Занятие по курсу внеурочной деятельности Загадки природы для 3 класса Упругая вода

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по курсу «Загадки природы» А.Н. Юшкова,

разработанный учителем начальных классов Бабенко С.В.

3 класс

Тема занятия: Упругая вода

Цель занятия:

Подвести детей к «открытию»

неизученного ранее свойства воды - упругости.

Задачи урока:

  • Личностные:

-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. -Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • Метапредметные:
-Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. -Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач. - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Предметные:
-Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. -Расширение знаний детей о многообразии жизни животного мира. -Развитие наблюдательности детей. Оборудование:
  1. 3 открытки, разрезанные на 8 частей или фишки-метки четырёх цветов по 8 штук каждого цвета.
  2. 3 карточки с изображением клопа-водомерки.
  3. 3 карточки - инструкции с вопросами и заданиями для самостоятельного выполнения и обсуждения в группах.
  4. 3 стакана с водой, 3 скрепки, 3 салфетки, 12 монеток, 3 резиновых мяча, пластилин
  5. Видеоролики (из коллекции «YouTube») «Поверхностное натяжение воды», «Водомерки резвятся на водной глади», «Великая тайна воды»,
«Клоп-водомерка»
  1. Толковый словарь Ожегова.
  2. Энциклопедический словарь
  3. Презентация «Свойства воды»
  4. Компьютеры, подключение к сети Интернет, проекционная система (для учителя).

Ход занятия:

Учитель

Ученики

Методы и приёмы

Время

1



2




3



4


5




6


7

Организационный момент

Предлагает детям взять по фрагменту разрезанной картинки и собрать первоначальное изображение водного пейзажа (3 картинки по 8 фрагментов)

Занятие по курсу внеурочной деятельности Загадки природы для 3 класса Упругая вода

Работа в группах

Каждой команде предлагает отгадать название животного, изображённого на карточке и загадку про него (в случае затруднения)

Занятие по курсу внеурочной деятельности Загадки природы для 3 класса Упругая вода

Занятие по курсу внеурочной деятельности Загадки природы для 3 класса Упругая вода

Занятие по курсу внеурочной деятельности Загадки природы для 3 класса Упругая вода

Работа со всем классом

Предлагает выйти к доске по одному представителю из каждой группы и загадать эти загад-ки всем детям, го-лосом выделяя слова, помогаю-щие найти отгадку и доказать отчего этих животных так называют:

«стремглав по-верхностно сколь-зя», «любим воду мерить», «ход его длиннющих ног-

водной глади мерка»,«скользя», «бегая»…

Подведение к «открытию»

Предлагает детям внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопрос: «Вода для водомерок твёрдая или упругая?»

Проведение опытов

Учитель помогает при необходимости выполнить опыты по инструкции.

Занятие по курсу внеурочной деятельности Загадки природы для 3 класса Упругая водаЗанятие по курсу внеурочной деятельности Загадки природы для 3 класса Упругая вода

Занятие по курсу внеурочной деятельности Загадки природы для 3 класса Упругая вода

Предлагает схематично изобразить на доске, как прогибается вода, и обсудить почему так происходит

Подведение итогов и провоцирова-ние новых вопросов

Домашнее задание

Соединяя фрагменты в одно изображение, разбиваются на 3 команды, придумывают себе «водное» название: «Капельки», «Ручейки», «Озерцо»

Занятие по курсу внеурочной деятельности Загадки природы для 3 класса Упругая вода

Занятие по курсу внеурочной деятельности Загадки природы для 3 класса Упругая вода

1)Обсуждают изображение, высказывают предположения, отгадывают загадки:

1 группа

На поверхности воды

Летом обитает,

Под корой без суеты

Зиму коротает.

Ход его длиннющих ног-

Водной глади мерка.

Кто б скользить

ещё так мог? Только … (Водомерка)

2 группа

Мы не птицы,

Мы не звери!

Насекомые скорей!

Очень любим воду мерить,

Быстро бегая по ней!

3 группа

На лужах этот клоп неистов,

Стремглав поверхностно скользя,

Напоминает фигуриста,

Из жизни лёгкий танец взят.

2)Накладывают портрет клопа-водомерки на картинку-пейзаж, «помещая» животное в естествен-ную для него среду обитания.

3) Читают текст про клопа-водо-мерку в энциклопедии или интер-нете

1)Обнаруживают, что все загадки - про клопа-водомерку.

(Просматривают видеосюжет «Клоп-водомерка»)

2) Рассуждают, доказывают «отчего их так называют». 3)Выписывают на доске глаголы, обозначающие способ передвижения этих животных:

Скользить-

(сравнить с глаголом посколь-знуться)

Бегать-

Катиться-

4)Обсуждают и оставляют наиболее точные, используя тол-ковый словарь для уточнения значения слова.

5)Просматривают видеоролик «Водомерки резвятся наводной глади»

Рассматривают картинки, уточняют значение слов «твёрдая» и «упругая», показывая разницу ощущений, «скользя рукой» по поверхности стола и надавливая на мяч.

1)В группах выполняют опыт№1 со скрепкой

2) В группах выполняют опыт№2 с монетами

3) Отвечают на вопрос: «В чём сходство этих ситуаций с водо-мерками?»

  • Скрепки и водомерки не проваливаются сквозь воду, т.к. они лёгкие, но и вода под ними прогибается, она упругая.

(Если прозвучит, что вода состоит из частиц- молекул, можно показать сцепленными пальцами рук как может прогибаться вода, состоящая из сцепленных частиц, а потом изобразить наглядно эти молекулы из пластилина, соединив индивидуальные работы в одну модель)

Занятие по курсу внеурочной деятельности Загадки природы для 3 класса Упругая вода

1)Просмотр видеоролика «Великая тайна воды» или «Поверхностное натяжение воды».

2)Формулирование новых вопросов, появившихся в ходе занятия

3)Планирование дальнейших действий по сбору информации

1)Сбор материала для создания презентации «Удивительные свойства воды»

2) Обсуждение рисунков, фотографий и текста на кадрах

3)Создание презентации

Активиза-ция внимания



Метод коллек-тивного обучения





Работа с текстом

Работа со словарём



Осознание физичес-кого явления через собствен-ные ощущения

Практи-ческий


Нагляд-ный




Нагляд-ный

2мин.




3 мин.





10мин




2 мин.


10 мин.


10 мин.




5

мин.

Дополнительный материал для детей,

вызывающий новые вопросы

На поверхности лужи или озера часто можно увидеть не только плавающие листья, но и небольших бегающих насекомых - клопов-водомерок. Зеркало воды - граница, отделяющая воду от воздуха, представляет собой плоскую гладкую поверхность. Кажется вполне естественным, что мелкие, легкие существа способны передвигаться по ней с такой же сноровкой, как и по суше. Вопрос о том, каким образом это им удается, обычно не возникает, т.к. считается общеизвестным, что на границе раздела жидкости и газа действуют силы поверхностного натяжения, создающие упругий слой жидкости, по которому, как по натянутой резиновой пленке, скачут насекомые. Приведем по этому поводу цитату из энциклопедии «Жизнь животных»: «… водомерки живут на поверхности воды, бегая по ней, отталкиваясь длинными, как у пауков, ногами от пленки поверхностного натяжения»

Занятие по курсу внеурочной деятельности Загадки природы для 3 класса Упругая водаЗанятие по курсу внеурочной деятельности Загадки природы для 3 класса Упругая вода

Среди необычных свойств воды трудно обойти вниманием еще одно - ее исключительно высокое поверхностное натяжение 0,073 Н/м (при 20oС). Из всех жидкостей более высокое поверхностное натяжение имеет только ртуть. Оно проявляется в том, что вода постоянно стремится стянуть, сократить свою поверхность, хотя она всегда принимает форму емкости, в которой находится в данный момент. Вода лишь кажется бесформенной, растекаясь по любой поверхности. Сила поверхностного натяжения заставляет молекулы ее наружного слоя сцепляться, создавая упругую внешнюю пленку. Свойства пленки также определяются замкнутыми и разомкнутыми водородными связями, ассоциатами различной структуры и разной степени упорядоченности. Благодаря пленке некоторые предметы, будучи тяжелее воды, не погружаются в воду (например, осторожно положенная плашмя стальная иголка). Многие насекомые (водомерки, ногохвостки и др.) не только передвигаются по поверхности воды, но взлетают с нее и садятся, как на твердую опору. Более того, живые существа приспособились использовать даже внутреннюю сторону водной поверхности. Личинки комаров повисают на ней с помощью несмачиваемых щетинок, а маленькие улитки - прудовики и катушки - ползают по ней в поисках добычи.

Высокое поверхностное натяжение позволяет воде принимать шарообразную форму при свободном падении или в состоянии невесомости: такая геометрическая форма имеет минимальную для данного объема поверхность.

video.mail.ru/list/sonato4ka/239/237.html

Фильм 1 «Великая тайна воды»

video.mail.ru/list/sonato4ka/239/238.html

Фильм 2 «Великая тайна воды»

youtube.com/watch?v=_-_i-F0mrrE

Фильм «Клоп-водомерка»


© 2010-2022