- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Что мы знаем о местоимении ?
Конспект урока по русскому языку Что мы знаем о местоимении ?
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Уманская Т.В. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема. Что мы знаем о местоимении? Цель: обобщить знания учеников о местоимении, его роли в речи; формировать навыки правильного употреблении местоимений; продолжать развивать умение писать местоимения; определять их категории, сходства и различия с именем существительным; развивать наблюдательность и речь учеников; воспитывать культуру речи, старательность. Оборудование: микрофон для игры; карточки для групповой работы; таблица по теме «Местоимение»; сравнительная таблица с именем существительным; лёгкая музыка для физкультминутки. ХОД УРОКА
- Организационный момент
(Здесь записаны слова разных частей речи. Есть союзы и предлоги. Предлоги: в, на; а, но - союзы. Есть существительные: «нос; два глагола: мни и мнём. Остальные слова - местоимения.)
- Замечательно, что вы нашли местоимения. Им не удалось вас перехитрить. Давайте напишем эти местоимения в тетрадки, Какое первое?
(Дети называют местоимения, учитель записывает их на доске, а они повторяют за учителем.)
- Работа над темой урока
-
Технология «Микрофон».
- Вот мы и в гостях. Нас в свою страну пригласили местоимения.
У них много для вас заданий. Справитесь? (Дети по очереди говорят о том, что они знают о местоимении.)
- Что такое местоимение? (Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. А ещё местоимение указывает на признаки предметов. Местоимения указывают на существительные и прилагательные.)
-
Молодцы. А можете привести примеры? (У дома растут красивые цветы. Они цветут всё лето. Местоимение «они» указало на
.цветы - на предмет.)
- Я продолжу. Такие же цветы мы посадили на даче. Я указала на признак. Такие же красивые, как у дома;
- С этим заданием вы тоже справились!
-
«Мозговой штурм».
- Теперь - следующее задание. Слушайте внимательно. Я называю местоимения. А вы вспоминаете все, что о них знаете: я, ты, он, она, мы, вы. (Это личные местоимения. Эти местоимения указывают на лицо.)
- Сколько вы знаете лиц у местоимений? (Три: первое лицо - это сам говорящий; второе -собеседник; третье - человек, не участвующий в разговоре.)
- Назовите местоимения первого лица. (Я, мы)
- Для выражения вежливости вместо местоимения ты говорят вы. Когда мы обращаемся к кому-то одному, то Вы пишем с большой буквы.
- А что ещё вы знаете про личные местоимения? (Личные местоимения изменяются по числам. Например, «я» - единственное число, а «мы» - множественное.)
- Местоимения третьего лица изменяются по родам. Так, он - мужской род, она - женский род, оно - средний род. А во множественном числе местоимения по родам не изменяются.
-
Работа с загадками.
- А сейчас - сюрприз. Местоимения приготовили вам загадки.
- Запишите. Что вы записали?
- Запишите.
- Следующая загадка. К какому местоимению нужно прибавить слог ло, чтобы получить неодушевлённый предмет? (Мыло. Местоимение мы.)
- Запишите это местоимение.
- А теперь - самая сложная загадка. Придумайте слово, в котором спрятались три личных местоимения. Второй слог - мы. (Вымыты - местоимения вы, мы, ты.)
- Запишите.
- А теперь посмотрите на эти пять местоимений. Что вы заметили? (Местоимение те - это не личное, а указательное местоимение.)
- Абсолютно правильно!
-
Выборочный диктант. Минутка поэзии.
- Я хочу вам предложить стихотворение А. Фета. Прочитайте его и выпишите на следующей строчке указательные местоимения.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Это стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы,
Эти капли - эти слёзы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья.
Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна. В тетради - запись: это, эта, этот, эти.
- Проверка выполненной работы.
- Хотя основное занятие всех местоимений - указывать на предметы и признаки предметов (в старших классах вы узнаете, на что ещё указывают местоимения), - только одна группа местоимений называется указательными. Вы можете ещё назвать какие-нибудь указательные местоимения? (Те, тот, такой, там, тут)
- Молодцы! Теперь - следующее задание. Но прежде, чем вы будете его выполнять, вспомните всё про правописание местоимений. (Местоимения не имеют приставок. Предлог с местоимениями пишется отдельно. Ещё к местоимениям «ему», «им», «его», «ей», «их», «ею», «ими» после предлогов добавляется «н». Например: «у неё», «к нему».)
- Замечательно, а сейчас слушайте задание.
- Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже.
- Спишите. Исправьте ошибки.
- Физкультминутка
- Закройте глазки. Положите голову на парту. Подумайте о чём-то очень приятном для вас. (Звучит лёгкая музыка.) Представьте, как солнечный лучик коснулся вашего лица. Вам слало радостно, и от этого на вашем лице засияла улыбка.
- Закрепление изученного
- Работа с таблицей.
- Вспомните всё-всё, что мы знаем про местоимения. Сейчас Нам предстоит самое сложное - составить таблицу.
Местоимение
Существительное
- Назовите все сходства и различия этих частей речи. (Дети отвечают - учитель заполняет таблицу.) В результате таблица выглядит так:
Местоимение
Существительное
- Указывает на предмет.
- Отвечает на вопросы кто? что?
- Не имеет рода, кроме он, она, оно.
- Изменяется по падежам и Числам
- Обозначает предмет.
- Отвечает на вопросы кто? что?
- Имеет род.
-
Изменяется по падежам и числам
- Какое же главное различие? (Местоимение указывает на предмет, но не называет его. А существительное обозначает предмет. Местоимение указывает ещё и на признак предмета.)
- Отлично!
- Итог урока
- Запишите в тетради продолжение предложения.
- Расскажите всё о местоимении я. (Это часть речи, начальная форма «я»,- именительный падеж, единственное Число, первое лицо. В предложении это местоимениё является подлежащим.)
- Вы действительно многое знаете о местоимении. Молодцы!
- Домашнее задание ,
-
Дома вы попробуете сами составить такую же таблицу. А потом мы проверим, как вы справились с заданием.
- Подготовьте ребусы или кроссворды по теме «Местоимение»: