Конспект занятия библиотечной грамотности. Способы сжатия текста. Синквейн

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа №515

с углубленным изучением немецкого языка им. И. В. Гёте (Гётешуле)

Красногвардейского района





КОНСПЕКТ БИБЛИОТЕЧНОГО УРОКА

«СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА. СИНКВЕЙН»








Составитель:

Филимонова О. В.









Санкт-Петербург

2014


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальной задачей в образовании является формирование целостного мировосприятия у школьников. Организуя текстовую деятельность школьников, обучая их разнообразным способам работы с информацией, мы учим их учиться, развиваем личностную сферу, способствуем их социальной адаптации. Хорошее владение словом - это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения- синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк». Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, не только развивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса. Человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейна. Чтобы правильно составить синквейн, важно иметь достаточный словарный запас в рамках темы; владеть анализом, обобщением, понятиями слово-предмет (живой-неживой), слово-действие, слово-признак; уметь подбирать синонимы; научиться правильно понимать и задавать вопросы; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Стнквейн создается по особым правилам: первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Работа по составлению синквейнов - источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. Синквейн - это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях занятия: на стадии повторения - сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления - вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии - это средство творческого выражения осмысленного материала. При составлении синквейна могут быть использованы такие варианты работы: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего); синквейна по прослушанному рассказу; коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить). При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается школьниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу. Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Синквейн организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Как говорил А.С.Пушкин, «только осмысленное и прочувствованное чтение - совершенство». Использование технологии синквейна помогают отойти от стереотипа по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности»1 Предполагаемый результат: составление синквейна будет способствовать развитию способностей к анализу, обобщению и целостному восприятию темы при письме; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологические высказывания; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.













Тема: « Способы сжатия информации. Что такое синквейн?» Цели: знакомство со способами сжатия текста Задачи: определить понятие «сжатие текста»; выделить основные способы сжатия текста; дать представление об инновационной технологии «Синквейн» познакомить с его видами, историей возникновения и развития, сферами использования; познакомить с технологией создания синквейнов; формировать навык создания синквейна по заданию: «Парад литературных героев»; развивать речь и творческие способности учащихся; способствовать формированию культурологических компетенций школьников. Оборудование: Флеш-накопитель, презентация PowerPoint на тему « Синквейн», памятка «Правила написания синквейна», мультимедийный проектор, мобильный компьютерный класс, листы бумаги, карандаши.



























План-конспект занятия. 1. Мобилизующий момент. -Определите тему урока, выполнив задание: прочитайте слова презентации: сокращение, свертывание, уменьшение, сжатие. - Определите слово по его лексическому значению: это лингвистический термин, в переводе с латинского обозначает «ткань, сплетение, связь, сочетание» (текст) Опираясь на данные рассуждения, сформулируйте тему урока.(Сжатие текста) -Что значит сжать текст? (Сжать текст - значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, убрать все лишнее и оставить только главное, отказаться от подробностей, в обобщенной форме передать информацию) 2. - Вспомнить известные способы и приемы сжатия текста. Способы сжатия текста Сжатие содержания. К содержательным приёмам сжатия текста относятся:
а) (исключение)- разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, синонимов, словосочетаний, повторов, однородных членов, фрагментов предложений и целых предложений, пропуска предложений с описаниями природы, чувств, настроений и с рассуждениями, исключение доказательств, примеров, диалогов и т.д.) б) (обобщение) - свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее). - образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; - замена однородных членов обобщающим наименованием.
в) упрощение: - слияние нескольких предложений в одно; - перевод прямой речи в косвенную; - разбивка сложного предложения на сокращенные простые; - замена предложения или его части указательным местоимением;
-замена сложноподчинённого предложения простым; - замена фрагмента предложения синонимичным выражением 3. Знакомство со способом сжатия текста- написанием синквейна. Происходит от французского « cing» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна: 1строка - тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным 2 строка - описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными; 3 строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5 строка - одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско - обобщенном уровне повторяющее суть темы)
1 строка (тема) - имя существительное. 2 строка (описание темы в двух словах) - имена прилагательные. 3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) - глаголы. 4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) - фраза из четырёх слов. 5 строка (синоним к первому существительному) - одно слово, на эмоциональном уровне повторяющее суть темы. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Удивительно, что синквейн появился благодаря японской поэзии. В дальнейшем синквейн использовался с дидактическими целями. Синквейн считают лучшим способом развития образной речи у ребенка, который позволяет получить быстрый результат. Очень многие методисты говорят о том, что синквейны полезны в качестве инструментов для синтезирования сложной информации. История возникновения синквейна. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Она любила японскую поэзию в виде танка и хокку. Именно синквейны вошли в ее посмертный сборник стихов, вышедший в 1914 году. Aделаида Крепси (Adelaide Crapsey, 1878-1914) - американская поэтесса, создательница синквейна. Родилась в Бруклине, Нью-Йорк, дочь священника. Преподаватель литературы. 1904-1905 гг. провела в Европе - в Американской академии в Риме. Вернувшись в США, в течение двух лет преподавала в Колледже Смита в Northhampton, штат Массачусетс. В октябре 1914 года умерла от туберкулеза мозга в 36 лет. При жизни подготовила свой первый сборник стихов к изданию (63 стихотворения), который был издан через год после смерти. Известность ей принесли синквейны. Под влиянием японских хайку и танка Аделаида Крепси создает свой пятистрочник (сinquai) в 22 слога : 2-4-6-8-2 , без рифмы. Виды синквейна. Обратный синквейн - синквейн с обратной последовательностью стихов (2-8-6-4-2); Зеркальный синквейн - синквейн из двух пятистрочных форм, где первая - это традиционный, а вторая - обратный синквейн; Синквейн-бабочка - это девятистрочная форма стиха со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2; Корона синквейнов - это 5 традиционных синквейнов объединенных в одно завершенное стихотворение. Гирлянда синквейнов - аналог венка сонетов, это корона синквейнов и добавленный к этой структуре шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая -из второго, последняя и последнего. 4. Примеры написания синквейнов Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, т.е. процесс написания синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. 5. Практическая часть занятия. Написание собственного синквейна на тему «Парад литературных героев» и оформление его средствами WordArt. Создать документ (приложение А). В документе оформить красочный заголовок средствами WordArt. Ход работы: Запустите текстовый редактор. Создайте новый документ, несколько раз нажмите клавишу ввода и перейдите в начало документа. Создайте графический спецэффект над своей фамилией. Вставить Рисунок Объект WordArt. Выберите лучший образец эффекта из коллекции -ОК. В текстовое окно с названием введите сюда свой текст. Выберите кирилизований шрифт, если нужно, и размеры символов Нажмите кнопку ОК и закройте окно. Измените форму созданного объекта. Щелкните над объектом, найдите и перетащите ромбовидный маркер. Переместите объект. Щелкните над ним и выберите другой эффект из коллекции WordArt (воспользуйтесь панелью Вставить в документ изображение из библиотеки ClipArt, изменить размер и цвет изображения, выполнить перемещение рисунка.Набрать текст документа, выбрать цвет страницы, оформить границы страницы, сохранить готовую работу на рабочий стол.

6. Рефлексия

Что такое « синквейн»?

-Какие виды синквейна вы запомнили?

-Какова структура традиционного синквейна?

-Какие варианты использования синквейна вы можете назвать?

- Как можно работать над созданием синквейна?

-Где можно его применить?

-В чём его польза?

Список использованной и рекомендуемой литературы Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2008 год Бахман Е.В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем. [Электронный ресурс]. URL: den-za-dnem.ru/page.php?article=410 (Дата обращения: 03.08.2012). Браун Д. Р. «Методика решения проблем» как средство развития информационной грамотности: комплексный подход : доклад, прочитанный на конференции «Крым-2005». / Джеральд Р. Браун; перев. Э.Азгальдова // Библиотека в школе - Первое сентября. - 2006. - № 22. - (Наши ассоциации. Крым).

Галеева Н.Л., Викулина Т.А., Винокурова Н.К. Формирование УУД обучающихся на уроках русского языка (реализуем требования ФГОС к метапредметным и личностным образовательным результатам).- М., 2013

Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. - М. : Школьная библиотека, 2002. - 288 с. - (Прил. к журн. «Школьная библиотека». Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря). Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003 Громова О. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке//Библиотека в школе lib.1september.ru/article.php?ID=200601716 Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2005. №4. 8 Гендина Н.И. Школьные библиотеки Кузбасса: вклад в формирование информационной культуры личности / Н.И. Гендина // Школьная библиотека. - 2009. - № 1. - С. 60 - 62. Громова О.К. Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке: [Курс из восьми лекций] / О.К. Громова // Библиотека в школе. 2006. - №№ 17 - 24. - (Первое сентября). Жук О.Н. Библиотечный урок как средство формирования информационного мировоззрения школьников / О.Н. Жук // Школьная библиотека. - 2009. - № 1. - 63 - 64. Збаровская Н.В. Формирование информационной культуры школьника: электронные технологии / Н.В. Збаровская // Библиотека в школе. - 2006. - № 23. - С. 21 - 24. Дейнеко И. Формирование информационной культуры. Что еще почитать / И. Дейнеко // Библиотека в школе. - 2006. - № 23. - С. 21 - 24. - (Первое сентября). Рыбина Л.И. Информационная культура - приоритетное направление библиотечной деятельности / Л.И. Рыбина // Библиография. - 2006. - № 2. - С. 30 - 32. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О. Б. Даутова, Е. В. Иваньшина, О. А. Ивашедкина, Т. Б. Казачкова, О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская.- СПб.: КАРО, 2014-176с. (Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования)- С.76 Сотникова Е.А. Информационная культура личности - актуальная проблема Российского общества / Е.А. Сотникова // Экология культуры. - 2005. - № 3 (37) - С. 115 - 134.



































Дополнительная информация к занятию
Большую часть приемов свертывания информации ученики так или иначе в своей жизни уже встречали. Наиболее часто встречающиеся формы свертывания информации можно разделить на текстовые и графические. Традиционно они дополняют друг друга, но могут использоваться и самостоятельно. Текстовые формы свертывания информации:

  • аннотация;
  • обзор;
  • план, план-конспект;
  • тезисы;
  • конспект;
  • реферат;
  • дайджест;
  • резюме.
Аннотации бывают справочные и рекомендательные и имеют основной целью дать краткое представление о книге, статье, содержании диска. Справочная аннотация раскрывает основные черты (тип издания, отличия от аналогичных изданий по теме, новизна или традиционность подхода и др.) и идеи, называет читательский адрес и возможные варианты использования. При создании рекомендательных аннотаций в них не только дается краткая информация об издании и рекомендации по использованию, но и используются приемы, привлекающие читателя к его содержанию, вызывающие желание прочитать. Обзор. Этот вид вторичных документов содержит сжатое изложение основного содержания ряда документов, объединенных одним или несколькими общими признаками (темой, носителем, временем выпуска, автором и др.). Обзор материалов по теме доклада - нередко является обязательной частью такой работы. План, план-конспект. Это систематизированный перечень разделов, подразделов, пунктов и подпунктов, который характеризует структуру текста. Любой план имеет довольно жесткую иерархическую структуру, обязательными элементами которой являются введение и заключение. План-конспект после каждого пункта (подпункта) содержит одно или несколько назывных предложений, раскрывающих основные идеи данного пункта (подпункта). Тезисы характеризуются как «научный документ, содержащий основные положения доклада или сообщения, подготовленный для научной конференции, симпозиума, семинара». Конспект- краткий, но связный пересказ содержания изучаемого текста. Он может содержать и элементы плана, и выписки, и цитаты, и тезисы. Конспекты подразделяют на плановые, текстуальные, свободные, тематические. Реферат - представление в сжатом виде содержания источника с изложением основных фактических сведений и выводов. Разница заключается в том, с какой степенью подробности это сделано и рассмотрен ли один источник или несколько. Дайджест, в отличие от реферата или конспекта, содержит не переложение (пересказ) материала в той или иной форме, а сокращенное изложение авторского текста. Он фактически просто составляется из цитат, отобранных и сгруппированных таким образом, чтобы дать представление о содержании текста. Дайджесты по научным публикациям зачастую сопровождаются указанием номера страницы после каждой цитаты, чтобы облегчить читателю дальнейшую работу с первоисточником, если таковая понадобится. Резюме- заключительная часть научного текста или часть справочного аппарата издания, кратко излагающая суть работы и/или выводы из нее. Резюме используется также как форма изложения сути материала на иностранном языке, если не переводится основной текст. Графические формы свертывания информации:
  • схема (кластерная, подчинительная и другие);
  • график;
  • диаграмма;
  • таблица;
  • карта, план.
Схемы делятся на два больших класса: структурные схемы и схемы, отражающие процесс. Кластер является схемой организации информации для выявления и структурирования имеющихся знаний по теме, так и для постановки вопросов, требующих выяснения. Особенность схемы-кластера в том, что она показывает различные равнозначные направления и связи, и в то же время может развивать каждую ветвь по принципу подчинения. Схема подчинения. Этот вид графического отображения взаимосвязей показывает иерархическую структуру чего-либо. Схема взаимодействия отличается от предыдущей тем, что выстраивает не иерархические, а партнерские взаимосвязи равных по уровню звеньев. Кольцевая схема строится стрелками по кольцу от блока к блоку и отражает, как правило, замкнутый цикл чего-либо. Циклическая схема. Она, в отличие от кольцевой, представляет явления или процессы, повторяющиеся с некоторой регулярностью, но на самом деле не являющиеся замкнутыми. Графики. Главное отличие графиков от схем в том, что они показывают относительные изменения одного показателя, в зависимости от каких-то условий, а не устойчивые связи. Диаграммы, как правило, используются в тех случаях, когда нужно сравнить абсолютные показатели на данный момент или в данных условиях. Таблица используется, когда нужно свести ряд данных для сравнения или противопоставления по разным параметрам. Здесь тоже чаще всего речь идет об абсолютных, а не изменяющихся показателях. Таблицы хороши не только при работе с количественными (и вообще - измеримыми) показателями, но тогда, когда нужно представить себе общую картину происходящего по фактам, событиям и т.п. Карты и планы- пользование картой или планом - это тоже пользование свернутой информацией.
































Синквейн»

СХЕМА СИНКВЕЙНА:

1 СТРОКА - ОДНО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

2 СТРОКА - ДВА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

3 СТРОКА - ТРИ ГЛАГОЛА

4 СТРОКА - ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ

(КАК БЫ ВЫРАЖАЮЩАЯ СМЫСЛ

СКАЗАННОГО В ПРЕДЫДУЩИХ

СТРОКАХ)

5 СТРОКА - ОДНО СЛОВО - «ЭМОЦИЯ!»

Конспект занятия библиотечной грамотности. Способы сжатия текста. Синквейн Конспект занятия библиотечной грамотности. Способы сжатия текста. Синквейн

ОПИШИ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К НАПИСАНИЮ СИНКВЕЙНА

  1. Мне было интересно___________________________________________________________

  2. Мне показалось сложным_____________________________________________________

  3. Я научился_____________________________________________________________________

  4. Я потратил много времени на____________________________________________________

  5. Если бы начать работу снова, я изменил бы_______________________________________


1Муштавинская И. В. Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика [Текст] / И. В. Муштавинская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 19-24.


© 2010-2022