Конспект урока по русскому языку Что мы знаем о местоимении ?

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока по русскому языку Что мы знаем о местоимении ?
Тема. Что мы знаем о местоимении? Цель: обобщить знания учеников о местоимении, его роли в речи; формировать навыки правильного употреблении местоимений; продолжать развивать умение писать местоимения; определять их категории, сходства и различия с именем существительным; развивать наблюдательность и речь учеников; воспитывать культуру речи, старательность. Оборудование: микрофон для игры; карточки для групповой работы; таблица по теме «Местоимение»; сравнительная таблица с именем существительным; лёгкая музыка для физкультминутки. ХОД УРОКА
  1. Организационный момент
-
(Здесь записаны слова разных частей речи. Есть союзы и предлоги. Предлоги: в, на; а, но - союзы. Есть существительные: «нос; два глагола: мни и мнём. Остальные слова - местоимения.)
  • Замечательно, что вы нашли местоимения. Им не удалось вас перехитрить. Давайте напишем эти местоимения в тетрадки, Какое первое?

(Дети называют местоимения, учитель записывает их на доске, а они повторяют за учителем.)

  1. Работа над темой урока
  1. Технология «Микрофон».

  • Вот мы и в гостях. Нас в свою страну пригласили местоимения.

У них много для вас заданий. Справитесь? (Дети по очереди говорят о том, что они знают о местоимении.)

  • Что такое местоимение? (Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. А ещё местоимение указывает на признаки предметов. Местоимения указывают на существительные и прилагательные.)
  • Молодцы. А можете привести примеры? (У дома растут красивые цветы. Они цветут всё лето. Местоимение «они» указало на

.цветы - на предмет.)

  • Я продолжу. Такие же цветы мы посадили на даче. Я указала на признак. Такие же красивые, как у дома;
  • С этим заданием вы тоже справились!
  1. «Мозговой штурм».

  • Теперь - следующее задание. Слушайте внимательно. Я называю местоимения. А вы вспоминаете все, что о них знаете: я, ты, он, она, мы, вы. (Это личные местоимения. Эти местоимения указывают на лицо.)
  • Сколько вы знаете лиц у местоимений? (Три: первое лицо - это сам говорящий; второе -собеседник; третье - человек, не участвующий в разговоре.)
  • Назовите местоимения первого лица. (Я, мы)
- Второго. (Ты, вы)
  • Для выражения вежливости вместо местоимения ты говорят вы. Когда мы обращаемся к кому-то одному, то Вы пишем с большой буквы.
Молодцы! Осталось назвать местоимения третьего лица. (Он, она, оно, они)
  • А что ещё вы знаете про личные местоимения? (Личные местоимения изменяются по числам. Например, «я» - единственное число, а «мы» - множественное.)
  • Местоимения третьего лица изменяются по родам. Так, он - мужской род, она - женский род, оно - средний род. А во множественном числе местоимения по родам не изменяются.
  1. Работа с загадками.

  • А сейчас - сюрприз. Местоимения приготовили вам загадки.
В тетрадь вы запишите только местоимения, которые «спрятались» в ответе. Загадка первая. Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог? (Тесто)
  • Запишите. Что вы записали?
Вторая загадка. За какое местоимение можно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? ( Заяц. Это местоимение я. )
  • Запишите.
  • Следующая загадка. К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? (Мыло. Местоимение мы.)
  • Запишите это местоимение.
  • А теперь - самая сложная загадка. Придумайте слово, в котором спрятались три личных местоимения. Второй слог - мы. (Вымыты - местоимения вы, мы, ты.)
  • Запишите.
  • А теперь посмотрите на эти пять местоимений. Что вы заметили? (Местоимение те - это не личное, а указательное местоимение.)
  • Абсолютно правильно!
  1. Выборочный диктант. Минутка поэзии.

  • Я хочу вам предложить стихотворение А. Фета. Прочитайте его и выпишите на следующей строчке указательные местоимения.
На доске - запись:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Это стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли - эти слёзы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья.

Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна. В тетради - запись: это, эта, этот, эти.

  1. Проверка выполненной работы.
  • Хотя основное занятие всех местоимений - указывать на предметы и признаки предметов (в старших классах вы узнаете, на что ещё указывают местоимения), - только одна группа местоимений называется указательными. Вы можете ещё назвать какие-нибудь указательные местоимения? (Те, тот, такой, там, тут)
  • Молодцы! Теперь - следующее задание. Но прежде, чем вы будете его выполнять, вспомните всё про правописание местоимений. (Местоимения не имеют приставок. Предлог с местоимениями пишется отдельно. Ещё к местоимениям «ему», «им», «его», «ей», «их», «ею», «ими» после предлогов добавляется «н». Например: «у неё», «к нему».)
  • Замечательно, а сейчас слушайте задание.
Каждый из вас получит карточку, внимательно прочитает её и выполнит упражнении в тетради. Эти задания подготовили для вас местоимения. Они подготовили небольшой зачёт. Вы же помните, что они приглашают в гости только тех, кто уже многое знает о местоимении. Желаю вам удачи! (Учитель раздаёт карточки трёх уровней сложности, учитывая индивидуальные особенности учеников.) У. Самостоятельная работа. Работа в группах
  1. Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже.
Подошёл к (он); возвращался с (она); поздравляю (он); посмотрел на (они); позвонил (она); отвечал (они); обрадовал (он); спросил про (он).
  1. Спишите. Исправьте ошибки.
Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны. На (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали летать надо (я) с резким криком. Из рощицы вышла птица. Пёрышки неё были окрашены в светлый цвет, а на их были тёмные пятна и чёрточки.
  1. Физкультминутка
  • Закройте глазки. Положите голову на парту. Подумайте о чём-то очень приятном для вас. (Звучит лёгкая музыка.) Представьте, как солнечный лучик коснулся вашего лица. Вам слало радостно, и от этого на вашем лице засияла улыбка.
  1. Закрепление изученного
  1. Работа с таблицей.
  • Вспомните всё-всё, что мы знаем про местоимения. Сейчас Нам предстоит самое сложное - составить таблицу.
Внимание! Слушайте задание. На доске:

Местоимение

Существительное






- Назовите все сходства и различия этих частей речи. (Дети отвечают - учитель заполняет таблицу.) В результате таблица выглядит так:

Местоимение

Существительное

  1. Указывает на предмет.
  2. Отвечает на вопросы кто? что?
  3. Не имеет рода, кроме он, она, оно.
  4. Изменяется по падежам и Числам
  1. Обозначает предмет.
  2. Отвечает на вопросы кто? что?
  3. Имеет род.
  4. Изменяется по падежам и числам





  • Какое же главное различие? (Местоимение указывает на предмет, но не называет его. А существительное обозначает предмет. Местоимение указывает ещё и на признак предмета.)
  • Отлично!
  1. Итог урока
  • Запишите в тетради продолжение предложения.
Я много знаю о местоимении... (Дети записывают.) - Что вы знаете о местоимении? '
  • Расскажите всё о местоимении я. (Это часть речи, начальная форма «я»,- именительный падеж, единственное Число, первое лицо. В предложении это местоимениё является подлежащим.)
  • Вы действительно многое знаете о местоимении. Молодцы!
  1. Домашнее задание ,
  • Дома вы попробуете сами составить такую же таблицу. А потом мы проверим, как вы справились с заданием.

  • Подготовьте ребусы или кроссворды по теме «Местоимение»:
© 2010-2022