Исследуем научные и художественные тексты Дж. Родари «Отчего идет дождь» литературное чтение 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследуем научные и художественные тексты Дж. Родари «Отчего идет дождь», сказка «Путешествие капельки».

Цели: Сформировать понятие научной и художественной литературы, их различие.

Развивать умение различать специфику художественного текста и научного, умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному.

Воспитывать интерес к изучению явлений природы, чтению научно-художественной литературы.

Задачи: Учить читать детей вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз, обосновывая использование разной интонации, темпа, логического ударения. Определять эмоциональный настрой произведений, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, образов.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Сегодня на уроке мы будем:

НАБЛЮДАТЬ

ЗАМЕЧАТЬ

РАЗМЫШЛЯТЬ

ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ

Пожелаем друг другу успешной работы.

Звучит музыка. Сядьте поудобнее и прослушайте фрагмент записи.

-Почему урок я начинаю с нее? (ответы детей) А можете уже сейчас сформулировать тему нашего урока? А какие поставим цели на урок?

УЧИТЬСЯ…

УЗНАТЬ…

ПРОНАБЛЮДАТЬ…

ПОРАБОТАТЬ…

У нас интерес к ДОЖДЮ возник давно. Его часто не любят, презирают, ругают, однако, все равно ждут, как манну небесную. Ведь он не только спасает человечество от засухи, дарит прохладу в жаркий день и свежесть всему миру. Дождь способен изменить окружающий мир до неузнаваемости. СеГОДНЯ мы посмотрим, как живет слово дождь в языке. Готовы начать?

- Что такое дождь? (ответы детей)

- Где можно найти точное определение этому слову? (ответы детей: в словаре)

Один ученик зачитывает. 1. Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости со средним диаметром от 0,5 до 6-7 мм[1][2].

• 2. перен. О чём-н. падающем во множестве. Искры сыплются дождём. Д. конфетти.

• • Звёздный (метеорный) ~ появление в ночном небе множества падающих звёзд (метеоров).

Мы прочитали определение дождя оно какое по стилю речи? Художественное или научное? Почему?

- Проведем разминку со словом дождь.

- Подберите к слову дождь родственные слова (ответы детей)

Дождь - дождевой дождевик дождевичок дождливый дождливость дождливенький

дождливенько дождище дождина дождик -дождичек, дождинка дождить задождить

бездождие дождевание дождеприемник дождемер

ДОЖДЕМЕР (плювиометр), прибор, используемый для измерения количества ОСАДКОВ (дождя и др.). Существуют различные разновидности дождемеров, включая некоторые самозаписывающие виды. Большинство дождемеров состоит из цилиндра, имеющего высоту, достаточную для того, чтобы предотвратить попадание внутрь брызг воды. Внутри цилиндра находится воронка, которая собирает воду в специальную емкость. Собранную воду затем выливают в мерный стакан для измерения общего количества осадков, обычно в миллиметрах или в дюймах.

Дождевание

способ полива с.-х. культур, при котором вода разбрызгивается в виде дождя над поверхностью почвы и растениями.

Дождеприёмник

Дождеприемник - это элемент дренажной системы, предназначенный для точечного водосбора поверхностных ливневых и талых вод. Дождеприемники применяются в точечной системе водоотвода и в комплексе с ливневой канализацией.

Бездожие - За́суха - продолжительный (от нескольких недель до двух-трёх месяцев) период устойчивой погоды с высокими для данной местности температурами воздуха когда возникает угнетение и гибель культурных растений.

ЗАДОЖДИТЬ -залить дождем. Поля задождило вовсе.

- Подберите к слову дождь действия предмета. Льет, поливает, может грянуть, брызнуть, испугать, капает, идёт, моросит, стучит по крыше, барабанит,

МОРОСИТЬ -идти мелкому дождю.

- Подберите к слову дождь признаки предмета. Какой может быть дождь? Грибной дождь, Звёздный дождь, Свинцовый,. дождь - о выпущенных из оружия в пулях, слепой, рыбный,

-Вам интересно почему рыбный?

В мире существуют дожди из лягушек, змей и даже птиц! Например, в Йоро, что находится в Гондурасе, на протяжении ста лет выпадает дождь из рыб. Каждый год в промежутке между маем и июлем, жители пристально вглядываются в небо, ведь там должна появиться огромная черная туча. После чего поднимется сильный ветер, и на город обрушится трехчасовой дождь. Вот и пришло время собирать "урожай". На земле бьется огромное количество живой рыбы. Довольным гондурасцам остается лишь собрать и приготовить, свалившееся с небес, лакомство. "Улова" так много, что жители Йоро начали устраивать рыбный фестиваль. Объяснение кроется в ветре, который поднимает рыбу из Карибского моря на несколько километров вверх и приносит жителям городка вместе с осадками.

На протяжении нескольких месяцев 2001 года в индийском штате Керала шел разноцветный, преимущественно красный дождь. Примечательно, что деревья и трава оставались сухими. Он пачкал одежду, оставляя следы, похожие на кровь. В результате власти Индии организовали расследование. В официальном заключении говорилось, что частицы, которые окрасили дождевую воду ни что иное, как споры водорослей, распространенных в данной местности.

Истории известны дожди из апельсинов (Неаполь, 1833 год), желтые, которые состоят из цветочной пыли (Кабардино-Балкария, 2009 год), черные с примесями вулканической пыли (Монреаль,1819 год). Существуют также "молочные" дожди. Причиной является меловая пыль, которая и окрашивает капли дождя в цвет молока.

Подберите к слову дождь синонимы. (ливень, ситничек, косохлест, подстега, чичер, лепня, хижа, проливень, дряпня, слякоть

Интересно, что наши предки могли по-разному называть дождь. Если посмотреть в самую глубину этих названий, можно разгадать и отношение древних славян к дождю. Например, самый мелкий дождик называли «ситничком». Наверное, им представлялось, что дождевые капли словно просеивались в небе через сито. Такой дождик был мягким, легким, поэтому и назывался ласково. Дождик еще меньше ситничка называли «морось» или «бус» (сравните: бусы, бусинки).

«Косохлестом» или «подстегой» именовался сильный косой дождь, хлесткий, метавшийся в разные стороны, подстегиваемый ветром. «Чичер», «лепня», «дряпня», «хижа» - все это названия дождя, который идет вперемешку со снегом. Не очень-то приятно оказаться на улице в такую погоду, соответственно и названия у этой «непогоды» неблагозвучные.

Подберите к слову дождь антонимы. Дождь - ведро, зной, стужа

ВЕДРО, арх. ведрие, ведренье ср. краснопогодье; ясная, тихая, сухая и вообще хорошая погода; без дождя.

- А теперь попробуйте объяснить следующие фразеологизмы, устойчивые выражения в речи.

- Льет дождь как из ведра. Проливной, сильный дождь.

-Что означает после дождичка в четверг? После дождичка в четверг - никогда.

Фразеологизм "Золотой дождь"

Выражение пришло из греческих мифов о Зевсе, который пленился красотой Данаи, дочери аргосского царя, и явился к ней в виде золотого дождя.

Это выражение, ставшее крылатым, употребляется в значении: богатство, неожиданное обогащение.

- Молодцы, хорошо поработали со словом. Ну а теперь можно проверить домашнее задание. Послушаем двух ребят выразительное чтение стихотворения. А потом дадим рецензию на их ответ. Отметим все достоинства и может быть недостатки.

- Мы так много уже сказали о дожде. А отчего идет дождь?

Как бы объяснили это явление вы, ребята?

Работа с рассказом Дж. Родари «Отчего идет дождь?»

- А вы знаете такого автора как Джанни Родари? Что вы о нем знаете?

Джанни (Джованни) Родари родился 23 октября 1920 года в небольшом городе Оменья на севере Италии. Отца Джанни звали Джузеппе, он был булочником - держал крохотную пекарню и магазин при ней: «Хлебобулочные изделия и продовольственные товары». Мать работала служанкой в богатом доме. Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ.

В 1970 г. писатель получил престижную премию Ганса Христиана Андерсена, которая помогла ему приобрести всемирную известность.

Им написаны замечательные книги-сказки, стихи, повести. Повесть-сказка «Приключения Чиполлино» сделала имя Джанни Родари известным всему миру.

- Прочитаем, как это объяснил отчего идет дождь Дж. Родари (чтение учащимися вслух).И попробуем ответить на вопрос: Можно ли поместить этот рассказ в энциклопедию или в учебник окружающего мира? Ну и поработаем карандашом, отметим непонятные слова и выражения.

Словарная работа: преспокойно-очень спокойно, крохотные-очень маленькие, улизнуть от ветра-убежать, из засады-из укрытия.

- Как описал это явление природы Дж. Родари: как ученый или как писатель?

Работа с текстом в разноуровневых группах. А сейчас мы поработаем в группах и попробуем доказать, что рассказ не совсем научный, хотя в нем есть точная информация.

Групповые задания.

1 группа .Ответить на вопрос: «Отчего идет дождь?» словами текста.

2 группа .Найти в рассказе научные слова, подчеркнуть простым карандашом.

3 группа. Найти разговорные слова, подчеркнуть их цветным карандашом.

4 группа. Используя только научные слова текста, составить объяснение: «Отчего идет дождь?».

Выслушиваются мнения групп.

Так сделаем вывод , рассказ «Отчего идёт дождь?» - художественный, или научный?

(художественный - писатель выражает свое отношение, сравнения, разговорные слова).

Дождевые облака обычно образуются на высоте 1000-1200 метров над землей. Если с этой высоты упадет тело весом и размером с дождевую каплю, то при ускорении свободного падения скорость ее у земной поверхности достигнет где-то 558 км/ч. Такой летний дождик стал бы настоящей катастрофой - капли, падающие на землю с такой скоростью, уничтожали бы все на своем пути. Подобный ливень мог бы разрушить целый город. Тем не менее, этого не происходит. И все благодаря овальной форме капель. Именно овальной, а не форме слезы. Последняя, видимо, появилась благодаря особенностям нашего зрения, которое видит летящую каплю немного размазанной, отсюда и кажущееся сходство со слезой. Разумеется, скорость падения также зависит от размера и, соответственно, от веса капли. Но дождевые капли редко бывают больше 5 мм - они разбиваются потоком воздуха.

- Какой был текст, который я прочитала вам? ( Ответы детей).

- А наши ребята дома сочиняли сказки о путешествии капельки. И сейчас мы послушаем некоторые из них.

Ну и в заключении нашего урока подведем итог в виде синквейна. Составим в группах синквейн на тему дождь.

Итог урока -синквейн. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

  1. ДОЖДЬ

  2. ( 2- а прилагательных по теме)______________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. (3-и действия)__________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. ( фраза из 4 слов выражающая отношение к теме)______________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. (одно слово синоним - ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ)________________________________________________________________

Пример: Весна
Яркая и волнующая
Возрождает, расцветает. Вдохновляет.
Что есть прекрасней, чем природы пробужденье…
Жизнь.


Домашнее задание. На выбор:

Вспомните интересные истории из своей жизни, связанные с дождём. Выберите самую интересную, чтобы рассказать её всем.

Подобрать и записать пословицы и поговорки о дожде, уметь их объяснить.

Подведем итог урока. Справились ли мы с поставленными целями на урок. Ну и у вас на партах лежат волшебные капельки. Давайте оценим свою работу на уроке.

Зеленая - активны на уроке.

Желтая - что-то немного не получилось.

Красная - было очень трудно работать.

Синяя - вспомните урок, если вы услышали новую информацию, которая вас удивила и поразила.

1 группа . Найти и прочитать ответ на вопрос «Отчего идет дождь?» словами текста.

2 группа .Найти в рассказе научные слова, подчеркнуть простым карандашом. Прочитать для всех.

3 группа. Найти разговорные слова, подчеркнуть их цветным карандашом. Прочитать для всех

4 группа. Используя только научные слова текста, составить объяснение и зачитать его всем: «Отчего идет дождь?».

1 группа . Найти и прочитать ответ на вопрос «Отчего идет дождь?» словами текста.

2 группа .Найти в рассказе научные слова, подчеркнуть простым карандашом. Прочитать для всех.

3 группа. Найти разговорные слова, подчеркнуть их цветным карандашом. Прочитать для всех

4 группа. Используя только научные слова текста, составить объяснение и зачитать его всем: «Отчего идет дождь?».

1 группа . Найти и прочитать ответ на вопрос «Отчего идет дождь?» словами текста.

2 группа .Найти в рассказе научные слова, подчеркнуть простым карандашом. Прочитать для всех.

3 группа. Найти разговорные слова, подчеркнуть их цветным карандашом. Прочитать для всех

4 группа. Используя только научные слова текста, составить объяснение и зачитать его всем: «Отчего идет дождь?».



  1. ДОЖДЬ

  2. ( 2- а прилагательных по теме)_________________________________________________________________

  3. (3-и действия)__________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. ( фраза из 4 слов выражающая отношение к теме)______________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. (одно слово синоним - ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ)_______________________________________________________________

Пример: Весна
Яркая и волнующая
Возрождает, расцветает. Вдохновляет.
Что есть прекрасней, чем природы пробужденье…
Жизнь.


  1. ДОЖДЬ

2( 2- а прилагательных по теме)_________________________________________________________________

3(3-и действия)__________________________________________________________________________________________________________________________________

4( фраза из 4 слов выражающая отношение к теме)______________________________________________________________________________________________________________________________________

5(одно слово синоним - ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ)_______________________________________________________________

Пример: Весна
Яркая и волнующая
Возрождает, расцветает. Вдохновляет.
Что есть прекрасней, чем природы пробужденье…
Жизнь.


© 2010-2022