- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку на тему Имя существительное (3 класс)
Урок по русскому языку на тему Имя существительное (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жолудева Я.В. |
Дата | 06.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок русского языка
Тема: «Имя существительное».
Цель: Закрепить и систематизировать знания о грамматических признаках
имени существительного.
Задачи: 1. Повторить и обобщить знания учащихся об имени
существительное.
2. Углубить знания о частях речи.
3. Формировать навык грамотного и красивого письма.
4. Способствовать воспитанию ответственного отношения к
учению.
Оборудование: учебники, тетради, карточки с заданием, сообщение
«Грамматическая сказка», мультимедийная презентация
«Имя существительное».
Ход урока.
- Организационный момент:
- Цели урока ( психологическая минутка).
У: Сегодня на уроке мы будем повторять всё, что вы уже знаете об имени существительном. А что именно вы узнаете, прочитав записи на экране.
Читает…….. У: Начнём мы наш урок с чистописания. Оно подготовит нас к красивому и правильному письму. 4. Минутка чистописания: Дети открывают тетради, число, дата и классная работа записаны в тетрадях заранее. У: Я предлагаю вам отгадать загадку. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Наконец - то ты пришла К нам, волшебница … Д: Зима. У: Правильно! У: Ребята, назовите мне зимние месяцы. Д: Декабрь, январь, февраль. У: А какой сейчас месяц? Д: Февраль. У: Найдите в слове зима согласный, твёрдый, звонкий звук. Д: М. У: Какой буквой на письме обозначается звук м? Д: Эм. У: Сегодня мы повторим написание строчной и заглавной буквы м. Посмотрите на экран и скажите, из каких элементов состоит буква м? (3 слайд) Д: Из трёх крючков. У: А что мы должны помнить при написании этой буквы? Д: Соблюдение высоты и наклона. У: А сейчас, вспомнив о правильной посадке при письме и наклоне тетради, запишите на первой строчке чередуя заглавную и строчную буквы м. У: А сейчас посмотрите на слова записанные, на доске. Давайте их прочитаем. Д: метро Москва мост Маша У: Скажите мне, пожалуйста, почему слова Маша и Москва записаны с заглавной буквы? Д: Это имена собственные. У: Запишите их на второй строчке и подчеркните в них только нижние соединения. У: Ребята, давайте прочитаем предложение, записанное на доске. Д: Москва всем городам мать. У: Ребята, вы помните, что Москва - это столица нашей Родины? Д: Да. У: Как мы пишем слово Москва? Д: С заглавной буквы. У: Запишите это предложение на следующей строчке. У: А сейчас запишите слово зима и подберите к нему однокоренные слова, которые помогут его проверить. У: Давайте проверим. Д: Зимний, зимушка. У: Какие это слова? Д: Однокоренные. У: Давайте выделим в этих словах корень. У: Какой корень в этих словах? Д: Корень -зим -. 5. Словарная работа. У: Какое правило, мы только что вспомнили? Д: Безударная гласная в корне слова, которую можно проверить ударением. У: Верно, но ведь в русском языке есть слова и с непроверяемыми безударными гласными. Как называются эти слова? Д: Словарные. У: Почему? Д: Потому что написание их мы проверяем по словарю. У: Снеговик принёс сегодня к нам на урок много зимних слов. Давайте их прочитаем. (4 слайд)
У: Ребята, а теперь ещё раз посмотрите на эти слова и скажите какое слово лишнее? Д: Слово блестит - лишнее. У: Почему? Д: Это глагол, а остальные имена существительные. У: Ребята! Скажите, пожалуйста, какие слова записаны в первом столбике? Д: Слова с проверяемой безударной гласной. У: А во втором столбике? Д: Словарные слова. У: Запишите в два столбика эти слова в тетрадях, поставьте ударения в словах и подчеркните безударные гласные. У: А сейчас давайте проверим, какие буквы вы вставили с помощью веерков. У: А сейчас давайте проведём гимнастику для глаз. 6. Интерактивная гимнастика для глаз. (5 - 18 слайды). 7. Работа по теме урока. 1) Единственное и множественное число.
У: Ребята, посмотрите на рисунок и скажите мне, что на нём изображено?
Д: Подарочная коробка.
У: А на втором рисунке?
Д: Подарочные коробки.
У: Сколько их?
Д: Их две.
У: Чем отличаются эти слова?
Д: Тем, что на первом рисунке слово обозначает один предмет, а на втором рисунке 2 предмета.
У: Посмотрите на доску. Что вы видите?
Д: Слова.
У: Давайте, разложим эти слова по коробкам. Первое слово…. К доске пойдёт….. и т.д.
У: Молодцы! Справились с заданием. У: Ребята, какой вывод можно сделать? Д: Существительные бывают единственного числа, если обозначают один предмет, и множественного числа, если обозначает много предметов. 2) Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. У: У вас на столах карточки с заданием. Посмотрите внимательно на задание. У: Что мы должны сделать? Д: Дописать ещё по три слова, которые отвечают на вопрос кто? и которые отвечают на вопрос что? У: Образец вам дан. Кто? Мама, кот, … Что? Туча, столы, … У: Работаем самостоятельно в тетрадях, а три ученика работают по другим карточкам, выполняя то же самое задание только с другими словами. ( на карточках). У: Проверяем. ( 1 человек читает слова, которые отвечают на вопрос кто?, а другой на вопрос что?)
Допишите ещё по три слова, которые отвечают на вопрос кто? и которые отвечают на вопрос что? Кто? Мама, кот, … Что? Туча, столы, … У: А сейчас посмотрите на экран (19 слайд).
У: Что изображено на первом рисунке?.......,а на втором?....... На какой вопрос отвечают эти слова?.....Это какие имена существительные?........
У: Что изображено на третьем рисунке?.......,а на четвёртом?....... На какой вопрос отвечают эти слова?.....Это какие имена существительные?........
У: Какой вывод можно сделать? Д: К словам, которые обозначают живые предметы мы ставит вопрос кто? Это одушевлённые имена существительные. К словам, которые обозначают неживые предметы мы ставим вопрос что? Это неодушевлённые имена существительные. 3) Физкультминутка. Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз) По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны) Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, повороты вокруг себя) Побелел морковный нос (дети показывают нос) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (прыжки на месте) Вьюга злиться, снег кружиться (дети кружатся) Заметает всё кругом белоснежным серебром (имитируют движения руками). 4) Собственные и нарицательные имена существительные. У: Ребята, а сейчас давайте вспомним, что мы относим к именам собственным? Д: Имена, фамилии, отчества людей, клички животных и т.д. У: А почему они так называются? Д: Собственными они называется так потому, что им даётся собственное имя. У: Давайте посмотрим на экран и прочитаем слова, записанные под картинками (20 слайд) Д:………. У: Что объединяет все эти слова? Д: Все они имена собственные. У: Как они пишутся? Д: С заглавной буквы. У: А как называются остальные имена существительные? Д: Нарицательные. У: А сейчас давайте, выполним задание на слайде «Исправь ошибку». Давайте прочитаем первое предложение. Где здесь допущена ошибка? Давайте прочитаем второе предложение. Здесь, где допущена ошибка? А теперь запишите правильно без ошибок эти предложения у себя в тетрадях. 5) Род имён существительных. У: Все имена существительные можно разделить на три группы, независимо от того, какие это существительные - собственные или нарицательные, одушевлённые или неодушевлённые, единственного числа или множественного. На какие три группы можно разделить существительные? Давайте послушаем грамматическую сказку. (один ученик рассказывает грамматическую сказку - сообщение) Сказка: Сначала все существительные были похожи и не различались по родам. Даже королева их путала. И вот однажды она издала указ: «Отныне все имена существительные должны различаться по родам. Кто придумает для них различия, тот и будет награждён». Услышали про это муж и жена в другом королевстве. Муж набрал себе много слов и сказал: «Пусть они будут мои, мужского рода». А жена схватила много слов себе и сказала: «А это будут мои, женского рода». А все остальные слова остались посередине, лишние - среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать имена существительные, потому что знала «секрет» различия. А вот он и «секрет».
У: Посмотрите на экран, давайте его прочитаем хором. (21 слайд)
6) Повторение: У: А теперь игра: «Ну - ка, отгадай». Посмотрите на экран. Давайте прочитаем первое задание. (22 слайд) У: Читаем второе задание. Выполняем его самостоятельно. ( На доске таблички - м.р. он мой, ж.р. она моя, ср.р. оно моё) У: Проверьте это задание, обменявшись друг с другом тетрадями. Есть ли у кого из вас ошибки? Давайте проверим. 8. Итог урока: У: Итак, подведём итоги. В густом ельнике жила маленькая ёлочка. Как и все малыши, она была очень любопытная и часто задавала вопросы всем, кого встретит. - Где? Зачем? Почему? - спрашивала Ёлочка. Ребята, давайте расскажем ей, о чём мы говорили на уроке, и украсим её новогодними игрушками. (23 слайд)
Вопросы учителя:
1 - Что такое имя существительное?
2 - В каком числе могут стоять имена существительные?
3 - Какие имена существительные относятся к одушевлённым и неодушевлённым?
4 - Какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными?
5 - Какого рода бывают имена существительные?
У: Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы и украсили ёлочку новогодними игрушками (24 слайд).
У: Хорошо, вы все справились с трудностями.
У: Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.
У: Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, узнали ещё один секрет русского языка. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком (25 слайд).
9. Домашнее задание: У: На дом я задаю вам упражнение 391 на стр. 14. (26 слайд). Задание в этом упражнение аналогичное тому заданию, которое мы с вами выполняли на карточке. - Ребята, вы сегодня хорошо поработали. (выставление отметок) - Всем спасибо за урок! (27 слайд) Библиография. 1. Журнал «Начальная школа» № 3 2006г. 2. О.Д. Дмитриева, Е.П.Фефилова. «Поурочные разработки по русскому языку 3 класс». М. «Вако» 2005г. 3. Т. Г. Рамзаева. Учебник «Русский язык» 3 класс. М. «Дрофа» 2007г. 4. М.В.Соловейчик «Я иду на урок в начальную школу. Русский язык». Книга для учителя. М. «Первое сентября» 2000г.