Обобщение опыта по теме Работа со слабоуспевающими детьми

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет о работе со слабоуспевающими учениками во 2 классе

Кл.руководитель .Смирнова Е.Ю. Во 2 классе проводится работа со слабоуспевающими учениками, такими являются 5человек.( Асатрян Марат, Чернокозов Даниель, Рябчук Анастасия, Барышева Варвара, Мирабян Гоар). Причина низкой успеваемости можно назвать недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества , необходимые для успешного учения. На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как в каждом классе у меня были дети . которые требовали особого внимания в процессе обучения. Набор учащихся с которыми я сейчас работаю - это дети, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем подготовленности к школе. У детей не сформирован речевой навык, навык письма, навык учебной деятельности, да к тому же ещё добавляется новое окружение, новый учитель и т. д. Дети от нахлынувшей на них тревожности теряются, не могут верно построить ответ, допускают множество ошибок, забывают буквы, цифры . Для преодоления этих трудностей обучения я использую упражнения на развитие психических процессов (память, внимание, речь). Большую роль в развитии речи играют походы и экскурсии, которые я провожу в первые учебные недели. Вне школьной обстановки, когда учитель не ставит оценки и не является источником тревоги и опасений, дети пробуют себя в общении: рассказывают о своих домашних животных, о любимых играх, о телевизионных передачах - обо всем сразу и при этом не подозревают, что они уже самостоятельно высказываются на разные темы. Предмет разговора детям известен, понятен, поэтому и общение друг с другом обычно проходит свободно, без принуждений и напряжения. Стало очевидным, что развивать речь у детей необходимо через предмет хорошо им известный и близкий. Для реабилитации слабоуспевающих детей, для более успешного их самоутверждения необходимо применить приём внушения (заимствованный из опыта украинских педагогов), направив его на утверждение, что в этом классе собраны дети с нераскрытыми талантами т. д. Для обоснованности этого утверждения надо провести «тестирование» и, к большому удивлению ребят, объявить по его результатам, что все они без исключения имеют хорошие учебные способности, хорошую память, которая лишь нуждается в ежедневной тренировке с помощью специальных упражнений и заучивания стихотворений. Использование разнообразных дидактических игр, связанных с активным движением - хлопками, бегом, ходьбой, бросанием мяча и т. д., вызывает у них неподдельный интерес, воспитывает положительное эмоциональное отношение к уроку. Игра с учётом дидактических требований к уроку должна носить обучающий характер, иметь дидактическую цель и быть связанной с материалом урока. Игры стараюсь подбирать с такими приёмами и упражнениями, чтобы в них по возможности участвовали все учащиеся класса, в том числе и очень слабые. С помощью игр дети, сами того не замечая, приобретают умения считать, решать задачи, получают новые знания. Для развития интеллекта можно использовать разного рода головоломки, шарады, ребусы. Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры в загадки. Вызывает интерес как сам процесс отгадывания загадок, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, через межпредметные связи, развивают и обогащают речь, способствуют развитию логического и эвристического мышления. Загадка, по словам К.Д.Ушинского «доставляет уму ребёнка полезные упражнения». Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы учащегося. В свою работу на уроках русского языка я включаю разные типы загадок. Отгадывание их процесс творческий. Форма загадок может быть различной: фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разными. Из отгадок можно составить кроссворды, лото , провести игру в виде викторины, лотереи. В свои уроки я включаю различные игры на превращение слов. Они помогают мне развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. В работе с неуспевающими детьми методика требует словесной установки или подчеркивающего акцентирования на сообщаемом материале. Учителю в зависимости от здоровья детей и их психического состояния на данный момент необходимо использовать щадящий режим учебного процесса.

Индивидуальная работа во внеурочное время 1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам. 2. В каждом домашнем задании - задания на повторение. 3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания. 4. Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий - тренажеров (5 - 10 минут в день)

Требования к работе со слабоуспевающими учащимися 1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету 2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учеников и отражает работы по их исправлению 3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу. 4. Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его. 5. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету 6. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления

Индивидуальная работа на уроке

1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе. 2. Работа во временных микро группах по однородным пробелам. 3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке. 4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня 5. Использование метода обучения слабоуспевающих учеников Е. Яновицкой. 6. Использование карточек- подсказок, тренажеров. 7. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).
Детям очень трудно даётся навык чтения, поэтому на уроках чтения при изучении букв и звуков я использую слоговые таблицы. Формирование речевой деятельности у слабых детей идёт очень медленно, традиционная методика здесь не поможет. Поэтому задачу развития речи детей необходимо решать на всех уроках, в том числе и на уроках математики. А также необходимо придерживаться твёрдых принципов: дети как можно больше должны говорить, а так как оценки за это не ставятся, то и страха перед двойкой у них не будет. Ничто так не окрыляет ребёнка, ничто так не укрепляет его веру в себя, как удача, и наоборот, ничто так не в состоянии заглушить в нём чувство самоуважения, сознание своей ценности, как часто повторяющиеся неудачи. Одним из слагаемых счастливого детства является ощущение пережитого успеха, достигнутого при преодолении трудностей, в том числе учебных. Вся эта работа должна идти рядом с главным трудом - учением. Если у ребёнка техника чтения на очень низком уровне, то это приводит к отставанию по всем предметам, тормозит развитие восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. Ребёнку трудно ориентироваться в тексте, выделять главное, а если текст объёмный, то ребёнку трудно определить сюжетную линию. Поэтому я использую следующий приём - необходимо научить выделять главное, а потом второстепенное: О чём, о ком говорится? Что об этом говорится дальше? Один ребёнок задаёт вопросы, другой на них отвечает. В течение недели дети приобретают навык выделять главное в тексте. Количество вопросов должно быть не более семи-восьми. Проблема развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в начальных классах. Педагогике известна давняя истина: чем меньше возраст ребёнка, тем большее влияние на него оказывает окружающая среда, условия его жизни, обращенные к нему педагогические воздействия. Эмоциональная отзывчивость младших школьников, их доверчивое подчинение авторитету взрослого, быстрота и лёгкость образования стереотипов поведения и деятельности, особая восприимчивость к воспитательным влияниям и относительная стойкость, формируемых в процессе этих явлений, черт заключают в себе чрезвычайно благоприятные, отличительные от других возрастов предпосылки для успешного осуществления коррекционной работы в младших классах. При использовании на уроках математики дидактических игр, заданий, а также следуя рекомендациям и советам, предложенным в программе, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу не только неуспевающих учеников, но и класса в целом. Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на уроках, дополнительных занятиях. Хороший результат на уроках дает:

  • групповая работа.
  • уроки юного педагога когда часть урока проводят сами ученики.
На дополнительных занятиях предоставляю учащимся право спрашивать своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять самостоятельные работы друг друга, объяснять задания. Провожу индивидуальные беседы с учениками. Поддерживаю тесную связь с родителями. Комплексный подход к решению проблем неуспеваемости это совместная работа педагога, психолога, логопеда, социального педагога, и конечно же родителей. Работа с родителями имеет огромное значение при решении проблем успеваемости. Поэтому проводя родительские собрания, я стараюсь акцентировать внимание на каждом своем ученике и дать родителям практические советы по преодолению трудностей, которые испытывают их дети.





Что же я планирую?

План работы со слабоуспевающими учениками

1. в середине сентября проводить тест, который охватывает все важные темы.

2. проводить анализ допущенных ошибок.

3. определить причины низкой успеваемости: а) болезнь, б) не желание учиться, в) не высокие умственные способности, г) педагогическая запущенность, д) отсутствие контроля со стороны родителей.

4. определяю виды индивидуальной работы.

5. веду диагностические карты по ключевым темам.

6. в конце изучения темы наряду с традиционными видами контроля провожу самодиагностику.





































© 2010-2022