- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка на тему Имя существительное. Определение падежей имен существительных. (4 класс)
Конспект урока русского языка на тему Имя существительное. Определение падежей имен существительных. (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Воронина И.Г. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
И.Г.Воронина,
учитель высшей категории
ДОШ I-III ступеней №91
Урок русского языка
4 класс Тема. Имя существительное. Определение падежей имен существительных. Цели.
- Закреплять умения определять падежи имен существительных.
- Развивать орфографическую зоркость, речь и память учащихся..
- Рассмотреть особенности языка сказок А.С.Пушкина.
- Воспитывать интерес и любовь к чтению и, в частности, к сказкам А.С.Пушкина.
Тип урока. Интегрированный.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, сказки поэта, иллюстрация к сказке, кубик, карточки для самостоятельной работы, микрофон.
Ход урока
-
Организация класса к уроку.
- Мотивация учебной деятельности.
2. Продолжим дальше наблюдать за языком сказок Пушкина.
Перед вами иллюстрация к сказке, название которой вы сейчас назовёте.
Какие строчки из сказки можно подписать под этой иллюстрацией?
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. - А почему вы так легко вспомнили эти строки? (Они повторяются несколько раз. Это ещё одна особенность мастерства Пушкина - чтобы лучше запоминались сказки, автор использовал повторение.) - Эти строки вы помните наизусть. А теперь рассмотрим правописание слов. (Открывается доска с записанным отрывком к иллюстрации) 1) Игра «Поймай орфограмму». Дети устно называют все орфограммы в четверостишии. Учитель их подчеркивает на доске. 2) Письмо по памяти. 3) Самопроверка. (Открывается доска и дети сверяют написанное в тетрадях с доской). 4) Какие слова употреблены в переносном значении? Использование слов в переносном значении - это характерно творчеству многих поэтов и писателей, в том числе и Пушкину. 5) Синтаксический разбор 1 предложения. 6) Найти в стихотворении все имена существительные и определить их падеж. 7) Существительное кораблик - что интересного в слове с точки зрения морфемного состава? (Уменьшительно-ласкательный суффикс -ик-). Вспомним ещё слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а их немало в сказках Пушкина, что тоже является характерной особенностью языка сказок Александра Сергеевича.
Например: Белочка при всех Золотой грызёт орех. Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает. - Почему много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Речь героев звучим мягко, задушевно.) 8) Морфемный разбор слова раздутых. - Как вы понимаете значение слова раздуть? В «Толковом словаре» Ожегова даётся 5 значений этого слова. -Усилить притоком воздуха, разжечь (огонь). -Увеличить объём, наполнив, надув чем-нибудь (пузырь, щеку раздуло). -Чрезмерно увеличить, расширить что-нибудь (штаны). -Намеренно преувеличить размеры или значение чего-нибудь (чью-нибудь ошибку). -Дуновением разнести в стороны (ветром раздуло). 9) Морфологический разбор На парусах
3. Слово учителя. Море, кораблик, паруса - на какую тему все эти слова? (Море) -Какая сказка Пушкина сюжетно связана с морем? («Сказка о рыбаке и рыбке»). На доске записаны словосочетания. Необходимо найти ошибки и исправить падежи. (Работа в парах). Говорит старухе П.п. Служить на конюшне Д.п. Плеснула хвостом Т.п. Пошёл к землянке П.п. Рассказал чудо И.п. Сидит под окошком В.п. Обратим внимание ещё на одну особенность языка сказок Пушкина - грамотное, правильное построение словосочетаний, правильное употребление предлогов.
4.Продолжаем путешествовать по страницам любимых сказок. Я написала отрывок из ещё одной сказки поэта, а кто-то нечаянно вытер с доски два слова. Давайте восстановим текст и вспомним название сказки. … с высокой спицы Стал … его границы. -Какая особенность сказок Пушкина встретилась в этих строках? (Уменьшительно-ласкательный суффикс в слове петушок.) -Найдите имена существительные и определите их падежи (самостоятельно). - Подберите синонимы к слову стеречь.
5. Слово учителя. Мы сегодня вспомнили не все сказки А.С.Пушкина. О каких ещё не говорили? А возникло у кого-нибудь желание перечитать ещё раз эти сказки? Да, читать сказки Пушкина интересно, полезно. Несомненно талант этого мастера огромен. А может среди вас есть будущие Пушкин или Носов. Мы ведь тоже писали с вами стихи, писали сочинения. У одних это получалось лучше, у других похуже. Но грамотными людьми надо быть всем. Я предлагаю вам проверить свою грамотность.
6.Самостоятельная работа по вариантам. Необходимо списать текст, вставить пропущенные буквы и определить падежи имен существительных. 1 вариант 2 вариант Мес..ц под к..сой бл..стит. Коршун в море кро..ь пр..лил, А во лбу зв..зда г..рит. Лук ц..ревич ..пустил.
Видят холм в ш..роком поле, Пушки с прист..ни п..лят, Ду.. з..лёный над х..лмом. К..р..блю пристать в..лят.
- Итог урока. Метод «микрофон».