Рабочая программа внеурочной деятельности Я-гражданин России для 1 класса по ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Стадницкая основная общеобразовательная школа

Семилукского муниципального района Воронежской области


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Протокол №1 от 27.08.2015 г.

Принято педагогическим советом


Протокол № 1 от 28. 08. 2015 г.

«Утверждаю»

_________

Директор школы

А.Т. Калинин

Приказ № 1

от 31.08.2015 г.







Рабочая программа

по внеурочной деятельности

для 1 класса

Грачевой Валентины Николаевны

учителя начальных классов









с.Стадница, 2015г.


Содержание программы

1. Пояснительная записка

2. Цель и задачи программы

3. Описание места учебного курса в учебном плане

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

5. Содержание курса

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

7. Список литературы




Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности младших школьников Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Стадницкая Основная общеобразовательная школа» разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения. Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа - особый этап в жизни ребенка, связанный: • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности. Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.

Цель программы: Создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей. Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач: • создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья; • формировать коммуникативную, этническую, социальную компетентность школьников; • формировать у детей социокультурную идентичность; • развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности; • развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное ,общеинтеллектуальное, духовно-нравственное. Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующей образовательной программы ОУ. Для реализации образовательного процесса в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: • игровая деятельность • познавательная деятельность • проблемно-ценностное общение • досугово-развлекательная деятельность • художественное творчество • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) • трудовая • спортивно-оздоровительная • патриотическая деятельность Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе. Между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная деятельность строится на принципах : Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур. Принцип внешней и внутренней дифференциации - выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета Принцип свободы выбора - предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты. Возможность свободного самоопределения и самореализации; Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка Принцип единства - единство обучения, воспитания, развития. Принцип экологизации - развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Описание места учебного курса в учебном плане


Курс рассчитан на 1 час в неделю в 1 классе, всего 33 часа. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности - памяти, внимания, воображения, мышления. Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным. Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога с отдельно взятым классом. Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся: • взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования; • непрерывность дополнительного образования; • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; • единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования; • системность организации управления учебно-воспитательным процессом; • обеспечит баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями. Ожидаемые результаты реализации программы (универсальные учебные действия) • приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни • формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом .приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка: - дифференциация по интересам; - проектная деятельность - игровые технологии; - здоровьесберегающие технологии; - информационные и коммуникативные технологии. Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности. Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.



Духовно-нравственное направление

Содержание занятий 1 класс (33 часа) 1. Моя школа (8 часов). Я - ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника. Познакомить с традициями школы, её символикой (герб, флаг, гимн), правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их . Школьный музей. Правила поведения в школе. Режим дня. Экскурсия по школе. 2. Моя семья. (8 часов). Моя родословная (фамильное древо). Я и моя семья. Из истории семьи. Семейный архив. Что в имени тебе моем? Мой дом - моя крепость. Герб моецй семьи. Тайны бабушкиного сундука. О чем поведал семейный альбом. История моего имени и фамилии. Ценности семейной жизни наших предков. Семейные династии. Семейные реликвии. Духовно нравственные основы семьи. 3. Моя малая Родина (8 часов). РОДНОЙ КРАЙ - край, где родился и вырос. Богатство и красота природы Воронежского края. Животные и растения Воронежского края. Мир человека и мир природы - их единство. Бережное отношение ко всему живому - обязанность человека. НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива - творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются физическая сила и сила духа человека. Поле и воля. Казачество. ЛЕС. Как лес служит человеку. Дары природы. В чем красота леса. Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья и древо жизни человека. РЕКА. О чем говорят названия рек. Как река служит человеку. В чем красота реки и ее берегов. Течение реки и ход времени. Достопримечательности края. Люди и их занятия. 4. Я - гражданин России. (9 часов). Моя родина - Россия. Государственные символы современной России. Символика в истории России. Государственные праздники России. Путешествие по карте России. Города России. Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках. Встречи с участниками ВОВ, боевых действий. Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы.

Духовно-нравственное направление

Тематическое планирование № п/п Название модуля и занятий Кол-во часов Дата Универсальные учебные действия Основные виды деятельности обучающихся 1 класс
33


1 Моя школа 8
Л. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Р. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи .К.Слушать и понимать речь других.
1 Традиции школы, символика школы 1

2

Правила поведения и обязанности школьника 1

3

Познакомить с традициями школы, её символикой (герб, флаг, гимн), правилами поведения и обязанностями школьников 1

4

Воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям 1

5

Развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их, школьный музей 1

6

Правила поведения в школе 1

7

Режим дня 1

8

Экскурсия по школе 1

2 Моя семья 8
р.- формулирование учебной задачи , понимание её, оценивание своей работы. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы . л.формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ.

9

Моя родословная (фамильное дерево) 1

10

Я и моя семья, из истории семьи, семейный архив 1

11

Что в имени тебе моём? 1

12

Мой дом - моя крепость


1

13

Герб моей семьи 1

14

Тайны бабушкиного сундука


1

15

О чём поведал семейный альбом


1

16

История моего имени и фамилии 1


3 Моя малая Родина 7
р.- формулирование учебной задачи , понимание её, оценивание своей работы . П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы . л.формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ.
17

РОДНОЙ КРАЙ - край, где родился и вырос, богатство и красота природы 1

18

Мир человека и мир природы - их единство 1

19 НИВА и ПОЛЕ, труд земледельца 1

20 ЛЕС, как лес служит человеку, дары природы, в чем красота леса 1

21 РЕКА, о чем говорят названия рек, как река служит человеку, в чём красота течения реки и её берегов 1

22 Достопримечательности края 1

23-24 Люди и их занятия 2

4 Я - гражданин России 9
р.- формулирование учебной задачи , понимание её, оценивание своей работы. П.- анализ научно-познавательного текста, выделение в нём основной мысли. к.- обсуждение в паре ответов на вопросы . л.формирование чувства гордости за свою родину, её историю, народ.
25 Моя родина - Россия 1

26

Государственные символы современной России, символика в истории России 1

27

Государственные праздники России 1

28

Путешествие по карте России 1

29

Города России 1

30

Героические страницы нашей истории 1

31

Подвигу народа жить в веках 1

32

Встречи с участниками ВОВ, боевых действий 1

33

Конкурс рисунков, посвящённых Дню Победы 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
  • «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 года
  • «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.
  • Васильева - Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева -
  • . Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.

  • Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. - М.:Просвещение, 2010, 119с.

  • Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71

  • Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010, 223с.

  • Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12

  • 4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.

  • 5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. - журнал «Начальная школа» №10, 2005.

  • 6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). - журнал «Начальная школа», 1998, №10.

  • 7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.

  • 8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.


© 2010-2022