ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Подготовила:Новикова Марина Петровна, учитель начальных классов


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Светская зтика

Класс

4

Тема урока

Стыд, вина, извинение.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Решаемые учебные проблемы

1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.

3. Уважительное отношение к окружающим.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение.

Вид используемых на уроке средств ИКТ Модуль «Основы светской этики» в виде компакт-диска, фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка», репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.», карточки с заданиями, печатная тетрадь « Основы светской этики» набор цветной бумаги, таблица Эдварда де Боно.

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Тема стыда, вины и извинения всегда сложна для восприятия, ведь не легко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.

Деятельность учителя

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

Карточки-задания по теме «Золотое правило нравственности» Деятельность обучающихся

- Учащиеся улыбаются друг другу и учителю.

Рассаживаются на свои места. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы .

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации Деятельность учителя

  1. Прослушивание фонограммы Л. Н. Толстого «Косточка». Обсуждение фонограммы.

- Почему мальчик заплакал?

- Как вы понимаете слово стыд?

- О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке? (подводим к теме урока) Деятельность обучающихся

. - Потому что ему стало стыдно.

Учащиеся предлагают варианты. -О чувстве стыда.

3. ЭТАП целеполагания - -На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение, раскроем смысл этих слов. -Что может вызвать у человека чувство стыда?
Деятельность учителя

1. Работа над репродукцией картины «Опять двойка».

- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины Ф.П..Решетникова чувства каждого героя.

-Что выражает взгляд матери?

- Что выражает взгляд сестры? Как она учится?

- Что можете сказать о младшем брате?

- Кто является главным героем?

- Какие чувства испытывает мальчик?

- Как вы думаете, почему?

- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?

- Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.

-Какие поступки вызывают чувство стыда? - Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях? Деятельность обучающихся

- На стуле сидит мама с грустным лицом.

- Осуждающим взглядом смотрит сестра.

-На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего ехидным взглядом.

-Мальчик

-Стыд, вину, огорчение, обиду.

-Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки - причина двойки.

- Серые, тёмные, мрачные.

-Когда сделаешь что-то плохое.

- Да комментирование нескольких детских ситуаций)…. 4. ЭТАП планирования работы. Основные задачи учителя. 1. Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение. 2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления. 3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Деятельность учителя

2. Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение.

-Что ощущаете, когда испытываете чувство стыда?

-Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно?

-Что значит прощать других людей?

Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины?

- Почему важно прощать других?

Вывод. Работа по схеме:

Расположите слова по порядку

- Стыд связан с переживаниями страха, обиды, вины.

-Стыд- ответственность перед людьми.

- Вина- ответственность перед собой.

- После признания чувства стыда, наступает раскаяние. Раскаяться - это значит, не повторять больше ошибок.

- Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться.

- Когда человек извиняется, наступает прощение.



Деятельность обучающихся. СТЫД - чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины (сгорать от стыда, ни стыда, ни совести)

Читают пример на с. 45 уч., рассуждают

Заслушиваются примеры учащихся.

-Испытываем чувство вины.

-Признать свою вину, извиниться.

-Прощать -это значит не держать обиды на другого человека.

-Извиниться перед тем, кого обидел.

-Его тоже будут прощать. Составляют схему с комментированием. 5 ЭТАП Изучение нового материала. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

  • воспитывать уважительное отношение друг к другу, к окружающим;
  • ознакомить обучающихся с нравственными понятиями: стыд, вина, извинение;
  • развивать ответственность за свои поступки.

Деятельность учителя

Работа над этикетными словами.

- Вежливые слова.

-Ребята, когда принято извиняться?

- Какие слова можно сказать извиняясь?

А теперь давайте рассмотрим

- 5 шагов к правильному извинению

Комментирование учителя

  • Делайте это искренне.

  • Не оправдывайте свои действия.

  • Примите обязательство измениться.

  • Выражайте свои извинения осторожно.

  • Будьте готовы к неловкости и неудобству.


• Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.
• Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.
• говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».
• Будьте искренними.
• Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.

Что ещё важно помнить при извинении?

- Извиняться надо чаще - это своеобразная культура общения.

- Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите - «извиняюсь». - Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия - это и будет его ответом на ваше извинение.

Как называют человека, который может простить, забыть обиды? (Чтение последнего абзаца учебника).

-Великодушие - отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души. -Работа в печатной тетради

Деятельность обучающихся

Читают по очереди.


  • Делайте это искренне.


  • Не оправдывайте свои действия.


  • Примите обязательство измениться


  • Выражайте свои извинения осторожно.


  • Будьте готовы к неловкости и неудобству.




6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. Деятельность учителя 1. Игра «Доскажи словечко» -Легче на душе становится, когда тебя …. -Прощение дает нам свободу от чувства… -Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокау.).
2. Работа в группах. Составление пословиц и объяснение их.

-Доброму человеку бывает стыдно

-Стыд и честь - как платье: чем больше потрёпаны

-Стыд перед людьми - хорошее чувство

-Когда человек краснеет

-Нет стыда признаться человеку


Деятельность обучающихся

…прощают

…вины

обмануть родителей, обидеть младшего, затеять ссору

но лучше всего стыд перед самим собой

-начинается его более благородное я

-в своей ошибке

-даже перед собакой -тем беспечнее к ним относишься
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Деятельность учителя «Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой - О каких чувствах мы говорили на уроке? (стыд, вина, извинение) (ответы детей) А сейчас подведём итог нашего урока. Посмотрите на слайд и продолжите предложение :

Я узнал, что ... .

1 Работа по таблице Эдварда де Боно

-Перед вами на столах лежит таблица, вам необходимо её заполнить и показать мне.

  • Плюс- понравилось на уроке,

  • минус - не понравилось,

  • интересно- все любопытные факты урока.


Деятельность обучающихся

Комментируют высказывание.




Высказывают свои впечатления об уроке.
8 ЭТАП Домашнее задание 1.Стр. 44-45 учебник, читать, отвечать на вопросы. 2. Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока.

3. Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях или составить самим рассказ.

4. Печ. т.: стр. 21, ур.21, задание 3,4.


© 2010-2022