Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих. Тип урока: Закрепление знаний. Цель: закрепить умения определять род имен существительных и правильно употреблять мягкий знак в именах существительных с шипящими на конце. Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся обосновывать написание мягкого знака на конце существительных после шипящих женского рода, и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода. метапредметные: формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. регулятивные: контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать себя, границы своего знания и незнания. познавательные: понимать значимость правильного написания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных ж. р. коммуникативные: работать в паре, группе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. личностные: способствовать развитию интереса к русскому языку, формированию навыков контроля и самоконтроля.

Оборудование: -учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 3 класс, часть 2 М. Просвещение 2012г. - распечатанные листы для работы в группе; - сигнальные карточки («светофор»); -раздаточный материал (рисунки мяча) - мультимедийный проектор; - презентация к уроку

Ход урока I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности Учитель: Веселый прозвенел звонок, (слайд 1) Мы начинаем наш урок. (Дети читают хором ) С ясным солнышком встаем, (слайд 2) Вместе с птичками поем. С добрым утром, с ясным днем! Вот так дружно мы живем! (1 ученик поет) Если весело живется, делай так! (щелчки) (2ученик) Если весело живется, делай так! (хлопки) (3 ученик) Если весело живется, мы друг другу улыбнемся, Если весело живется, делай так! (3 притопа)

Эмоционально - психологический настрой на урок Позвольте мне увидеть ваше настроение на начало урока. Если у вас хорошее настроение и в готовы активно работать на уроке покажите - солнышко, вы настроены на урок, но испытываете волнение - облачко, плохо себя чувствуете - тучка. (Дети выходят к доске и показывают свое настроение.)

Учителю важно знать внутреннее состояние каждого ребенка на начало урока. От того как чувствует себя ученик зависит объем усилий, который он прилагает в своей работе.

II. Мобилизирующий этап урока запись даты в тетрадь. Формулировка темы и цели урока. Внимание на экран: Прочитайте слова рожь чиж глушь дичь сторож (слайд 3) Определите часть речи данных слов.

Ученик отвечает, остальные дети сигналят «светофорами»: зеленый - правильно, красный - неправильно. Формирование самооценки.

В каком числе стоят имена существительные? (имена существительные стоят в единственном числе) Какие буквы, обозначающие звуки, написаны на конце существительных? (на конце существительных написаны буквы, обозначающие шипящие звуки) На какие 2 группы можно разделить эти имена существительные? (существительные женского рода после шипящих на конце с мягким знаком рожь, дичь, глушь и существительные мужского рода на конце после шипящих без мягкого знака чиж, сторож) ( слайд 4) Сформулируйте тему урока (слайд 5) Зная тему урока сформулируйте цель урока.

Привлечение учащихся к определению цели урока, обеспечение личностной заинтересованности в ее достижении.

III. Минутка чистописания На минутке красивого письма вы сами определите букву, с которой мы будем работать. Эта буква находится в группе существительных мобилизирующего этапа урока. Обозначает согласный парный шипящий и всегда твердый звук, который встречается только один раз. работа в парах.

Оптимальное включение мыслительной деятельности каждого ученика по данной проблеме обеспечит парная организация. Каждому ученику предоставляется возможность поразмышлять, высказать свое мнение, услышать позицию напарника, найти правильное решение поставленной задачи. Если продолжить работу во фронтальном режиме, то большая часть учеников останется пассивной, так как отвечать будут самые активные.

( примерный ответ ученика) На минутке красивого письма мы будем писать букву - ш. Буква ш находится в имени существительном глушь. Она обозначает согласный парный шипящий и всегда твердый звук и встречается только один раз. ( слайд 6)

Звучит музыка Л. Бетховена «Лунная соната» (под медленную и успокаивающую музыку дети учатся приемам расслабления) (учащиеся пишут зеленой ручкой) ш ши шу ше шо Пишем красиво, каллиграфически правильно, выводим каждый элемент. Оцените старание и работу. (Учащиеся проводят самооценку на линеечке) Поднимите руку кто оценил работу на «5», на «4» Прочитайте предложение. Ландыш любит лесную глушь. (слайд 7) Запишите в тетрадь. Найдите в предложении имена существительные. Имена существительные ландыш, глушь Определите род имен существительных Подчеркните орфограмму. Букву шипящего подчеркнем одной чертой, она сигналит, будь внимателен , ь знак двумя. (слайд 8) Расскажите правило о правописании имен существительных с шипящими на конце. На конце существительных ж. р. в ед. числе после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак. На конце имен существительных м. р. после букв, обозначающих шипящие звуки, мягкий знак не пишется.

IV.Работа по теме урока Игра «Поймай свое слово»

Игра повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес к предмету. Стимулирует и активизирует познавательные процессы.

В игре участвует весь класс в составе двух команд: команда девочек и команда мальчиков. Диктую имена существительные м. р. и ж. р. с шипящим на конце. Девочки записывают имена существительные женского рода, а мальчики имена существительные мужского рода. стриж, луч, тишь, обруч, помощь, грач, гараж, печь, ткач, дочь, трубач, речь, скрипач, ложь, тушь.

Проверка правильности выполнения задания. (Девочки дают обоснованный ответ, затем мальчики. В ходе проверки учащиеся сигналят «светофорами»)

Вывод: У существительных какого рода после шипящих на конце пишется мягкий знак? У существительных какого рода на конце после шипящих мягкий знак не пишется?

V.Танцевально - ритмическая физминутка. (слайд 9) О. Пермякова «Делай зарядку»

Музыкотерапия - благотворно влияет на ребенка, помогает бороться с переутомлением, задает определенный ритм. Устанавливает равновесие в деятельности дыхательной и нервной системы и придает физическую бодрость.

VI. Работа в группах

Класс делится на две группы. (каждая группа выбирает ответственного) О каких правилах надо помнить, работая в группах? Быть доброжелательным по отношению друг к другу; ( слайд 10) до конца выслушивать мнение каждого члена группы; помогать друг другу в работе; Задание для I группы: подберите к каждому слову синоним имя существительное с шипящим на конце, определите род, сделайте вывод. тьма, спокойствие, охранник, поддержка, ребенок. Задание II группы: замените следующие словосочетания одним словом, определите род, сделайте вывод. сила, могущество -…, середина ночи - …, близкий приятель, друг - …, молодые люди - …, человек лечащий больных - …, Под музыкальное сопровождение ( Ф.Шопена «Весенний вальс») группы выполняют задание. Проверка правильности выполнения задания. (слайд 11) (слайд 12)

Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения.

VII. Работа с учебником стр.42 упр. 453 (слайд 13) Задание: написать существительные в единственном числе. Обозначить род. шалаши, мыши, ерши, грачи, вещи, плащи, ночи, мячи, ножи, камыши.

Работая самостоятельно, дети стремятся к достижению собственной цели, для них важны собственные усилия и собственный успех. Укрепляются навыки мыслительной деятельности, анализа, сравнивания, обобщения.

VIII. Проверка правильности выполнения задания. Игра «Футбол» На доске прикреплены ворота с изображением « Медвежонка» и « Зайчика». В центре ворот написаны слова из упражнения в ед. числе. шалаш мыш ерш и т. д. Ученики первого ряда играют в команде «Медвежонка, ученики второго ряда в команде «Зайчика». Нужно забить гол в ворота противника. (Ответ ученика из команды «Медвежонка») щалащ- сущ. м. р.на конце после шипящего мягкий знак не пишется .(прикрепляю рисунок с изображением мяча без ь знака) (Ответ ученика команды «Зайчика») мышь -сущ. ж. р. на конце после шипящего пишется ь знак ( прикрепляю рисунок с изображением мяча с ь знаком)т.д. Сделайте вывод, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак?

Только у существительных женского рода на конце после шипящих пишется мягкий знак. Дети хором читают «Запоминалку» Чтобы знать, как писать, надо род определять. Если женский род, то надо мягкий знак употреблять. Если род мужской у слова - нету знака никакого.

Эмоциональный фон урока помогает детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Только учебная деятельность, построенная с преобладанием элементов, форм и правил игровой деятельности, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

IX. Домашнее задание (слайд 14) на доске прикреплены рисунки с изображением мяча, на обратной стороне мяча записано задание , которое дети будут выполнять дома.

X.Итог урока Что повторяли на уроке? Понравился вам урок? XI.Рефлексия Ребята, если вам было интересно и легко на уроке, у вас хорошее настроение, покажите солнышко. Если иногда были трудности, сомнения - облачко. Не разобрались в теме урока и вам грустно - тучка. (дети показывают свое настроение на конец урока) Открываю обратную сторону доски, где дети показывали свое настроение на начало урока. Смотрим изменилось ли настроение на конец урока.

Спасибо за урок! (слайд 15)

© 2010-2022