Урок по ИЗО 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ «МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»
Цели и задачи: - познакомить с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, Ю. Васнецова; дать представление о роли фантазии в искусстве; - формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты; - развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка; - воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героев сказки, обратить внимание детей на добрые поступки и злые.
Оборудование: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.
Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.
Ход уроков 1. Организация учащихся. Прозвенел звонок, Начинаем наш урок. Будем изобразительное искусство изучать, Творчество и фантазию развивать. 1.Проверка готовности учащихся к уроку. 2. Смачивание красок. Сколько в мире красок! Сколько красоты! Изобразительному искусству Научишься и ты. Какое это счастие - Дарить людям прекрасное! Только проявите старание, Внимание и прилежание.
II. Сообщение темы урока. - Ребята, какие книги вы больше всего любите читать? Конечно, сказки. - Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите. 1)Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал - ничего не попадает. («Лиса и журавль») 2) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. («Репка») 3) - Кто, кто в теремочке живёт? - Кто, кто в невысоком живёт? - Я, мышка-норушка. - Я, лягушка-квакушка, а ты кто?(«Теремок») 4) - Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. («Маша и медведь») 5) А лиса сидит и приговаривает: - Битый небитого везёт, битый небитого везёт… («Волк и лиса») 6) Зашёл Иван-царевич в топкое болото. Смотрит - сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит. («Царевна-лягушка») 7) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. («Волк и семеро козлят»). 8) - Я от бабушки ушёл, И от дедушки ушёл. А от тебя, заяц, И подавно уйду. («Колобок») - Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюстратором. Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные. - Кто знает, почему они так называются? Кто их сочинял? (Народ) - Какие ещё сказки бывают? (Авторские).
III. Работа по теме урока. 1. Особенности сказочного жанра. ( Рассказ учителя о художниках, иллюстрирующих сказки. Демонстрация рисунков Ю. Васнецова, В.Васнецова и И. Билибина, Е. Рачева, анализ их.) Краткий рассказ об известных советских художниках-иллюстраторах детских книг и показ книг с их иллюстрациями к русским народным сказкам.
В гостях у сказки Сказка - это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаённые чувства, мечты и чаяния. Русская народная сказка имеет общую основу с русским изобразительным фольклором. Вот почему многие иллюстраторы сказок обращаются к народному лубку, к вятской глиняной игрушке, к старинным пряничным доскам, к мотивам русского национального орнамента.
2. Ознакомление с творчеством художников Ю. Васнецова, В. Васнецова. - На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни. - А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни.
Юрий Алексеевич Васнецов. Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки - это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои - храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса - вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Все иллюстрации Юрия Васнецова отличаются колористической гармонией цветовых и тональных отношений, необыкновенным декоративным даром художника. Полюбуйся иллюстрациями Ю. Васнецова к сказкам и постарайся понять, как художник с помощью рисунка, цвета, тональных отношений и композиции мастерски передаёт сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря». В картине «Алёнушка» мы ощущаем, как трогательная нежность и глубокая поэтичность русской сказки взволновали чуткое сердце художника. Застывшая поза девочки, склонённая голова, полный печали взгляд - всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки... В картине «Алёнушка» слиты поэзия народных сказок с поэтичностью и задушевностью русской природы. Немало сказок сложено о богатыре - русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении - со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат заливает таинственным светом всё вокруг. И мы словно попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор... Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.
IV. Актуализация знаний учащихся. 1) - Мы с вами посмотрели работы нескольких художников и убедились, что каждый из них по-своему изображает сказочный мир. М. Врубель и В. Васнецов в своих картинах показывают героев, когда им грустно и тревожно. Об этом говорят и краски, использованные ими при написании картин. А. Ю. Васнецов, как было уже отмечено, в своих рисунках создает ощущение праздника, используя яркие краски. Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение. -Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние? Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная. - А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава - ярко-зелеными. Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое. 2. Беседа о героях сказки «Колобок». (Дети вместе с учителем вспоминают содержание сказки.) - Вспомним главных героев сказки. - Кто первым встретился колобку? Какую песенку спел ему Колобок? - Кого встретил вторым? Третьим? Последним? (На доске прикрепляются иллюстрации животных). - Какие загадки вы знаете о них? Как они характеризуют этих животных?
V. Этапы выполнения рисунка на 1-м уроке. 1. К о м п о з и ц и я рисунка. Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений. - Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? (Ответы учащихся.) - Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать? В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки. Поскольку звери - герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди. 1) Определим расположение главных героев рисунка. Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. 2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы. - Продумайте изображение своего сюжета. 2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска. Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.
VI. Практическая работа. 1. Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше. 2. Работа с цветом. 3. Прорисовывание деталей рисунка.
Рекомендации по ведению работы Выбрать сюжет. Решить, вертикально или горизонтально расположить лист Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном
VII. Итог уроков. Рефлексия. 1. В ы с т а в к а работ учащихся. 2. Заключительное слово учителя. Настоящая сказочная страна появилась у нас в классе. Глядя на ваши рисунки, так и хочется процитировать стихотворение А. С. Пушкина: Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит. Там на неведомых дорожках ; Следы невиданных зверей, Избушка там, на курьих ножках Стоит без окон без дверей ... - Как хорошо вы сумели передать в рисунках свою любовь к героям сказок, их настроение. Молодцы! 3. Рефлексия. - Если вам урок понравился, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо.



© 2010-2022