Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»








Тема: «Агрессия: враг или друг? »

Научно-исследовательский проект по психологии.


ВСоциально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?

ыполнили:

ученики 3 «Б» класса

МБОУ «СОШ №18»

Суховерхов Сергей,

Пивнев Артём.



Руководитель:

Кулигина Е. А.

учитель

начальных классов

МБОУ «СОШ №18»



г. Рубцовск

2014г.



Оглавление.

страница

I. Информационная карта проекта…………………………………. 3-4

II. Введение…………………………………………………………... 5

III. Основной этап………………………………………..……………. 6-16

1. Теоретическая часть………………………………….……………. 6-9

1.1. Понятие, причины и виды агрессии.…………………………….. 6-7

1.2. Психологи об агрессивности детей..……...……………………... 7-9

2. Практическая часть. ……………………………………………… 9-13

2.1. Исследования №1, выводы….…………………………………… 9-12

2.2. Исследования №2, выводы.…………….………………………… 12-13

3. Просветительская работа………………………………………….... 13

4. Памятка. Советы детям и родителям.…………………………... 14-16

IV. Заключительный этап ……………………………………………… 17

V. Список литературы ……………………….………......................... 18

VI. Приложение……….……………………….………......................... 19-26




I. Информационная карта проекта



Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?

Агрессия: враг или друг?


Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?

Анализ положительного и отрицательного влияния агрессии на младших школьников.

Детская агрессия - проблема злободневная и требует решения. .

Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?



1. Изучить теоретическую основу вопроса.

2. Узнать и понять определение понятия «агрессия».

3. Привлечение родителей к данной проблеме и наметить пути её решения.

4. Провести анкетирование одноклассников с целью выявления их отношения к данной проблеме.

5. Проанализировать результаты исследований,

сделать выводы.

6. Рассмотреть возможные меры предупреждения агрессии.

7. Составить памятку «Как я могу справиться с агрессией?»



Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?

-наблюдение

-изучение литературы

-анализ различных источников

- синтез

- анкетирование

-сравнительный

-поисковый

Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?

Учащиеся школьного возраста.




Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?

Агрессия у детей.


Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?

Агрессию можно использовать в мирных целях?



Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?


Предложить советы, которые смогут агрессию перенаправить в мирное русло и извлечь из этого пользу.

II.ВВЕДЕНИЕ.


То, что начато во гневе, кончается в стыде.

Л.Н. Толстой Эх, трудно быть ребенком! Родители относятся как к маленьким, учителя вечно чего-то требуют, с одноклассниками - конфликты, как всегда, из-за ерунды. И все это вызывает у нас злость и даже агрессию! В нашем классе мальчики и девочки иногда ругаются, не всегда уступают друг другу. И что нам делать с нашей агрессией? Разобраться с ней, что ли? Попробуем разобраться мирно и с помощью психологии. Как правило, большинство людей, слыша слова «агрессия», агрессивный человек, воспринимают их в негативном ключе. Первые ассоциации, которые приходят на ум, что это что-то страшное, опасное, может нанести вред и причинить боль. Агрессивный человек - это человек в гневе, злости, враждебности и ненависти. Однако это всего лишь одна сторона медали, которая имеет место быть.
С другой стороны, в агрессии заложены большие возможности и ресурсы. Реализация потребностей зачастую невозможна без агрессии: для создания чего-то нового необходимо разрушить старое, превратить несоответствующее нам в соответствующее, инородное - в свое, трансформировать то, что нам так нравится в возможность для контакта или усвоения.
Выражение агрессии - это самый прямой путь к цели, к успеху, к близости с другим человеком. Человек, осознающий в себе агрессивный импульс, идет за своими желаниями, он превращает эту энергию в наступление.
Зная о своих агрессивных импульсах, мы можем чувствовать себя намного уверенней и с большим правом заявлять о себе и своих границах, и защищать себя или наших близких.
В нашем проекте, мы предлагаем вам посмотреть на АГРЕССИЮ, как на естественный процесс, как на волну, которая возникает, нарастает и устремляется вперед в поисках выхода. Приблизиться к своей агрессии, познакомится с ней, узнать в лицо. Научится с ней обращаться, использовать ее в своих целях.


III. Основной этап.


Иногда с детьми происходят странные вещи. То, что очень нравится, перестаёт нравиться, с кем дружил, с тем рассорился, кого очень любишь - обидел. Мы задаём себе вопрос "Почему я совершаю такие поступки и кто виноват в том, что я их совершаю?" Сегодня мы поговорим о трудностях, которые часто встречаются у детей, и мы не знаем, почему дети себя так ведут и что с этим делать, как правильно общаться. Попробуем разобраться в одной из таких трудностей. Агрессия, сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров. Возраст проявления агрессии явно помолодел. Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить. Давайте попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения детей.

1. Теоретическая часть

1.1. Понятие, причины и виды агрессии.


Что такое агрессия? Агрессия (от латинского - нападение, приступ) - это разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.д.). Агрессия (перен.) - открытая неприязнь, вызывающая враждебность (Толковый словарь русского языка С. Ожегова). Агрессивность - это черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, животным, окружающему миру (Психологический словарь). А еще мы узнали интересную вещь! Корни слова «агрессия» уходят в древнее латинское выражение «ad-gressere», что значит «идти к…», то есть идти на контакт с кем-либо, как-то проявить себя при этом, ощущая свою силу и потенциал. И это совсем не похоже на враждебность!

Основные причины детской агрессивности:

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Виды детской агрессии.

1. Физическая агрессия (использование физической силы против другого человека или объекта);

2. Вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание вербальных реакций (угроза, ругань);

3. Аутоагрессия (самообвинение, самоунижение).

1.2. Психологи об агрессивности детей. Агрессия - штука непростая… Обычно ее связывают со злостью, враждебностью. Психология дает следующее определение агрессивности. Агрессивность - это черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к животным, к окружающему миру. Агрессивными называются такие действия и такое отношение человека, которое, являясь враждебным, в то же время не вызвано какими-либо объективными причинами, не может быть оправдано сложившимися обстоятельствами или соображениями морального или юридического характера, в частности - необходимостью самообороны или защиты других людей.

В Англии же «агрессивным» называют еще и человека энергичного. Значит, агрессия может выражаться не только в злости, но и в энергии! А проявлять энергию можно по-разному: и враждебно, и мирно. С этой энергией надо обращаться осторожно, она требует надежных, разумных и здоровых путей выражения. Куда же девать эту энергию? Для ребенка агрессия - это еще один приспособления, позволяющий ему успешно развиваться. Можно сказать, агрессия - двигатель развития. Если сравнить агрессию с фантазией, то агрессия прогибает окружающий мир под ребенка, а не подстраивает ребенка к окружающему миру, как фантазия. И таким образом, агрессия даёт ребенку способность приспособиться.
Когда у ребенка появляется личность, образ себя - естественным образом возрастает агрессия к окружающему миру. Агрессия сохраняет границы личности ребенка, иначе бы ребенку приходилось все время меняться и подстраиваться под обстоятельства, но сейчас перед ним стоят уже другие возрастные задачи, поэтому ребенку важно, очень важно сохранять свои границы нетронутыми, свой образ - неизменным. Поэтому когда что-то изменяется в окружающем мира ребенка - он отвечает на это агрессией. Когда окружающая среда позволяет - так же с помощью агрессии ребенок её старается изменить, завоевать. У мальчиков это больше проявляется в отношении пространства - залезть, сломать, оторвать, бросить камнем туда, куда не залезть :) У девочек - в отношении людей, девочки сильней стараются прогнуть окружающих под себя, в отличие от ранее обычного своего поведения, когда девочки, наоборот, в отличие от мальчиков, намного больше подстраивались, принимали правила и лучше взаимодействовали с окружающими. Агрессия - это очень глубокая внутренняя энергия, она тесно связана с удовольствием - например, обратите внимание, какую чистую радость испытывает ребенок, гоняющий голубей или стегающий палкой крапиву. Агрессия является силой противодействия окружающему миру, силой, способной защитить от внешнего мира и способной обеспечить человеку пространство для жизни.
Так вот, первая польза агрессивного поведения для детей - способной обеспечить человеку пространство для жизни.
Прежде чем измениться, надо попробовать изменить мир под себя.
Вторая польза - противостояние ребенка оценкам окружающих. Дело в том, что после трех у детей появляется определенный образ себя и этому образу постоянно нужна поддержка окружающих, он пока неустойчивый такой. Поэтому дети от трех до шести лет очень ищут одобрения взрослых, им важно быть первыми, лучшими, самыми - самыми, им важно постоянно получать одобрение и подпитывать образ себя. Можно сказать, что до трех лет у детей была потребность в безусловном принятии, то есть потребность постоянно получать от родителей ответ "да, ты - есть. Ты существуешь. Ты имеешь право. Я вижу тебя, я слышу тебя, я помогаю тебе" И это безусловное принятие должно было быть безоценочным. Но после трех потребность ребенка в безусловном безоценочном принятии сменяется потребностью в безусловном одобрении, в безусловно хорошей оценке - " ты хороший. Ты правильный. Ты добрый. Ты сильный и т.п."
Когда ребенок попадает в какую-то ситуацию, где его не одобряют, пусть даже за что-то действительно неправильное, ошибочное, - ребенку важно все равно сохранить образ себя как правильного, хорошего. А способностью оценивать свое поведение, не оценивая себя, ребенок еще в силу возраста не обладает. Поэтому любой свой промах он воспринимает как личную неуспешность. Тут агрессия помогает ребенку сохранить свои границы - малыш кричит "мама, ты плохая!", кидается вещами и т.п. Он всячески протестует против ситуации, что он может быть не прав и не хорош. Агрессия оберегает ребенка в самый эмоционально напряженный момент, не дает эмоционально нагруженной ситуации прорваться внутрь и сломать свой положительный образ. Ведь именно эмоционально нагруженные слова и ситуации влияют сильней всего. А агрессия противостоит этому влиянию. Чуть позже, когда пройдет накал эмоций, с ребенком можно будет обсуждать, в чем он был не прав и как избежать повторения ситуации. Но в самый острый момент агрессия ребенка защитила.
Третья польза агрессивного поведения для детей - это самый быстрым и эффективным способом снять стресс. Агрессия помогает ребенку отреагировать стресс, не оставлять его внутри. Это естественный путь, свойственный всем живым существам, наверное. Агрессия не должна быть запрещена, помечена как что-то недопустимое.

Психологи говорят, что перенаправлять энергию и ослаблять агрессивное - напряжение можно:

- занимаясь спортом;

- играя с любимыми домашними животными;

- напевая песни или танцуя;

- совершая пробежки, далекие прогулки.

И все это не принесет вреда окружающим.

2. Практическая часть.

Мы решили выяснить отношение своих одноклассников к проблеме агрессивного поведения среди детей.

2.1. Исследование №1.

Мы разработали анкету «СЧИТАЕШЬ ЛИ ТЫ СЕБЯ АГРЕССИВНЫМ?» и провели социологический опрос учащихся нашего класса.


«СЧИТАЕШЬ ЛИ ТЫ СЕБЯ АГРЕССИВНЫМ?»

1. Я считаю себя агрессивным человеком.

2. Не считают себя агрессивным человеком.

3. Иногда.

«Каких людей ты считаешь агрессивными?»

1. которые дерутся;

2. которые обзываются;

3. все;

4. злые;

5. не слушают взрослых;

6. нетерпеливые;

7. нервные;

8. ревнивые.

Анкета «Незаконченные предложения»:

Чаще всего я радуюсь, когда ………………………………………………….

Чаще всего я смеюсь, когда ……………………………………………..........

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда…………………………….

Чаще всего я плачу, когда …………………………………………………….

Чаще всего я злюсь, когда …………………………………………………….

Чаще всего я обижаюсь, когда ………………………………………………..

Мне плохо, когда меня ………………………………………………………...

Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребенком?

.....................................................................................................................

Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе, избежать конфликтов?

..........................................................................................................................................................................................................................................

Тест «Какой Я?»: Обведите те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к Вам. Их должно быть не более пяти.

Я - добрый

Я - злой

Я - нетерпеливый

Я - упрямый

Я - безразличный

Я - хороший друг

Я - умный

Я - помощник

Я - обидчивый

Я - терпеливый

КАКТУС «На этой стороне листа бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»

В анкетировании принимало участие 25 учащихся.

Анализ результатов анкеты показал, что на момент исследования:


-Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг? считают себя агрессивными людьми - 3 человек,

- не считают себя агрессивными людьми - 13 человек,

- иногда - 9 человека.






ВЫВОД: ребята нашего класса считают себя неагрессивными людьми.

На вопрос «Каких людей ты считаешь агрессивными?» были получены следующие ответы:

- которые дерутся - 9 человек;

- которые обзываются - 6 человек;

- все - нет;

- злые - 5 человек;

- не слушают взрослых - 2 человек;

- не терпеливые - 1 человек;

- нервные - 1 человек;

- ревнивые - 1 человека.


Каких людей ребята считают агрессивными Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?








ВЫВОД: Как уже видно, что ребята считают агрессивным человеком того, кто дерется, обзывается и злой.

2.2. Исследование №2. На втором этапе исследования было проведено исследование с помощью методики «Кактус», автор Панфилова. Данная методика позволяет выявить состояния эмоциональной сферы ребенка, выявить наличие агрессии, ее направленности и интенсивности. Детям предлагается инструкция «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо.

Рисунки детей подвергались качественному анализу: - агрессия - наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены; - импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим; - эгоцентризм - крупный рисунок, в центре листа; - зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа; - демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм; - скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса; - тревога - внутренние штриховки, прерывистые линии; - женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм; - стремление к домашней защите - наличие цветочного горшка; - стремление к самостоятельности - изображен дикорастущий кактус.

ВЫВОД: В результате исследования выявлено, что 7 учащихся проявляют агрессию, у 18 учащихся агрессия не проявляется.

Проявляют стремление к домашней защите у 12 учащихся, стремятся к самостоятельности - 5 учащихся,

чувство тревоги выявлено у 5 учащихся.

Результаты исследования по методике «Кактус»

Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?

3. Просветительская работа.

Мы выступили со своим проектом перед родителями на родительском собрании и распространили памятку «Как справиться с агрессией?».

Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?

4. Памятка. Советы детям и родителям.

Чтобы быть успешным в обществе, ребёнок должен научиться:

- договариваться,

- уступать,

- сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом.

Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей - составляющая любой деятельности.

Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?

Как научиться справится со своим гневом?

Для этого нужно знать несколько способов:

  • Позанимайся спортом, побегайте.

  • Поиграйте с друзьями или родителями в игры, которые снимают тревожность.

  • Займитесь рисованием.

  • Поиграйте со своими домашним животным.

  • Помогите маме.

  • Послушай любимую музыку.

  • Побей подушку или боксёрскую грушу.

Так как же направить агрессию в безопасное русло?
Психологи дают следующие рекомендации:

- Если вы злитесь на кого-то, попробуйте себя мысленно поставить на место этого человека. Попытайтесь понять, в чем он прав и почему ведет себя именно так.

- Чаще радуйтесь, находите смешное в своей злости и раздражении на других людей. Рассердившись, старайтесь отвлечься, вспоминая любимые шутки и смешные истории.

- Старайтесь научиться доверять людям, а разочаровавшись в ком-нибудь, помните - недостатки есть у всех (и у Вас в том числе) и все заслуживают прощения.

- В любых делах старайтесь проявлять настойчивость, а не агрессивность.

Станьте счастливым человеком. Это единственное нормальное состояние человека.


Правила поведения для родителей.

  • Не фиксировать внимание на агрессивном поведении ребёнка, самим не проявлять грубости, жестокости.
  • Быть внимательными к ребёнку.
  • Чаще включать в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
  • Очень значимо для человека и наказание, если оно следует немедленно за проступком, объяснено ребёнку, оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка, родители должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.
  • Правильному поведению, точнее умелому, надо учить ребёнка с самого раннего детства. Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!

Рекомендации родителям при взаимодействии с агрессивным ребенком.
· Принимайте ребенка таким, каков он есть.
· Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
· Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле.
· Расширяйте кругозор ребенка.
· Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не акцентируйте на них внимание окружающих.
· Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
· Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
· Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции, а научите выражать их правильно.


Советы психолога: -Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых. - Ограничивать общее количество времени, отведенного для просмотра телепередач, чтобы телевидение не играло доминирующей роли в формировании образа мира у вашего ребенка. - Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере. - Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ.

1. Комкать и рвать бумагу.

2. Бить подушку или боксерскую грушу.

3. Топать ногами.

4. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.

5. Втирать пластилин в картонку или бумагу.

6. Посчитать до десяти.

7. Самое конструктивное - спортивные игры, бег.

8. Вода хорошо снимает агрессию.

Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?

IV. Заключительный этап.

Гони от себя злобу - вот лучший способ

держаться подальше от беды.

Хун Цзычен Таким образом, гипотеза, которую мы выдвинули, что агрессию можно использовать в мирных целях, подтвердилась. Любой, самый ужасный ребенок, нуждается в любви и понимании. Если учить ребенка не отходить от обидчика, а миролюбиво с ним общаться (например, подойти, поделиться лакомством, игрушками, предложить ему дружбу), то, возможно, перестанет быть плохим. Это произойдет не сразу, не за пять минут, и даже не в один день, но будет сделан хоть маленький шаг к развитию в нем доброты. Задача родителей и учителей - не только защищать своих детей, не только наказывать его за недостойное поведение, а помочь приобрести преданных друзей. Если это удастся сделать, проблем с воспитанием ребенка значительно поубавится. Исходя из рекомендаций психологов и ответов ребят на вопрос анкеты «Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе, избежать конфликтов?» мы создали и распространили среди одноклассников и родителей памятку «Как справиться с агрессией?», в нем:

- приведены рекомендации психологов, как справиться с агрессией;

- рекомендации родителям при взаимодействии с тревожным ребенком;

- предлагаются игры для снятия агрессии.

Таким образом, цель, поставленная мной в начале исследовательской работы, достигнута. С агрессией мы, разобрались, и помогла нам в этом психология. Да будет мирная агрессия! Она делает нас сильными и активными, помогает достичь целей и преодолевать препятствия, а с другими людьми при этом дружить!









V. Список литературы.


1. Воскобойников В.М. «Как определить способности ребенка».

2. Бреслав Г.Э. «Особенности детской агрессивности».

3. Дубровина И.В. «Мы живем среди людей».

4. Коляда М.Г. «Шпоргалка для родителей».

5. Шебанова В.И. «Профилактика и коррекция агрессивного поведения дошкольников и младших школьников».

6. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. - СПб.: Питер, 2000

7. Психология. Словарь//Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990

8. Филиппова Ю.В. Общение. Дети 7 - 10 лет. - Ярославль: Академия развития, 2002

9. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990

10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль,1997.

11. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., Лайнер, 1997.

12. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М., 1998. Ч.1-3.






















Памятка. Советы детям и родителям «Как справиться с агрессией?»


Правила поведения для родителей.

  • Не фиксировать внимание на агрессивном поведении ребёнка, самим не проявлять грубости, жестокости.

  • Быть внимательными к ребёнку.

  • Чаще включать в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

  • Очень значимо для человека и наказание, если оно следует немедленно за проступком, объяснено ребёнку, оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества. Наказывая ребёнка, родители должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.

  • Правильному поведению, точнее умелому, надо учить ребёнка с самого раннего детства. Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!

Рекомендации родителям при взаимодействии с агрессивным ребенком.


· Принимайте ребенка таким, каков он есть.
· Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
· Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле.
· Расширяйте кругозор ребенка.
· Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не акцентируйте на них внимание окружающих.
· Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
· Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
· Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции, а научите выражать их правильно.

Чтобы быть успешным в обществе, РЕБЁНОК должен научиться.

  • договариваться,

  • уступать,

  • сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом.

Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей - составляющая любой школьной деятельности.

Психологи говорят, что перенаправлять энергию и ослаблять агрессивное напряжение можно:

- занимаясь спортом;

- играя с любимыми домашними животными;

- напевая песни или танцуя;

- совершая пробежки, далекие прогулки;

- играть в любимые игры.

9 способов как справиться со своей и чужой агрессией

1. Посмотрите на ситуацию со стороны и сохраняйте спокойствие.
Как же глупо вы будите выглядеть, если начнете грубить и ругаться. Поберегите репутацию!
Не дайте агрессору вывести себя из себя. Самый лучший вариант - перевести тему.

2. Не нервничайте.
Порой люди нервничают по всяким пустяками, что только увеличивает запас отрицательных эмоций, вызывая в дальнейшем агрессию. Подумайте, если вы будете нервничать и беспокоится, это как-то поможет делу? Нет.

3. Не обвиняйте других.
Окружающие люди не виноваты в том, что вы куда то торопитесь или что у Вас нет настроения. Если вас что-то злит - это Ваша собственная проблема. Помните, что в раздражении легко наделать ошибок, которые потом будет трудно исправить!

4. Сосчитайте до 10.
Старый, добрый, эффективный способ - сосчитать до 10, перед тем как что-нибудь сказать.

5. Будьте доброжелательнее.
Вам нравится, когда к вам относятся доброжелательно? Другим тоже!

6. Развивайте терпение.
Хотите стать спокойным человеком? Развивайте терпение и воспитывайте в себе терпимое отношение к окружающим.
Если вы на кого-то злитесь, попробуйте мысленно поставить себя на место другого человека. Спросите себя, а в чем он прав, почему ведет себя так, а не иначе.

7. Чаще смейтесь.
Положительные эмоции улучшают не только настроение, но и физическое и психическое здоровье.

8. Больше двигайтесь.
Одним из самых эффективных способов снятия стресса и напряжения являются физические нагрузки. Хотите повысить уровень стрессоустойчивости? Тогда больше двигайтесь, желательно на свежем воздухе. Ходите, бегайте, плавайте, освойте новый вид спорта.

9. Не поддавайтесь на провокации.
Развейте в себе такое качество, как уравновешенность. Какие слова могут вывести вас из себя? Продумайте спокойные и взвешенные ответы на эти слова-раздражители.

Для тревожных детей можно порекомендовать следующие игры:

«Маленькое привидение»

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»

У нас завелся сварливый жук

Когда ваш ребенок раздражен, ворчит, или злится, определите, - в чем или в ком проблема. Это, должно быть, сварливый жук. К тому времени как вы, поискав повсюду, поймаете и выбросите этого сварливого жука, в комнате будет раздаваться довольное хихиканье.

Рекомендации: - Тщательно обыщите вашего малыша на на предмет наличия воображаемого сварливого жука. Проверьте в ушах. Посмотрите в подмышках. На рубашке. В карманах. "Найдите" его, а когда найдете, поймайте и выбросьте в окно. Осторожно! Он может прыгнуть еще на кого-то и тогда вам снова придется искать его.

- А теперь пойдите и поищите веселого жука. Может быть, он сидит на цветке. Может быть, на мягких полотенцах. А, может быть, вы найдете нескольких веселых жуков и каждому из вас достанется по одному. Обращайтесь с ним бережно, а затем попросите ребенка посадить его себе за ухо, в карман или на грудь. "Поищи веселого жука", - вы можете сказать это своему ребенку в те дни, когда у него плохое настроение и ему нужна помощь.

Сейчас мы вымоем плохое настроение из комнаты

Когда плохое настроение охватывает всех, вы можете изменить ситуацию, вымыв пол. А так как пол все равно нужно периодически мыть, то, когда дети еще маленькие, эта игра поможет вам убить двух зайцев: все игроки получат удовольствие и пол станет чистым.

(Материалы: ведро с водой, мыло, швабра, полотенца или тряпки.)

Рекомендации: - Наполните ведро теплой мыльной водой и начните мыть пол шваброй. Пусть все игроки по очереди орудуют шваброй или губками. Не волнуйтесь, что вода будет выплескиваться из ведра. Пусть пол будет мокрым - это всего лишь вода. Дети не заставят себя ждать и начнут играть, разбегаясь и скользя по полу. Настроение тут же улучшится.
- Когда ребятишкам надоест игра или пол станет слишком скользким, принесите полотенца и пусть они его вытрут.
- Затем вылейте воду из ведра и отправьте детей под душ. Сами в это время, не переставая улыбаться, забросьте полотенца в стиральную машину.


Подушечные бои

Для игры необходимы маленькие подушки. Играющие кидают друг в друга подушки, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть "Сражение двух племен" или "Вот тебе за..."

Замечание: Игру начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобное действие, снимая запрет на агрессию.


Выбиваем пыль

Каждому участнику достается "пыльная" подушка. Он должен, усердно колотя по ней руками, хорошенько ее "почистить".


Детский футбол

Вместо мяча - подушка. Играющие разбиваются на две команды. Взрослый - судья. Играть можно руками и ногами. Подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель - забить в ворота гол.

Замечание: Взрослый следит за соблюдением правил - нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.



Падающая башня

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника - взять ее штурмом, запрыгнуть на нее, издавая победные крики, типа "А-а-а!!!", "Ура" и т. д. Побеждает тот, кто запрыгнет на башню, не нарушив ее стены. Замечание:
1. Каждый участник может сам себе строить башню такой высоты, которую, по его мнению, он может покорить.
2. После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.


Мешочек со злостью

- Цель игры - научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями, и, не подавляя их, направлять в новое, рациональное русло.
- Для игры потребуется небольшой мешочек из плотной ткани с завязками. Взрослый показывает мешочек ребенку и объясняет, что этот мешочек не простой, а волшебный: все плохое, что накопится в душе, можно класть именно в него. После этого становится обязательным условие: злиться, визжать и кричать можно только в этот мешочек. После этого мешочек завязывается, и отрицательные эмоции остаются в нем в самом прямом смысле.

Примечание: это психологическая игра в чистом виде. Она особенно полезна и нужна в том случае, если ребенок склонен к агрессии. Игру лучше всего применять в домашнем общении - с помощью нее можно избежать многих классических грубых сцен, которыми сопровождается развитие практически каждого ребенка.

Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?


Игра «Обзывалки» (Н.Л. Кряжева)
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
«Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривайте условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: « А ты…морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты…солнышко!» Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Проводится ее в быстром темпе.


Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?


«Рубка дров» К. Фопель
Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» её во время игры. Говорилось следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг оставалось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!» Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

«Сороконожка» (Г.Б. Монина).
Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива. Несколько детей (5-10 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями, (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих - не разорвать единую цепь.
Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?

«Дракон» Н.Л. Кряжева
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - «голова», последний - «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?


«Бумажные мячики» К. Фопель
Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм. Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.
«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждый из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!».
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».

Социально-исследоватеьский проект: Агрессия: Враг или Друг?

© 2010-2022