Конспект урока по теме Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Ф.И.О. учителя: Валенкова Лидия Михайловна.

  2. УМК «Планета знаний»

  3. Предмет: русский язык.

  4. Класс: 3

  5. Тема: Употребление мягкого знака после шипящих в конце имён существительных женского рода.

  6. Планируемые результаты:

Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся; совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

Метапредметные:

  1. Познавательные УУД: использование знаково-символического средства, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, использовать алгоритм для решения задачи, устанавливать причинно-следственные связи;
  2. Регулятивные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, учитывать правило в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать оценку учителя;
  3. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные:

- мотивационная основа учебной деятельности, учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, ориентация на содержательные моменты школьной деятельности.

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Итак, друзья внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее -
Начнем скорей урок.

-Садимся и выполняем правила посадки

Организуют рабочее место.

Эмоциональный настрой на работу.

2. Настрой на работу.

Настраивает на работу:

- Прочитайте пословицу на доске

«Знания собираются по капле».

-Как вы понимаете её смысл?

- Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний.

-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний.

Рассуждают, предлагают свои варианты ответа

Личностные: мотивационная основа учебной деятельности.

3.Актуализация знаний +минутка чистописания.

Учитель акцентирует внимание:

МЫШЬ И КАМЫШ

Камышам пищала мышь:
- Шорох ваш нарушил тишь!
Шепчут шумно камыши:
Тише, мышка, не шурши!
Шелест твой услышит кошка.
Шла бы к бабушке, ты, крошка!
Не послушаешься, мышка,-
Кошка сцапает, глупышка!
В. Кремнев

- Какой согласный звук встречается в этом стихотворении чаще других?

-Дайте характеристику звуку [Ш].

- Какие согласные называются шипящими ?

- Назовите шипящие звуки.

-Что вы знаете об этих звуках?

- Какими буквами обозначаются шипящие звуки?

- Какие буквы будем писать на минутке чистописания?

- Посмотрите на доску , вспомните как правильно пишутся строчные буквы ж, ш, щ ,ч.

- Придумайте и напишите цепочку из этих букв.

-Пишем красиво, обращаем внимание на ширину, высоту и наклон букв.

-Молодцы!

Аккуратно написали
И нисколько не устали.

- Продолжаем работать дальше…



Анализируют звуки.

Выполняют чистописание по образцу.

Показывают придуманную цепочку букв на доске.

Анализируют написанные буквы.

Познавательные: использование знаково-символического средства.

4. Создание ситуации, приводящей к постановке темы и целей урока.. Повторение о роли мягкого знака. -Отгадайте загадки, отгадки напишите. Четвертый месяц как шагнет, Так с треском лопается лёд. (апрель) Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Это он, Ленинградский … (почтальон) -Что общего в записанных словах? -Одинаковую ли работу выполняет он во всех словах? Какую?

Чтение стихотворения учителем:

Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится. Хоть буква ь звука не обозначает, она является очень важной и трудолюбивой буквой.

- Какую роль выполняет Ь в русском языке? -Прочитайте слова, записанные на доске: -Тетрадь, печь, речь, лисья, воробьи, пень, банька, перья, рожь, дочь, меч, шалаш, ёж. -Назовите слова, в которых есть мягкий знак - показатель мягкости. Запишем их в 1 столбик -Назовите слова, в которых есть разделительный мягкий знак. Запишем их во 2 столбик. -Назовите оставшиеся слова. Запишем их в 3 столбик. -Давайте произнесем последний звук каждого слова. -Так что же получается: звуки произносятся абсолютно одинаково, но в некоторых словах мягкий знак присутствует, а в других его нет. Почему так? (Предположения)

- Что вы знаете об имени существительном? Приведите примеры.

Какую задачу поставим на уроке?

- Я предлагаю к нашему уроку взять эпиграф:

Просит знаний настоящих

Мягкий знак после шипящих.

Составляют слова.

Сравнивают, анализируют.

Показывают готовность, соединив свои ладошки друг с другом над головой.

Распределяют слова в тетради, при проверке на доске.

Предполагают, что на уроке они узнают ещё об одной роли мягкого знака.

Личностные: учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Регулятивные: формулировать собственное мнение и позицию.



Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

5.Открытие детьми нового знания.

Давайте прочитаем слова: нож, рожь, врач, дочь, товарищ, вещь, ковш, мышь.

-Как вы думаете, что объединяет эти слова?

- Разделите эти существительные на 2 группы. Запишите в тетрадь в 2 столбика.

- Какие существительные определили в 1 группу? Что их объединяет?

- Какие существительные определили во 2 группу?

-Что объединяет эти существительные?

Рассуждают и выполняют задание.

Познавательные: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

А) Работа в группах На уроке мы должны познакомиться с правилом написания ь знака после шипящих на конце существительных, научиться это правило применять, работать дружно и слаженно. Это правило можно прочитать в учебнике, а можно попробовать самим вывести. Как поступим? Хорошо, тогда разделимся на группы. (Работа проходит в группах, согласно индивидуальным особенностям детей) Каждая группа получает карточку, на которой записано 2 группы слов. Для некоторых групп на карточках есть подсказки. (I - написано 6 слов в два столбика, подписан род каждого существительного, II - написано 6 слов в два столбика, задание: определить род, III - записаны 6 слов, задание: записать слова в 2 столбика, определив род. Для всех групп слова одинаковые, задание: сделать вывод о написании мягкого знака у существительных после шипящих). Дети выводят правило написания мягкого знака после шипящих у имён существительных. Проверка работы. (Начинает говорить самая «слабая» группа, заканчивает и подводит итог работы самая «сильная» группа.)

Обсуждают, предлагают варианты.

Ситуация выбора.

Рассуждают и выполняют задание.


Коммуникативные УУД : учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Б) Работа по учебнику

- Где мы можем проверить наш вывод?

-Откройте учебники на с. 52 и прочитайте правило.

- Правильно ли мы с вами сделали вывод?

- Какова же роль мягкого знака в словах: рожь, дочь?

-Является ли ь орфограммой?

-Правильно, мягкий знак является орфограммой и выполняет грамматическую роль.

Чтобы знать, как писать

Надо род определять.

Если женский род, то надо мягкий знак употреблять.

Если род мужской у слова, нету знака никакого! -Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Обобщают полученные знания и составляют новое правило о правописании мягкого знака.

Проговаривают правило.


Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

6.Физкультминутка Задание: если услышите имя существительное у которого надо писать ь знак - приседаете, если услышите имя существительное у которого не надо писать ь знак - хлопайте в ладоши.

Мяч, сторож, морж, дочь, дичь, королевич, дрожь, ключ, мышь, циркач, плач, брошь, ёрш, речь, усач, течь, горечь, нож.

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

7.Построение алгоритма решения орфографической задачи.

-А сейчас я предлагаю поработать в паре и составить памятку о написании ь на конце имён существительных после шипящих.

-Подвиньте листы, которые лежат у вас на партах, обсудите в паре, как надо действовать , чтобы не ошибиться в написании ь на конце имён существительных после шипящих.

- Что ,по вашему мнению, мы должны выяснить сначала?

А дальше?

- Молодцы! Мы с вами составили памятку , которой можно пользоваться , чтобы не ошибиться при написании Ь у существительных после шипящих.

1. Определи, является ли проверяемое слово именем существительным. Если нет, проверь написание по словарю, уточни у взрослых.

2. Определи род имени существительного.

Если существительное мужского рода,

писать ь не надо. Если существительное

женского рода и стоит в единственном

числе, нужно писать ь.

Составляют алгоритм выполнения практической задачи.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

8. Применение нового знания на практике.

Выполним упражнение № 42 на с. 53

-Проверяем.

-Кто выполнил так же?

-Кто не согласен?

-У кого возникли затруднения?

Применяют новое умение на практике.

Рассуждают с помощью алгоритма. Объясняют правописание слов с новой орфограммой.

Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: использовать алгоритм для решения задачи.

9.Обобщение знаний по теме.

Вернёмся к словам, с помощью которых мы определили задачу нашего урока. ( Этап урока №4). Теперь вы можете объяснить, какую роль выполняет Ь в этом столбике?

- К какому выводу пришли?

А сейчас проведем небольшой тест, который позволит нам обобщить свои знания.

1. Мягкий знак может выполнять:

у) 3 роли;

и) 2 роли;

о) 1 роль.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

м) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;

н) пишется только на конце слова;

к) после приставок между согласными;

3. Разделительный мягкий знак пишется…

с) между двумя согласными;

н) между согласной и гласной в корне слова;

т) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;

4. На конце существительных ж. р. после шипящих:

и) всегда пишется мягкий знак;

ы) не пишется мягкий знак.

5. На конце существительных м. р. после шипящих:

ц) не пишется мягкий знак;

щ) пишется мягкий знак.

6. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

а) на род существительных;

я) на число;

Посмотрите внимательно на буквы , которые вы записали? Какое слово у вас получилось? (умница)

- Сегодня на уроке вы все были умницами! Хорошо работали по группам и в парах, были внимательны и активны.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК

Делают вывод о том, что их знания по теме «Мягкий знак» расширились, что мотивирует детей на дальнейшую успешную работу на уроках

Выполняют тест.









Анализируют свою деятельность на уроке и обобщают сведения о новых знаниях.

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль по результату

10.Домашнее задание.

Учебник с.53 № 43, правило с. 52.

11. Рефлексия.

Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минуту,

Восстановим зоркость глаз,

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Ни печали , ни тревог,

Потрудились славно дети,

Завершается урок!

-Открываем глазки.

У вас на парте лежат капельки вашего нового знания.

Если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались - возьмите каплю синего цвета.

Зелёную - если иногда вы испытывали трудности и сомнения , вам не очень понравилась работа на уроке.

-Жёлтую - вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.

- А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний.

Урок закончен. Всем большое спасибо.

Личностные: ориентация на содержательные моменты школьной деятельности.



© 2010-2022