе избушки.)

- В какое время года происходит действие сказки? (В теплое время года, т.к. журавль «месил болото»)

- А еще почему вы так думаете? (Эти птицы перелетные, улетают на зиму в теплые края).

- Ребята, докажите, что это народная сказка. (Ученики вспоминают особенности русских народных сказок, зачитывают примеры из текста.)

ПРИМЕТЫ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

автор - народ

присказка

зачин

волшебный мир

сказочные герои

повторы

устаревшие слова

развязка

(Слайд 5)

- Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки)

- Что такое ПРИСКАЗКА? Найдите ответ:

а) в словаре-справочнике «Книгочей»,с. 93 (I вариант);

б) в учебнике, с.18 (II вариант).

Сравните два определения и расскажите своими словами. (Работа в парах.)

Присказка - комическое вступление или концовка сказки; прибаутка.

Присказка - это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.

- Зачем нужна присказка? (Чтобы заинтересовать читателя, привлекает его внимание.)

- Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по-особому - скороговоркой (быстро, четко, правильно).

- Какие слова повторяются? Как вы думаете, зачем? (Повадки совы)

Познавательные УУД:

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Коммуникативные УУД

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

- формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные УУД:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

7.

Физкультминутка

Ребята «превращаются» в СОВУ из присказки и показывают ее действия в режиме скороговорки. Первый раз медленно, второй и третий раз - с ускорением, по памяти.

Летела сова - весёлая голова.

(Взмахи руками в стороны)

Вот она летела, летела и села, (Приседания)

Да хвостиком повертела,

(Повороты туловища влево-вправо)

Да по сторонам посмотрела

(Круговые вращения головой)

И опять полетела…

(Взмахи руками в стороны)

8.

Анализ сказки. Продолжение

- Как начинается сама сказка? Найдите ЗАЧИН, прочитайте.

«Жили-были на болоте …»

- Почему журавль решил жениться? Выберите верный ответ, докажите словами из сказки (маршрутный лист):

а) он решил завести хозяйство;

б) цапля очень нравилась журавлю;

в) ему стало невесело, одиноко жить одному;

«Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться»;

г) он любил цаплю всю жизнь.

- Почему цапля отправилась свататься к журавлю?

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля»

- Сколько раз журавль сватался к цапле? А цапля? (2 раза, ПОВТОРЫ)

- Почему цапля заплакала после отказа журавля? (Стало стыдно и обидно)

- Исполнилось ли их желание? Почему? (Не могут договориться, отказывают друг другу)

- Есть РАЗВЯЗКА у сказки? (Нет)

- Как закончилась сказка? Прочитайте.

«Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».

- Почему же так произошло? Давайте разберемся. (Работа в группах)

1 группа

описание поведения журавля

3 группа

что говорит

журавль

о цапле

2 группа

описание поведения цапли

4 группа

что говорит

цапля

о журавле

Представитель каждой группы рассказывает о выполнении задания. (Зачитывает цитаты из произведения, характеризующие главных героев.)

(Приложение 4 )

Вывод. Герои очень похожи друг на друга. Журавль показан долговязым, смешным, обидчивым, упрямым. Он, не подумав, отказывает цапле, а потом жалеет об этом. Цапля - капризная, придирчивая, несговорчивая. Она сама отказалась выйти замуж за журавля, а потом жалеет об этом.

Познавательные УУД:

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Коммуникативные УУД:

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Личностные УУД:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

9.

Гимнастика для глаз

- Откиньтесь на спинку стула. Сядьте свободно. Представьте, что вы сова, сидите на дереве и пристально наблюдаете за происходящим на болоте.

«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.

10.

Творческая работа в группах

Упражнение в выразительном чтении по ролям (рассказчик, журавль, цапля) в группах: тренировочное чтение - тихое чтение и громкое чтение для слушателей.

- Где в сказке мы слышим интонацию сожаления? Обиды? А где - недовольства, грубости?

- Представьте себе образ героя сказки, выбранного вами, и, читая его слова, попробуйте передать его характер, поступки при помощи интонации.

- Прочитаем сказку по ролям. (Дети работают в мобильных группах)

Дифференцированная работа:

Карточка № 1.

- Представьте, что вы работаете над созданием книги «Журавль и цапля». Расположите иллюстрации в порядке следования событий. (Картинный план)

К каждой иллюстрации подберите соответствующее предложение из сказки.

(Слайды 6, 7)

Карточка № 2.

- Подготовьте выразительное чтение отрывка сказки по ролям.

Карточка № 3. (Группа подготовленных детей)

Инсценировка отрывка с диалогами главных героев.

Проверка работ в группах.

Коммуникативные УУД:

- выразительно читать и пересказывать текст;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные УУД:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Личностные УУД:

- способность к самоорганизованности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- наличие мотивации к творческому труду.

11.

Включение в систему знаний. Обобщение

- Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке? («Журавль и цапля»)

- Назовите жанр произведения. (Сказка, русская народная.)

- Определите вид сказки.

(Сказка о животных.)

- Теперь у нас достаточно данных, чтобы составить модель обложки для изученного на уроке произведения.

- Покажите это на своих моделях. (Маршрутный лист, цветные карандаши.)

- Сравните свою модель с моделью на доске. (Слайд 8)

- У кого так же? (Модель на доске - с ошибкой, дети не соглашаются с ней.)

- В чем ошибка? (Это сказка о животных, на модели показываем это коричневым цветом. А на этой модели цвет синий. Так мы обозначаем волшебные сказки.)

- Молодцы, ребята, вы очень внимательны! (Слайд 9)

- Кто выполнил верно? Умницы!

- А какую особенность имеет эта сказка? (Начинается с присказки.)

- Расскажите соседу по парте, что такое присказка и зачем она нужна в тексте сказки.

Познавательные УУД:

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Личностные УУД:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- развитие самостоятельности.

Коммуникативные УУД:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

12.

Итог урока.

Рефлексия

- Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла. Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.)

- Чему учит эта сказка? (Сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки.)

«Собери пословицу»:

(Слайд 10)

ЕСТЬ СОГЛАСИЕ - ЕСТЬ И СЧАСТЬЕ.

(Маршрутный лист)

- Подходит ли эта пословица к сказке «Журавль и цапля?» Объясните.

Личностные УУД:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Коммуникативные УУД:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Познавательные УУД:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение, отметьте его «галочкой»:

Отличное настроение, все получалось, все понравилось, хотелось многое узнать.

Хорошее настроение, было интересно, но были трудности.

Было скучно, неинтересно, было много затруднений.

Оценка деятельности учащихся учителем (устно).

- Сдайте ваши маршрутные листы.

Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные УУД:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося.

14.

Рекомендации для самостоятельной работы дома

- Ребята, перескажите эту сказку дома своим родным;

- выучите присказку наизусть;

или выполните задания в рабочей тетради, с. 18.


© 2010-2022