Реферат

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Реферативно-исследовательская работа по ОРКСЭ

(модуль православная культура)

Тема: «Чудотворные иконы»


.


Содержание

1.Основная часть………………………………………………………

1) Что означают иконы……………………………………

2) Икона Казанской Божьей Матери…………………………………………

3)Иконография Казанской иконы…………………………………………

4) Обретение Казанской Божьей Матери………………………………

5) Заступничество Казанской Богоматери………………………………

6) История появления Владимирской иконы Божьей Матери……

7) Иконография Владимирской Божьей Матери………………………

8) Заступничество Владимирской Богоматери……………………………

2.Заключение…………………………………………………………

Приложение 1…………………………………………………………

Приложение 2………………………………………………………….

3.Литература ……………………………………………………….


Что означают иконы
Икона - явление совершенно уникальное в средневековой культуре. Иконописец имел задачу, которая определялась особенностями средневекового миропонимания: вывести сознание человека в мир духовный, изменить сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь преображения. Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства. Символика цвета, жестов, изображаемых предметов - это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон. Русская икона возвещает преображение мира и человека доминирующим настроением радости, которое передается сюжетами, символами вещей, жестов, цветов, расположением фигур и даже одеждой. Но приход к радости возможен только через аскетизм - нет радости без мучений, Воскресения без Креста. Радость и аскетизм - взаимодополняющие темы, где первое - цель, второе - средство достижения цели; аскетизм подчинен радости. Способ выражения аскетизма - условные, символические фигуры и лики святых. Икона - не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества. Поэтому икона дает лишь символическое его изображение. Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует. Зато особыми средствами передается движение духа - позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное - глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом. Одежда на иконах - не средство для прикрытия телесной наготы, одежда - символ. Она - ткань из подвигов святого. Одна из важных деталей - складки. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII - XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV - XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил. Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб - это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.

По преданию первые иконы Божьей Матери написаны апостолом евангелистом

Лукой. Когда апостол показал Богоматери первый написанный им образ, Она произнесла:

«Отныне ублажат Меня все роды Благодать Рождавшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

Впоследствии было создано немало списков с икон апостола Луки. Создавались и самостоятельные образы Богородицы, часто навеянные явлениями самой Божьей Матери.





Икона Казанской Божьей Матери

Икона Казанской Божьей Матери - это изображение Пресвятой Богородицы и Спасителя, стоящего слева от нее. Правая рука Христа воздета в благословении, а голова Богоматери, чуть наклоненная к Сыну Своему.

Казанская икона Божьей Матери на Руси пользуется особым почитанием. Икона Казанской Богоматери присутствует почти в каждом храме, а образ Казанской Богородицы есть и в каждой верующей семье, поскольку икона эта имеет особую силу. Иконой Казанская Божья Мать благословляют молодых, идущих к венцу, также икону Казанской Богоматери вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик озарял и оберегал ребенка. Просят у иконы Казанской Божией Матери об исцелении от недугов, а также о семейном счастье и благополучии.





Иконография Казанской иконы

Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. Казанская икона Богородицы - одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.





Обретение иконы Казанской Божьей Матери

Обретение иконы Казанской Боже Матери стало особым событием. В 1552 году, в праздник Покрова Пресвятой Богоматери, был покорен город Казань. Особое влияние на распространение православия оказало обретение в Казани чудотворного образа Богородицы. В 1579 году начался страшный пожар, который истребил часть города. Именно тогда девятилетней дочери стрельца Даниила Онучина, который вместе с другими погорельцами начал заново строить дом, во сне явилась Казанская Божья Матерь и повелела найти на пепелище Ее икону. Эта икона Божией Матери Казанской была сокрыта в земле христианами еще при мусульманском господстве. Словам девочки долго не верили. Трижды к ней являлась Казанская Божья Матерь и трижды указывала на место, где закопана икона Богородицы. Впоследствии именно в этом была обнаружена Казанская икона Божьей Матери, завернутая в ветошь из сукна вишневого цвета. Лик Пречистой Казанской Богоматери был светел и чист, словно икона только что была сотворена мастером. Затем Казанская Божья Матерь не раз спасала Россию.




Заступничество Казанской Богоматери

Заступничество Казанской иконы Божьей Матери связано с победой над польскими захватчиками в 1612 году. В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября, а в память чудесного обретения иконы - 8 июля.

В 1709 году русский царь Петр I с войском молился перед иконой Казанской Боже Матери. Своим заступничеством Казанская Божья Матерь даровала победу в Полтавской битве. Армия Карла XII была наголову разгромлена, шведский король с горсткой солдат бежал в турецкие владения.

Защитила Казанская икона Божьей Матери Россию от гибели и в Великой Отечественной войне. По научению Божей Матери, явившейся патриарху Александру III, чудотворную икону Казанской Божией Матери обнесли вокруг осажденного Ленинграда. Город выстоял. Постоянные службы перед иконой Казанской Боже матери шли и в Сталинграде. Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления.

Ныне чудотворная икона Казанской Божьей Матери стоит в пережившем блокаду городе.

Из множества икон Богородицы, почитаемых в русской православной церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К Казанской иконе Божьей Матери чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах.



История появления Владимирской иконы Божией Матери

По благочестивому преданию, образ Божией Матери Владимирской был написан евангелистом Лукою на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом Обручником. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет». До половины V века икона оставалась в Иерусалиме. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь, откуда в Россию икона была завезена из Византии в начале 12 века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север. Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь увидел в этом желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы. Празднование в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы бывает несколько раз в году (3 июня, 6 июля, 8 сентября). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

Иконография Владимирской Божией Матери

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей», известной как «Милостивая», «Умиление.Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий сторону общения Девы Марии со Своим Сыном. Образ Божией Матери, ласкающей Младенца, его глубокая человечность оказались особенно близки русской живописи. Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг к другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукою Мать за шею. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка».В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится его будущее оплакивание.



Заступничество Владимировской Богоматери

Во время похода князя Андрея Боголюбского против волжских болгар, в 1164 г., образ «святой Богородицы Владимирской», помог русским одержать победу над врагом. Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 года.Дальнейшая история образа связана уже всецело со стольным градом Москвой, куда ее впервые принесли в 1395 году во время нашествия хана Тамерлана. Завоеватель с войском вторгся в пределы Рязани, полонил и разорил ее и направил свой путь на Москву, опустошая и уничтожая все вокруг. В то время как московский великий князь Василий Дмитриевич собирал войска и отправлял их под Коломну, в самой Москве митрополит Киприан благословил население на пост и молитвенное покаяние. По взаимному совету Василий Дмитриевич и Киприан решили прибегнуть к оружию духовному и перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Пречистой Богоматери. Икону внесли в Успенский собор Московского Кремля. Летопись сообщает, что Тамерлан, простояв на одном месте две недели, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов. Произошло великое чудо: во время крестного хода с чудотворной иконой, направлявшегося из Владимира в Москву, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Перед его мысленным взором предстала высокая гора, с вершины которой спускались святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 26 августа / 8 сентября был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 году (память совершается 23 июня / 6 июля), когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата. Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. "стояние на Угре"): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (21 мая / 3 июня), вспоминает избавление Москвы от разгрома Махмет-Гиреем, ханом Казанским, который в 1521 году достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.Перед Владимирской иконой Божией Матери совершились многие важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы - Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448 г.), святителя Иова - первого Патриарха Московского и всея Руси (1589 г.), Святейшего Патриарха Тихона (1917 г.), а также во все века перед ней приносились присяги на верность Родине, совершались молебны перед военными походами.По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. Образ Владимирской Божией Матери хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы



Заключение

Подводя итог данному исследованию, следует отметить, что на протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Работая над рефератом, мы узнали, что перед иконами человек получал не только душевные и телесные исцеления, но и подлинные откровения.

Конечно, в своём исследовании мы не коснулись многих вопросов, связанных с выбранной нами темой. Например, какие бывают виды икон, как располагаются иконы в церковном иконостасе, что такое домашний иконостас, иконы святым, Богородичные иконы и др. А значит, есть возможность и дальше продолжить свою исследовательско-познавательную деятельность.
Закончить хочется словами выдающегося подвижника XIX века святителя Игнатия (Брянчанинова). Он давал такой совет стоящим перед иконами:
«Стой перед иконой Спасителя, как перед Самим Господом Иисусом Христом, невидимо вездесущим и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стой перед иконой Божией Матери, как перед Самой Пресвятой Девой… ибо ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный страх и вводит в неё спасительное чувство благоговения».






Приложение №1

У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница, которая дается с рождения.
Молитесь своей иконе, просите через нее Господа об исцелении и оно обязательно будет.

Итак, тех, кто родился с 22 декабря по 22 января, защитит икона Божьей Матери ` Державная, а ангелы-хранители у них святой Сильвестр и преподобный Серафим Саровский.

Родившихся с 21 января по 20 февраля охраняют святые Афанасий и Кирилл, а защитят их иконы Божьей Матери Владимирская и Неопалимая купина.

Икона Иверской Божьей Матери является заступницей тех, кто родился с 21 февраля по 20 марта. Ангелы-хранители у них святой Алексий и Милентий Антиохский.

Родившихся с 21 марта по 20 апреля надо просить защиты у иконы Казанской Божьей Матери, а охраняют их святые Софроний и Иннокентий Иркутские, а также Георгий Исповедник.

Иконы Споручница грешных и Иверская икона Божьей Матери защитят рожденных с 21 апреля по 20 мая. Святые Степан и Тамара, апостол Иоанн Богослов являются их ангелами-хранителями.

Если день рождения приходится на период с 21 мая по 21 июня, надо просить помощи у икон Взыскание погибших, Неопалимая купина и Владимирская. Охраняют святые Алексей Московский и Константин.

Иконы Всех скорбящих радость и Казанская икона Божьей Матери- заступницы родившихся с 22 июня по 22 июля. Святой Кирилл - их ангел-хранитель.

Святой Николай Угодник и Илья-пророк охраняют рожденных с 23 июля по 23 августа, а икона Покров Пресвятой Богородицы их защищает.

Просить защиты у иконы Неопалимая купина и Страстная следует тем, кто родился с 24 августа по 23 сентября. Их ангелы- хранители- святые Александра, Иоанн и Павел.

У икон Почаевской Божьей Матери , Неопалимая купина, Воздвижение Креста Господнядолжны искать защиты те, кто родился с 24 сентября по 23 октября. Охраняет их святой Сергий Радонежский.

Святой Павел ангел - хранитель родившихся с 24 октября по 22 ноября. Иконы Божьей Матери Скоропослушница и Ирусалимская их защищают.

Рожденные с 23 ноября по 21 декабря должны просить заступничества у икон Божьей матери Тихвинская и Знамение. Святой Николай-угодник и святая Варвара их ангелы - хранители.

В каждом доме желательно иметь Иверскую икону Пресвятой Богородицы ( Вратарница), которая защищает дом от врагов и недоброжелателей.





Приложение №2

Леонид Николаевич Афанасьев

…………………………..
Люблю я тёмные старинные иконы,

От ветхости своей потрескавшиеся сплошь.

Пред ними горячей народ кладёт поклоны,

Не впав в неверия губительную ложь.

Их строги, как печаль нахмуренные лики

И святости полны холодные черты.

Они напутствуют на подвиг нас великий,

Вселяют крепость сил и жажду чистоты.

К ним чувствуешь в душе и страх, и умиленье,

И трудно оторвать от них прилежный взор,

Забыв о мраке зол с соблазном искушенья,

Влекущем без конца на муки и позор.

Но жаль, всё реже их встречаешь в образницах!

Выводится икон старинное письмо.

И лишь немногие с слезами на ресницах

Несут к ним скорбь души, как тяжкое ярмо

Как сладко ниц упасть с слезами перед ними,

К былому уносясь усталою душой!

Мне дороги они! Благословляем ими,

Я встретил свой расцвет с духовной чистотой.

С того момента, как было написано это стихотворение, прошёл целый век, но как же близко нашему дню то, о чём говорит поэт! Мы действительно разучились любить иконы, разучились останавливать на святом образе «прилежный взор», чувствуя при этом «и страх, и умиленье».





Список литературы.

1. Архиепископ Вениамин (Пушкарь) «Священная библейская история».
Санкт-Петербург, Владивосток, 2006
2 Учебное пособие «Православная культура России» . Б.И.Пивоваров на CD-ROM. Новосибирск, 2004
3. «Благовещение» на CD-ROM, Интернет-сайт.
4. Д.Басов, С.Басов «Иконы в храме и в вашем доме». А.В.К., 2001

18


© 2010-2022